Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Нелли Пащук: «Мы спасаем читающего человека!»

13.11.2013
Почему современные российские писатели рвутся в Челябинск, рассказывает организатор фестиваля «Открытая книга» Нелли Пащук.

Фестиваль «Открытая книга» − инициатива 31 лицея – становится еще одной культурной визиткой Челябинска. Но не является ли он «яблоком раздора» между элитными школами и общеобразовательными? Почему будущие физики и математики в восторге от современной литературы? Что объединяет Захара Прилепина с Пушкиным и Толстым? И зачем физико-математический лицей взялся за спасение читающего человека? Об этом беседуем с организатором фестиваля «Открытая книга», учителем литературы 31 лицея Нелли Пащук.

Нелли Михайловна, однажды вы сказали, что задача фестиваля – спасти читающего человека. Звучит довольно парадоксально. Что имеете в виду?

Человека читающего надо «спасать» качественной литературой. В мире информационного хаоса он может потеряться. Когда ежедневно с экрана телевизора и страниц газет на голову человека обрушивается тысяча одно несчастье и опошляется смысл бытия, то его действительно надо спасать читающей средой, создавать ему культурное пространство. Литература показывает другой мир, и, посетив его, человек, возможно, получит прививку от нравственных искажений. Наш фестиваль постепенно становится общим местом для читающих, думающих, рефлексирующих людей. И таких в Челябинске оказалось много. Они потянулись к «Открытой книге».

То есть нечитающего человека спасать уже не нужно?

Мне запомнилась фраза известного литературного критика Павла Басинского. Он был гостем первого фестиваля в 2011 году. «Нечитающий человек – низшая каста». Помню, она меня тогда покоробила. Звучала как-то оскорбительно.

Но сейчас, когда главным жанром литературы для молодых людей становится Твиттер, Фейсбук, ВКонтакте, которые дали свободу в самовыражении, когда за словом уже ничего не стоит, сняты все ограничения, я все чаще вспоминаю это высказывание. Пожалуй, соглашусь с критиком: «нечитающий человек» всегда будет в услужении тех, кто читает. И поэтому надо стремиться открыть книгу.

Наш фестиваль неслучайно называется – «Открытая книга». Все взаимосвязано. Тот, кто не читает, не имеет собственного мнения, будет не ведущим, а ведомым. А в современной жизни востребованы люди, генерирующие новые идеи, умеющие за собой вести. Не зря говорят про креативные идеи. Что такое креатив? Это творческие инициативы образованных людей. И гуманитарное образование играет здесь не последнюю роль.

Вот, например, в Китае в 2007 году впервые была проведена конференция по научной фантастике, куда со всего мира были приглашены известные фантасты, в том числе и английский писатель Нил Гейман. Он-то и задал вопрос организаторам: почему решили провести собрание фантастов в стране, где раньше НФ не одобрялась, что изменилось? «Все просто», −ответили ему. − Китайцы создают отличные вещи, если им дают готовые схемы, лекала, но придумать, изобрести сами не могут». Поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые меняли будущее. И обнаружили, что те в детстве читали научную фантастику.

Или другой пример. Помните, когда Марк Цукерберг (создатель ФБ) приехал в МГУ? На встречу с ним невозможно было пройти! Студенчество ломилось к тому, кто изменил информационный мир. И когда Цукербергу задали вопрос: «Вы читаете?», он ответил, что читает много.

Фестиваль «Открытая книга» вы называете вызовом современному состоянию общества, где царит культ успеха. А можно ли создать культ чтения?

Конечно! Взаимоотношения «писатель-читатель» показывают, что ищет и тот, и другой. Что ищет читатель у писателя? Наверное, какую-то точку опоры, может быть, вектор своего движения. Потому что общество потребления навязает ему свой сценарий жизни, загоняет в какую-то убогую нишу: купи пятый-десятый смартфон или сорок пятую машину – и будешь выглядеть богатым и успешным. Но этот «дивный новый мир», оказывается, красив только визуально, никакой успешности там нет. Там скорее «дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей». Хорошая книга, напротив, проводник вечных ценностей, поэтому читатель задает авторам вопросы, которые его волнуют. Наши гости-писатели приезжают и отмечают, что с каждым годом на их встречах появляется все больше молодежи. Значит, индикатором успешности у них является интеллектуальное и творческое развитие, которому немало способствует чтение. И это радует.

Вы планируете расширять пространство фестиваля?

