Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

На выставке представлена почти неизвестная война

21.08.2015
Среди более сотни фотографий, что вошли в экспозицию «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне», которую привез в Челябинский краеведческий музей екатеринбургский музей фотографии «Дом Метенкова», нет ни одного проходного снимка. Только безусловные шедевры военной фотожурналистики.

Среди более сотни фотографий, что вошли в экспозицию «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне», которую привез в Челябинский краеведческий музей екатеринбургский музей фотографии «Дом Метенкова», нет ни одного проходного снимка. Только безусловные шедевры военной фотожурналистики.

Знаменитые настолько, что некоторые из них со временем отлились в бронзе, стали моделями для памятников. В их числе снимок 1945 года «Водружение флага над Иводзимой» фотографа Джо Розенталя, который для американцев значим, как для нас «Знамя Победы над рейхстагом» Евгения Халдея.

Но на обложку каталога выставки ее составитель, екатеринбургский историк Артем Беркович счел нужным вынести не один из этих двух символических кадров, не один из актов подписания германской капитуляции (выставка продемонстрирует, что это происходило дважды: в Реймсе и Берлине), не парадный портрет Сталина, Рузвельта и Черчилля (лидеров держав-союзниц времен Второй мировой войны) во время Тегеранской конференции 1943 года, не битвы танков или миноносцев, а портрет маленькой девочки с забинтованной головой, заставляющий сжаться сердце любой «национальности».

Снимок «Трехлетняя Эйлин Данн в детской больнице после ранения, полученного во время воздушного налета. Лондон, сентябрь 1940 г.» входит в первый раздел экспозиции, названный «Битва за Британию» (термин, введенный британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем). Бомбоубежища на станциях метро и в подвалах церквей, пожары, автобус, провалившийся в воронку от бомбы на лондонской улице... И вот эта девочка с повязкой и мишкой, со взглядом, в котором не страх, а скорее уж слишком недетский опыт.

Автор снимка - Сесил Битон. Тот самый, по поводу которого любой запрос в Интернете выдаст справку: икона стиля, один из самых великих фотографов моды XX столетия и фотолетописец британской королевской семьи (возведен в рыцарское звание), дизайнер, художник по костюмам голливудских фильмов (это он наряжал Одри Хепберн - Элизу Дулиттл в киномюзикле «Моя прекрасная леди», за что получил один из своих «Оскаров»)…

В годы Второй мировой Сесил Битон снимал не моду, а войну, как и многие его коллеги. Оставаясь выдающимся мастером портретной фотографии и певцом красоты, совершенно по-особому проявляющейся не в гламурных, а в драматических обстоятельствах: невозможно не обратить внимание на его «Портрет арабского легионера», представленный уже в следующем разделе выставки - «Сражение в Северной Африке». Битва англичан, американцев, австралийцев за железнодорожную станцию Эль-Аламейн (последний рубеж обороны главного британского порта в Средиземном море - Александрии).

Победа над немцами в этом сражении имела не меньшее значение для исхода Второй мировой, чем Сталинградская битва или американо-японская «битва миноносцев» у атолла Мидуэй в 1942 году. «Война на Тихом океане» - еще один из разделов экспозиции.

Трудно переоценить ее просветительское значение. Известно, что в свое время грандиозная документальная киноэпопея Романа Кармена «Великая Отечественная» шла в США под названием «Неизвестная война». Конечно, американцы да и большинство европейцев мало знают о нашей Великой Отечественной («Да, я слышал, вы тоже тогда воевали», - сказал мне один вполне просвещенный молодой англичанин, с которым 9 мая нынешнего года довелось отмечать День Победы. «Тоже…»). Но ведь и большинство россиян имеют отнюдь не полномасштабное представление об участии наших союзников во Второй мировой.

Во времена холодной войны каждая из стран писала свою историю, новое охлаждение (назовем это так) с Западом тоже не способствует глубине и объективности исторических знаний, увы. Тем бесценнее эта выставка (первоначально она прошла в Екатеринбурге, ее инициаторами стали генконсульства США и Великобритании в уральской столице, а фотоматериалы предоставили Национальный архив США, Библиотека конгресса США и Имперский военный музей Великобритании).

Здесь все бесценно. И уникальные кадры великих мастеров (кроме уже названных нельзя не сказать об американцах Юджине Смите и Роберте Капе и нашем Дмитрии Бальтерманце), и снимки военнослужащих-фотокоров, зачастую оставшихся безымянными, но сохранившими для истории и портрет «британского солдата В. Вилльямсона, спасшего щенка из-под развалин немецкого дома» (под этой фотографией ноября 1944-го анонимная подпись «Фотограф армии США»), и мгновения солдатской смерти на поле боя (вот уж кадры, которые не могут быть постановочными), и ликующие Елисейские поля, и горы трупов в освобожденном концлагере, лица солдат и маршалов.

Лица союзников. Победителей (даже - и особенно – победителей), если погибнут в бою через считанные минуты, часы или дни после того, как был сделан портрет, таких немало в экспозиции.

Но и лица побежденных: страшное лицо генерала вермахта, привязанного к столбу перед казнью, лица эсэсовцев из охраны концлагеря Дахау, выведенных на расстрел американскими солдатами 24 апреля 1945-го сразу после освобождения лагеря и без суда (слишком очевидными и ужасными были преступления).

Лица француженок с обритыми головами: так дорвавшиеся до сладкой мести обыватели (несколько лет назад без сопротивления покорившиеся Гитлеру) посчитались с теми, кто был замечен в интимной связи с немецкими оккупантами. Лица жертв бомбежек уже немецких городов, Хиросимы и Нагасаки, людей на пепелищах, беженцев, бредущих навстречу неизвестности.

Чтобы снять такое, надо было быть не просто рядом с событием, но внутри него. «Если у меня не получилась фотография, значит, я не подошел достаточно близко», - говорил Роберт Капа. Эти фотографы подходили «достаточно близко», заглядывали порой в глаза смерти.

И в итоге получалось то, о чем хорошо сказал другой фотоавтор экспозиции «Триумф и трагедия: союзники во Второй мировой войне» Юджин Смит: «Мне хотелось бы, чтобы мои снимки превзошли сухие факты, уловили смысл и, усиливая правду, стали символом».

Выставка завершается роскошной фотографией, запечатлевшей страстный поцелуй военного моряка и медсестры (то есть участников и молодых ветеранов Второй мировой!) посреди нью-йоркской площади, празднующей капитуляцию Японии. Великий снимок. И великий символ.

Комментарии
Комментариев пока нет