Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Без снимков из Челябинска выставку делать не начинаю

27.11.2009
Председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков уверен, что фотографы должны быть независимы от государства.

Председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков уверен, что фотографы должны быть независимы от государства.

Недавно в Екатеринбург приезжал председатель Союза фотохудожников России Андрей БАСКАКОВ. В музее «Дом Метенковых» он открывал выставку зонального фотоконкурса «Территория Победы», вручал дипломы лауреатам, большинство которых оказалось челябинцами. После того как официально-праздничная часть визита завершилась, Андрей Иванович дал интервью mediazavod.ru.

Андрей БАСКАКОВ - автор нескольких фотоальбомов и книг, участник и призер многочисленных фотовыставок и фестивалей. Он возглавляет Союз фотохудожников России, много ездит по стране, курирует выставки, дает мастер-классы, участвует в жюри российских и международных конкурсов.

Фирменный уральский проект

- Выставка лучших конкурсных работ отражает сегодняшний день фотографии?

- Главный критерий отбора - фотографическое качество. Мы оценивали не только техническое мастерство, но и идеологию автора, его мысли и чувства, уровень культуры. Кто-то из местных фотографов заметил недовольно: «Время будто остановилось, это 80-е годы». Не согласен. Я считаю, отобранная коллекция отражает сегодняшний день современной фотографии, которая остается традиционной с точки зрения стилистики, мировоззрения, подачи материала. Конечно, изменилась технология печати, но те авторы, которые традиционно работали в черно-белой фотографии, продолжают развиваться в том же направлении. Мне кажется, это интересно.

- Есть ли различия в творчестве фотографов, допустим, Екатеринбурга и Челябинска, уральской зоны и Приморского края? Существуют ли региональные фотошколы?

- Это только перспектива. Формирование школы - процесс не быстрый, искусствоведчески мудреный. 90-е годы оказались для фотографии разрушительными. Они развалили то, что было сделано, не создав взамен ничего нового. И только в XXI веке начинается новый виток в развитии фотографии. Если сравнивать ситуацию в разных регионах России, могу сказать одно: есть города, которые традиционно активны. Это зависит от уровня фотографов, отношения к ним власти, сплоченности вокруг лидера. Если во главе регионального Союза фотохудожников стоит человек талантливый, умный, авторитетный, вокруг него происходит масса интересных событий. Кстати, основные регионы сохранили себя в лучшем виде. Они имеют экспозиционные площади и возможности для проведения выставок, приглашения гостей, которые надо максимально использовать. Допустим, придумать фирменный уральский проект с передвижной фотовыставкой. Он может гулять по разным городам, как Олимпийские игры - сегодня столица в Уфе, завтра в Перми, дальше - Екатеринбург. Мы готовы патронировать такие проекты и добиваться финансирования в Министерстве культуры РФ. Челябинцы - молодцы. Они объявили открытый конкурс художественной фотографии «Фотосоюз-2009», обещают приличную премию. Желающих участвовать - сотни. Снимки присылают отовсюду. Сегодня это областной конкурс, завтра он станет всероссийским, а еще через год запросто выйдет на международный уровень.

Все шедевры в одном компьютере

- Вы не расстаетесь с ноутбуком. Это связано с работой?

- У меня в компьютере - вся информационная база. Мы собрали большой объем информации, она систематизирована по авторам и территориям. Это важно. Предложения приходят разные, в том числе из-за границы. Они могут заинтересовать фотографов и в творческом, и в коммерческом плане. Главное - есть возможность быстро найти данные конкретного автора, посмотреть фотографии, узнать, где и как работает. Скоро запустим сайт Союза фотохудожников России, будем собирать работы через Интернет. Сейчас без этого нельзя.