Мы выходим на разные площадки. В этом году – ЧГАКИ и ЧГПУ, в прошлом − ЮУрГУ. Ищем новые места, потому что из-за отсутствия больших аудиторий, актового зала в лицее не можем охватить всех желающих, которые хотят присутствовать на встречах с писателями. Нужна и финансовая поддержка. Фестиваль – затратное мероприятие, и одной школе его не вынести.

А помогает ли фестивалю администрация города?

Администрация города финансами не помогает, потому что это частная инициатива 31 лицея, которая не входит в городскую культурную и образовательную программу. Но в нашем деле любая помощь важна. Например, Управление культуры Челябинска предоставляет помещение библиотек, где проходят встречи с писателями, обеспечивает трансфер для гостей фестиваля. Значительную помощь оказывает книжный магазин Библио-Глобус, где проводятся автограф-сессии писателей. Помогают Педуниверситет, Академия культуры и искусства, ЮУрГУ. Ну, а львиную долю все-таки везет 31 лицей в лице его директора А. Е. Попова.

А не кажется ли вам, что этим фестивалем вы усугубляете разрыв в системе изучения литературы между элитными школами и массовыми, общеобразовательными?

Писателю не важно, элитная это школа или общеобразовательная. Он с удовольствием приедет и будет общаться со всеми, если учителя и школьники этого захотят. Да я бы и не назвала нашу школу элитной. Это школа для детей, способных в математике. Школа, как мы ее шутя называем, «работающей молодежи». Увы, не каждый поступивший в 5-й класс (в лицее нет начального звена) способен выдержать семилетний интеллектуальный марафон. Что касается литературного фестиваля, который мы проводим вот уже в третий раз, то вход на его площадки, как правило, свободный. В этом году приезжали школьники, учителя, библиотекари не только из Челябинска, но и из Екатеринбурга, Кыштыма, Миасса, Златоуста. Мы открыты для всех, и фестиваль никак не может быть яблоком раздора. Пожалуйста, участвуйте. Мы только «за»! Вообще, наш проект «Открытая книга» встроен в так называемую «вертикаль чтения».

То есть?

К книге в лицее самое уважительное отношение. С 5 по 7 класс, помимо базовых часов, у нас идут уроки внеклассного чтения по специальной программе. Они обязательны для всех. Мы обсуждаем и «проживаем» произведения, которые передаются из поколения в поколение, то есть те, которые формируют представление о культурно-историческом пространстве. Старшеклассники могут обсудить книгу, фильм в читательском клубе «Дискурс», провести презентацию понравившегося произведения. И необязательно художественного. Это может быть документальная проза, научно-популярная литература, статья из профессионального журнала.

Дважды в учебном году проходит акция «Книгодар». Подаренные лицею книги находятся в свободном доступе – каждый может взять ее и почитать. На школьном сайте размещен список рекомендуемых для чтения книг, который ежегодно обновляется. Появляются новые имена, разделы. Так, в этом году мы ввели разделы «Уроки русского», «Культура повседневности», и книги там, поверьте, представлены достойные – Максим Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва», Ю. М. Лотман «Беседы о русской культуре», Ольга Вайнштейн «Денди: мода, литература, стиль» и др. Не упускаем из поля зрения современную детскую и подростковую литературу.

Зачем предлагаете школьникам «современку»?

А как без современной жизни и представления о ней? Мы же не будем только Гайдара читать! Хотя и он важен и нужен. Но все-таки надо встраиваться и в современный литературный процесс. Недавно наши шестиклассники ходили в библиотеку Маяковского на встречу с детскими писателями Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак. Это был «писательский десант» из Белоруссии. Так ребята, пообщавшись с ними, пришли в такой восторг, что влет прочитали их книгу «Время всегда хорошее».

Но многие считают, что современная литература не способна сеять «доброе, разумное, вечное»…

Это миф. Литература бывает разная. В выборе детской и подростковой литературы мы доверяем издательству «Самокат». Многие писатели пришли к нам именно через это издательство. «Самокат» открыл нам Ульфа Старка, Алана Маршалла, Даниэля Пенака, Аннику Тор, из российских – Дину Сабитову, Асю Петрову, Артура Геваргизова. По рекомендациям издательства мы составили «горячую десятку» для чтения в зимние каникулы, скоро выложим ее на своем школьном сайте fml31.ru.

Имеется у нас и сетевой читательский блог «Ex libris», где мы обсуждаем произведения как классиков, так и современных авторов. Правда, там есть одно обязательное условие: выбранные произведения не должны входить в школьную программу, должны быть современными по формату и одновременно представлять явление в литературе.

