Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

История у нас общая, а мысли - разные

06.11.2009
В Челябинском областном краеведческом музее сегодня открылась выставка «Вожди и символы советской эпохи».

В Челябинском областном краеведческом музее сегодня открылась выставка «Вожди и символы советской эпохи».

Советская пропаганда, проникая во все сферы жизни, была выстроена стилистически безупречно. Малыши с горящими глазами слушали рассказы о Ленине и красном знамени, красивую сказку «Мальчиш-Кибальчиш». В школе первоклассник носил звездочку с портретом Володи Ульянова и мечтал стать пионером... На каждой ступени были свои манки. Информация постепенно наращивалась, усложнялась, плавно переходя от одной ступени к другой. Получалась стройная, мощная, очень сильная система.

- По стилю она напоминает языческую, - говорит автор выставки, сотрудник краеведческого музея Светлана Судья. - Очень проста и воздействует на подсознание. Во-первых, много красного цвета. Активный, раздражающий, будоражащий, в его присутствии человек не засыпает. Очень просты формулировки лозунгов: «Ленин - живее всех живых», «Мы за мир», «Учиться, учиться и учиться». Если посмотреть на плакаты, можно заметить, что фигуры изображены мощные, указующие, композиция четко передает идею. В самых ранних плакатах видно, что пропагандистский стиль еще не устоялся. На изображении Сталина много голубого и серого цвета, художественности, чувствуется текстовой перебор. Постепенно плакат становится более абстрактным и мощным, от главной мысли не отвлекают детали.

В экспозиции встретились самые разные символы эпохи. Среди них есть явные - красные знамена, плакаты с вождями и призывными лозунгами, декоративные юбилейные вазы прекрасного качества, посвященные государственным датам, марки, открытки, детские журналы. И неочевидные - повседневные вещи, которые использовались в быту: самовар, швейная машинка, простенькая коробочка из-под монпансье, трогательный, вышитый крестиком портрет Ленина. В их декоре не сразу различишь специфические арт-объекты - Спасскую башню, буденовку, герб СССР, бесконечное количество звезд, серпов и молотов, колосьев. Они действуют исподволь.

Государственными символами пронизана даже женская капроновая косынка. Нарядная, милая, приятной расцветки, сочетающей три цвета - зеленый, сиреневый, красноватый. Сразу не догадаешься, что косыночка посвящена 50-летию СССР. Всматриваемся? и вдруг оказывается, что в центре - красные гвоздики как символ Октября, их окружает орнамент из серпов и молотов, цифра 50 в четырех разворотах, а по периметру выстроились в ряд флаги советских республик и множество мелких красных звезд.

Предметы художественного творчества прекрасного качества, их делали искусные мастера. Например, недавно отреставрированная скульптура «Ворошилов на коне» 1935 года, где прорисованы тончайшие детали, каждый волосок на гриве лошади. Из фондов Музея искусств позаимствован ажурный столик мастеров каслинского литья «Книги Брежнева», ножки которого подкрепляют колосья. Пользоваться им нельзя, потому он предназначен исключительно для любования. В конце 70-х годов книги Брежнева «Возрождение», «Малая земля», «Целина» выходили миллионными тиражами...

На одной из витрин изумительная ткань, на вид обычная, даже вполне современная - яркая, декоративная, никакой символики. Если подойти ближе и рассмотреть рисунки, вдруг начинают «проявляться» Спасская башня, звезда бежевого цвета, потом и красная, замысловатые волнообразные изгибы вдруг оказываются цифрой 50. Даже на коробочке из-под монпансье, присмотревшись, видишь герб и символику СССР. Бесконечный ряд очевидных и неочевидных атрибутов советской пропаганды...

Такая мощная концентрация действует безотказно. У кого-то это вызовет ностальгию, кто-то захочет перекреститься, радуясь, что все миновало. Как говорят музейщики, история у нас общая, а мысли у всех разные. Главное, что выставка удалась.

Иногда они возвращаются

В конце апреля будущего года в Челябинск вновь приедет выставка из фондов столичного Государственного исторического музея. Она называется «Дары вождю. Последний юбилей Сталина».

Успех прошлогодней выставки «Семь столетий ювелирного искусства» сделал возможным новый поворот в отношениях между главным историческим музеем страны и нашим краеведческим музеем. Устная договоренность уже есть: выставка «Последний юбилей Сталина» будет доставлена в Челябинск на выгодных условиях и, скорее всего, будет работать до октября 2010 года.

...На 70-летие Сталина в Москву было доставлено 15040 ценных подарков, более 800 тысяч рапортов, благодарственных писем и адресов. Принять такое количество сам Сталин лично не мог. Поэтому был создан специальный комитет для приема подарков. Большинство из них представляют ценность как произведения искусства, поскольку выполнены лучшими мастерами, с использованием драгоценных металлов, камней. И как раритеты, потому что такие подарки, как правило, делались в единственном экземпляре. Иногда образцов было два: сначала утверждался пробный вариант, а потом изготавливали подарочный экземпляр, который направлялся в Москву. К примеру, на Кусинском заводе мастера готовили к юбилею Сталина роскошные вазы. Одна из них, которая прошла утверждение, осталась в Кусе, другая поехала в Москву.

В коллекции ГИМа, подготовленной для показа в музеях страны, примерно 120 экспонатов. Это очень дорогое удовольствие, потому что для перемещения столь ценных предметов нужны специально оборудованный транспорт с системой микроконтроля, милицейское сопровождение, большая страховка. Челябинск оказался в более благоприятном положении, потому что находится в середине маршрута выставки - не надо привозить и отправлять в Москву.

- Финансовые затраты все равно большие, - говорит заместитель директора краеведческого музея Татьяна Палагина. - Выставка ведь некоммерческая... Если бы мы хотели подзаработать, можно было пригласить каких-нибудь движущихся динозавров. Но если уж появилась возможность принять сокровища из запасников ГИМа, нужно сделать все возможное, чтобы выставка состоялась.

Татьяна МАРЬИНА

Комментарии
Интересно. Надо сходить.
К. Палеолог
06.11.2009 19:25:28