Новости

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Валентин Качалов создал свою Святую Троицу

27.12.2013
Челябинский художник завершил мозаичную икону к 300-летию Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Мозаика с изображением Святой Троицы украсила фасад алтарной апсиды Троицкого собора, где со времен Петра I хранятся мощи Александра Невского. Освящение иконы состоялось в декабре, когда Петербург праздновал 750-летие кончины (преставления) святого благоверного князя Александра Невского. Многолюдным крестным ходом и освящением Троицы в этот день завершились торжества по случаю 300-летия Александро-Невской лавры.

Дубовая крона

Ниша в стене (правильнее сказать, ложное окно), где сейчас находится икона Святой Троицы, с давних пор пустовала. Что здесь находилось раньше - никто не знает. Сохранился только старинный чугунный кронштейн, глубоко вмурованный в стену.

«Скорее всего, на него крепилась тонкая-тонкая дверца, которая защищала изображение, - предполагает Валентин Качалов. - Может быть, это была фреска, может, икона деревянная».

Над созданием мозаики художник трудился почти два года. Большую часть работы делал у себя в мастерской в Челябинске - рисовал эскиз, готовил смальту (камни разных оттенков нужно щипчиками расколоть, сделать разнообразные по размеру модули, каждый с помощью алмазного круга подточить, чтобы придать камню нужную форму), потом здесь же набирал наиболее сложные фрагменты изображения.

- Самые ответственные детали - лики святых, кисти рук, ступни, чаша с жертвенным агнцем, а также текст тропаря. На стене их очень трудно набирать. Можно запутаться в цветах и оттенках, сложно наносить раствор. Камушки-то малюсенькие, есть даже миллиметровые.... Для меня сложнее всего оказалось выложить листики на дубе. В лице есть совершенно определенная логика - привычная, понятная.

Шаг за шагом получаются нос, глаза, с каждым последующим камушком лик начинает оживать. А здесь такая геометрия запутанная, каждый листик «смотрит» в разные стороны. Нарисовать - никаких проблем. А когда выкладываешь контуры листьев кроны, которые потом заполняются разным цветом, получается настоящий лабиринт. Сделаешь один листок, он оживает. Вздохнешь с облегчением, а дальше снова лабиринт. Владыка Назарий, проходя мимо, улыбался: «Все любуетесь на свои листики?»...

Страх

В основу мозаики была взята икона Святой Троицы Андрея Рублева (XIV век). Чтобы она органично вписалась в стилистику Александро-Невской лавры, построенной в XVIII веке архитектором Доменико Трезини, в холодное освещение Северной столицы, перед художником стояла задача сделать ее мягкой, сдержанной, не «кричащей». Тема сакральная, она не требует ярких тонов и полыханий. Икона должна быть драгоценной во всех отношениях - и в красках, и в рисовании.

- Страх перед будущей работой у меня присутствует всегда, - признается Валентин Валентинович. - Тем более, когда работа чрезвычайно ответственная. А ведь Троица — это изображение Господа Бога в трех лицах. Про это и говорить-то страшно, и чрезвычайно сложно понять... Я практически сна лишился прошлым летом.

Неуверенность прошла, когда началась работа над эскизом. Очень поддерживал руководитель иконописной мастерской св. Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко (как сказал Валентин Качалов, «я советовался с ним беспрестанно»). Кроме того, Дмитрий Геннадьевич предоставил художнику из Челябинска свою персональную мастерскую:

- Я приходил в Семинарский корпус, который существует с петровских времен, открывал своими ключами дверь, - рассказывает Валентин Валентинович. - Идешь по этому длинному гулкому коридору с высокими сводами, где витает дух былых времен - мурашки по коже пробегают. Сколько разных событий за 300 лет здесь происходило!..

В трудные минуты очень поддерживала доброжелательность совершенно незнакомых людей.

Когда Валентин Валентинович выкладывал мозаику на стене храма, стоя на лесах под открытым небом, люди останавливались, крестились, улыбались ему, приносили гостинцы, говорили добрые слова. Многие спрашивали: «Скоро ли закончится реставрация?» И не сомневаясь в том, что видят перед собой старинную икону. Для художника это наивысшая похвала. Значит, удалось самое главное: Троица гармонично вписалась в лаврский ансамбль.

Домик

Работа затянулась до поздней осени, и когда наступили холода, для Валентина Качалова сделали домик, провели электричество.

- Сумерки наступали очень рано, солнце всходило поздно, световой день становился все короче, - вспоминает художник. - Были дни, когда дул пронизывающий ветер и температура опускалась до плюс одного-двух градусов (технологически раствор выдерживает только до пяти градусов тепла, если холоднее, он просто застывает). А я забирался в свой теплый домик, включал лампу, обогреватель и начинал работать, несмотря ни на что…

Питер

Валентин Валентинович вернулся домой. Трудности и невероятная усталость забылись, зато ощущение старого Петербурга, увиденное и пережитое дают новые силы.

- Живя в Питере, мне удалось послушать очень много живой музыки в прекрасном исполнении, посмотреть замечательные выставки. Я никогда, к примеру, не видел подлинного Модильяни, «Игроков» Сезанна.

Когда соприкасаешься с подлинниками, можешь прикоснуться к Медному всаднику, побывать в доме Набокова или в доме станционного смотрителя, где лежит подорожная Пушкина, - становишься увереннее в своих мыслях и представлениях, богаче душой. Для меня это духовная подпитка.

Раньше я мог ходить по Эрмитажу не задерживаясь, а сейчас не получается пройти и нескольких метров, не остановившись. Столько вдруг неожиданного открывается, все интересно - шпалеры, скульптура, саркофаги, холсты. Зрение как бы обострилось, расширилось, утончилось. Никогда не ожидал, что наш Головин - театральный художник, маэстро - такой замечательный портретист. Совсем по-новому увидел работы Пластова, Нестерова, Кончаловского...

Кроме того, находясь в лавре, я присутствовал на главных церковных торжествах, где участвовал сам патриарх. Все это происходило в храме, гигантском по размерам, архитектуре, по наполненности: праздничные одежды, церковное пение, службы. Все торжественно, грандиозно... Впечатлений очень много, и я ощущаю в себе эту наполненность. Поэтому твердо могу сказать: год прожит особенный.

Татьяна Марьина

P.S. 31 декабря у Валентина Валентиновича Качалова день рождения. Поздравляем!

Комментарии
Комментариев пока нет