Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Самый чистый город Карабаш

05.02.2011
Сегодняшнее темное пятно на карте Южного Урала могло бы стать ярким образом российской модернизации

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Мировой экономический кризис заставил власти всерьез задуматься над проблемой моногородов. Но антикризисные меры не могут стать стратегией развития. Карабаш - один из самых сложных моногородов - обладает тем не менее уникальным потенциалом. И в перспективе мог бы стать полной противоположностью тому, чем является сегодня. А заодно - сделать понятной всем идею модернизации.

Сегодняшнее темное пятно на карте Южного Урала могло бы стать ярким образом российской модернизации

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Мировой экономический кризис заставил власти всерьез задуматься над проблемой моногородов. Но антикризисные меры не могут стать стратегией развития. Карабаш - один из самых сложных моногородов - обладает тем не менее уникальным потенциалом. И в перспективе мог бы стать полной противоположностью тому, чем является сегодня. А заодно - сделать понятной всем идею модернизации.

Счастье к 2020 году

В прошлом году постановлением правительства области был принят Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации Карабаша. На 110 страницах подробно расписано, какие проблемы существуют у моногорода сегодня и как они должны решиться к 2020 году. План является условием того, что в Карабаш пойдут частные и государственные инвестиции.

Чтение КИПа дело непростое, но духоподъемное. Через 10 лет основное производство должно стать экологически безопасным, средняя зарплата карабашцев составит 30 тысяч рублей (сейчас на крупных и средних предприятиях - около 11 тысяч), а продолжительность жизни увеличится до 75 лет. Прекратится отток населения, численность которого сегодня колеблется на уровне 15 тысяч человек.

Это, так сказать, следствия. А главный смысл программы - диверсификация экономики моногорода, который сегодня во многом зависит от градообразующего предприятия "Карабашмедь". Здесь сейчас работает каждый пятый экономически активный житель города.

Согласно расчетам, к 2020 году доля "Карабашмеди" в объеме отгруженных городом товаров сократится примерно вдвое, а малый и средний бизнес увеличит тот же показатель почти в три раза по сравнению с 2009-м. Подчеркнем - это пропорции в общей экономике города. Потому что реальный объем отгруженных товаров и услуг "Карабашмеди" должен увеличиться в 1,8 раза, а средние и малые предприятия настолько развернутся, что объемы выпущенной ими продукции вырастут в пять раз.

Основа для роста, разумеется, деньги. Планируется, что в экономику города будет вложено около 15 млрд. рублей. Самая большая часть - более 10 млрд. - пойдет на реконструкцию градообразующего предприятия "Карабашмедь". Это как собственные средства "Русской медной компании" (владельца завода), так и привлеченные в виде кредитов. Кроме того, согласно КИПу, бизнес готов инвестировать в переработку отходов медеплавильного производства, в сельское хозяйство, пищевую промышленность и в туризм.

Наконец, само государство через федеральные и региональные целевые программы планирует направить деньги на социальную и инженерную инфраструктуру - жилье, дороги, школы, ЖКХ, системы канализации и водоочистки, а также на поддержку предпринимательства.

В 2010-м в рамках КИПа уже перечислено 90,6 млн. рублей из федерального бюджета.

Снять напряжение

Карабаш за сто лет существования здесь медеплавильного завода превратился в настоящее промышленное гетто и в конце 80-х удостоился звания "самый грязный город планеты" (по данным ЮНЕСКО). Мы не будем повторять здесь общеизвестные пугающие факты и цифры, но даже безэмоциональные по определению официальные документы характеризуют положение Карабаша как "катастрофическое" и "умирающее". Причем речь не только об экологии. Жилье, школы, больницы, дороги, инженерные сети, канализация - все находится в ужасающем состоянии.

