Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Вечные вопросы зрителя больше не волнуют

04.02.2014
В Камерном театре завершился второй этап социологического опроса, направленного на изучение современной зрительской аудитории

В Камерном театре завершился второй этап социологического опроса, направленного на изучение современной зрительской аудитории.

Исследование поддержано профессором Российского университета театрального искусства Геннадием Дадамяном, ставшим его научным консультантом. Цели и задачи опроса - предмет нашей беседы.

Геннадий Григорьевич, как родилась идея заняться изучением современной зрительской аудитории?

Идея подобного изыскания возникла давно, когда я еще работал секретарем Союза театральных деятелей России. Нам было дано задание решить вопрос - за что театры должны отчитываться перед своими учредителями. Большинство называло количественные показатели - число постановок, проданных билетов, пришедших на спектакли зрителей. И только одна «дама», сама себя в шутку называвшая «городской сумасшедшей», на самом деле талантливейший отечественный режиссер Светлана Врагова, возразила: «Вы забываете об искусстве. А я занимаюсь искусством».

Другими словами, в истории остается спектакль как произведение искусства, а не число проданных на него билетов. Вспомним, что огромное количество великих произведений при жизни авторов не находили признания. Скажем, не пользовались успехом у современников пушкинские «Медный всадник» и «Борис Годунов». Вокруг звучало уничижительное - «Пушкин исписался». Но ведь в истории остались не эти критиканы. Пушкин остался.

А каким инструментом можно измерить художественный уровень театра?

Это вопрос сложнейший. Бессмысленно апеллировать к оценкам зрителей и критиков, чьи мнения субъективны, тем более - к самим художникам. Простой показатель количества посещений тоже может оказаться обманчив: если вы будете ставить «обнаженку», количество зрителей вырастет в разы. Только искусство тут ни при чем. Я предлагаю измерять динамику художественного развития театра через изменение динамики зрителя. Если театр двигается вверх, то и зритель двигается вслед за ним.

Театр и зрители - сообщающиеся сосуды. Если театр поднимается вверх, а зритель остается внизу, он просто-напросто перестает его посещать. Растет художественный уровень театра - растет эстетическая культура зрителя.

Не было желания провести подобное исследование в Москве?

В Москве согласился на подобную «авантюру» только один театр - «Школа драматического искусства» во главе с директором Олей Соколовой. Но в жизни этого театра есть одна специфика. Он, по сути, распадается на шесть самостоятельных мастерских, сам процесс исследования зрителя оказывается затруднен. А ваш театр небольшой, в зале 200 мест. Значит, возможна высокая степень возврата анкет. И действительно, за два наших «набега» заполненными мы получили более 80 процентов анкет. Кроме того, министр культуры области Алексей Бетехтин - мой ученик, я всячески надеюсь на его поддержку.

Вы досконально знаете отечественный театр 70-80-х годов прошлого века. Как изменилась сегодняшняя публика по сравнению с прежними временами?

Как жили наши театры в 70-80-е годы, я помню очень хорошо. Существовал зритель, который от театра ждал новых средств художественной выразительности, разговора, пусть эзоповым языком, о кардинальных проблемах жизни. Пусть таких зрителей было немного, всего15 процентов. Сегодня у зрителя другие установки. Он хочет видеть мир, построенный по масштабу своей личности. Общие, вечные вопросы по Федору Михайловичу Достоевскому - что такое добро и зло, честь и благородство - его больше не волнуют. Трогают вопросы устройства себя в этом мире. Причем на сцене он предпочитает видеть именно благоустроенный мир, а не тот, в котором реально обитает.

В американских мюзиклах вечных вопросов вообще никто никогда не ставил. Но российский театр всегда был учреждением мировоззренческим. В прежние времена в России открытие театрального сезона приравнивалось к открытию сессии парламента на Западе. Сегодня, к сожалению, не так.

Но самая большая проблема, усложняющая жизнь театров - сегодня в стране убито образование, наука, более трети населения уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Откуда может взяться потребность прийти в театр по «душевному трепету»? Но это мои общие наблюдения. Чтобы делать более конкретные выводы, и нужны социологические исследования.

Но хоть что-нибудь в состоянии зрительской аудитории сегодня обнадеживает?

Скажем, в те же 70-80-е годы, пьесы советских постановщиков Рацера и Константинова шли одновременно в 170 театрах страны. Слава богу, это время прошло. Взаимоотношения «театр-зритель» существенно поменялись. Сегодня идет процесс индивидуализации зрительского поведения. А значит, нам не грех поучиться у американцев. Они работают адресно, знают зрителя, что называется, в лицо - поздравляют с днем рождения, с рождением детей, внуков...

Или взять процесс получения информации о спектакле. Раньше работала система ОБС - «одна бабка сказала». Сегодня основной источник информации - Интернет. Этим же нужно пользоваться.

Я когда-то читал про эксплуататоров, хищников-антрепренеров русского театра XIX века. У них в театрах игралось 165-186 спектаклей за сезон. А мы хотим и того больше. Ставится задача увеличения количества зрителей независимо от того, есть ли зрительский потенциал. Нам не дают заниматься воспитанием своего зрителя: «Давай-давай, шуруй-шуруй». Тогда как важно «остановиться, оглянуться». Наш опрос именно на это работает.

А что со зрителем происходит в Москве?

Население Москвы 14 миллионов человек. Даже если учесть, что реально посетителями театров является только десятая часть жителей города, это с лихвой покрывает коммерческую вместимость театральных залов. Плюс гости столицы. К тому же есть модные театры. Такие как вахтанговский.

Этот театр проблемы со зрителями не знает, особенно на таких спектаклях, как «Евгений Онегин», «Дядя Ваня». И авангард, скажем, спектаклей Дмитрия Крымова, тоже востребован. Он берет не столько содержанием, сколько красотой чистой театральной формы. Спорные спектакли тоже имеют своих сторонников. Скажем, «Отелло» Юрия Бутусова в «Сатириконе», где «намешаны» и Пушкин, и Бродский, и даже Чехов.

Ирина Камоцкая

Комментарии
Комментариев пока нет