Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Андрей, студенческий святой

19.03.2010
С 2004 года в часовне ЮУрГУ можно и помолиться, и купить предметы религиозного обихода.

С 2004 года в часовне ЮУрГУ можно и помолиться, и купить предметы религиозного обихода.

Тот рейс из Москвы в ноябре 2004 года тогдашний проректор ЮУрГУ по учебной работе Сергей Гуревич запомнил на всю жизнь. Он вез домой икону Андрея Первозванного, выполненную по заказу ЮУрГУ в реставрационных мастерских Свято-Данилова монастыря. Долго обсуждали сюжет, детали, манеру письма и в итоге остановились на византийской, отличающейся особой тонкостью. Икона получилась замечательная, оставалось только привезти ее в Челябинск. Поскольку размеры ее не укладывались в стандартные габариты, Гуревич купил в Москве тележку, а в аэропорту сразу обратился к руководству авиакомпании «Сибирь».

- Встретили меня поначалу не очень-то дружелюбно, - вспоминает Сергей Юрьевич. - Но узнав, что я везу икону для университета, прониклись важностью задачи до такой степени, что выделили мне сопровождающего. Благодаря ему, а, возможно, и заступничеству самого святого Андрея мы успешно миновали все препоны, не пришлось даже распаковывать ценный груз. Чудеса продолжались и дальше: когда я уже сидел в самолете, командир экипажа предложил взять икону в кабину пилотов. На протяжении всего полета Андрей Первозванный указывал нам путь - сначала на небесах, а теперь вот и на земле.

В Челябинске Гуревича встретили, а икону привезли в университет и поместили в молельную комнатку-часовню, носящую имя святого Андрея Первозванного. Чуть позже к главной иконе прибавились иконы Христа, Богоматери, Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. В 2004 году состоялось освящение, и с тех пор часовня стала жить своей жизнью: здесь можно купить предметы религиозного обихода, помолиться, остаться наедине со своими помыслами.

Поначалу часовню посещали в основном члены ректората. Потом к руководству стали присоединяться преподаватели, потом о часовне узнали студенты. Во время сессии это место пользуется особой популярностью: молодежь приходит сюда, чтобы поставить свечи, купить иконки, прочитать молитву, и это органично сочетается с физикой, информатикой, сопроматом и джинсами. Когда идет служба, которую проводит настоятель Свято-Троицкого храма отец Игорь, бывает, народу набивается так, что открывают двери и многие стоят в коридоре, слушая пока необычные для учебных аудиторий звуки церковного пения.

Об истории появления в структуре современного вуза молельной комнаты рассказывает президент ЮУрГУ, член-корреспондент РАН Герман Вяткин:

- После распада коммунистической системы образовался идеологический вакуум, и в университете, как, впрочем, и в стране в целом, начался беспредел. - В вестибюле главного корпуса у студентов отбирали стипендию, в туалетах продавали наркоту, в учебных аудиториях раздевали, в общежитиях то и дело возникала поножовщина. Доходило до того, что наручники надевали, на пол клали. Сдерживающих факторов в виде комсомольских и партийных организаций не было, и для того чтобы восстановить дисциплину, пришлось организовать систему безопасности. Хотя все прекрасно понимали: только силовыми методами беспредел остановить нельзя. Надо, чтобы у людей было сознание, понятие греха. Как у Достоевского: если нет Бога, то все возможно. А у нас ни идеологии, ни Бога.

- И встал вопрос: что взамен прошлой системы ценностей?

- А взамен человечество ничего лучшего не придумало, как создавать разные формы религии. Я много раз был в США, в том числе в церквях. У них нет таких церквей, как у нас, чаще всего это просто большой зал, в котором собираются верующие, выходит проповедник, а начинается все с гимна Соединенных Штатов и славословий в адрес государства. Потом священнослужитель призывает людей повернуться друг к другу, обняться, как братья... Церковь воспитывает доброжелательность, патриотизм, дает представление о том, что можно и чего нельзя. А если этого нет, взял нож и пошел.