Недавно ко мне обратился профессор из МГИМО и просил порекомендовать пять-шесть хороших фотографов: «В правлении Корейской ассоциации фотографов затеяли международный проект. Они собирают по одной фотографии серьезного автора от каждой страны и делают общий каталог». Я посмотрел каталог - сделано великолепно, с фотографиями и биографиями участников проекта, причем фотографы экстра-класса. Среди наших там был Владимир Вяткин. Думаю, оказаться в такой компании не стыдно. Главное, и люди достойные есть. Проблема в другом - найти качественные фотографии нужного формата. Организаторы заказывали файлы по 100 МБ, а у нас нашлись снимки максимум на 15-20 МБ. Было немного фотографий, которые по размеру подходили. Но при сканировании и увеличении на них стали заметны следы пальцев, пыль, царапины…

- А что за история случилась с челябинскими дисками для нынешней выставки?

- Мы уже получили все конкурсные материалы из Перми, Уфы, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска. И вдруг выяснилось, что челябинская коллекция, 20 дисков, потерялась на почте. Председатель Челябинской организации Союза фотохудожников Владимир Богдановский едва ли не лично искал их по всей Москве. Московские почтовики не спешили. Хорошо, что помог Челябинский главпочтамт. Они сделали запрос в Москву, на коллег «надавили». За неделю до открытия выставки диски нашлись. А так бы и пролежали брошенные в темном углу.

2000 голых китаянок

- Кругом столько разных конкурсов, грантов, именных стипендий, премий. Российские фотографы на что могут претендовать?

- В Нижнем Новгороде мы проводим российский фотофестиваль молодежи, в котором участвуют люди до 30 лет. Каждый год там бываю и вижу, как серьезно поднимается уровень фотографии. Лауреаты - это 10 лучших авторов - получают государственные стипендии. Для молодых это очень хороший стимул. Стипендии «для выдающихся и молодых деятелей культуры» были учреждены еще Ельциным в 1994 году. Опытным мастерам полагалась стипендия в два раза больше. В ту пору это были неплохие деньги - порядка 800 долларов в год. Но постепенно суммы стали смешными. И мы посвятили этот конкурс молодым. Сейчас цена победы - 36 тысяч рублей. Взрослые стипендии не афишировали и давали особенно нуждающимся людям, целевым образом. Надеюсь, что открываются более ощутимые финансовые перспективы. Появляется смысл разыгрывать стипендии как тендер - тем, кто подаст наиболее интересную заявку.

- Почему мы не участвуем в международных конкурсах, которые проводит Международная федерация фотоискусства (FIAP)?

- Это международная любительская организация. Мне приходилось бывать на конгрессе ФИАП в Андорре. В сентябре я работал в составе международного жюри на конкурсе в Китае. Так что представление имею. Жюри 12-13 человек. Половина китайцев, остальные отовсюду: Африка, Италия, Лондон, Москва. На конкурс пришло 72 тысячи снимков, 52 тысячи из них прислали китайцы (каждый китаец за участие в конкурсе заплатил 1 доллар, в итоге получилось 52 тысячи долларов). Фотографии принимаются в электронном виде, для членов жюри их распечатывают в размере А4 и раскладывают по столам. В моей секции была арт-фотография - рекламная, цифровая, коммерческая. И за один день я посмотрел 11 тысяч фотографий! Более-менее интересных набралось около 100. Остальные - сплошной китч, безвкусица. В том числе примерно 2000 «ню» китайских авторов, когда 2000 обнаженных китаянок в разных позах стоят или лежат у деревца, кусточка, цветочка. Такое мы никогда делать не будем.

- Раньше российские фотографы участвовали в мероприятиях федерации…

- Такая практика была пару раз. За участие в конкурсе мы платили 400 долларов в год. Но однажды члены союза решили: «Участвовать в ФИАП не будем. Это не наш статус». И не стали. Мы изначально себя позиционировали как союз профессиональных фотографов, а также любителей, которые занимаются фотографией на профессиональном уровне. Если кого-то интересует фотоспорт - сбрасывайтесь по 10 долларов, участвуйте, представляйте ФИАП в России - никто не запрещает. Но мы не хотим считать баллы и ставить рейтинги по числу пройденных конкурсов. Наших людей на выставках и салонах ФИАП не увидишь. А те, кто когда-то участвовал, теперь об этом жалеют. Например, челябинец Володя Филонов, который имеет более 100 фотографических наград, с грустью вспоминает о том, что входил в ФИАП. «Этот факт, - говорит, - подпортил мою биографию».

