Новости

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Оно сможет выпускать продукцию, которая сейчас закупается за рубежом.

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Куда "поступим" Васю после школы?

18.02.2011
По мнению генерального директора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, школьное образование начнет свое возрождение с новых стандартов

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков приезжает в Челябинск на выставку "Образование и карьера" ежегодно. Но на этот раз его ждали с большим нетерпением. И не только как крупнейшего издателя учебной литературы, но и как идеолога новых образовательных стандартов. Впервые преобразования в школе стали предметом широкого общественного обсуждения. После размещения в Интернете письма московского учителя Сергея Волкова дискуссия приобрела скандальный характер.

По мнению генерального директора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, школьное образование начнет свое возрождение с новых стандартов

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков приезжает в Челябинск на выставку "Образование и карьера" ежегодно. Но на этот раз его ждали с большим нетерпением. И не только как крупнейшего издателя учебной литературы, но и как идеолога новых образовательных стандартов. Впервые преобразования в школе стали предметом широкого общественного обсуждения. После размещения в Интернете письма московского учителя Сергея Волкова дискуссия приобрела скандальный характер. Стандарты для старшеклассников педагоги приняли в штыки. Протест подписали более 12 тысяч человек. Помимо учителей доктора наук, академики, рабочие, служащие. Есть среди них и жители нашей области. Общество раскололось на два лагеря. Одни утверждают, что с новыми стандартами школьное образование начнет свое возрождение. Другие - наоборот, рухнет окончательно, произойдет "обыдление" молодежи. Кто прав? Выяснить этот вопрос корреспондент "Челябинского рабочего" попытался в беседе с Александром Кондаковым.

-- Александр Михайлович, почему сегодня школе нужны новые стандарты?

-- Во-первых, нас вынуждают что-то менять удручающие результаты. По международным исследованиям PISA (программа по международному тестированию учащихся) Россия занимает 43-е место в мире, в том числе по читательской, математической, естественно-научной грамотности. Это очень тревожный индикатор, который говорит о низкой конкурентной способности выпускников школ и страны в целом. Что у нас не так? Школа видит свою главную задачу в том, чтобы передать определенный объем знаний ребенку. А он должен их потом воспроизвести. Но сегодня знания очень быстро устаревают. Важны, прежде всего, компетенция, умение работать с информацией, находить ее, проверять на достоверность, обрабатывать, использовать в своей жизни, презентовать результаты собственной деятельности. Это не отменяет необходимости знаний. Но учебный процесс надо менять.

Низкие результаты заставили нас задуматься, а нужно ли ребенку старшей ступени тот объем знаний, который ему предлагает современная школа? Это 17-20 дисциплин в течение двух лет. А ведь родители ориентируют его, чего скрывать, на два-три предмета для поступления в вуз. Вася, например, выбрал мехмат. Возникает договоренность с литератором, чтобы не очень был требователен к нему. Чтобы не учить все предметы подряд, детей переводят в экстернат. В некоторых городах 35 процентов старше-классников - на семейном образовании. Фактически идет подмена полного общего среднего образования суррогатными формами. Это ненормальная ситуация для любого общества.

Мы предложили число предметов сократить, чтобы привязать обучение на старших ступенях к запросам семьи и ребенка. Исходили из того, что базовое образование заканчивается в 9-м классе. 10-11-й классы - это уже особое обучение, которое обеспечивает общеобразовательную, общекультурную подготовку, развитие личности ребенка, удовлетворение его запросов в соответствии со склонностями и интересами и дальнейшим профессиональным образованием.

В основу построения стандартов мы положили договор между семьей, обществом и государством. Ему предшествовало очень серьезное исследование РАН. Институт социологии в течение трех лет изучал этот вопрос. Потом шли обсуждения с различными национальными территориями, в субъектах Федерации, в Общественной палате, Государственной Думе РФ. Была создана группа с представителями всех конфессий и т.д. Однако полного понимания пока, к сожалению, нет.

-- Можно ли объяснить нашим читателям так, что профильное обучение - лучшее, что уже есть для старшеклассников в лицеях и гимназиях - получит теперь каждая обычная школа?