- Среди верующих в США много молодежи?

- Да. Там если ты ни в какую церковь не ходишь, то это вызывает подозрение. Это империя со всеми ее пороками, но и с достоинствами. Мы, пережив лихие 90-е, тоже пришли к выводу, что надо восстанавливать религиозные традиции. Начали с анонимного социологического опроса. И выяснили, что у нас 4,5 тысячи студентов исповедуют православие. Поэтому решено было начать строительство православного храма во имя святого Андрея Первозванного.

- Почему именно его?

- День его памяти совпадает с днем организации ЮУрГУ, это наш небесный покровитель. Вот один из макетов храма, разработанный архитектурным факультетом ЮУрГУ. Храм рассчитан на 300 мест, место выбрано в сквере рядом со вторым фонтаном, ближе к улице Сони Кривой. Но землю нам не дали. Если удастся ее оформить, конечно, будем строить. Церковь не просто красива сама по себе, она прекрасно сочетается с главным корпусом, и параллель хорошая: храм науки и храм Божий. Кроме того, это было бы украшением города. В Челябинске нет ни одного архитектурного ансамбля. Он возникнет, если будут построены церковь и два аудиторных корпуса около памятника Курчатову. Но это уже другая история.

- Есть ли еще церкви на территории университетов?

- Я был одним из инициаторов создания Союза ректоров СССР, а потом и России. Одно из наших мероприятий - мы добились возвращения домовой церкви МГУ на Моховой. В свое время там отпевали Гоголя, с этим местом связана жизнь многих других великих людей, а при советской власти там был клуб, кажется, собаководов. Церковь удалось частично восстановить, патриарх Алексий ее освящал, я на этой торжественной процедуре присутствовал. И, конечно, проецировал ситуацию в сторону нашего Южно-Уральского университета.

- Герман Платонович, ваши родители были верующими?

- Нет, конечно. Их бы непременно вытащили на партком, тогда к этому сурово относились. Но бабушка тайно меня окрестила в свое время.

- Почему ученые обращаются к Богу?

- Разные есть примеры. У известного физиолога Павлова, на которого советская власть уже не обращала внимания, даже церковь домашняя была. А есть и воинствующие атеисты, в которых до сих пор сидит советское воспитание. Советская идеология - антивера, идущая от Антихриста. Идеология Антихриста не может существовать без насилия, потому что по своей природе человек тянется к Богу, к идеалу, к лучшему. Поэтому Ленин и говорил, что надо священнослужителей так стукнуть, чтобы и через сто лет боялись. И боятся до сих пор…

Я считаю, в религии не должно быть насилия. Если есть насилие, то получится то же самое, что делали коммунисты. Вера - дело интимное, она может быть разных форм, степеней, но главное - она должна быть той моральной доминантой, которая определяет твое отношение к другим людям.

- Повлияла ли часовня на микроклимат в университете?

- Так или иначе, это проникает в душу. Уже одно сознание того, что она есть, что сюда можно прийти и никто не будет тыкать в тебя пальцем, говорит о том, что у студентов появилась возможность нравственного выбора, приобщения к традиции предков. Хотя, повторяю, никто их к этому специально не подталкивает. Но выбор появился. Раньше, когда перед главным корпусом поставили скульптуру студента работы Авакяна, появился обычай перед экзаменом ходить натирать этому студенту ширинку зачетной книжкой, она аж блестела. Это ж язычество в чистом виде, так вели себя люди дохристианской эпохи! Но, кстати, мы все равно этому не мешали, и поветрие прошло само собой. Сейчас у студентов есть альтернатива, освященная памятью предков, столетиями, тысячелетиями развития христианской цивилизации. И это только их право, какой путь для себя выбрать.

Комментарии
Комментариев пока нет