Новости

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Опыт мечты в трех главах

14.01.2009
Искусство не знает территориальных, возрастных и жанровых границ — доказывает златоустовский художник Александр Потапов. Выставка его работ сейчас проходит в областной научной библиотеке.

Этот материал — необычный. Как правило, художники — народ закрытый. Скупо говорят о творчестве, а о личной жизни — вообще ни слова. Со златоустовским художником Александром Потаповым нам удалось поговорить обо всем. В этом материале три главы: «Саша», «Вика», «Аня». Опосредованно они объединены родственной связью: Аня — первая жена Александра, Вика — вторая. Саша — главное лицо этой истории. Выставка его картин сейчас проходит в областной научной библиотеке. Мне в руки попал диск с цифровыми фотографиями работ Саши, Вики, Анны. Захотелось показать работы каждого из них. Отсюда и три рассказа.

Саша

Есть художники, всю жизнь разрабатывающие одну и ту же тему. У других же творчество делится на периоды, причем каждый последующий этап не похож на предыдущий. Таков златоустовец Александр Потапов.

— Я родился в глине, — начал он рассказ о себе. — Чувство пластики было врожденным. Не помню времени, когда не лепил. Сначала родители отвели меня в изостудию. Там преподаватель видел, как я мучаюсь, когда беру в руки краски и кисточку. Он взял меня за руку: пошли, отведу к скульптору. В 12 лет, время, когда у ребенка открываются глаза на мир, в моей жизни появился Учитель — художник-скульптор Владимир Жариков.

Занятия скульптурой сформировали особое мировоззрение Потапова: его глаза так ярко видят объем, что «все как бы выпирает».

В 1987 году Александр занялся художественной фотографией, стал снимать натюрморты. При этом не оставлял и керамику: в натюрморты Александр включал скульптуры, выполненные в стилях разных эпох. Некоторые тут же и разбивал, увлеченно фотографируя осколки. Новое направление его по-настоящему увлекло. За шесть лет работы он отснял около сотни натюрмортов.

— Как вы их составляете?

— А это вообще какая-то тайна, работа сердца, а не ума. Вещь сама по себе очень красива. Начинаешь в нее всматриваться, видишь какие-то характеристики, свойства. К одной вещи подходит другая, третья, их соседство порождает новые смыслы. Начинает складываться композиция. А потом ум уже видит, что все готово и ему здесь делать нечего. Последние натюрморты я буквально видел во сне. Ложишься спать, внутри себя держишь взглядом предметы, и к утру у тебя уже готовый натюрморт. В какой-то момент мне стало слишком легко, а оттого и скучно.

Когда Надежда Питахина, арт-директор челябинской галереи «Потоки», стала знакомиться с творчеством Александра Потапова, для его первой челябинской выставки выбрала именно эти натюрморты. Выставка проходит в зале искусств Челябинской областной научной библиотеки. Ее название «История цивилизации культуры» не случайно. Почти в каждом натюрморте — отсылка к лучшим достижениям человечества в области живописи и культуры в целом. Головы древнегреческих богов, глиняный Будда, репродукции произведений Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи.

— Тема искусства есть во всех моих натюрмортах, — говорит Александр. — А репродукция — как окно, приглашение в другой мир. В натюрморте картины соседствуют с ракушками, коровьими черепами, посудой, тем, что зачастую найдено на свалке. И все это, как ни странно, сосуществует в гармонии.

Лучшие натюрморты Александра вошли в календарь на 2009 год, посвященный 110-летию Челябинской областной научной библиотеки. На обороте натюрмортов — поздравления от фирм и организаций, в том числе и газеты «Челябинский рабочий». Интересно, что каждый из поздравителей нашел в натюрмортах свой неповторимый образ.

Последнее увлечение Александра Потапова — коллажи, выполненные на компьютере.

— Последний год я сижу за монитором, — признается он. — Немножко проспал цифровую революцию: был слишком увлечен керамикой, а надо было поскорее от нее отходить. Сейчас приходится догонять упущенное. Без конца тереблю друзей и знакомых — они помогают мне осваивать компьютер, читаю книги. Купил простенький цифровой фотоаппарат.

На многих коллажах Александра — фотографии старых заброшенных домиков Златоуста. Над ними — почти невидимые ангелы. Спрашиваю, почему в коллажах так много образов из православия.

— Бабушка нас всех крестила в детстве. В 80—90-е годы XX столетия пришло очень много книг. Мы увидели, что другие религии не лучше и не хуже — они просто другие. Всех их связывает единый дух. Когда ты видишь это единство, разъединение на разные религии даже в голову не приходит. Фрагментов русской иконописи у меня много потому, что они очень красивы. Андрей Рублев, Дионисий — такие же вершины, как Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Не все коллажи Саше удаются. На некоторых фотографиях вклеенные фрагменты смотрятся чужеродно, создают дисгармонию. Но он и сам это признает:

— Что вы, какие шедевры? Работ, за которые не стыдно, — единицы. А архивы огромны.

