Новости

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

ЕГЭ погубит наше образование

16.04.2010
Несмотря на жизненный опыт, Сергей Репин не разучился откровенно говорить о том, что думает

Несмотря на жизненный опыт, Сергей Репин не разучился откровенно говорить о том, что думает.

В свои 70 лет (сегодня у Сергея Репина день рождения) он выглядит на 60 и даже лучше, чем в пору, когда возглавлял областную систему образования. По-юношески бодр, энергичен, полон творческих планов по расширению Института психологии и педагогики, которым руководит в ЧелГУ. Накануне юбилея его отметили наградой «За заслуги перед Челябинской областью». И по праву.

Еще в 2000 году тогдашний заместитель министра образования России Александр Асмолов писал: «Репин - профессионал экстра-класса, гроссмейстер среди руководителей образования в регионах. Он - знаковая фигура для области». Через год с небольшим после этих лестных слов последовала отставка Сергея Репина с поста начальника областного управления образования. С людьми у нас, даже самыми заслуженными, обычно не церемонятся. Но Репин тогда не сломался. Крепкая крестьянская порода, из которой он вышел, не подвела.

«Больше всего не люблю лакейства»

- Сергей Арсеньевич, как известно, чем выше человек поднимается, тем больнее падать. Вы ощутили тогда удар, скатившись с вершины областной системы образования?

- Было неприятно, чего уж тут скрывать. Даже в больницу попал с гипертоническим кризом, хотя до этого на здоровье не жаловался. Лежу в барокамере и думаю: «Так ведь недолго и в ящик сыграть. Надо поскорей выкарабкиваться». Через месяц успокоился. И начал новую жизнь.

- Отчего вам было неприятно: от того, что никто не подумал о дальнейшей вашей судьбе?

- Нет, о себе я мог и сам позаботиться. Я ведь в ту пору был уже профессором, доктором наук. Мог заняться преподавательской деятельностью. А вот от того, что никто не спросил меня, что я думаю о дальнейшей судьбе образования в Челябинской области, было больно.

- С чем вам труднее всего примириться в жизни?

- С лакейством. Насмотрелся на него в эшелонах власти. Пока человек у руля, все перед ним заискивают, дружбой с ним хвастают. А если он «трон» потерял, то все контакты рвут, как будто ничего и не было.

- Вам, значит, лучше не петь дифирамбы?

- Не советую. У меня от них желваки ходят. Люди, хорошо меня знающие, сразу же гамаюна останавливают: «Кончай! А то ведь и схлопотать можешь».

- Вы - человек незлопамятный? Простили своих врагов?

- А у меня их, по большому счету, и не было. Кто-то шептался за спиной, жалобы иногда писал.

- Но боднуть вас, как помнится, охотники все-таки были...

- А это оттого, что я всегда говорил то, что думал, прямо в глаза, резал правду-матку без реверансов. Некоторые на это обижались. Один из таких, кто мне когда-то гадил, приходит сейчас за помощью. И я ему не отказываю. «Зачем ты это делаешь? - спрашивают меня. - Гони его». Но я лежачих не бью. Этот человек несчастный. Его собственное зло бумерангом к нему и вернулось. Судьба без моего участия его уже наказала.

- Раньше у вас было много друзей. А сейчас?

- Еще больше стало, учитывая мое новое поле деятельности. И старых тоже не растерял. Недавно с одним другом встретился, которого не видел аж с 1963 года. Я бы его даже не узнал, если бы на улице встретил.

- Значит, всех друзей собрать за одним столом у вас не получится?

- Нет, не получится. Поэтому буду отмечать свой день рождения в несколько приемов.

- Что такое счастье в вашем понимании?

- Жить в ладу с самим собой. Мне это, по-моему, удавалось. Я ведь в 40-м году в Пасху родился, к тому же еще и в рубашке. По всем приметам счастливым должен быть.

«Раньше было лицемерие, а теперь - цинизм»

- Как вам удавалось жить в ладу с самим собой, если в образовании проводили порой нелепые эксперименты?

