Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Наступает День мечтателя

21.08.2015
На конец августа приходятся дни рождения известных фантастов: 22 августа – 95 лет Р. Брэдбери, 23 августа – 135 лет А. Грину, 28 августа – 90 лет А. Н. Стругацкому. А если учесть, что 27 августа – день кино, то тема обзора напрашивается сама собой – о фантастике и фэнтези.

На конец августа приходятся дни рождения известных фантастов: 22 августа – 95 лет Р. Брэдбери, 23 августа – 135 лет А. Грину, 28 августа – 90 лет А. Н. Стругацкому. А если учесть, что 27 августа – день кино, то тема обзора напрашивается сама собой – о фантастике и фэнтези.

Этот обзор не претендует на всеохватность, это лишь начало разговора, да и многие произведения сложно отнести к одному жанру.

Романы Е. Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984», Рея Брэдбэри « 451 градус по Фаренгейту», Э. Берджесса «Заводной апельсин» давно стали из антиутопии сатирой на современный мир.

Из новинок я бы добавила Орсона Скотта Карда «Игра Эндера». Но расскажу о эпической саге знаменитого поляка, возможно, под неожиданным для многих углом.

Анджей Сапковский. Владычица озера.

С приключениями Геральта, ведьмака из Ривии, знакомы многие. Он убивает чудовищ за деньги, не вмешивается в политику. Но дитя Предназначения и Надежды, Цири, втягивает его в клубок интриг между северными королевствами и южной империей Нильфгаард. Вместе со своей возлюбленной, магичкой Йеннифер, Геральт пытается защитить княжну. Потомку Цири предсказано решить судьбу мира, поэтому девочка становится объектом охоты. Со временем княжна получает два дара, ведьмачий и магический, становится героиней наравне с Геральтом.

Но больше всего поразила седьмая книга, «Владычица озера, развязка. Геральт, Йеннифер и Цири прошли множество испытаний: бегство по спирали времени, кровавое сражение с Вильгельфорцом, встречу с императором Нильфгаарда, вызов и разбирательство Магической ложи – и во время их встречи в Меригольде в городе начинается погром, массовая резня краснолюдов и эльфов. Геральт становится на сторону нелюдей, его смертельно ранят. Йеннифер пытается спасти ведьмака, но погибает от истощения. Цири забирает с собой их тела и исчезает в другой мир, в котором Геральт и Йеннифэр оживают.

Нет чёткого разделения добра и зла, Сапковский не выводит никакую из сторон явно положительной, а описывает ужасы войны и ксенофобии. Но сцены насилия не главное. Сатира Сапковского переходит в мрачное предсказание, его исторические аллюзии беспощадны.

Выселение нильфгаардских крестьян с завоёванных территорий напоминает раскулачивание в 30-е годы. Те же ограничения: можно взять лишь узелок вещей, все остальное отбирается. Борьба старого с новым, коренного с пришлым является фоном для повествования (что-то начинается, что-то кончается), отличительной чертой многих эпох.

Главный конфликт, как и в нашей эпохе, между человечностью и бездушностью, вне зависимости от расы и национальности. Эльфы, традиционно положительные в фэнтези-произведениях, в мире Сапковского предстают высокомерной, вымирающей расой, по степени жестокости и ненависти к инородцам ничуть не уступающей людям.

Отряды эльфийских партизан-«белок» наводят ужас на крестьян, разрывающихся между страхом перед эльфами и страхом перед наказанием за помощь им. Эльфы из бригады «Врихедд» напоминают нацистов не только мундирами.

А тема военных преступников. Эльфы-офицеры из «Врихедда» сразу не поверили в справедливый суд, но им обещали, что под трибунал пойдут только они, солдат не тронут. Ничего не напоминает? Войну в Югославии, например. Историю всегда пишут победители. А сцена погрома, где гибнет Геральт и Йеннифер? Люди убивают тех, кто сражался с ними плечом к плечу, поверив провокаторам и демагогам. Как сейчас, на Украине.

Это только моё мнение, если я не права, поправьте меня.

Кир Булычев. Поселок

Борьба за существование в элементарной форме приведет к безнадежному регрессу. Выжить ценой вживания в природу, принятия ее законов - значит сдаться.

Тот редкий случай, когда подростковая литература вовсе не подростковая. Конфликты тоже не новы - отцы и дети, академического знания и физической силы, личная выгода и общественная польза, субординация и панибратство, буква закона и моральный долг. Да, старая песня. Но не попсовая. Как долго люди могут противостоять одичанию, оставаться людьми вдали от цивилизации?

Космический корабль «Полюс» потерпел крушение в горах на неизвестной планете. Спасаясь от радиации из повреждённого двигателя, уцелевшие члены экипажа с детьми были вынуждены спешно уходить через перевал в долину. Там они основали небольшой посёлок.

Через 17 лет тяжёлой борьбы за выживание в чужой агрессивной биосфере из 40 человек в живых осталось только двенадцать взрослых и ещё тринадцать детей, выживших из числа родившихся уже в посёлке.

