Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Антицеллюлитное обертывание водорослями на http://ekb.youdo.com/.
Чистка лица комодекс: сделать заказ услуги.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Кореспондент сайта mediazavod неделю проучилась в челябинской православной гимназии

09.03.2013
Челябинская православная гимназия, словно некая буферная зона между наукой и религией. Здесь свои обычаи, дресс-код, система ценностей...

Челябинская православная гимназия, словно некая буферная зона между наукой и религией. Здесь свои обычаи, дресс-код, система ценностей. Чтобы увидеть все это своими глазами, наш корреспондент одну неделю поучилась вместе с гимназистами.

В прихожей гимназии - телевизор, транслирующий православный телеканал «Союз». В фойе - иконы, возле которых можно поставить свечи. На лестнице - фотографии храмов. На втором этаже - картины русских художников.

Первоклассница Лиза проводит меня по выставке «Рождественские фантазии».

- Этот Рождественский вертеп я делала вместе с дедушкой. А вот Христос! - Лиза указывает на лежащего среди сена игрушечного пупса. - Правда, мы не нашли другую фигурку…

Понедельник начинается молебном перед учебной неделей. Все ребята поделены на две половины: мужскую и женскую. Девочки - в белых косынках.

- Такое разделение принято по законам катехизиса, - поясняет семиклассница Лиза.

Молитвы читаются в начале и по окончании каждого урока. Обязательный атрибут гимназистов - форма с шевроном. На нем изображен шестикрылый серафим, несущий книгу, а в центре - евхаристическая чаша.

Шестиклассницу мальчики назвали пацанкой. Обиделась. Убежала в туалет - плакать. Другая девочка на перемене заявила всему классу:

- Называйте меня не Женей, а Жекой!

- Зачем? Это мужское имя! - засмеялись мальчишки.

- Мне нравится пацанский стиль. Терпеть не могу юбки.

Первый урок - литература. Изучаем третьего Толстого - Алексея Николаевича, «красного графа».

- Свой талант люди часто тратят впустую, и Господь забирает его, - рассуждает Надежда Степановна. - Так и Толстой источил свое дарование.

Мы читаем рассказ «Гадюка», разбираем художественные приемы и стиль. В стекле окна отражается храм-панно. А за ним стремительно строится домовый храм гимназистов.

- Итак, третий Толстой: мировой классик или русский? Великий или крупный? - завершает урок Надежда Степановна. - Все-таки крупный - нет величия души.

Следующий автор по программе - Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» многие считают оккультным.

- За «Мастера и Маргариту» берусь с опаской. Хотя батюшка благословил нас, - приступает Надежда Степановна.

Если бы можно было измерить степень взаимопомощи ребят, то в одиннадцатом классе она получила бы высший балл.

- Пусть Тема еще один пример решит, а то он неуверенно это делает, - предложил Глеб на алгебре, видя, что Артем запутался в производной.

Завершается урок круговым опросом ребят:

- Ира, Настя, Аня, понятно? Миша, Ваня, Ярослав, вопросов нет? - спрашивает Надежда Дмитриевна.

Количество учеников в классах меньше, чем в обычной школе. Поэтому преподавание фактически носит индивидуальный характер.

На обществознании изучаем семейное право. Тема урока - права при разводе.

- А вообще разводиться нельзя! - шепчет Аня.

«Христианский брак нерасторжим в принципе, и это не потому, что попам захотелось помучить людей, а потому, что союз безоговорочного прощения и безграничного доверия заключается только навсегда», - прочитаем мы после в учебнике на уроке православной семьи.

На переменах классы пустеют. Ребята выходят в холл. Здесь стираются границы между возрастом и классом.

- Троице-Сергиева лавра - это лучший монастырь России! Я бы хотела учиться там, в семинарии! - восклицает Лена.

- А я буду поступать на православного психолога, - делится Маша.

- В чем же разница между светской психологией и православной? - спрашиваю.

