Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Марийцы

27.01.2011
По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 3695 марийцев (0,1 процента  от общей численности). В 1989 году было 4275 человек

Кто такие марийцы

Марийцы (самоназвание - мари, марий, мар: человек, мужчина, муж), или черемисы (устаревшее название) - финно-угорский народ России. Коренное население Республики Марий Эл (Марийский край) - 324,4 тысячи человек. Марийцы расселены в Башкирии (105,7 тысячи), Татарстане (19,5 тысячи), Удмуртии (9,5 тысячи), Нижегородской, Кировской, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае. Живут также в Казахстане (12 тысяч), на Украине (7 тысяч), в Узбекистане (3 тысячи).

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 3695 марийцев (0,1 процента от общей численности). В 1989 году было 4275 человек

Кто такие марийцы

Марийцы (самоназвание - мари, марий, мар: человек, мужчина, муж), или черемисы (устаревшее название) - финно-угорский народ России. Коренное население Республики Марий Эл (Марийский край) - 324,4 тысячи человек. Марийцы расселены в Башкирии (105,7 тысячи), Татарстане (19,5 тысячи), Удмуртии (9,5 тысячи), Нижегородской, Кировской, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае. Живут также в Казахстане (12 тысяч), на Украине (7 тысяч), в Узбекистане (3 тысячи). Общая численность - 671 тысяча человек. Марийцев относят к суб-уральскому антропологическому типу, отличающемуся заметно большей долей монголоидного компонента.

Подразделяются на три основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные. Горные марийцы (кырыкмары) живут на правобережье Волги в пределах современного Горномарийского района Республики Марий Эл, а также по бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат и левобережью Волги. Всю центральную и восточную части Республики Марий Эл населяют луговые марийцы (олык марий). В XVI веке часть марийцев устремилась в Закамье на башкир-ские земли, положив начало формированию группы восточных мари. Марийский язык относится к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков. Письменность на основе русского алфавита. Верующие преимущественно православные и приверженцы марийской веры (марла вера), сочетающие христианство с традиционным язычеством. Часть марийцев исповедует ислам. Главный музыкальный инструмент - кюсле кэрш (гусли). Главное блюдо - коман мелна (блины с начинкой).

Древний народ

Ученые отмечают, что в раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологиче-ская культура (VIII-III века до нашей эры), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия. Область формирования марийских племен - правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).

Первое упоминание о черемисах встречается в VI веке у готского историка Иордана. "Черемыш" по марийски "препятствие", так этот народ именовали татары. До революции 1917 года марийцев обычно называли черемисами, или черемисой. Затем слово "черемисы" убрали из употребления. Ему стали приписывать некий оскорбительный смысл. Сейчас оно возвращается в обиход.

Предки современных марийцев между V и VIII веками взаимодействовали с готами, позднее - с хазарами и волжскими булгарами. Большую роль в становлении и развитии этноса сыграли тесные этнокультурные связи с чувашами.

В журнале "Марийский мир" (N 4 (6), октябрь-декабрь 2009 года) автор Александр Акшиков пишет: "По данным антропогенетики, марийцы оказались одним из древнейших народов России. Из исследованных народов нашей страны лишь саамы (лопари) древнее их. Возможно, наиболее близкими к марийцам народами являются манси, якуты, народы Алтая, а из народов других стран - монголы. Вполне вероятно, что марийцы являются прямыми потомками племен или народов, от которых произошло большинство нынешних этносов России. По древности марийцы уступают индийцам, лопарям, неграм Африки и индейцам Америки".

Сельские общины черемисов обычно включали несколько селений. При заключении брака родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Женщина в марийской семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью, приданое являлось ее собственностью.

Присоединение к России

Между XIII и XV веками марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью Московского государства.

Присоединение шло крайне кровопролитно. Когда Иоанн Грозный начал покорять эти края, его войско смогло пройти только по правому берегу Волги, на левом дорог не было, одни леса. Поэтому русификация и христианизация правой (горной) стороны пошли интенсивнее. А луговые (левобережные), отмечает руководитель московской организации марийцев Юрий Ерофеев, держались особняком, их русские особо не трогали. Более того, луговые платили дань татарским ханам, с которыми имели дружеские отношения. Эти марийцы воевали на их стороне против Грозного. После падения Казани луговым пришлось подчиниться русским, но сначала они подняли несколько восстаний. В истории остались Черемисские войны 1552-1557, 1571-1574 и 1581-1585 годов.

