Худрук и главный режиссер Челябинского оперного театра объявили артистам о своем уходе

Худрук и главный режиссер Челябинского оперного театра объявили артистам о своем уходе

Скандалы сотрясают челябинский оперный театр периодически. Но в такой тупик ситуация зашла впервые.

«Орфей» спускается в адЪ?

6 марта, в день 400-летия избрания на царство Михаила Федоровича Романова, в театре шла опера «Жизнь за царя». После овации зрителей в опустевшем зале собрались солисты, хор и оркестр. Главный дирижер и художественный руководитель театра Антон Гришанин взял микрофон:

- Уважаемые друзья, к большому моему сожалению, я сегодня написал заявление об уходе. В вопросах творческой политики у нас возникли разногласия с директором театра. Я пытался что-то сделать, но не получилось. К сожалению, следом уходит наш главный режиссер Андрей Сергеев. Хочу сказать всем огромное спасибо, нас связывают столько лет работы. Я вас люблю и буду любить.

Труппа забурлила. Побежали за Гришаниным. Как удалось выяснить у главного режиссера Андрея Сергеева, последней каплей, переполнившей чашу конфликтов и недоразумений, стала готовящаяся к постановке опера Глюка «Орфей и Эвридика». Гришанин и Сергеев придумали свою концепцию спектакля. По форме он мог быть решен в стилистике барокко - со старинным оркестром, где звучали бы клавесин и настоящая арфа (пока она пылится на складе из-за того, что арфиста нет), и аутентичной манерой исполнения. А по режиссерскому решению и сценографии это должен был быть смелый эксперимент.

- Смысл был в том, что после «Жизни за царя» показать нечто совершенно противоположное, - рассказывает Андрей Сергеев. - Это было бы интересно для театра. Не второй такой же спектакль, а что-то противоположное по стилю, подходу, эстетике. А директор уперся и все. Говорит: «Мы это выпускать не будем». Его не устраивает концепция.

В общих чертах Сергеев рассказал концепцию. Поскольку спектакль не родился (и большой вопрос, родится ли), излагать ее сейчас вряд ли корректно. Но совершенно точно можно сказать: в ней нет ничего такого, что противоречило бы нормам этики, морали или здравому смыслу. Замысел интересен и нов: такого в репертуаре театра еще не было.

Экспериментальные спектакли ставились здесь во все времена. И вот теперь оказывается, что театру в творческом поиске отказано.

Директор Владимира Досаев на вечернем спектакле не был. Наутро я нашла его в кабинете.

Владимир Александрович был совершенно спокоен и уверен в своей непотопляемости.

- Никто из планов театра спектакль «Орфей и Эвридика» не убирал, - заявил он. - Есть вопросы, которые обсуждаются. Возникшие разногласия по поводу постановки - рабочий процесс. Если господа Сергеев и Гришанин не захотят ставить эту оперу, найдем другого режиссера и дирижера.

На вопрос, что именно не устраивает его в предложенной концепции «Орфея и Эвридики», Владимир Александрович говорить отказался. Возможно, ему хочется чего-нибудь попроще, покрасивей и поразвлекательней. Однако Досаев подтвердил, что считает себя вправе вмешиваться в творческий процесс:

- Директор отвечает за все, что происходит в театре, в том числе за концепцию худрука.

Для Андрея Сергеева, повидавшего разные театры, такая позиция совершенно неприемлема.

- Кто командует театром? Я считал, что художественный руководитель, а оказалось, директор, - недоумевает он. - Но я устраивался на работу к худруку Гришанину, а не директору Досаеву.

Творческую и профессиональную состоятельность Антон Гришанин подтверждал не раз. Он получил государственную премию за балет «Гойя», вместе с режиссером Алексеем Степанюком поставил золотомасочный спектакль «Пиковая дама», спектакль «Лоэнгрин», который ставил уже с Сергеевым, был номинирован на Маску. Последняя премьера «Жизнь за царя» названа журналом «Музыкальное обозрение» спектаклем года. Но для нынешнего руководства театра все это не имеет ни малейшего значения.

Директор не подписывает приказ о выпуске спектакля («А почему я обязан его подписывать?» - спросил он меня во время нашей беседы). Артисты, несмотря на это, начали учить партии. Этот спектакль они ждут несколько лет, в прессе неоднократно говорилось о готовящейся постановке. В театре есть два Орфея - уникальный контртенор Артем Крутько и меццо-сопрано Анастасия Лепешинская. Но цеха по производству декораций и костюмов не могут без приказа приступить к работе. Толчение воды в ступе длится около двух недель.

- Я хочу заниматься творчеством, а не прозябать в болоте, - объяснял артистам Антон Гришанин. - Но творческим планам, похоже, не суждено сбыться. Пытался делать все, что мог.

По нашим сведениям, Антон Евгеньевич обратился за помощью к вице-губернатору Вадиму Евдокимову. А тот, якобы, дал ему понять, что, если, придется выбирать, поддержит Досаева.

И Гришанин, и Сергеев избегают роли бунтовщиков и руководителей восстания. Считают, что сор из избы выносить некрасиво, и единственное, что осталось - уйти. В труппе невмешательство считают ошибкой, которая может стать роковой:

- Мы ваши люди, - говорили артисты. - Какой смысл без вас работать?

Разошлись на том, что худрук пообещал подумать. Владимир Досаев утверждает, что не только не подписывал заявления Гришанина об уходе, но и вообще не видел его.

Гастролеров в театр, музыкантов - на улицу?

Между тем, разногласия с Владимиром Досаевым у коллектива у коллектива театра не только творческие, но и экономические.

- Мы ни о чем не смогли договориться с директором - он просто все делает для своих отделов и привелигированных людей, - взял слово после шокирующего сообщения Гришанина председатель профкома Владимир Колесов. - У меня заработная плата в 2012 году понизилась по сравнению с 2011-м, когда пришел Досаев, на 48 тысяч. Экономия, отчет высокопоставленным личностям, вице-губернатору Евдокимову и министру культуры Бетехтину, что все в порядке в театре - пыль в глаза. Они считают, что в театре все нормально, хотя творчества здесь уже нет давно. А больше, похоже, вообще не будет.

Год, по словам Колесова, ушел на то, чтобы добиться от директора начать вести переговоры с профсоюзом, и только после вмешательства инспекции по труду удалось это сделать. Но сам Владимир Александрович не стал утруждать себя участием в разбирательстве, он предпочел создать для работы с артистами специальную комиссию, в которую вошли начальник отдела кадров, начальник экономического отдела, юрист-консульт и главный бухгалтер.

В общении директор позволяет себе оскорблять артистов. В СМИ просочилась история, как в Бангкоке он назвал музыкантов «уродами», о чем они написали министру культуры открытое письмо.

- Театр - выгодная площадка для шоу, - заметил на собрании кто-то из артистов.

И действительно, количество репертуарных спектаклей в месяц резко сократилось (с 28-ми до 15-ти, по словам Колесова), а количество арендных мероприятий и эрзац-гастролеров резко увеличилось. По большому счету, театр может приносить чистую прибыль, и немалую - если распустить труппу с оркестром и сдавать помещение в аренду. Да вот незадача: артисты намерены бороться. Во вторник, 12 марта, в 14.00 они хотят провести собрание. Если не позволят в театре - будут совещаться на улице.

VK31226318