Обычно перед фестивалем идет большая подготовительная работа, и блог мы используем в качестве главного помощника. В прошлом году, например, решили обсудить новеллу Акутагавы Рюнёске «Муки ада». К диалогу о книге подключились учителя, школьники, гости фестиваля, в том числе писатель Марина Степнова. Ребят удивило, что «живой литератор», живущий где-то далеко, «в столицах», принимает активное участие в обсуждении наравне с учителями и школьниками.

После чего они сделали Марине подарок – соорудили старинный свиток в знак благодарности за то, что водила их, как они красиво говорят, «по этажам смыслов». Можем провести обсуждение произведения писателя, который станет гостем фестиваля, как это было, например, с рассказом Захара Прилепина «Убийца и его маленький друг». Дообсуждались до того, что он поместил нашу дискуссию на свой сайт. Понравилась. Если книга захватила, то азарт полемики переносится на уроки. О ней хочется говорить уже в широкой аудитории. И это действительно создание той читающей среды, о которой мечтает каждый учитель литературы.

В традиции лицея начало года отмечать предметными олимпиадами. 1 сентября – олимпиада по математике, а 2-го – по литературе. И в олимпиадные задания мы обязательно выносим вопросы, касающиеся творческой деятельности писателя, который приедет к нам на фестиваль. Например, Захар Прилепин был автором текста Тотального диктанта в 2012 году, и мы предложили старшеклассникам продолжить его текст, который оканчивается фразой «мне не все равно». Затем работы школьников прочитал писатель, выбрал лучшие и наградил победителей своей книгой с автографом.

То есть писатели доступны?

Конечно. И они с удовольствием откликаются на наши читательские инициативы.

Но бытует мнение, что современные писатели – люди шоу-бизнеса, которые не могут культивировать какие-то ценности, а пишут ради своей популярности.

Говорите, вы были на нескольких фестивальных площадках. Разве у вас сложилось мнение, что эти писатели из шоу-бизнеса? Вряд ли. Захар Прилепин действительно медийная личность. Он разносторонний человек, как и Дмитрий Быков. Живо реагирующий на все явления жизни. Писатель, публицист, редактор газеты, ведущий программы на телеканале «Дождь». При этом успевает сниматься в кино, заниматься музыкой. Прекрасный семьянин, счастливый отец четверых детей. Дмитрий Быков вообще человек-оркестр. И мы опасались его приглашать на первые фестивали, созрели только на третий год. К нему надо было подойти подготовленным.

В каком смысле?

Быкова надо знать. Быкова надо прочитать. Как минимум пару-тройку его художественных произведений и документальной прозы, которую он восхитительно пишет, и составить мнение о нем и его творчестве. Надо прослушать его лекции. Ведь Дмитрий Львович еще и педагог: ведет уроки в частной московской школе «Золотое сечение». Необходимо сформулировать для него сложные вопросы.

С ним спорить очень тяжело. Себе дороже. Он энциклопедист. Мы шли к нему постепенно. Готовились. Ждали. И Быков – тотально занятый человек − все-таки выбрался к нам, хотя и на один день, но, когда побывал, сказал, что приедет еще.

Значит, вы сразили Дмитрия Быкова?

Скорее, он сразил аудиторию школьников и студентов своим интеллектом, эрудицией, обширными знаниями исторического и литературного процессов и порой совершенно парадоксальной трактовкой произведений.

А нужно ли давать эту парадоксальную трактовку детям?

Конечно! А почему мы все время ходим по каким-то схемам? Почему мы предлагаем школьникам только один верный вариант ответа. Как в ЕГЭ – выбери из четырех ответов один правильный. Почему мы все время упрощаем? Жизнь намного сложнее и разнообразнее. Но сегодня мы наблюдаем тенденцию к упрощению. В том числе и к упрощению мысли. Сложносочиненные мысли упали в цене.

А разве в литературе нет тенденции к упрощению? Ведь какова жизнь, такова и литература.

Литература, как и модель чтения, бывает разная. Есть досуговое чтение: взял, прочитал, отдохнул. Есть чтение «с проживанием» − эмпатией. Прочитав несколько страниц, ты хочешь узнать, что же будет дальше. Если герой попал в беду, то захочется ему помочь выбраться из тяжких испытаний. Чтение – это ключ к пониманию жизненных явлений, решению непростых задач. Такое вот чтение с поворотами, уходами в смыслы. Поэтому мы стараемся приглашать писателей первого ряда. В своих книгах они поднимают те же вопросы, что и классическая литература, но сюжет разворачивают на современном материале.

А ребят это не смущает?