Черемисов стали крестить, но среди луговых марийцев было очень много упертых людей, которые не желали молиться новому богу. Десятки тысяч человек бежали в Башкирию, Пермь, на территорию нынешней Свердловской области. Как отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов, на территории современного Башкортостана марийцы обычно жили в качестве припущенников, то есть селились (припускались) на вотчинных землях башкир при условии выплаты ясака за хозяев земли или на паях с ними либо выплаты ежегодной арендной платы. В русских слободах и острогах марийцы селились на тех же условиях, что и русские. В 1650-х годах в Катайский острог (сегодня город Катайск Свердловской области) было набрано 6 семей русских крестьян и 30 семей татар и черемисов. Жили и отдельными деревнями. Так появились восточные марийцы. Они до сих пор считают свой язык чистым, близким к первоисточнику. Черемисы спрятались в лесах и сохранили свою языческую веру в доброго бога неба Юмо до наших дней!

Немецкий ученый XVII века Адам Олеарий, посетивший Россию, писал о черемисах: "Это вероломный, разбойничий и чародействующий народ".

Последние язычники Европы

Марийцы хоронили умерших в зимней одежде (в шапке и рукавицах), отвозили тело на кладбище в санях (даже в летнее время). С покойным захоранивались ногти, собранные в течение жизни (при переходе на тот свет они нужны, чтобы преодолевать горы, цепляясь за скалы), ветки шиповника (чтобы отогнать змей и собаку, сторожащую вход в царство мертвых), кусок холста (по которому, как по мосту, душа через пропасть попадает в загробный мир) и т.п.

У черемисов несколько праздников. "Пеледыш пайрем" - праздник цветов, он отмечается в июне. "Пеледыш айо" - праздник песни (отмечается преимущественно горными марийцами). "Шорык-йол пайрем" - Рождество, "васли-кугыза пайрем" - марийский Новый год. Главный земледельческий праздник - "сюрэм", переход от весенних полевых работ к сенокосу. У каждого свои ритуалы. Под Новый год в Марий Эл неделю (!) по домам ходят ряженые. Смотрят, насколько мастеровиты хозяева, что за год построили, отремонтировали, сшили, сколько банок варений-солений закрутили. Советы разные дают, призами награждают. Сами гостинцы получают. А в честь праздника "сюрэм" в конце июня марийцы по традиции отправляются на моления в свои священные рощи. Они есть возле каждого села. Прикасаться к деревьям в них запрещено. Каждое дерево "закреплено" за конкретной семьей. Люди несут чаши с жертвенным мясом, хлеб и пайданы бесхмельного пива именно к своему дереву: дубу, ели, березе.

-- Удивительно, - говорит Юрий Ерофеев, - официальная религия в Марий Эл - христианство. Марийцы посещают храмы, отмечают православные праздники. А потом идут в рощи...

Приверженность черемисов своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев называют последними язычниками Старого Света.

Во время Великой Отечественной войны 18 черемисов стали Героями Советского Союза, несколько человек получили орден Славы всех трех степеней. Военнопленные марийцы не хотели идти в предательский легион "Идель-Урал", а вступившие в него при первой же возможности переходили к партизанам. Наиболее известные черемисы - композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Андрей Эшпай, академик Александр Бутлеров, киноактер Йыван Кырля (Кирилл Иванов), известный по фильму "Путевка в жизнь", флейтист, солист Российского национального филармонического оркестра под руководством Владимира Спивакова Владимир Шамиданов, певица, солистка ГАБТ Людмила Коржавина, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московского университета культуры Михаил Мурашко, заслуженная артистка России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Евгения Шевелева, генерал армии, командующий Московским военным округом Иван Ефремов, генерал-полковник, руководитель общественной общероссийской организации "Морская пехота" Валентин Яковлев, Герой России, летчик-испытатель Владимир Матвеев. Стоит отметить писателей: основоположника марий-ской литературы Сергея Чавайна, Михаила Шкетана, Василия Юксерна, поэта Михаила Казакова. Из широко известных черемисов можно также назвать актера и спортсмена Олега Тактарова, десятикратного чемпиона мира, Европы по армспорту Геннадия Махотина.

Марийцы на Южном Урале

Как отмечает Гаяз Самигулов, на Южный Урал и в Зауралье марийцы стали переселяться после падения Казанского ханства, когда началось закрепощение местного населения - раздача служилому сословию Русского государства земель вместе с населявшими их крестьянами и прочее. Еще одним стимулом к переселению служила упоминавшаяся уже политика христианизации.

В XVIII веке началось строительство крепостей, а затем заводов на территории Южного Урала. П.И. Рычков, очевидец и участник событий, писал в 1750-х годах, что на территории Уфимской провинции живет около 1000 черемисов. Причем, указывал он, судя по всему, это только марийцы-язычники, поскольку крещеные "инородцы" учитывались как русские. В 1747 году марийцы вместе с частью татар, удмуртами, чувашами и частью башкир были включены в состав сословия "тептяри и бобыли".