Бедные, но гордые

- Сегодня любой желающий может открыть фотошколу, студию, создать фотоклуб. Интересно, за кем пойдет молодежь?

- Клубное движение возрождается, только не на государственном или профсоюзном уровне. Люди хотят встречаться, общаться, делиться опытом. Например, музей «Дом Метенкова» пригрел у себя клуб «Четверг». У них списочный состав - 200 человек. Собираются раз в неделю, обсуждают работы друг друга, смотрят видеофильмы о фотографах с мировым именем, искренне желают развивать творческую и некоммерческую фотографию. У них есть опытный наставник, эксперт-фотограф Вячеслав Иванов.

- Государство должно быть заинтересовано, поддерживать молодежь...

- А надо ли? Недавно в Москву приехали итальянцы - клуб фотолюбителей. Мы разговорились. Они фотографы по профессии, у каждого свой бизнес: у одного фотомагазин, у другого фотоателье, третий делает фото на документы. Захотели поехать в Россию или во Францию - скинулись, собрались и поехали. Никакое государство им не указ: как хотят, так и живут. А наше государство как что-нибудь под себя возьмет, сразу же поставит задачу - одну, вторую, третью. Нет уж, независимость для творческих людей дороже. Просто надо думать, как заработать, делать коммерческие проекты, проводить мастер-классы, создавать студии, мастерские.

- Может, брать деньги за участие в конкурсах, как делают китайцы?

- Почему бы нет? Если конкурс для всех желающих и ты не член союза, заплати хотя бы за то, что кто-то будет смотреть твои файлы, обсуждать. Ведь приходится просматривать тысячи фотографий. Это не только шедевры - тысячи откровенно слабых работ. С миру по нитке - и можно вкладывать в другие проекты. А мы все стесняемся зарабатывать…

Вчера зашел к одному фотографу, очень хорошему. Он инвалид, передвигается на костылях, денег нет. Говорю: «Займись репетиторством. Ты столько всего умеешь как фотограф, освоил фотошоп. Два-три раза в неделю посидел два часа - тысяча рублей в кармане. Хватит на новый протез». Так нет. Он будет существовать на копейки, но за свой опыт, который копил всю жизнь, денег не возьмет. А почему? В других странах мастера только так авторские школы открывают: огромный опыт, знание технологий - и больше ничего не надо.

- За счет чего существует Союз фотохудожников?

- Это общественная организация. Поэтому никаких зарплат, финансирования у нас нет. Есть агентства, которые немного зарабатывают. Хватает на аренду офиса, связь, коммунальные платежи - примерно 50 тысяч в месяц. Крупные региональные проекты финансирует Министерство культуры России. Например, на проект «Территория Победы» мы получили один миллион 200 тысяч рублей. В отсутствии финансирования мы не одиноки. В Историческом музее на Красной площади недавно собирали руководителей творческих союзов: писателей, композиторов, художников, театралов. Никто не надеется на государство. Закон о творческих союзах так и не был принят. Я полагаю, и не будет. Государству это не нужно. Статус творческого работника предполагает какие-то льготы, а государство только тем и занято, что борется со льготами. Мы должны сами находить средства на жизнь, как это делает челябинский союз. И не ходить с протянутой рукой, вопрошая: «Чего изволите?» Мы бедные, но гордые. Нам важнее независимость.

Татьяна МАРЬИНА, Екатеринбург-Челябинск

Комментарии
все это такой нереальный официоз, и складывается ощущение, что представители союза фотохудожников (кстати, самого непонятного творческого объединения, они даже в своем уставе нигде не могут объяснить слово "фотохудожник") как были подобно своим советским коллегам далеки от реальной ситуации в области, так и остались. они никогда особенно не определяли положение в своей сфере. про то, 90-е все разрушили в фотографии и ничего не создали, - так это вообще смешно звучит. и про новый виток развития тоже.
photogruff
27.11.2009 08:47:02