Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Нагайбаки сами о себе

17.03.2009
На Южном Урале, и только у нас, живет один загадочный народ. О нем можно сказать так, загадкой. Крестьяне, а живут в Париже, Фершампенуазе или Касселе. Имена-фамилии русские, а язык — татарский. Язык татарский, а не мусульмане. Не мусульмане, а православные, но называют себя нагайбаками.

10 тысяч человек, осознавших себя народом.

У нас на Южном Урале, и только у нас, живет один загадочный народ. Он мал, всего-то 10 тысяч человек, но намерен оставаться самим собой и жить долго. О нем можно сказать так, загадкой. Крестьяне, а живут в Париже, Фершампенуазе или Касселе. Имена-фамилии русские, а язык — татарский. Язык татарский, а не мусульмане. Не мусульмане, а православные, но называют себя нагайбаками.

Нагайбачка Светлана Вдовина написала книгу о нагайбаках — «Соты памяти народной». Чтобы написать ее, автор не испытывал необходимости выезжать в какие-то города, копаться в архивах, что-то выискивать в документах. Нет, Светлана Ивановна, по сердцу и по совету, решила иначе: пусть нагайбаки сами расскажут о себе. И не столько о своей внешней истории, сколько о внутренней. О душе народа, а не о теле. И она принялась выспрашивать, выслушивать рассказы-воспоминания стариков, старух, всех, у кого было что вспомнить и рассказать, и переносить на бумагу их устное слово.

На эти выспрашивания, на объезды поселков и сел района, на приведение в систему записей ушел не один год. Так, сота к соте, получилась книга. И очень редкая, необычная. Да-да, нагайбакский эксклюзив.

Что там, в книге? Там — легенды, сказки, предания, притчи, обряды, традиции, одеяния, кухня. А еще частушки, потешки, дразнилки, скороговорки. Все пригодилось. И все — к месту. Вот, пожалуйста, скороговорка:

Аттым карга

Теште карга,

тоште карга ак карга

Ул каргага карарга дип,

Карга жыелды карга.

Нужен ли перевод? Может быть, довольно перебора этих «кар-каргага-карарга» и «теш-тош»? Ну, а перевод простой — кто-то подстрелил ворону, она упала на белый снег, на нее собрались поглазеть вороны...

Нагайбаки интересны тем, что в своем образе жизни соединили разные вещи — татарский и русский языки, православие и язычество, казачество и кочевничество.

Книга начинается с объяснения нагайбакского православия, с непростой церковной истории в разных населенных пунктах района. Необычно узнать, что православные термины имеют свои нагайбакские аналоги: крещение — это качману, пасха — это оло кон, троица — это трейсен и так далее. Необычно и то, что православные праздники приправлены изрядной долей языческих обрядов. Хотя слабые признаки ислама в быту можно отыскать, но нагайбаки настойчиво настаивают на своем православном выборе. При этом они подчеркивают, что нагайбаки никогда в ислам не входили и не выходили из него. Свою «кровь» они ведут от ногаев, которые тоже были православными.

Цитирую автора: «Ни в одном селе, ни один из стариков, ни одна из бабушек ни разу не вспомнили о том, что нагайбаки были ущемлены в своих правах и насильно крещены». Они в общем-то не против названия «крещены», но сейчас вполне удовлетворены своей принадлежностью к православному миру. Еще одна цитата из книги: «Наш народ никогда не изменит православной вере, это равносильно краху нации».

Книга Светланы Вдовиной дает нам много примеров своеобразия нагайбакских традиций, обрядов и преданий. «У нагайбаков никогда не было изоляции женщин от мужчин. У молодежи были приняты «куныу» — совместные ночевки парней с девушками, но девушки всегда выходили замуж девственницами. «Нас парни берегли». «Девушки сами делали свой выбор, а не выходили замуж по принуждению. Единственным условием, которое ставилось родителями, было чтобы избранник был своей веры». «У нагайбаков-кряшен нет обряда обрезания». «Пролитие крови считалось смертным грехом. Во время революции и гражданской войны врагов казнили на кладбищах — на освященной земле». «Нельзя женщинам резать скотину (пускать кровь), работать с топором, молотком. В таких случаях Господь говорит: «Уж коль ты так славно справляешься с топором и молотком, к чему тебе муж», и женщина оставалась вековухой или вдовой». «У нагайбаков каша имеет не только обыденное значение, но и ритуальное». «Мусульмане едят конину, а нагайбаки никогда ее не ели». И так далее...