Не имеющей связи с остальной цивилизацией малочисленной колонии грозит неминуемая деградация и вымирание: взрослые стареют и теряют надежду, а дети уже больше похожи на Маугли; некоторые из них уже не верят в истории о Земле. И тогда люди решают снарядить очередную, уже третью экспедицию, на этот раз из числа выросших детей: Олега, Марьяны, Дика и взрослого Томаса к космическому кораблю.

Потеряв во время тяжёлого, но успешного похода взрослого члена экспедиции — Томаса, подростки с добытыми с корабля припасами и оружием возвращаются в посёлок. Олега осеняет счастливая идея: сделать воздушный шар и достичь корабля по воздуху.

Во время одного из испытаний они замечают в небе объект, который может быть только разведывательным модулем с земного корабля, севшего на планету. На планету действительно высадились люди комплексной экспедиции с корабля «Магеллан». Они через некоторое время находят погибший «Полюс», но не могут даже предположить, что часть экипажа спаслась.

Две сюжетные линии петляют, сворачивая в уже знакомые читателю места, а читатель напряженно бегает глазами по строчкам, сжимая кулаки: ну давайте же, вы должны встретиться, найдите друг друга!.. А Кир Булычев снова и снова ловко разводит членов экспедиции и жителей поселка.

Елена Малиновская.Дочь тролля.

Это вариация сказки о «Финисте – ясном соколе». Случалось ли вам разочаровываться в книге любимого писателя и думать: ах, если бы… Если бы из двух книг составить одну, не превращать героиню в красотку и т.д. Так вот и у меня, после прочтения тетралогии Елены Малиновской «Дочь тролля» возникли те же чувства.

Задумка просто великолепная, если снимать фэнтезийный фильм, то «Сумерки» завистливо курят в сторонке, поскольку сумеречный мир, созданный Еленой, несравненно богаче. Судите сами: Гг - дочь тролля и арахнии, есть ещё драконы сумеречные и черные, маги, сумасшедшие некроманты, одержимые драконоборцы , таинственные и ужасные герпентолы, зловредные феи, собака Альтиса (бога мертвых).

Сюжет прост, но сколько в этой простоте возможностей для иронии и стёба! Молодая, рыжая, конопатая девица семнадцати лет, начитавшись любовных романов, желает выйти замуж – какой простор для фантазии, шуток и пародии. («Дон Кихот» ведь тоже пародия на рыцарские романы). Если с первым всё в порядке, то со вторым… Слишком серьёзно относится автор к своей героине, не хватает юмора как в «Наперекор канонам» и «Магической практике».

Жених оказывается сумеречным драконом и клянется в вечной любви, но недовольная подобным мезальянсом его матушка срочно забирает несостоявшегося жениха в родовой замок. Вот девица и отправляется в путь, выручать жениха, переживая немало приключений и собирая пеструю компанию. (Чего стоит таинственный маг-драконоборец, поселившийся у неё в голове).

Вот тут то и возникают первые разногласия с автором: зачем превращать Мику в красотку? Чтобы Арчер назвал её своей невестой, достаточно небольшого скандала в деревне, желания Арчера защитить Мику от последствий, обряда матери на соединение судеб и разговора с отцом. Тогда поведение Арчера будет выглядеть естественней – не любовь, а желание защитить и оказать покровительство. И мамочка не будет выглядеть такой мегерой – она уловит сомнения и колебания сына и заберет его в замок, подальше от настырной девицы. Да и Морган не дурак, ему нравится разгадывать загадки, и странное раздвоение личности Мики его бы безусловно заинтересовало: то деревенская простушка, то выдаёт неожиданно умные вещи. Приключения в драконьем замке плавно завершили б дело. Как говорится в аннотации «виновные наказаны, пленные освобождены, а замок, хоть и выстоял, подлежит ремонту».

А третья часть восхитительна, она самая лучшая из всех. Действие в «Капкане для жениха» не провисает, он полон неожиданностей. Дело не только в чувствах Мики и Моргана, но и в том, что драконоборец Эдриан, мирно сосуществовавший с Мики в её голове, оказывается страшнее безумного некроманта. Да и королевский дознаватель весьма неоднозначный дядечка, добавьте ещё желание Мики отказаться от своей тени.

Дэвид Лисс. Двенадцатое заклятие

Не смогла пройти мимо магического реализма. Представьте себе книгу Джейн Остин в жанре фэнтези, исторический любовный роман с элементами мистики .

Люси Деррик после смерти отца живет у дядюшки Лоуэлла . Дядюшка желает сбыть её замуж за занудного фабриканта Олсона. Люси согласна выйти замуж за нелюбимого, лишь бы избавиться от домашней тирании. Но однажды на пороге дядюшкиного дома возникает оборванец, в котором Люси узнает лорда Байрона, он шокирует и пророчествует, а сам находится под действием заклятья. Доктор не может помочь, мисс Деррик обращается к Мэри Кроуфорд...