- А я тянул время. Есть такая поговорка: «Не спеши выполнять приказ, подожди, пока его отменят». Чаще всего о директивах, к которым не лежала душа, потом «забывали». Не вспоминал о них и я.

- Но лицемерие, когда думали одно, а говорили другое, не замечать было невозможно?

- Лицемерие, конечно, отравляло жизнь. Но тогда не было хотя бы такого цинизма, как сегодня. Я, например, всегда соотносил свои возможности, то, что имею, с тем, что получает рядовой учитель. Свою квартиру мог бы поменять уже десять раз. Но не сделал этого. Как въехал в нее в 77-м году, так и живу до сих пор. Почему? Потому что учителя живут хуже меня. Моя зарплата была на порядок выше, но не в разы, как сейчас. Требовать от учителя, чтобы он полностью отдавался работе, получая за нее копейки, по-моему, цинично.

- Когда вы пришли в ЧелГУ, не было разочарования? Не тот, мол, размах, не те масштабы...

- Я тогда не о масштабах думал. Нужно было поскорее вникать в незнакомое для меня дело, постигать его суть.

- Но оно, наверное, оказалось легче той работы, которой вы занимались до этого?

- Работа не может быть легкой, если все делать в полную силу. Напряженность стимулирует результат. А еще дело, которым ты занимаешься, должно приносить удовольствие.

- Даже в чужой обстановке, в незнакомом коллективе?

- А я привел в ЧелГУ свою команду. Небольшую. Было в ней всего четыре человека. С этими людьми работаю и сейчас. Кстати, в ЧелГУ нас приняли очень хорошо.

- Это ведь вы создали Институт психологии и педагогики? До вашего прихода его в ЧелГУ не было.

- Тогда было два факультета: психологии и педагогического образования. Студентов училось совсем немного. Когда я пришел, меня спросили: «Что делать?» Я посоветовал провести реорганизацию. Объединили два факультета, которые стали готовить по трем специальностям: классический психолог, педагог-психолог и специальный психолог. Потом на этой базе появились клиническая психология, юридическая психология, психология менеджмента. Будем вводить еще новые специальности с учетом требований времени.

Сейчас все высшее образование идет по пути перехода на бакалавриат и магистратуру. Мы тоже движемся в этом направлении.

- А еще говорят о модернизации педагогического образования. Как вы ее себе представляете?

- Правительство РФ поставило три задачи: развитие педагогического образования, модернизация системы повышения квалификации кадров, изменение статуса учителя. Предполагается, как одна из мер совершенствования педагогической системы, объединение педколледжей.

- Не получится ли так, что ваш институт приберет к рукам Челябинский педагогический университет?

- Ничего не могу сказать об этом. Педагогическое образование у нас сложившееся, традиционное. А механическое присоединение, на мой взгляд, ничего хорошего не даст. К сожалению, нас почему-то все время тянет к нему. Это стремление зародилась еще до 90-х годов прошлого века. Тогда, при советской власти, объединили профобразование с системой общего образования. А потом и вовсе все свалили в кучу. Так появилось Министерство образования и науки. Но оно ведь на региональном уровне наукой не занимается.

- А наука-то есть у нас или нет?

- Какая-то, конечно, есть. Но я сейчас не об этом. Вузы находятся на федеральном финансировании. А у кого деньги, тот и музыку заказывает. Поэтому то, что делают с наукой на областном уровне, - это культурное сотрудничество. Друг другу не мешаем, вот и все. Но это ведь не дело. Я сам был начальником объединенного управления четыре года. Мы тоже друг другу не вредили. Но до объединения система профобразования была социально крепко защищенной, хорошо готовила кадры. Свою задачу решала очень четко и предметно, а сейчас все размыто в общей системе. Заказчик даже не определяет приема. Впрочем, как и в высшей школе. Мы теперь не знаем, а сколько нам нужно подготовить учителей. По статистике, в России сегодня, миллион 200 тысяч педагогов общей школы, 82 процента с высшим образованием. Но при сокращении контингента учащихся уменьшается и число специалистов с высшим образованием. Люди уходят в другие сферы. Многие учителя неплохо устраиваются в бизнесе. Из них получаются толковые менеджеры, они хорошо вписываются в руководство фирмы. Сколько нужно специалистов взамен ушедших, государство не говорит. Так же пока непонятно, что оно хочет от объединения.