Мне кажется, их это только радует. Они забрасывают вопросами любого гостя фестиваля, потому что известные литераторы говорят с ними на равных. Важен личный контакт. И если при встрече возникает доверие к личности, то возникает доверие и к его книгам.

Но мы ведь не знаем Пушкина, но все равно доверяем ему…

Пушкин прошел испытание временем. Когда-то Гоголь высказал одну удивительную мысль: «Через 200 лет русский человек будет как Пушкин». Увы, ошибся. Русский человек не стал как Пушкин, но отношение к нему испытывает архиуважительное. Правда, периодически пытается «сбросить с парохода современности», но это издержки юношеской дерзости, мимолетные настроения бунтующего подростка. Так бунтовали модернисты в начале прошлого века, так бунтовали постмодернисты на рубеже XX и XXI веков, но Пушкин-то остался.

Как вы думаете, если бы в свое время Пушкин пришел к гимназистам, в тот же Царскосельский лицей, как бы его приняли?

Наверное, с уважением. Хотя…

Пушкина в школе при его жизни не изучали. Тогда в лучах славы и почета были Ломоносов, Тредиаковский, Державин, Озеров, Княжнин… Думаю, лицеисты точно так же общались бы с Пушкиным, как наши дети с Прилепиным, Быковым, Сенчиным, Варламовым, Басинским…

А современные писатели пройдут испытание временем?

Многие явно оставят след в литературе и в школьную программу войдут. Уже сейчас феномен Прилепина и Быкова изучается студентами-филологами. В новой школьной программе «засветились» Людмила Улицкая и опять же Дмитрий Быков. Время покажет…

Для чего вообще людям читать современную литературу?

А как можно жить и не знать, что происходит вокруг тебя? Откуда черпать информацию? Мне кажется, важно знать, какая она – книжная культура сегодня, кто делает книгу сейчас, что изменилось в ней и что нового скажет писатель. Поэтому в программу фестиваля мы обязательно включаем новое имя – «открытие в литературе». В прошлом году была Марина Степнова. Ее книга «Женщины Лазаря» получила престижную литературную премию «Большая книга». В этом году – Евгений Водолазкин, ученик Дмитрия Сергеевича Лихачева, человек большой культуры и необыкновенного чувства Слова. Он только что получил премию «Ясная Поляна» за роман «Лавр» − роман о подвиге средневекового человека. Мне кажется, эта книга появилась в России по какому-то высшему провидению. Именно она нужна сейчас для смягчения нравов в обществе. Как правильно заметил Захар Прилепин: «Прочитав эту книгу, хочется быть святым».

Знаете, Евгений Германович настолько нас взбудоражил, что нам захотелось еще раз с ним встретиться, но уже не на нашей территории, а его. Мы договорились, что на «Ночь музеев» в середине мая следующего года прилетим с классом в Питер. Евгений Германович пообещал нам устроить экскурсию по Пушкинскому Дому, где он работает.

И ведь тогда уже точно не будет никакого пиетета перед писателем…

Ну, вот и замечательно! Это же не хлестаковщина какая-то – «с Пушкиным на дружеской ноге»! Это нормальные доверительные отношения с человеком, который является носителем Слова как высшей культурной реальности.

По какому принципу вы отбираете писателей?

Прежде читаем их книги. Сквозь ткань текста так или иначе видишь автора, его социально-философский багаж. Следим за литературной критикой. Советуемся с Захаром Прилепиным, потому что он главный советник нашего фестиваля. Обращаемся к московским друзьям с просьбой познакомить с привлекшим наше внимание литератором, журналистом, режиссером. Уже сложился свой круг общения с современными творцами. Как правило, они никогда не отказываются принять участие в фестивале.

Как вы считаете, кто они – современные писатели: пророки или просто «зеркала» мира?

Принято считать, что пророка у нас два: Толстой и Достоевский. Именно они, включая Чехова, вошли в круг планетарного чтения. Современные писатели отражают объективную реальность и ведут за собой читателя. Открыв их книгу, ты выбираешь, куда придешь, какие вопросы сформулируешь и найдешь ли на них ответы. Хорошие писатели – носители высшей идеи.

А как вы нашли Прилепина?

Через романы «Санькя», «Патологии», публицистику «Я пришел из России». И загорелись желанием пригласить брутального писателя. Ведь в нашей школе учатся в основном юноши, совсем мало девочек. Физики и математики. И им не хватает гуманитарного образования. Поэтому-то мы и затеяли проект «Открытая книга». Математик, вооруженный гуманитарными знаниями, защищен со всех сторон: чувствами, эмоциями, логикой. В жизни это непременно пригодится.