По данным переписи 1897 года, в Оренбургской губернии почти нет черемисов, на территории Челябинского уезда их не указано вообще. Такая же картина и в справочнике 1928 года. Почему так получилось? Возможно, марийцы предпочитали селиться в тех местах, где уже были их земляки, образуя своего рода кусты поселений. Сегодня немало марийцев живет в Ленинском районе и на северо-западе Челябинска. Многие черемисы оказались на Южном Урале как раскулаченные и сосланные. Другие уезжали в наши края от голода, здесь они могли прокормиться, заработать денег. Марийцы прибывали также на строительство ЧТЗ. Немало их работает сейчас на железной дороге. Наши герои живут в поселке Малакуль. По переписи населения, марийцев в области стало меньше. Пожилые люди умирают, а многие молодые начинают зваться русскими.

Центр "Стерх"

Челябинский областной центр "Стерх" (белый журавль) объединяет финно-угорские народы Южного Урала, в том числе марийцев. С 1992 года он размещается в челябинской библиотеке N 11 имени Ярослава Гашека (Тракторозаводский район, улица Первой пятилетки, 43а).

-- Наша общая задача - помочь людям, оторванным от родной земли, не потерять свою самобытную культуру и передать ее детям, - говорит руководитель "Стерха" Анна Исаева, мордовка по национальности.

Центр проводит выставки изделий народных промыслов, отмечаются национальные праздники. В 1995 году создан этнографический музей. В его экспозицию входят предметы быта, уникальные экспонаты ручной работы XIX-XX веков, национальные костюмы. Но мужского марийского костюма в музее не оказалось. Видя мое сожаление, Анна Исаева и заведующая библиотекой N 11 Наталья Дюрягина дали телефон "настоящего марийца, у которого есть национальная одежда из Йошкар-Олы".

Люди из марийских мест

Челябинцу Александру Кудряшову 63 года, он родился и вырос в марийском селе Азиково Кировской области. Служил в Чебаркуле, познакомился с русской девушкой из Бишкиля. Молодые поженились и стали жить на Южном Урале. У них выросли сын и дочь. Сын в 1997 году погиб. Александр Кудряшов служил в милиции. Его, круглолицего, темного, с восточным разрезом глаз, принимали за киргиза, казаха, монгола и татарина, но Кудряшов всегда гордо отвечал, что он мариец.

Родной язык никогда не забывал, хотя говорил на нем только в Азиково, когда приезжал в отпуск. Когда ушел на пенсию, затосковал по родине, по национальным истокам. Это настроение усилилось после того, как в 2006 году побывал на 225-летии своей деревни. К этой дате в Йошкар-Оле вышла книга, а на праздник из столицы Марий Эл приехали артисты. Среди них выделялся гармонист Александр Иванов. Он и подсказал Кудряшову, что в Йошкар-Оле есть специальное ателье по пошиву национальной одежды. Александр Иванов сейчас хлопочет по поводу установки в Азиково памятника земляку - летчику Великой Отечественной, Герою Советского Союза Михаилу Зарецких.

-- Я встречал в Челябинской области нескольких марийцев, - рассказывает Александр Егорович, - но мы друг друга не очень понимаем: в наших селах разные диалекты. Поэтому переходим на русский язык.

Наталья Салмиянова родом из марийского села Мишкино, оно расположено в Башкирии. Окончила Бирский пединститут. Ее двоюродный брат - военный, служил в Челябинске. Наталья гостила в его семье, город понравился, решила переехать. Десять лет работала в школе, а затем получила приглашение из общественной приемной одной авторитетной организации. Я побывал "на приеме" у Натальи Анатольевны. Марийский овал ее лица обрамляют светлые волосы, синие глаза смотрят приветливо, на лице румянец и сдержанная доброжелательная улыбка. Посетительница, у которой сгорел дом, называет ее "девушкой". Наталья Анатольевна извиняется и просит меня подождать.

-- Мы, марийцы, в Челябинске поддерживаем отношения как земляки, - рассказывает Н. Салмиянова, освободившись от дел. - По праздникам ходим друг к другу в гости.

Самобытная простота

Все знакомые мне марийцы отмечали несколько черт своего народа. Во-первых, признавались они, мы простые и бесхитростные, "патологически" не умеем обманывать и часто удивляемся, как это делают другие. Во-вторых, марийцы очень настойчивые, часто это качество перерастает в упрямство. Не будь его, вряд ли бы люди, бежавшие от поголовной христианизации, смогли через века сохранить свою самобытную веру. В-третьих, наши сегодняшние герои очень трудолюбивые. "Жизнь в марийской деревне словно каторга, - говорит Александр Кудряшов. - Там не приветствуют всяких шулеров и хитрецов. Из Азиково такие сразу сбегали. При этом наши люди очень дружелюбные и гостеприимные". Марийцы, в отличие от некоторых других финно-угорских народов, не рвутся к власти, богатству, не сильно стремятся делать карьеру. Они в большей степени самодостаточные сельские жители, привыкли жить тем, что дает земля.