- Но вы-то сами «за» или «против» объединения конкретно Челябинского педагогического университета и ЧелГУ?

- Я хочу сказать, что к такому решению надо подходить очень осторожно. Для подобного шага нужны весомые аргументы. А пока все доводы звучат так. Педуниверситеты работают вхолостую. Выпускники в школу работать не идут. Причина - в зарплате учителя. Это основа жизни. Если молодой человек, особенно парень, и дальше будет получать за свой труд 7-8 тысяч рублей со всеми надбавками, то он не останется в школе, а, скорее всего, туда даже и не придет. У нас сегодня в России средний возраст учителя 50 лет. Омоложения нет. Нельзя же замыкаться на одном железе - компьютерах и прочей технике. Оно не сделает человека человеком.

Когда я только еще пришел в ЧелГУ, ректор меня спросил: «Какие будут предложения?» Три курса учить всех по общей программе. А на четвертом, кто хочет идти в педагогику, тот изучает специальные дисциплины. Так, между прочим, поступили в словацком университете, где есть педагогический факультет. Тогда ректор поддержал меня, но воплотить эту идею мы не сумели. А сейчас речь идет о таких педагогических факультетах, но нет внятной позиции государства.

Образование держится на традициях

- Вы согласны с тем, что качество образование падает все ниже и ниже?

- Согласен. Недавно жена занималась математикой с отстающим мальчиком, а я наблюдал. В седьмом классе ребенок все еще не знает таблицы умножения. И он не худший в классе, как выяснилось. Как считает? На калькуляторе. А если его не будет? Надо ребенку мозги развивать, а мы ему технику в руки. Обидно. Мальчик толковый, умный, интересный, а знаний - ноль. И таких, как он, много.

- В чем причина, на ваш взгляд, такой неуспешности в учебе?

- Образование, по моему убеждению, держится на традициях, а мы хотим начать его с чистого листа. Заимствуем все из-за рубежа. Нам даже денег дали на внедрение в России ЕГЭ, чтобы мы своими руками качество образования угробили окончательно. Раньше хоть ректор МГУ Виктор Садовничий выступал против ЕГЭ. А теперь замолчал, когда МГУ присвоили особый статус.

- Чем вам не нравится ЕГЭ?

- Из-за него идет не учеба, а натаскивание на подготовку к сдаче тестов. ЕГЭ можно применять для промежуточного контроля в естественно-математическом образовании. Но литературу сдавать по тестам - это, по-моему, нонсенс. Я бы и по истории запретил сдавать ЕГЭ. У нас ведь этот предмет трактуют под конкретную личность. Сталина, к примеру, рисуют в учебниках только одной краской. А ведь эта фигура неоднозначная. Перед ним Рузвельт и Черчилль снимали шляпу. Известно изречение Черчилля, что Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. Менее известно его другое изречение, что Никита Хрущев вышел на борьбу с мертвым львом и оказался побежденным. Способен ли ребенок анализировать исторические факты, умеет ли осмыслять их, тесты не покажут.

Я не призываю образование не трогать и не обновлять. Как раз наоборот. Но делать это нужно на основе традиций.

Справка

Сергей Репин - директор Института психологии и педагогики ЧелГУ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, заслуженный учитель РФ. Родился в деревне Тихоново в Костромской области. Работал пионервожатым, учителем физики, директором школы Атлянской воспитательно-трудовой колонии, заведующим гороно Миасса. Более 20 лет руководил областной системой образования. Награжден орденом «Знак Почета», медалями. Особенно дорожит медалью Макаренко и афганской медалью, полученной за строительство школы в Кабуле. Женат. Имеет сына и внука.

Комментарии
Ужэ давно всё похерели.Грустно.
злой
17.04.2010 08:27:33