Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Валерий Карпов узнал Рубенса по глазам

24.01.2014
В малом зале Челябинского музея искусств на площади Революции открылась выставка одной картины - «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Лишь в 2013 году было официально признано, что она написана великим фламандским художником XVII века Питером Паулем Рубенсом при участии его учеников.

В малом зале Челябинского музея искусств на площади Революции открылась выставка одной картины - «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Лишь в 2013 году было официально признано, что она написана великим фламандским художником XVII века Питером Паулем Рубенсом при участии его учеников.

Раньше эта картина, хранящаяся в фондах Ирбитского музея изобразительных искусств, считалась копией одноименного полотна, находящегося в постоянной экспозиции в художественно-историческом музее Вены. А не так давно скрупулезные венские музейщики отправили свою картину в запасники под предлогом дальнейшего изучения.

Очередная тайна из мира живописи была раскрыта благодаря Валерию Андреевичу Карпову - директору Ирбитского ГМИИ, обладателю невероятного количества премий и званий, которые нет смысла перечислять. Коренной ирбитчанин, потомок Ивана Карпова, одного из основателей города.

В 9-м классе Валера Карпов в школьном сочинении написал: «Хочу создать в Ирбите музей и собрать в нем шедевры художников со всего мира». Сочинение признали лучшим, но к идее отнеслись с иронией: в Ирбите тогда стада коров по улицам ходили. Но в 1971 году Карпов становится директором городского выставочного зала, который впоследствии превратится в музей…

— В 1975 году Эрмитаж решил помочь нашему молодому музею. Я просил у них то, что не жалко отдавать. Получил 11 работ живописи и 90 листов графики, в том числе две картины Рубенса и Ван Дейка, числившиеся как копии. С «Портретом инфанты Изабеллы» Ван Дейка мы разобрались - это подлинник. Теперь та же история произошла с Рубенсом. Претензий к Эрмитажу, не узнавшему подлинных мастеров, нет и быть не может. Эти картины пришли в музей с очень сложной историей. «Магдалина» была доставлена в 1931 году, когда Эрмитаж грабили, изымали полотна, чтобы построить ДнепроГЭС и другие заводы. Больше 100 шедевров ушло из главного музея страны в то время. Может, и специально картину Рубенса записали как копию, чтобы большевики не обратили на нее внимания.


Фото Андрея Ткаченко

А как вы поняли, что это не копия?

— 36 лет я изучал это полотно, сравнивал с теми картинами Рубенса, что есть в России. В подлинности меня особенно убеждали глаза Магдалины, распухшие от слез. Сквозь четыре слоя лака я видел живые слезы и влажную роговичку. К 2012 году мы собрали деньги на реставрацию. К нам приехала замечательный специалист из Нижнего Тагила Антонина Наседкина, я сразу попросил ее расчистить правый глазик. К счастью, лак не затвердел намертво и поддался растворителю. Она сняла квадрат 5х5 сантиметров, и я сказал: «Тонечка, ты чистишь Рубенса». Наседкина мне не поверила.

15 ноября 2012 года мы открывали выставку «Дары Эрмитажа», и главный реставратор музея Виктор Коробов, обернувшись к телекамерам, сказал: «Да, это не копия». А окончательное заключение экспертов было сделано 24 мая 2013 года.

Выходит, венская картина — копия?

— Я не утверждаю этого, но считаю, что у нас хранится первый вариант картины. Венская Магдалина написана со второй жены Рубенса Елены Фоурмен. Лицо - как блин, мизинчик кокетливо отставлен, коротенькие вьющиеся волосы. Непонятно, как Магдалина ими могла вытереть ноги Христа? А в нашем варианте тот тип лица, что присутствует во всех рубенсовских образах Магдалины. Он списан с первой жены художника Изабеллы Брандт. У нашей Магдалины и волосы длинные. Репродукция венской картины тоже есть на челябинской выставке, так что сравнивайте сами. Я считаю наш вариант сильнее в творческом отношении.

В вашем музее есть не только Рубенс и Ван Дейк, но и Тициан.

— Тинторетто, Рембрандт, Гойя, Дали, Шагал и многие другие. На вопрос, как работы таких мастеров оказались в нашем музее, отвечаю двумя поговорками: «Просящему дается» и «Под лежачий камень вода не течет». Многолетнее хождение по частным коллекциям и антикварам. Рылся в горах ненужной бумаги, и находил порой интересные вещи. В 1970-х руководство Эрмитажа разрешило мне покопаться в архиве Загорска - кладбище графики. Я там за четыре дня нарыл 520 листов, это были лохмотья, плесень, рвань.

35 лет мы их реставрировали, а 16 января текущего года впервые выставили в 14 залах будущего Музея гравюры и рисунка.

Приехала великая Ирина Антонова и совершенно не ожидала увидеть то, что увидела. В ГМИИ имени Пушкина графику одевают в светлые паспарту, а мы цветом паспарту выделили эпохи. Возрождение у нас в интенсивно-бежевом, барокко в густо-вишневом цвете. Рококо синее, XIX век - густой изумруд. XX век бежевый, как XVI. Кроме того, мы там поставили немецкие светодиоды, которые позволяют экспонировать графику не три месяца, как по инструкции, а годами. Свет с полным отсутствием ультрафиолета и инфракрасного излучения.

Что собой представляет ирбитский музейный комплекс сегодня?

— 27 залов в Музее гравюры и рисунка, он откроется 22 мая. 13 залов в Музее уральского искусства, 5 - в музейно-выставочном центре. Сейчас решается вопрос о передаче нам еще двух зданий. И тогда будет 15 залов в Музее российской графики и 18 - в Музее графики Азии и Востока.


Фото Андрея Ткаченко

А население Ирбита…

— Около 38 тысяч человек, до перестройки было 52 тысячи. Наши посетители прежде всего школьники, сейчас мы начали работать и с детскими садами.

А туристы?

— Ирбит пока в стороне от туристических маршрутов, организованного туриста почти нет. А вот семьями нередко приезжают из Екатеринбурга, Тюмени, Перми.

Власти не говорят вам, что 78 залов многовато для 38 тысяч человек?

— Чиновники вынуждены молчать, потому что музей является предприятием, за счет которого город в дальнейшем будет выживать. Все производства сдохли. На мотозаводе из 12 тысяч рабочих осталось 150, он растащен. Молокозавод, бывший лучшим в стране, тоже загибается. Раз в месяц в Питер уходит 18-метровая фура с нашим молоком и сметаной и раскупается моментально. Автоагрегатный завод вот-вот обанкротится, швейная фабрика больше не делает знаменитый на всю Россию детский трикотаж, а шьет никому не нужную спецодежду.

Меняет ли музей сознание жителей города?

— В общем, да. Если раньше раз в пять лет кто-то из Ирбита ездил поступать на искусствоведческий факультет, то сейчас каждый год ездит по 10 человек.

Комментарии
Комментариев пока нет