- Светские психологи чаще ориентируются на личный опыт, а у православных - истина одна, - подключается к разговору Аня.

На большом стенде в холле - заповеди православного гимназиста: по отношению к Богу, ближним и самому себе.

- Почему эти правила называют заповедями? - спрашиваю.

- Правила меняются, а заповеди - на всю жизнь. А еще мы называем их Уставом. Его нельзя нарушать, - объясняют мне.

Столовую здесь принято называть трапезной, а фраза «Ангела за трапезой!» звучит чаще, чем пожелание приятного аппетита.

В понедельник на обед мы прибежали первыми, но нужно ждать всех учеников. Своеобразное «правило православного этикета» - молитву перед едой читать вместе.

-Ребята, у нас беда! - внезапно объявила Наталья Юрьевна. - Пятиклассница Настя Сапожникова пострадала во время пожара и попала в больницу.

Перед обедом молимся за выздоровление девочки. И так две недели, пока на сайте гимназии не появляется благодарность всем, кто проявил сочувствие к семье Сапожниковых.

Перед трапезной висят большие стенды, где все о целях постов, их история, советы.

Малыши питаются с молоком и рыбой даже в пост, но чем старше ребенок, тем больше ограничений в еде.

Отец Алексей вспоминает, что когда гимназия располагалась на улице Кыштымской, некоторые дети на переменах бегали в ближайший магазин и покупали мороженое и сосиски. Сейчас соблазнов меньше - заведений питания поблизости нет.

Следующий урок - история русской православной церкви. Его ведет отец Аркадий - кандидат педагогических наук, помощник командующего военной частью по работе с верующими военнослужащими. Полковой священник, как он сам себя называет.

Сегодня изучаем татаро-монгольское иго и его влияние на судьбу православной церкви.

- А было ли иго? - спрашивает отец Аркадий.

Вопрос-провокация рождает дискуссию. Спорим, приводим аргументы, ищем доказательства. Узнаем, что монголы церковь не трогали, православные священники проводили духовную миссию в Золотой Орде и пользовались уважением хана.

На перемене встречаем учеников девятого класса:

- А мы на истории РПЦ смотрим фильмы о взаимоотношениях науки и религии, - говорит Маша, заплетая косичку Лизе.

- Но больше всего нашему классу нравятся музыкальные дебаты, - продолжает она. - И объединяет нас рок-н-ролл.

- Я родилась 25 января, в день святой великомученицы Татьяны. Меня хотели назвать Виленой, в честь Ленина. Тогда родители не были верующими, - рассказывает семиклассница Таня. - Но в роддоме лежала женщина - мама моей лучшей подруги. Она и открыла родителям глаза на религию. Так что мы с Лизой вместе с пеленок.

Сейчас в гимназии учатся 235 человек. «Гимназическая семья» постоянно растет. Но некоторые дети уходят.

- Иногда ребенок негативно отбрасывает то, что здесь происходит, - рассказывает отец Алексей. - Не привык учиться, не может войти в колею. Или совершит негативный поступок, но не находит одобрения в глазах одноклассников.

- Наши дети не обособлены. Они такие же, как все, - продолжает директор гимназии Юрий Сепетеров. - Но хочется думать, что духовность гимназистов не позволяет им сквернословить или иметь вредные привычки.

В раздевалке услышала разговор второклассниц.

- Вот я никогда не грешу, - говорит одна.

- Все люди грешны, - отвечает подружка. - Ты СТС смотришь?

- Смотрю.

- Ну вот, а говоришь, что безгрешная!

На геометрии звучит: «А можно ли измерить глубину души?». На химии пытаемся понять, как атом стал положительным:

- А как человек становится положительным? - интригующе спрашивает Ольга Олеговна. - Наверное, когда что-то отдает. Так и атом, отдав электрон, стал героем нашего романа. Чистая классика!

Психолога в гимназии нет. Есть отец Алексей Егоров - духовник. Он генератор самого главного в жизни гимназии - православного духа.