Наши герои спокойно и откровенно говорят о том, что у них, как и у других северных народов, есть проблемы с алкоголем: он не так быстро, как у русских и европейцев, расщепляется в крови, поэтому они гораздо быстрее пьянеют. "Мне жена говорит, что я слабак, не умею пить, - с улыбкой рассказывает мой знакомый мариец, сугубо положительный человек с хорошим здоровьем. - Другие нормально сидят за столом, а мне уже хочется спать".

Кухня

Традиционная пища марийцев - суп с клецками, вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), вареная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), вяленая колбаса из конины, слоеные блины (коман мелна), творожные сырники (туара), отварные лепешки, печеные лепешки. Черемисы пили пиво (пура), крепкий медовый напиток и молочный напиток пахта (айран).

И в наши дни основой народной кухни являются дары лесов, полей, рек и озер - рыба, дичь, грибы, всевозможные травы и ягоды (борщевик, брусника, клюква, рябина). Картофель у марийского народа считается "вторым хлебом", а по количеству блюд из него марийская кулинария уступает, пожалуй, только белорусской.

В Центре финно-угорской культуры мы не спеша пили чай с коман мелна, марийскими трехслойными блинами. Они очень вкусные и сытные. Кстати, когда приезжает гость, марийцы сначала угощают его чаем и лишь потом подают традиционный суп с домашней лапшой на курином бульоне. "Йоратыза!" - говорят они ("полюбите угощение!").

Национальный костюм я одолжил на время съемки у Александра Кудряшова. Рубашка пришлась впору. К сожалению, не оказалось пояса. Зато я сумел облачиться в красивую белую войлочную шапку (терке упиш - тарелка-шапка). Вместе с дизайнером Денисом Бурделевым мы "сняли" ее с одного красавца-мужчины, изображенного на марийском календаре. Убор так хорошо лег на голову, что можно было не писать о помощи фотошопа.

Лев ЛУЗИН

Коман мелна (трехслойные блины на восемь человек)

Пресное крутое тесто раскатывают в тонкую лепешку толщиной 1,5-2 мм по размеру сковороды. Лепешку слегка зарумянивают в жарочном шкафу, затем смазывают густой смесью овсяной муки, несвернувшегося молока (простокваши или кефира) и сметаны. Блин снова зарумянивают и затем намазывают третий слой, представляющий собой овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпекают, смазывают топленым или сливочным маслом и подают горячими.

Для 1-го слоя потребуются: мука ржаная или пшеничная - 240 г, яйцо - 1 шт., соль. Для 2-го слоя: мука овсяная или крупа манная - 40 г, молоко (простокваша или кефир) - 128 г, сметана - 80 г. Для 3-го слоя: крупа овсяная - 120 г, сметана - 200 г.

Как вам живется на Южном Урале?

Елена БАЙГАЗОВА, заместитель главного бухгалтера:

-- Я родом из Башкирии, из марийского села, в Челябинске живу уже 20 лет. Мой муж - татарин, у нас с этим народом есть что-то общее. У меня дома есть кассеты, диски с записями народных песен. Люблю их слушать и петь. На праздники пеку блины. Моя мама их всегда делала в русской печи, там же готовила другие блюда. А бабушка ходила молиться в березовый лес. В миллионном городе мы эти языческие традиции уже не продолжаем, но о своей самобытности помним. Я уже много лет хожу в национальный центр "Стерх". Это небольшой островок культуры, где можно пообщаться на родном языке и познакомиться с литературой. На съезде марийских народов в Йошкар-Оле я услышала, что люди из Марий Эл говорят более плавно и мягко. Стараюсь по возможности корректировать свою речь.

Лидия ИЗИБАЕВА, экономист:

-- Я живу в Челябинске и стараюсь не забывать свои национальные корни. Стараюсь придерживаться традиционной марийской религии. У нас недавно тоже были святки. В этот день варила кашу, пекла блины. Когда бываю у мамы, люблю доставать из ее сундука национальную одежду. В прошлом году нарядилась и пошла на Сабантуй. Когда ты одета в народный костюм, возникает совершенно непередаваемое ощущение радости, причастности к своему, родному.

Комментарии
мы создали сайт про один из уголков Марий Эл selo-arino.ru, тут вы можете узнать немножко про марийцев и про наш край.
михаил
16.02.2012 15:24:45