Получается, ваш лицей – место, где вы развиваете цельную личность?

Во всяком случае, стараемся дать разностороннее образование.

А человек не может ли опоздать с прочтением какой-то определенной книги?

Поздно никогда не бывает. Книги можно открыть в любом возрасте. Плохо, если ее не откроют совсем. Плохо, когда молодой человек дрейфует в сторону создания убогих текстов в социальных сетях. Сегодня мы сталкиваемся с огромной проблемой самоидентификации школьника, и связана она с Интернетом, где личность прячется за аватарами и никами. Мир она воспринимает исключительно событийно, картинка должна меняться постоянно. Виртуальная среда как заместительная терапия заменила переживательные и сопереживательные чувства на любование собой, эгоцентризм. Породила смеховую культуру. Появилось поколение, которое не признает никаких авторитетов, «поколение ЯЯЯ». Оно фиксирует каждый свой шаг, выкладывает мегабайты фото-и-видеохроники на свои страницы, сопровождая «прикольными» надписями.

Наши дети очень скоро перестанут распознавать свои и чужие эмоции, потому что не рефлексируют, не подвергают сомнению свои действия, считают, что они кругом правы. Это веская причина для призыва к чтению, ибо велика роль книги в формировании критического мышления, которое не позволит социальным сетям поработить тебя, наоборот, они станут твоим помощником в учебе, дальнейшей профессии.

Какие еще мероприятия строят лицейскую «вертикаль чтения»?

Дважды в учебном году мы встречаемся с теми, кто создает качественные тексты, фильмы, издает книги и говорит, что «двадцать томов Гете и Толстого гораздо полезнее, чем ежедневное пятичасовое сидение в Фейсбуке или ВКонтакте».

В октябре у нас проходит фестиваль, а в марте – лекторий. Лекторий – это такое камерное мероприятие. Например, в прошлом году приезжали издатель Ирина Прохорова и шеф-редактор газеты «Литература» Сергей Дмитренко, которые два дня читали нам лекции по культурологии. На очередной лекторий, который будет проходить в марте, хотим пригласить режиссеров. Молодых, талантливых, тех, кто делает авторское кино. Ведем переговоры с Александром Велединским, который снял фильм «Географ глобус пропил» по Алексею Иванову. Хотелось бы пригласить и самого Алексея Иванова, и исполнителя главного героя – Константина Хабенского. Но это все мечты. К счастью, иногда они воплощаются.

Планируете сделать этот лекторий общегородским?

Обязательно. Вы же видите, из замкнутой школьной сферы наш проект «вылился» в город, область. Он уже вырывается из наших рук и не дает покоя ни мне, ни другим (Смеется).

А правда, что писатели, которые хотят приехать на фестиваль, уже выстроились в очередь и поговаривают, что в Челябинске образовалась своеобразная литературная мафия?

Я думаю, это шутка, но, когда мы обращаемся к писателям, они, оказывается, знают о нас и готовы приехать.

Вы оплачиваете какие-то гонорары писателям?

Конечно, но это небольшие деньги. Они свои райдеры не присылают. (Смеется). Мы можем поселить писателей в студенческую гостиницу ЮУрГУ, например. Они прекрасно понимают, куда и зачем едут. Им важно общение с читателями. Притом вся оплата делается вскладчину. Кто-то оплачивает гостиницу, кто-то гонорар, кто-то перелет. Наши писатели не летают бизнес-классом и в гранд-отелях не живут. Они самодостаточные, скромные люди, привыкшие к бивачной жизни. И то, что писатели овеяны ореолом славы, − очередной миф.

У нас вообще страна мифов. Каждый создает свой. Один из многих – дети не читают. Они читают, просто их надо мотивировать на нужное чтение. Другой – у нас нет хорошей современной литературы, нет книг для детского чтения. Загляните на наш сайт, найдите там рубрику «Время читать!» и убедитесь, что это абсолютнейший миф.

А как эти мифы разрушить?

Они от незнания, от собственной необразованности, подверженности жизненным стереотипам. Ведь легче все упрощать и отрицать, чем найти, посмотреть и убедиться, что это не так. Так давайте что-то делать! Самим продвигать книгу, создавать читающую среду.

Сейчас очень хорошо работают библиотеки. А какая у нас Пушкинская библиотека! С современной навигационной системой, читательским блогом, выставками, инсталляциями! Какие там энтузиасты трудятся! Не люблю эту банальную фразу «я никому ничего не должен». Да мы всем должны. Мы так и уходим из жизни должниками.

Надежда Прохорова

Комментарии
Комментариев пока нет