Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Распад красоты?

08.02.2010
Юрий Борисенков из Кыштыма стоял на коленях перед росписями Микеланджело и крушил кувалдой свою скульптуру.

Юрий Борисенков из Кыштыма стоял на коленях перед росписями Микеланджело и крушил кувалдой свою скульптуру.

Борисенкова я застал на рабочем месте. Юрий Леонидович лепил полутораметрового, благодушного на вид льва, подправляя глиняные складки гривы деревянной стекой. На стене напротив висело большое панно с изображением Георгия Победоносца, сотворенное из обычного камня, каким отделывают фундаменты. Поодаль - изящная фигурка из шамота, олицетворяющая весну. Вот только нежные пальчики почему-то сжимали не положенную в таких случаях лиру, а безвоздушное пространство.

Созидать и разрушать

- Напарник Андрей нечаянно разбил, - пояснил Борисенков. - Задел плечом, когда поднимал стоявшую рядом тяжелую скульптуру. Лира и выпала. Все времени не хватает восстановить.

- Красоту, выходит, легко разрушить. А как же известное утверждение о том, что она спасет мир?

- Хочется, чтобы спасала. Вот только красота никак не согласуется с человеческой природой. Сколько цивилизаций с гениальнейшими и красивейшими пластами искусства создано руками человека? И где они? Теми же руками были разрушены. Цивилизацию мы начинаем, по сути, изучать с эпохи эллинизма - греческого искусства. А ведь оно сформировалось на основе разрушенных, исчезнувших культур Древнего Востока - ассирийской, вавилонской.

- Но красота все равно благотворно влияет на дикие нравы, так сказать, облагораживая их.

- Да, влияет. Развивает ум, интеллект человека. И это помогает нам созидать. Но человек греховен по натуре. Он не только созидатель, но и разрушитель. И с этими двумя противоположными парадигмами мы ничего поделать не можем... Две с лишним тысячи лет назад была написана Библия с ее десятью заповедями. Но человек как убивал себе подобных, так и продолжает убивать. Только еще в больших масштабах.

- Что называется, приехали. Тогда какой смысл что-то творить, изобретать, открывать, если в конце концов все это будет разрушено и тем более уничтожено?

- Одно без другого не бывает. В самом созидании уже заложено разрушение. Парадоксально, но факт. Вот мы создали современную цивилизацию под потребности человека. Но она разрушает экологию - среду обитания того же человека.

- А в творчестве заложен элемент разрушения?

- Конечно. Возьмем Сальвадора Дали. Его искусство - пример абсолютного разрушения.

- Но согласитесь, что оно гениально.

- Тем и страшна депрессивная, отрицательная энергетика его работ. Хотя раньше я полностью разделял концепцию творчества Дали. Пока нос к носу не столкнулся с произведениями Дали в его родном городе Фигерос. Вот там, в музее, я и почувствовал эту разрушительную энергетику. Да, он покорил мир своей нестандартностью и непредсказуемостью. Но в основе его творчества, повторюсь, лежит разрушение.

Кувалда - инструмент художника

- Однако на каком-то этапе для скульптора Борисенкова Сальвадор Дали был кумиром. А, значит, в своем творчестве скульптор Борисенков исповедовал концепцию великого испанца. Но когда рушатся кумиры...

- Происходит переоценка и собственных работ...

- Как, например, в фильме «Приходите завтра», где герой Папанова крушит свои скульптуры?

- Это не совсем тот пример... Там человек зашел в тупик. Это болезнь роста художника. А разрушение им своих работ - выход из депрессии. В конце же фильма мы видим уже другого человека, отказавшегося от каких-то догм, сомневающегося в своей непогрешимости, заново рожденного для творчества.

- Но и скульптор Борисенков однажды уподобился герою Папанова. Что послужило толчком?

- Постоянно приходится что-то переделывать. Два дня назад я, по сути, разрушил вот эту композицию.

- Вот этого милого льва?

- Да, потому что я каждое утро в течение нескольких недель просыпался с мыслями о том, как ему пролепить лапу, как ему вставить глаз в глазницу. Это же непрестанный процесс. Не думайте, что если я не леплю, то не работаю. Что касается льва, то в какой-то момент мелкие детали стали преобладать над общим образом. Пришлось начинать чуть ли не сначала.

- Одно дело - совершенствование творческого процесса, а другое - уничтожение художником готовой работы по каким-то идейным или нравственным соображениям. Именно так поступил скульптор из фильма.

