Новости

Российская футбольная команда «Ростов» вышла в плей-офф Лиги Европы.

Повешенную садистом собаку обнаружили сегодня утром во дворе дома жители Кировского района города.

Общий вес наркотического вещества 1 килограмм 350 граммов.

В столице Татарстана в среду рано утром заполыхала колония строгого режима.

Метод скрытого наблюдения позволил стражам порядка за день составить 74 административных протокола.

Из-за небрежно оформленного сертификата был перекрыт путь в Хабаровск двум тоннам корейского риса.

Теперь уже бывшая сотрудница Управления ФССП осуждена на три с половиной года лишения свободы условно.

Хоккейные болельщики определили, кого хотят видеть на Матче звезд.

Справиться с огнем студентам удалось собственными силами.

Свидетель шокирующего инцидента вызвал полицию.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Выставка Сергея Жаткова завершилась, а споры о ней продолжаются

25.12.2014
В Челябинском выставочном зале Союза художников прошла юбилейная экспозиция  фотографа Сергея Жаткова.

В Челябинском выставочном зале Союза художников прошла юбилейная экспозиция фотографа Сергея Жаткова.

Автору исполнилось 60. Еще одна дата, которой он посвятил свой проект, — 700-летие Сергия Радонежского, святого покровителя фотохудожника.

Выставка названа «На пути к истине». Многое в этой экспозиции, начиная с названия, выбора темы и подачи работ, говорит о том, что для автора она этапная. Фотограф размышляет о жизни. И площадка для показа фотографий выбрана серьезная, ко многому обязывающая. Вокруг — художники. В соседнем зале экспонировалась юбилейная коллекция живописи и графики Валентины Ваксман – яркая, эмоциональная, разножанровая.

К реализации идеи Сергей Жатков шел более десяти лет и сделал это с размахом. В знакомом, совершенно академичном зале из фотографий разного формата, размещенных даже на потолке, выстроилось абсолютно театральное пространство. Его условность излишней серьезности не предполагала. У входа публику «встречали» ростовые фигуры из пластика, вырезанные по контуру. Возникало ощущение, что это игра. «Фотогерои выходят из кадра в реальное пространство, находятся среди зрителей,— сказано в аннотации.— Зрителям необходимо почувствовать себя внутри фотореальности. И не просто смотреть, а внимательно вчитываться в философские тексты, сопоставляя их со смыслами кадров».

Тексты — ветхозаветные. На цифровых фотографиях — портретные изображения огромного размера. А в роли модели выступает сам автор — сидящий, стоящий, задумчивый и вопрошающий, наедине с природой и в окружении толпы в разрушенном храме. Одеяние и некоторые позы героя вызывают ассоциации с образом Христа.

Для перформанса, в котором участвует немало зрителей, наверно, неплохо. В день открытия выставки атмосфера игрового пространства, созданного дизайнерской фантазией, на публику произвела впечатление.

Когда в зале пусто, свет приглушен, и ты один на один с фотографиями — авторскими «воспоминаниями о себе» — получается иной эффект. Выставка о чем? Что хотел сказать автор, навязчиво примеряя на себя образ Христа? Есть ли в представленных фотографиях заявленный смысл и глубина?

Анжела Усманова, фотограф:

- Думаю, в названии «На пути к истине» конечного пункта искать не надо. Художник прожил определенный отрезок жизни, пересмотрел старые фотографии. Почему нет? Он видит свет в прошлом, и этот свет пытается нести дальше. В том, что в одежде, сложенных крестообразно руках художник повторяет Учителя, кощунства нет. Он так чувствует. Это его богообщение. И мы не можем его за это судить.

На выставке есть небольшие работы, очень личные. Это фотографии семьи, друзей. Они как крупинки света, жемчужинки, которые фотограф выстроил перед нами. Может, качество снимков не очень высокое (снято в 70-80-е годы), но в них я вижу столько нежности, трогательности. А деревенские окна с наличниками… Они как душа человека: какие-то закрыты, другие распахнуты или чуть-чуть приоткрыты, чтобы можно было в щелочку смотреть. И старый забор, на котором от растаявшего снега появилась фактура, ритм, цвет. Срезы дерева стали золотыми, в прожилках прорисовались новые образы. Такое мог увидеть только художник.

Валентин Качалов, художник-живописец, автор мозаичных икон в Александро-Невской лавре в Петербурге:

– Я мало знаком с творчеством Сергея Жаткова. Этот автор приходил ко мне в мастерскую, чтобы сделать портрет для каталога. Работал быстро, интенсивно. Пробовал снимать через зеркала, у окна, через занавеску. В конце концов, посадил меня на стул рядом с лестницей. Этим и удовлетворился. Лестница, точнее, лествица (старославянский) — это движение наверх. Все стремятся к высокому, в небеса, но не все выдерживают этот путь. Я бы сказал ему спасибо за такое решение.

На выставке не увидел того живого, думающего художника. Я увидел изобретательного человека. Глаз фотографа с сердцем — сочувствующий, переживающий — имеет возможность на ходу поймать мгновение, которое художник никак не сможет захватить. Это блестящая возможность. Она и составляет неподдельный интерес. Видимо, как художник Сергей не удовлетворяется фотокамерой. Он скован аппаратом. И зря.

Что касается темы... Выносить так плакатно мир глубоких переживаний, в кого-то рядиться — зачем? Я бы не стал даже приближаться к этой теме. Она очень личностная, скрытая, сакральная. Мир духовный (а не душевный) в тысячу раз сложнее, чем любая фотография. В этическом плане возвышение себя — как-то не по-религиозному. Видимо, в силу недопонимания заповедных вещей он подставляет себя под разные стрелы, может и гневные. Это очень уязвимая позиция автора.

Евгений Ткаченко, собкор ИТАР-ТАСС, председатель Челябинского фотоклуба:

- Сергей — талантливый парень, у него есть фантазия. В фотографии он пошел своей дорогой, отличной от той, которую годами прокладывал Челябинский фотоклуб. Его право. Есть люди, которым это интересно. Хотя с моей точки зрения, он потерял от того, что ушел от репортажной фотографии. Это видно по выставке. Стилизовано изображение, приемы обработки, а жизни в фотографиях нет – одни схемы. Он текстами занимается. При этом забывает, что хорошая фотография возвышает содержание, усиливает мысль автора. Тексты у него пафосные, а то, что изображено на снимках, – упражнения, а не репортерское мастерство. Когда тексты к фотографиям выше содержания, этот вид творчества далек от искусства.

Владимир Богдановский, директор областного краеведческого музея, фотохудожник:

- Тема заявлена серьезная — путь к истине. Но ее художественного решения, хороших качественных работ я не увидел. Фотограф взял старые, технически слабые кадры и попытался представить свою идею через оригинальное пространственное решение. Дизайнерский ход интересный, а ради чего? Выставка ведь фотографическая, а не дизайнерская. В предложенное пространство можно вписать любые фотографии, даже детские — и они будут смотреться здорово. Говорить «я так вижу» можно. Но если берешься решать тему фотографически, ты должен сделать это убедительно.

Татьяна МАРЬИНА

Комментарии
Комментариев пока нет