Вика

Художественный дар открыла в себе неожиданно. Рисовала в школе, потом перестала. Работала бухгалтером. Викину дочку учила рисовать свекровь, имеющая художественное образование. С Сашей Вика познакомилась на Таганае: вместе они шли на гору Двуглавая. Однажды Александр заметил у жены странный ритуал: прольет кофе на бумагу и смотрит на кофейное пятно. Смысл ритуала Вика не раскрыла: «Это очень личное». Однажды Саша предложил Виктории нарисовать то, что она видит в кофейном пятне. Так получились первые «почеркушки». Александр Юрьевич, конечно, видел, что с точки зрения художественных канонов жена рисует неправильно. Но не мешал, напротив, хвалил и поддерживал.

— Вспомните свое детство, — с улыбкой говорит Александр. — Вы рисовали, а потом? Почему, Олеся, твои детские глаза закрылись? Если бы ты рисовала всегда, не прерывала бы эту линию, кто знает, во что бы она выросла? Все дети рисуют и лепят, но со временем глаза закрываются, не знаю, почему. Вике повезло, что вдруг это все открылось и стало так ярко. Мы общаемся с художниками, всем очень интересно, как вдруг так — после 40 лет человек начинает рисовать? Хотя история знает массу примеров: Гоген, Ван Гог тоже начали рисовать очень поздно.

Вика рисует гелевой ручкой на ткани. Сразу нашлись на ее работы покупатели. А когда она принесла свои «почеркушки» в екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн», ей предложили сделать персональную выставку. Вика продавать работы перестала, теперь рисует все для выставки.

— Бухгалтерию оставила, — говорит она. — Теперь вижу рисование своим основным занятием. Хочется попробовать разные виды красок и тканей.

По-прежнему вдохновение она черпает в кофейном пятне. Не пролив на бумагу утренний кофе, рисовать не начинает. Выставку решила назвать «Кофейные фантазии».

Смотришь на Викины работы и диву даешься: как щедра фантазия художницы! Все пространство зарисовала тысячами линий и завитков. Сквозь этот пестрый ковер начинают проступать образы — людей, птиц, диковинных существ. Специалисты называют работы Вики наивными. Но этой наивностью, незамутненным взглядом на мир они как раз и ценны. А еще тем, что Вика, не имея художественного образования, обладает безупречным чувством вкуса, которое структурирует ее бурную фантазию и делает картины приятными глазу.

Анна

Анна стала одной из немногих граждан России, кто, бросив привычный жизненный уклад, решился уехать в Ауровиль. Вот отрывки из книги «Ауровиль: опыт мечты»: «Ауровиль — международный город-эксперимент на юге Индии рядом с городом Пондичерри. Он был задуман как экспериментальная лаборатория для коллективной реализации идеала человеческого единства. Основан Миррой Ришар (Матерью), соратницей Шри Ауробиндо, индийского философа и политического деятеля, а также духовного учителя, создателя интегральной йоги. На торжественное открытие Ауровиля 28 февраля 1968 года приехали представители 124 стран мира. За сорок лет население города выросло от нескольких десятков энтузиастов до почти 2000 человек из более чем сорока стран мира. Проект получил официальную поддержку ЮНЕСКО и правительства Индии. Сорок лет назад на этом месте была пустыня».

Анна не просто поменяла место жительства, переехав из Златоуста в Ауровиль, но сумела максимально реализовать свой творческий потенциал, основав в городе мечты керамическую студию «Белый павлин». Работы, сделанные ее маленькими воспитанниками, расходятся по всему миру. Я отправила Анне электронное письмо с вопросами не столько из профессионального, сколько человеческого любопытства. И была очень рада получить ответ.

— Как вы решились уехать в Ауровиль?

— Году в 1980-м я с 7-летней дочерью уехала из Симферополя в Горный Алтай, списавшись с рериховской общиной. Это был народ из Новосибирска, человек восемь, они строили музей Рериха в том месте, откуда он начал свою экспедицию «Алтай-Гималаи». Так мы и остались в рериховской общине в Горном Алтае на четыре года. Это было самое удивительное время в моей жизни. И тогда же в журнале «Курьер Юнеско» появилась информация об Ауровиле. Потом, через 10 лет, когда мы жили уже в Златоусте, один из наших общинных друзей побывал в Ауровиле и привез нам фильм об основателях Ауровиля, свои впечатления и приглашения для десяти россиян присоединиться к эксперименту. В Ауровиле тогда не было ни одного россиянина. Поехать хотелось, но... Катя училась в институте, Арсению (сыну) было два года, а в стране был кризис. Ауровиль стал какой-то несбыточной мечтой. Мы часто не знаем, какие события помогают нам не свернуть с пути. В какой-то момент мне показалось, что все рушится — в стране, в семье, в обществе... Но вместе с тем пришли новые возможности. Все не случайно. Когда я приняла решение ехать в Ауровиль, все начало складываться удивительным образом. К тому же сыну уже было девять лет, а дочь стала самостоятельной. Путь был открыт. Керамическую студию, где я работала, закрыли, а помещение отдали под хозяйственный магазин. Время было такое.