- Пришлось и мне как-то взяться за кувалду... Это случилось после подписания в Беловежской пуще соглашения о развале Союза ССР. А за несколько лет до этого я создал произведение из шамота в виде загнивающего листа с рваными дырами. По бокам свисала бахрома, символизировавшая вязкость и запустение. На самом листе красным были обозначены капли крови. Назвал я свою сюрреалистическую работу «Распадом».

- И за что ты его «приговорил»?

- Изменилась моя творческая концепция, не приемлющая разрушения, даже символического. А мой «Распад» как раз нес отрицательную энергетику. Если политики разрушают не ими созданную цивилизацию, устоявшийся, привычный ареал обитания, то художники, на мой взгляд, не должны им следовать. Теперь «Распада» не существует.

- И лучший инструмент для исправления ошибки - кувалда?

- Для художника - да.

Позитив от гения

- Кстати, и сейчас продолжается переоценка ценностей. Все, что отражает эпоху социализма, напрочь отрицается. На такой волне где искать вдохновение современному художнику?

- Дело не в эпохах, а в таланте художника. Например, Иван Шадр с его «Булыжником для пролетариата». Если отбросить идеологию, просто великолепная работа. Авторитетом же и источником вдохновения для меня является такой гигант эпохи Возрождения, как Микеланджело. И не он один. Например, Генри Мур, которого я «живьем» посмотрел в Венеции. А до недавнего времени - тот же Сальвадор Дали. Но о нем мы уже достаточно поговорили. Остается только напомнить о провидении этого мастера. Одно из своих безусловно гениальных произведений о монстре разрушения он написал задолго до Второй мировой войны. Это предвосхищение страшного будущего.

- Не скатываемся ли мы на позиции соцреализма: любое произведение искусства призвано нести позитив, должно вдохновлять. Как говорил герой «Карнавальной ночи», чтоб вело, но не уводило.

- Ну, опять о терминологии! При чем здесь соцреализм и почему - скатываемся!? Да, искусство должно содержать позитив или хотя бы не вызывать отрицательных эмоций. Особенно в наше время, когда чернухи и без того хватает.

- Тогда откуда скульптор Борисенков черпает позитив, если кругом черно-черно?

- От встреч с интересными людьми, которые бывают у меня в мастерской. В основном - бывшие земляки-кыштымцы. Философы, поэты, музыканты... Например, мой однокашник Сергей Бушуев, ныне кандидат философии, преподает философию Гегеля в Миланском университете! Или живущий в Нью-Йорке дизайнер Игорь Витомсков. Работы его жены-искусствоведа экспонируются в центральных выставочных залах Нью-Йорка.

Толчок к позитивному творчеству - поездки за рубеж. Объехал уже 17 стран. Был в Париже, Иерусалиме, на берегу Индийского океана с его сказочной флорой и фауной, видел чудо современной цивилизации - Сингапур. Все это дает большой заряд положительной энергетики.

- Получается, что позитив человек может черпать отовсюду. Все зависит от его эмоционального настроя, жизненной позиции...

- И веры! Многие религиозные конфессии определили для себя форму того высшего, что называется Богом. Если человек, независимо от национальной принадлежности, нашел в себе опоры в этом учении, значит, там он и будет черпать силы. На определенном этапе, как бы позитивно человек себя не настраивал, у личности, особенно творческой, есть такое свойство - выхолащиваться. Отдаешь, отдаешь, отдаешь, а чем восполнять? Вот тогда силы и вдохновение черпаешь в вере.

- А как же красота? Бальмонт писал, что она создается из восторга и боли, из желания и воли и тяжелых цепей...

- Именно такую красоту я наблюдал в Сикстинской капелле Ватикана, где Микеланджело, когда ему было 70 лет, расписал алтарную стену. Когда я увидел эту работу под названием «Страшный суд», то невольно опустился на колени: благодарил Всевышнего, что оказался в этом месте. Вот это действительно красота, которая если и не спасет мир, то во всяком случае одухотворит его прозаическую сущность.

Визитка

Скульптору Юрию Леонидовичу Борисенкову 56 лет. Он окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. Живет и работает в Кыштыме. Наиболее значимые его работы - рельефная композиция «Трубач» на здании техникума, «Глухарь», «Кентавр» из кованого листового металла и многие другие. Его персональные выставки проходили в Екатеринбурге, Челябинске, Озерске, Кыштыме. Работает с глиной, алюминием, медью, деревом.

Комментарии
Комментариев пока нет