Замглавы Карабаша по экономическому развитию Анатолий Лобко, пришедший на административную работу из бизнеса, прямо говорит:

-- Без настоящей революции в социальной сфере экономическая модернизация в Карабаше недееспособна. Город покидают молодые, образованные и трудоспособные люди. Скоро здесь просто некому будет работать.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Неизвестно сколько длился бы для Карабаша "период распада", но мировой экономический кризис заставил власти в пожарном порядке решать проблемы моногородов. Напомним, что поводом к тому стали драматические события в Пикалево и личное вмешательство премьера Владимира Путина. Это важно вспомнить, чтобы понять идеологию инвестиционной программы Карабаша: антикризисный, в чем-то чрезвычайный план. Чтобы уж совсем все не рухнуло или не взорвалось.

Для самого города и региона важны любые деньги, которые придут сюда извне. Его бюджет более чем на 70 процентов дотационный. Инвестиции в инфраструктуру по принципу фонтана позволят, в том числе, повысить покупательскую спобность карабашцев, а это уже оживит экономику города, приподнимет малый бизнес, торговлю и сферу услуг.

Если с бюджетными деньгами все понятно, то запустить новые бизнес-проекты будет сложнее. Бизнес по идее не нуждается в каких-то дополнительных допингах. Есть в городе возможность заработать, существует платежеспособный спрос - предприниматели заведутся сами по себе. И напротив, если нет условий, а в людях предпринимательской бодрости, то, сколько ни вводи налоговые послабления и арендные льготы, сколько ни учи предпринимательству, проку не будет. Пока нет и никакой гарантии, что перечисленные в КИПе потенциальные инвесторы в какой-то момент не передумают вкладываться в Карабаш. А сигналы такие уже есть:

Антикризисный характер программы таит в себе и иные риски. КИП как бы собирает бюджетные ручейки - на бумаге. Но решение о выделении средств принимает Москва. Кто поручится, что завтра деньги федеральных целевых программ не станут нужны в другом месте страны, где нужно срочно снять напряжение? И тогда КИП Карабаша превратится в очередной, увы, привычный для нас пшик.

В чем смысл Карабаша?

Доля налогов "Карабашмеди" в собственных доходах города составляет почти треть. Завод здесь - главный игрок, жизнь города выстраивается под него. В частных беседах некоторые ученые-экономисты замечали, что смысл существования Карабаша как города неочевиден. Меньше 15 тысяч жителей - это избыточно много для того, чтобы обеспечить работу одного завода. Примечательна в этом смысле идея создания в России 20 городских агломераций, высказанная президентом Дмитрием Медведевым. По ней многие города просто перестанут существовать, как перестали существовать в свое время "бесперспективные деревни".

Поэтому возникает вопрос: может ли у Карабаша появиться новый смысл, соответствующий реалиям XXI века, задачам региона и целям страны?

Рассматриваемый нами Комплексный инвестиционный план не дает ответов на этот вопрос. Карабаш видится только лишь проблемой. Социально-экономическим бельмом.

Между тем Карабаш уникален. И более того - как ни парадоксально, у этого города имеется колоссальный потенциал.

Карабаш - один из самых известных городов в мире. Бренд. В данном случае второстепенно, что это отрицательная известность и, так сказать, минус-бренд.

Исследователь медиасферы, автор проекта "Челябинск outside" на информационном портале МедиаЗавод, кандидат исторических наук Сергей Климаков замечает: "В наших руках образ, которому сопереживает цивилизованный мир. И этот негативный образ - тоже, в некотором роде, ресурс". В постиндустриальную эпоху мы обязаны рассматривать вот такие "нематериальные активы" и учиться находить им применение.

В этой связи примечательна тема туризма. Мы все говорим про наши красоты, родное синегорье и прохладу озер. А между тем Карабаш со всеми своими ужастиками де-факто стал туристической достопримечательностью. Скажем, в Интернете систематически пишутся отчеты блогеров о путешествии в "самый грязный город Земли". Всегда с иллюстрациями и всегда репортажи вызывают живой отклик у публики.