Новая знакомая помогает снять заклятье, учит магии, становится подругой. Мэри рассказывает Люси о «Немой книге», дающей своему хозяину немыслимую силу. В борьбе за эту книгу сталкиваются опасные силы: эльфы, оказавшиеся коварными и жестокими, генерал Лудд, бывший возлюбленный Люси Моррисон, ставший розенкрейцером, лорд Байрон, ставший её поклонником…

В романе много косвенных аллюзий с романами Джейн Остин: свадьба сестры Люси перекликается со свадьбой Шарлотты Лукас из романа «Гордости и предубеждения».

Терри Пратчетт. Цвет волшебства

«Здорово рассуждать о чистой логике, о вселенной, которая управляется разумными законами, и гармонии чисел, но простой и непреложный факт заключался в том, что Диск перемещался в пространстве на спине гигантской черепахи, и что у местных богов была дурная привычка ходить по домам атеистов и бить стекла».

Отложите свой рассудок в сторонку, желательно в прохладное местечко, дабы он не испортился и наслаждайтесь вселенной, созданной исключительно воображением, без занудной механики. Иначе как вы представите себе полуголую девицу в одних сапогах, но с кнутом размером с копье и заткнутым за эти сапоги? Вдруг засомневаетесь, и тогда боги Плоского мира придут к вам.

Первая книга цикла – это путеводитель по волшебному миру, наглядное пособие по его культуре и обитателям, блистательная пародия на фэнтези как жанр. Главный принцип: довести всё до абсурда. Досталось и самому Дж. Р. Р. Толкину, Г. Ф. Лавкрафту (пожалуйте в храм злобного Бэл-Шамгорота), Энн Маккефри (гора Чевберг), Фрицу Лейберу. Двуединый Анк-Морпорк оказывается гибридом Лондона (елизаветинского, викторианского и современного), Нью-Йорка и ренессансной Флоренции. Денежная валюта — не классический «золотой», а доллар.

Почтенная гильдия убийц устраивает сражение с не менее почтенной гильдией воров, а посреди этого безобразия моргает глазами за стеклами очков Двацветок — первый турист Плоского мира, который на родине занимается какой-то «эхо-гномикой» и бизнесом под названием «страх-и-в-ванне». При нем состоят трусливый волшебник Ринсвинд (в качестве гида) и ходячий Сундук из древесины груши разумной, который ненавидит всех, кроме хозяина.

Раз героическому фэнтези присущи приключения, то героев ждет непрерывный экшн. А как фееричны отношения Ринсвинда со смертью! Смерть в Плоском мире мужского пола, он лично должен приходить за волшебниками, (а Ринсвинда приходиться ещё и уговаривать!). «Я и сам не был уверен в том, что делаю. Мне просто нравилось дотошно пародировать плохую фэнтези, да и кое-что из хорошей» -признавался автор.

Книжные новинки:

Гильермо дель Торо. Штамм

Уже два года мир находится под властью вампиров, которые перекроили его ради собственного выживания. На земле царит постоянная тьма, и лишь в течение двух часов слабый солнечный свет пробивается сквозь отравленную атмосферу.

Большинство людей рассматриваются в качестве источника питания и содержатся как скот в специальных лагерях по переработке. Однако и в этих ужасающих обстоятельствах горстка отчаянных храбрецов продолжает почти безнадежное сопротивление, не зная, что они всего лишь пешки в вечной борьбе добра и зла...

Гильермо дель Торо, режиссер оскароносного фильма «Лабиринт фавна» и культовых фильмов о Хеллбое, и Чак Хоган, лауреат премии Дэшила Хэммета, объединили свои усилия для дерзкого обновления вампирской темы. Премьера американского телесериала по трилогии «Штамм» состоялась в июле 2014 года, а в июле 2015 года стартовал второй сезон стремительно набравшего популярность сериала.

«Книга ужасов»

Известный составитель хоррор-антологий, двадцатикратный обладатель Британской премии фэнтези Стивен Джонс в сборнике «Книга ужасов» представляет четырнадцать филигранных новелл о главных человеческих страхах. Лучшие мастера жанра хоррор – Стивен Кинг, Деннис Этчисон, Йон Айвиде Линдквист и другие – размышляют в «Книге ужасов» о самом страшном и таинственном. Необъяснимое, странное, пугающее до дрожи – все виды ужаса собраны под одной обложкой.

Кассандра Клэр. Механическая принцесса

Не оторваться до последней строчки. Автор известных «Сумеречных охотников» (правда, экранизация подгадила). С целью уничтожения Сумеречных Охотников Аксель Мортмейн создает безжалостную армию роботов — Адские Механизмы… Его задача — заполучить недостающий элемент темного плана — юную Тессу Грей. Храбрые охотники Уилл и Джем готовы на все ради спасения девушки. Однако вероломного злодея может остановить только сама механическая принцесса. Если, конечно, захочет это сделать… Перед вами самая захватывающая и динамичная книга трилогии.

Наталья Попова

Комментарии
Комментариев пока нет