Новости

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Крест инока Лаврентия

06.05.2014
Надгробие актера, кинорежиссера, звукорежиссера, инженера, лингвиста, педагога, журналиста Леонида Оболенского вызывает у меня, совершенно чужого ему человека, скорбь и чувство вины.

Надгробие актера, кинорежиссера, звукорежиссера, инженера, лингвиста, педагога, журналиста Леонида Оболенского вызывает у меня, совершенно чужого ему человека, скорбь и чувство вины.

«Последний князь кинематографа» покоится на «Северном» кладбище в Миассе. Это мой родной город, и, приходя на могилы своих родственников, я с грустью задерживаю взгляд на старом, местами почерневшем от времени кресте инока Лаврентия. Он чужой в Золотой долине, вечный странник, нашедший покой среди уральских гор.

Имя Леонида Оболенского широкого известно деятелям культуры и кинематографа и мало рядовым южноуральцам. Боюсь, что со временем некогда добротный крест из лиственницы, окончательно придет в негодность, и никто не узнает, что среди заметных мраморных могил конструкторов ГРЦ находится последнее пристанище скромного князя Оболенского.

Звание «Народного артиста РСФСР» Леонид Леонидович получил в 1991 году, в год своей кончины и в возрасте 89 лет, не знаю, посмертно или при жизни. Но точно знаю, что это был большой в самом высоком смысле человек, проживший долгую и очень нелегкую жизнь, и он достоин памятника.

Аристократичный старец с тростью, в кожаной куртке и берете (одежде не привычной для мужчин из уральской глубинки) появился Миассе, когда я была школьницей. Как наяву помню его немного сгорбленную, но величественную походку, пронзительный орлиный взгляд и рассеченное морщинами желтоватое лицо.

Каждый раз, проходя мимо, я смотрела на этого человека, затаив дыхание. А сплетни про него ходили разные: что он враг народа и фашистский прихвостень, что в своем более чем почтенном возрасте имеет молодую жену и маленького ребенка.

В старших классах я посещала кинолекторий «Экран и время». К нам во Дворец культуры «Прометей» приезжали известные артисты, рассказывали о своем творчестве и привозили на просмотр новый фильм. Больше других запомнились выступления Игоря Костолевского, Николая Крючкова, Зинаиды Кириенко и Бориса Галкина. Леонид Оболенский был частым гостем на встречах с актерами. Они сами вспоминали про него, свидетельствовали со сцены свое величайшее уважение и выражали признание. Иногда он поднимался к ним, и они с почтением жали его руку. А я все пыталась найти ответ на вопрос: «За что так уважают предателя?»

Время все расставило на свои места, в 2005 году актер был, наконец, реабилитирован, хотя и посмертно. Только сейчас я понимаю, что провинциальный кинолекторий «Экран и время» был для изгнанника настоящим глотком воздуха, возможностью соприкоснуться с любимым делом.

В кино артист снимался в 20-30-е годы и с начала 70-х годов.

Перед войной Оболенский - доцент ВГИКа, по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино, но закончить работу не успел.

В октябре 1941 года ушел в Московское народное ополчение. А дальше был плен, концлагерь и годы расплаты. Помню рассказ старого ветерана о своем пребывании в концлагере, который даже повторять не хочется. Ключевая мысль этих воспоминаний: «Лучше годами воевать в самых тяжелых боевых условиях, чем один день прожить в концлегере». Кто там не был, судить не может.

Оболенскому удалось бежать из плена, и до освобождения Молдавии он около года скрывался в монастыре под Бендерами, где ему пришлось подстричься в монахи под именем Лаврентий. Это имя спасло ему жизнь, и эту страницу его биографии не забыла и не простила советская власть.

Заключенный Оболенский строил железную дорогу на Севере и служил в ведомственном театре НКВД в Печоре. Был в его жизни Минусинск. Он работал на телевидении в Свердловске, Челябинске и Миассе. Только не в Москве, вернуться в столицу власти так и не позволили. В 1972 году Леонид Леонидович переехал в Миасс и остался здесь до конца дней, работая режиссером-методистом клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей».

Вот что пишут об Оболенском профессионалы кинематогрофа: «В 70-е годы он вновь стал много сниматься как актер. Заполучить его к себе в фильм из городка Миасса, последнего пристанища мастера, почиталось за счастье и честь. За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый хлеб»), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»)».

Но миновали десятилетия, остался крест и имя - Инок Лаврентий, в миру – Леонид Оболенский. Возможно, самого скромного странника вполне бы устроило его надгробие. Жизнь мастера не мерилась материальными ценностями. Памятник Оболенскому больше нужен нам, живым.

_Фото Влада Нечая «Крест» прилагается

Фото Оболенского из свободного доступа_

Комментарии
Комментариев пока нет