Разумеется, из этого не следует, что Карабаш должен так и остаться местом для экстремального и даже трэш-туризма. Но в качестве объекта возможной музеефикации черные карабашские отвалы и лунные пейзажи могут быть рассмотрены. Как и оставленные людьми дома в старой части города. Аналогия - разрушенные атомной бомбардировкой здания в Хиросиме, которые и по сей день стоят посреди вновь отстроенного города.

Помнится, известный питерский кинорежиссер, ныне, увы, покойный Валерий Огородников, снявший знаменитый фильм "Барак", был просто в восторге от естественных декораций в Сатке. В Карабаше "декорации" куда более выразительны:

Но продавать образ родины как место всяких кошмаров и распада - это уже неэффективно и, прямо скажем, сомнительно с моральной точки зрения. Сегодня у страны намечается очень важная и, несмотря на скепсис, вполне жизнеспособная идея - модернизация. Более того, такая идея очень нужна России. Уже даже потому, что иных идей, способных взбодрить уставший и разуверившийся во всем народ, нет.

Символом этой идеи стал пока не существующий наукоград Сколково под Москвой. Идеолог новой российской модернизации замглавы администрации президента Владислав Сурков говорит, что ощутимые плоды идеи Сколково можно ждать лет через 15. И справедливо отмечает, что настоящая модернизация - не быстрое дело.

Здесь и коренится главная проблема. Идея модернизации не востребована народом. Мы интуитивно понимаем, что жизнь на нефтяную ренту не может продолжаться вечно, но как работает модернизация и чем она может быть полезна "маленькому человеку" - неясно.

Известный челябинский металлург-конструктор, директор фирмы "Аконт" кандидат технических наук Ильяз Зинуров удивлен тому, что идея инновации у нас как-то редуцировалась до компьютерных технологий. Русская "Силиконовая долина" - прекрасная идея. Однако в России инноваций и модернизации требуют все отрасли промышленности. В Челябинской области - это в первую очередь металлургия.

И вот тут мы возвращаемся в Карабаш. Его существование в нынешнем виде - нонсенс. Россия не входит даже в тройку стран-лидеров по выпуску черновой меди, но никто не слышал, чтобы в Японии или в Чили существовало нечто подобное Карабашу.

Есть современная могучая Россия с богатым интеллектуальным ресурсом и золотовалютным резервом. И есть маленький несчастный городок, страдающий от хронических почему-то проблем, в то время как в остальном мире уже работают технологии, позволяющие все эти проблемы решать достаточно быстро и эффективно. В таких условиях вполне реально поставить задачу, которая могла бы быть сформулирована, к примеру, так: сделать Карабаш самым чистым городом. Далее идут варианты - в мире или хотя бы в России.

Филиал Сколково

Подобный опыт в мире есть. Одним из гостей проходившего осенью прошлого года в Челябинске экологического форума был представитель мэрии японского города Китакюсю Сакука Тецуро, рассказавший о судьбе "японского Карабаша".

Вот как описывает эту историю неоднократно бывавший в Китакюсю Сергей Овчинников, кандидат экономических наук, директор проектного института "Челябгипромез", руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию Челябинской городской думы: "Это миллионный город, центр металлургической промышленности Японии, здесь расположены основные производства концерна Nippon Steel. Лет 30 назад Китакюсю очень напоминал сегодняшний Челябинск. Теперь туда приезжают удивиться: работает несколько десятков промышленных предприятий, в том числе крупные металлургические, но их присутствие практически не ощущается. Воздух свеж, вода из-под крана чище нашей бутилированной. Из шлаков рядом с городом в море был насыпан искусственный остров, где разместились предприятия, перерабатывающие промышленные отходы и бытовой мусор. Японцы добились поразительных результатов: 95 процентов отходов вновь идет в производство".