Книга издана благодаря... Я не смогу перечислить всех, кого благодарит С. Вдовина. Возьму только несколько фамилий в начале списка. Это А. Морозов, С. Кимайкин, Г. Ишимова, Н. Година, О. Тенякова, Ф. Шарипов...

Комментарии
Спасибо. Очень интересный материал
Женя
03.04.2009 09:31:36
Очень интересно,спасибо.Я нагайбачка,интересуюсь историей своего народа.Ответьте,пожалуйста,где можно купить или выписать эту книгу?
Валентина
27.08.2009 17:57:21
Нагайбаки разговоривают по-нагайбакском языке, не татарском. У каждого народа свой язык.Почему белорусы,украинцы не говорят, что мы раговариваем по-русский. Хотя эти языки очень близкие.
Мы нагайбакцы разговариваем по-нагайбакском языке,это наш родной язык.
КАСКЫН
14.08.2010 17:35:33
Ногайбакам!
Если хотите узнать свою подлинную историю обращайтесь профессору Гайсе Хусаинову .В уфимских
архивах есть все о вашем народе.Если читать и верит
Казанским "историкам" не только не существует ногайбаки
даже 2 миллионный башкордский, ПОЛУМИЛЛИОННЫЙ ногайский оказываюся являются татарами.
Я свами согласен что НОГАЙБАКИ отделный народ а не
татары,язык ваш НОГАЙБАКСКИЙ А НЕ ТАТАРСКИЙ.
Немножко о фактах которые у меня есть.
Крепость НОГАЙБАК построен Кирилловым ,начальником
Оренбургской экспедиции,1734-году.
После башкордского восстания 1735-1740 годов начали
насилсьтвенно крестить их.Но они обратно переходили
в ислам.(Следствием такой политики было новое восстание 1755 года,и властям пришлось отказатся от этой политики)
Чтобы исключить это явление по указу сената новокрещенных башкордов начали селить в Ногайбакскую крепость изолируя от мусулман.
Позже туда же селили пленных мусулман которые приняли христианство.Среди них были: турки,афганцы,
сарты,персы (знаминитый атаман Василий Торнов Персианин-Кызылбашев),армяни бывшие мусулманами,
башкорды вывезаные из казахского плена.
В архивах Уфы есть документы об этих заселениях,
когда ,сколько людей,какой национальности заселились.
Анализ документов показывает:
Первоосновой ногайбаков были крещенные башкорды ,потом на них наслаивались крещенные военнопленные,бывшие мусулмани и язычники.
К началу 19-го века примерно 50% ногайбаков имели
башкордские корни, а остальные выходцы от разных народов.Хоть сколько скреби ногайбака там татара не
найдешь,потому что их там не было.Факты упрямая вещь.
Повторяю!!!!
Вы НОГАЙБАКИ,ВАШ ЯЗЫК НОГАЙБАКСКИЙ. И БУДЬТЕ ИМ!!1
с ПРИВЕТОМ ВСЕМ НОГАЙБАКАМ Рөстәм БАШҠОРТ.
рустам
22.04.2011 15:03:44
Вот еще один "внушительный труд":http://mediazavod.ru/articles/102380 на эту тему...
Анна Колесникова
22.04.2011 15:30:26
Только вот давайте не будем доходить до абсурда, ногайбакского языка нет,всё же мы разговариваем на татарском языке, хотя и православные ))))
Ногайбак мин
04.06.2011 08:41:59
А где можно купит эту книгу?
Лариса
17.09.2011 18:40:38
Хочу сказать что все что написано в этой статье это абсурд.Ногайбаки,вы являетесь прямыми потомками татар и ногайцев золотой ОРДЫ и крещение ваше состоялось во времена Ивана Грозного "под дулом пистолета" как говорится и это был очень даже насильственный.Тех кто не соглашался на крещение очень жестко казнили.это был тот период когда Когда казанью правила наша царица,дочь Ногайского народа Сююмбийке.похожий процесс повторился при Екатерине Великой.Суворова послали на усмирение нашего ногайского народа с последуещей департацией в Южный Урал но ногайцы оказали Сопративление и их многих в прямом смысле вырезали и детей и стариков и женщин не щадя никого.Ногайцы как написано в этой статье были православными.хочу сказать что это не так.Да мы были язычниками.Мы сейчас мусульмане но мы никогда не были христианами.Под конец хочу сказать чтобы вы побольше изучали Историю своего народа,историю ногайской орды и историю золотой орды
Курман
29.03.2012 10:26:00