— Легко ли было вам вступить в общину?

— Нелегко. Потому что мы — «советские». К общинному типу сознания примешена привычка жить в страхе, отсутствие внутренней свободы и умения прощать себя. Наделенным от природы уникальными дарами, нам приходилось умещать себя в прокрустово ложе схемы, одной для всех. Мы привыкли жить неискренне. Мне было очень трудно.

— Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы ему комфортно жилось в Ауровиле?

— Основная цель Ауровиля — человеческое единство. Создание модели общества, где возможна жизнь по законам единства, а не разделения. Сюда едут разные люди, но эта цель им близка. И каждый в меру своего понимания старается цель эту приблизить. Это непростая работа: 2000 ауровильцев представляют более 30 наций. Но есть стремление найти общий язык. Мы готовы к тому, что результат может обнаружиться не здесь, а в другом месте, ведь для энергии нет границ. В любой точке Земли делай доброе дело и не жди результата — он будет, когда твоя энергия объединится с другими позитивными импульсами.

Ауровиль — это не город ангелов или монахов. Это рабочая площадка. Это место открыто всему миру, потому так легко разглядеть недостатки. Но работа идет. И это личное дело каждого — видеть стакан полуполным или полупустым.

— Расскажите о центре «Белый павлин». Правда ли, что работы ваши и ваших учеников расходятся по всему миру как сувениры?

— Это моя давняя мечта — создать керамическую мастерскую для детей. Только теперь мы получили небольшое помещение, купили печь для обжига, делаем ремонт. Фраза с нашего сайта о том, что детские работы расходятся по миру — это не вымысел, Ауровиль каждый год посещает множество людей со всего света. На протяжении восьми лет я работаю в ауровильской школе для деревенских индийских детей. У школы всегда много иностранных гостей, и мы им дарим свои игрушки.

А «Белый павлин» пока только распускает крылья: сделать предстоит немало. Думаю, что через несколько месяцев начнем работать с группами.

— Чем жизнь в Ауровиле отличается от жизни в России?

— Живя здесь, я забываю, что мы в другой стране, об этом вспоминаешь, когда попадаешь в Россию. Здесь ты более свободен в выборе занятий, не думаешь о деньгах (хоть мы и живем просто, но все необходимое есть и не только), есть время побыть наедине с собой. Здесь я понимаю, что все мы — люди мира. Земля такая маленькая, никто не первый, никто не последний. Каждый уникален. Все мы — одно целое.

— Как устроились там ваши дети? Отличается ли их система образования от нашей?

— Образование здесь не ориентировано на диплом, а имеет целью развить способности. Хотя в последнее время разрыв между ауровильским пониманием задач образования и требованиями для поступления в вузы сократился, выпускники ауровильской старшей школы "Future school" продолжают обучение в университетах, если хотят. Но дети здесь очевидно другие. У них независимый взгляд на мир, их не захватывает потребительская лихорадка и стремление сделать карьеру. Среди интересов и ценностей — сохранение планеты, альтернативные энергоисточники, органическое земледелие, словом, другие игры.

— На одном из сайтов я прочитала, что в последние годы Ауровиль сильно коммерциализировался.

— Это взгляд со стороны, мнение человека, приезжающего в гости. Конечно, есть разница между временем первых поселенцев, когда в Ауровиле и окрестностях не было ни одного дерева, зачастую было нечего есть, и кучка пионеров, человек 300, мужественно противостояли натиску деревенских аборигенов, и тем, что такое Ауровиль теперь. Но ведь для того и были посажены два миллиона деревьев, построены школы, созданы фермы, чтобы людям жилось лучше и оставалось больше времени не саморазвитие. Теперь Ауровиль — привлекательное место для тех, кто всего-навсего мечтает о вечном лете, поэтому вступительный взнос и некоторые сложности при вступлении (испытательный срок, необходимость показать себя в работе) необходимы для того, чтобы понять, действительно ли вновь приехавший готов к участию в эксперименте или просто прячется от жизни.

Комментарии
Комментариев пока нет