Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Власть не слышит учителя

17.02.2011
На письмо, отправленное губернатору в октябре прошлого года, озерские педагоги до сих пор не получили ответа

Наши коллеги из Омской области, не видя иного способа обратить внимание на свое бедственное положение и протестуя против унизительно низких зарплат, объявили голодовку. Но этого вновь никто в стране не заметил: все заняты обсуждением новых образовательных стандартов. Прямо как у Платонова: рыли котлован для единого общепролетарского дома, где все будут счастливы, но не заметили, как рядом умерла девочка.

Увы, повседневные заботы и насущные проблемы школьного учителя слишком далеки от чиновничьих инноваций. У них - модернизация, у нас - инфляция.

На письмо, отправленное губернатору в октябре прошлого года, озерские педагоги до сих пор не получили ответа

Наши коллеги из Омской области, не видя иного способа обратить внимание на свое бедственное положение и протестуя против унизительно низких зарплат, объявили голодовку. Но этого вновь никто в стране не заметил: все заняты обсуждением новых образовательных стандартов. Прямо как у Платонова: рыли котлован для единого общепролетарского дома, где все будут счастливы, но не заметили, как рядом умерла девочка.

Увы, повседневные заботы и насущные проблемы школьного учителя слишком далеки от чиновничьих инноваций. У них - модернизация, у нас - инфляция. У них - масса нововведений, у нас - ветхие здания школ, которые никто не собирается модернизировать, горы тетрадей, журналов, отчетов и справок, количество которых растет бешеными темпами не в пример зарплате педагогов.

Разрабатывают стандарты люди, получающие далеко не учительские зарплаты. Может, отсюда и рвение: надо же хоть как-то оправдывать немалые суммы, которые идут на их содержание!

Уже не первый год педагоги пытаются говорить не о проблемах инноваций и модернизаций, а о том, что важно: о ставках и разрядах, о финансировании и бюрократии, об отношении общества к школе, общей ответственности за критическую ситуацию в школе, которая явно закончится взрывом. Но этот разговор не поддерживается теми, от кого зависит принятие решений.

На вопросы о зарплате начальник управления общего образования и социальной поддержки детей министерства образования Челябинской области Татьяна Абрамова бодро ответила: мол, "вводится новая система оплаты труда", "существует система поощрения лучших учителей" и вообще "учитель у нас не такой уж и нищий"!

Далекие от школы люди не поймут: зарплата учителя по новой системе не будет сильно отличаться от прежней, поскольку дополнительного финансирования попросту нет. Поощрение "лучших педагогов" означает выплату разовой премии. Но далеко не каждый хороший учитель будет оформлять документы для получения гранта президента: для этого нет времени. Зато оформлением документов с энтузиазмом занимаются порой вовсе не лучшие представители профессионального сообщества.

Да и что означает словосочетание "лучшие учителя"? Это те, чьи ученики становятся победителями олимпиад? А разве хорошие учителя не работают с детьми, чьи способности далеки от желаемых и которые никогда не смогут победить в олимпиаде? Любому практикующему педагогу известно: в олимпиадах побеждают одаренные дети, которых, если честно, не так уж и много (во всяком случае, на всех учителей не хватает).

Говорю об этом с абсолютным знанием дела: будучи молодой и неопытной, я работала с очень сильными учениками и, конечно, у меня было немало победителей олимпиад. Сейчас, когда накоплены опыт и множество наград, контингент моих учеников оставляет желать лучшего. Мне некого даже послать на олимпиаду!

И что значит "учитель у нас не такой уж и нищий"? Реальная зарплата учителя, работающего на одной ставке, ниже пенсии. И это за интеллектуальный, напряженный и ответственный труд!

Почему надо вести отсчет с работы на ставку? Да потому, что это и будут те 40 часов в неделю, о которых говорил российский премьер-министр: 18 часов - уроки, часов 15 - на подготовку, часов 6 - на проверку тетрадей. А ведь есть еще у учителя педсоветы, совещания, собрания, родительские "четверги", внеклассная работа, работа классного руководителя! Это уже намного больше, чем 40 часов в неделю. Вот и считайте, сколько в действительности работает учитель, имеющий полторы-две ставки. Это ответ на вопрос, почему все педагоги нервные, часто с неустроенными судьбами.

Зато чиновникам выгодно загрузить учителя до предела, сразу два зайца убиваются: и средняя зарплата увеличивается, и дыры латаются. Не видно, что школьных педагогов (не в Москве, а в остальной России) давно не хватает.

Чиновники не хотят думать о том, что перегруженному учителю не до поиска новых подходов к образованию и воспитанию, что на самосовершенствование у него не остается ни сил, ни времени.

Вот так, загрузив учителя до предела, с него спрашивают за все. Даже за то, что делает ребенок за стенами школы. Учитель у нас за все в ответе и во всем виноват. Не семья, не общество, не пресса, не власть, а именно учитель.

Школьный учитель вдруг превратился в самого бесправного представителя общества. Вопрос: МОЖЕТ ЛИ ОН В ТАКОМ СЛУЧАЕ ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ?

Главная беда в том, что власть не слышит учителя. Так и хочется процитировать знаменитое: "Не слушает, а если слушает, то не слышит, а если слышит, то не понимает".

Власть говорит о модернизации, забывая при этом, что она невозможна при бедном учителе. При недостатке учительских кадров. При таком пренебрежительном отношении к педагогу.

Для преодоления бедности учителя (одной из ключевых проблем школьного образования сегодня) требуются, конечно, колоссальные бюджетные траты. Но кое-что можно было сделать уже давно: сократить сотрудников районо, гороно. Никакой полезной функции они не выполняют и, кроме бессмысленного надзора, ничем не занимаются. Неплохо бы проредить региональное и федеральное министерства. А там, глядишь, и бюрократию разводить будет особо некому, и деньги в бюджете найдутся хоть на пару кусков мыла в школьном туалете.

Людмила АБРАМЕНКО, отличник народного просвещения РФ

Комментарии
Комментариев пока нет