К сожалению, челябинские журналисты уже убежали в свои редакции, когда выступал гость из Японии. Зато его слушали студенты экологического факультета ЧелГУ. И вот на что обратила внимание одна из них, Екатерина Карпещук: "Осадок пыли на 1965 год составлял 108 тонн в месяц на 1 квадратный километр, а в результате неочищаемых промышленных стоков практически весь животный мир в заливе Докай был уничтожен: Этот путь от самого грязного до самого чистого города они преодолели за период в 20 лет! Вот что значит оценить весь тот вред, который они нанесли окружающей среде".

Идея сделать Карабаш "эко-тауном" должна привлечь в Карабаш технологии, науку и те же инвестиции. А сам город должен превратиться в технопарк, в центр инноваций в области цветной металлургии и систем очистки. Но не только. Есть ведь еще проблема отвалов - это миллионы тонн. Рекультивация земель, восстановление водных источников. Много чего:

Карабаш нужно изучать. Сегодня там нет даже оборудования для проведения постоянного экологического мониторинга. Как тема для исследований воздействия вредного производства и способов реабилитации Карабаш мог бы быть интересен ученым многих специальностей со всего мира. Вообще, Карабаш - это научная задача, потенциальный полигон, где должны сойтись человеческий разум и глобальные проблемы. И вот тут энергия всего разумного человечества способна дать очень неожиданные результаты.

Карабаш может стать не просто "металлургическим" или "экологическим" филиалом Сколково. Такой город обязан быть мощным просветительским центром, демонстрацией молодым россиянам (и не только) того, как человеческий гений и политическая воля могут преобразить окружающую среду, казалось бы, навсегда потерянную для человека. Это тот позитивный мессидж, с каким регион и страна выйдут к миру. Если угодно, новый чистый Карабаш станет самым мощным и понятным во всем мире образом (пусть даже и пиар-проектом) России, выбравшей путь модернизации.

Важность пути

Чтобы у читателя не возникло ощущения Нью-Васюков, подчеркнем: принципиальна постановка цели. Даже если Карабаш не сможет превратиться из самого грязного города планеты в самый чистый (хотя почему?), у нас появляются критерии для оценки своей работы. Вот, скажем, "Русская медная компания" заявляет (цитата с сайта "РМК"): "Сегодня решена экологическая проблема города Карабаша". А население возмущается "газовыми атаками" до сих пор.

Надо быть справедливыми. "РМК" уже вложила большие деньги в обновление производства и еще очень много вложит. Нынешнее состояние предприятия и то, каким оно было до прихода "РМК", - небо и земля. И тем не менее:

9 мая 2010 года дымное облако накрыло городской праздник День Победы. Очень символично. Победа в Великой Отечественной иногда кажется последним смыслом, объединяющим людей России, невзирая на национальность, вероисповедание, возраст и материальный достаток. И этот смысл потонул в едком тумане экономической целесообразности. Природоохранная прокуратура и Росприроднадзор обычно не склонны идти на конфликт с мощным городским налогоплательщиком, но вынуждены были в минувшем году подать иск на "Карабашмедь" в суд. Подобное происходит не впервые с тех пор, как "экологическая проблема решена". Кроме технологий есть ведь еще и производственное поведение.

Только лишь экономическая система координат предполагает ситуации, когда руководству завода достаточно отговорки: "ветер не в ту сторону подул". Но если мы в качестве приоритета принимаем парадигму "самый чистый город планеты", то судить о "направлении ветра" нужно по результатам.

Высокую планку важно поставить еще и потому, что безотносительно того, достигаем мы цели или нет, сам путь делает нас другими. Владелец "Русской медной компании" Игорь Алтушкин может стать "инновационным олигархом". От молодого и амбициозного губернатора Михаила Юревича естественно ждать прорывных знаковых решений. Тектоники страна ждет и от современного президента Дмитрия Медведева. У России очень немного в запасе дел и смыслов, которые способны сделать всех нас единомышленниками.

Комментарии
Комментариев пока нет