На переменах отца Алексея трудно увидеть одного. Гимназисты часто просят совета, благословения. И он всегда начинает разговор с улыбкой: «Приветствую вас!».

- Общение со мной дети не воспринимают как угрозу. В неприятной ситуации они не бегут ко мне, но считают это меньшим бедствием, чем вызов к директору или завучу. Мы часто прибегаем к такому средству, как исповедь.

По словам отца Алексея, церковь должна быть радостью для ребенка, а не обузой. Главное, чтобы тот осознал, что вне церкви нет спасения. В этом очень помогают совместные путешествия в монастыри, посещение храмов.

- Самое сложное в гимназии - не осуждать. Мы не одергиваем, а беседуем. Иногда не знаешь, что сказать, как вдруг слова находятся сами собой - это Бог говорит, - делится молодой педагог. - Мы очень многое открываем через детей, ведь учитель не идеал. Идеал у нас один, и мы все вместе, взявшись за руки, к нему идем…

Первый «Б» класс. 18 ребят, 18 парт. На каждой парте - икона Пресвятой Богородицы.

- Она помогает нам учиться! - в унисон объясняют ребята.

Идет урок православного этикета. Екатерина Александровна просит каждого сказать, как он понимает значение слова «вера». Из детских высказываний можно составить сборник афоризмов: вера - это дела, молитва, надежда на волю Божью.

Многие ребята в этом классе уже начали изучать церковнославянский язык, знают, что такое двунадесятые праздники и почему Сочельник - самый строгий постный день.

- Сегодня с двенадцати ночи до пяти утра вода в кране будет святая! - объявляет Лиза.

Первую половину урока мы изучаем отношение мирянина к священнику. Вторую - смотрим фильм о празднике Крещения.

- Ееее!!! Смотрите, какой красивый Иисус Христос! И ангелы! Клево! - ликуют ребята.

Они очень дружные. Поднять другу его упавшие иконку, пенал, книгу - это норма.

Гимназисты не отвлекаются на посторонние дела: их взгляд только и скользит с учителя на учебник. Напротив меня сидит Даша. Вдруг она достает из рюкзака сушку и незаметно откусывает. Смотрит на меня, снова опускает руку в сумку и протягивает мне:

- Держи! Говорят, шушки полезны!

Дом, доброта, семья, духовность, теплица, русский дух - так гимназисты характеризуют свою школу.

- Я почему-то больше всего согласен со словом «теплица», - говорит Юрий Григорьевич. - А если не повторяться, то первая ассоциация - слово «укрепление». Только вместе надо идти, рука об руку.

Надежда Прохорова

Комментарии
"Пусть Тема еще один пример решит, а то он неуверенно это делает, – предложил Глеб," - это пример взаимопомощи?
А когда в нашей, обыкновенной, школе у мальчика из небогатой семьи умер отец, ребята и их родители - не все, но человек 8-10, не молились, конечно, а сами пришли к классному руководителю с денежкой, кто сколько смог, чтобы поддержать семью. Даже не все - друзья, просто одноклассники.
То, что дети не сквернословят и не имеют скверных привычек (если это так), - замечательно.
А вот задача "чтобы ребенок (!) осознал, что вне церкви нет спасения" - что-то страшное, как минимум - шантаж, а то и кабала...
Вопросы
09.03.2013 16:25:06
Долой мракобесие !!! Нужно, чтобы человек основывался на здравом смысле! Должны прививаться нравственные ценности и культура БЕЗ всяких религиозных выдумок,а для этого необходимо ХОРОШЕЕ образование!
Юлия
16.03.2013 16:06:14
Какой позор! И это ХХI век
Юлия
16.03.2013 16:11:17
Бог Вам судья, Юлия
Анастасия
02.12.2013 05:30:01
Через три года ребенку в первый класс. Я бы хотела привести его в эту гимназию.
Светлана
16.10.2014 04:19:46