-- Я не считаю, что это лучшее, что может быть для старшеклассников. Из концепции профильного обучения, к сожалению, ушла очень важная составляющая: сокращение числа предметов. В условиях существующего тогда законодательства в образовании мы не смогли этого сделать. В документе о полном общем среднем образовании должны были быть те самые 18-20 предметов. И ученики, которые в первые два года окончили школу в порядке эксперимента, оказались в диком положении. Вузы не принимали у них документы. Прокуратура проверяла, правомерно ли были израсходованы деньги? Минобрнауки подготовило тогда порядка 20 тысяч писем, чтобы дети смогли поступить в высшие учебные учреждения. В результате вместо того, чтобы решить вопрос о сокращении числа учебных предметов, сохранили все, что было, в том числе и профильное обучение. Вместо 36 часов в неделю нагрузка увеличилась до 44 часов. А если учесть время на выполнение домашнего задания и подготовку к вузу, до 70-80 часов. Запредельная цифра. Плохой показатель.

Профильное обучение не решило еще одну проблему: отбор необходимого образования. Ученые, которые работали над содержанием профильной школы, честно сказали, что не было никакой научной основы: "Нам дали часы, и мы напихали туда, что могли". Воспроизвожу эту фразу дословно.

-- Значит, эксперимент по профильному обучению не оправдал себя?

-- Не совсем так. Были в нем и плюсы. Фактически мы закрепили в сознании родителей и общества важность профильной подготовки в старшем звене.

-- Вы были готовы к такой скандальной дискуссии в Интернете, причиной которой послужило письмо Сергея Волкова?

-- Я был готов к общественной дискуссии. Предыдущий стандарт основной школы вызвал очень жаркие споры в Общественной палате, которая вообще его отвергла. А в случае со старшей школой, наоборот, активно поддержала. То, что есть дискуссия, хорошо. Она ведет к другому уровню понимания в обществе вопросов образования. Меня расстроил сам факт ее начала. Сергей Волков, как вы знаете, сразу же обратился к президенту. Мог бы, наверное, сначала спросить разработчика, Минобрнауку, организовать дискуссию среди учителей, сформировать профессиональное экспертное сообщество. А то сразу - к главе государства. Я Волкову тогда сказал: "Вы говорите о гражданском обществе в нашей стране, а ведете себя как человек из тоталитарного государства: показываете свою веру в доброго царя. "Вот приедет барин, барин нас рассудит".

Самое обидное, что люди не прочитали текст, а мнение высказали. Я понимаю, чего боятся учителя: потерять часы. Помните анекдот про грабителя, когда учительница говорит: "Вот вам кошелек, а часы не отдам. Берите классное руководство". Так вот, количество часов не сокращается, число учителей то же. Ребята будут учить не только четыре обязательных предмета, но и русский язык, математику и историю, только на приемлемом для себя уровне. И родителей хочу успокоить: за обучение в школе им не придется платить.

В РИА "Новости", например, Волкову сказали: "Вы, учитель русского языка и литературы, показали свою читательскую некомпетентность. Чему же вы научите детей, если сами текст читаете так: либо белое, либо черное". Я считаю, если каждый волен высказывать свою точку зрения, то за нее он должен и отвечать.

А то ведь ситуация доходит до анекдота. В Москве на заседании Общественной палаты я как руководитель группы и еще 40 разработчиков слушаем мощные выступления против стандартов. Встает Любовь Кезина - бывший начальник образования департамента Москвы. "Как же так? - говорит. - Ведь это то, что мы с вами уже делали: индивидуальные учебные планы, профильная школа, новая система оплаты труда". "Так чего же вы об этом промолчали?" - отвечают ей. Тогда она сказала одну простую фразу: "Вы сюда пришли критиковать, отвергать, но даже первой страницы не прочитали, где написано, что я - руководитель проекта".

-- А что-то конструктивное в письме Волкова для вас было?

-- Было. Мы пришли к выводу, что стандарт не является документом, общественно обсуждаемым. Он написан специальным языком. Ведь документ должен подписать министр образования и науки и зарегистрировать Минюст. Поэтому сейчас мы делаем пояснительную записку по основным моментам, которые вызвали дискуссию, чтобы люди могли понять суть. Переводим текст с русского языка на русский.

Меня крайне взволновала уже не как разработчика, а как гражданина, такая позиция участников дискуссии: "А зачем нужен курс "Россия в мире". Вы что, решили патриотов воспитывать?!" В общественном сознании слово "патриот" имеет жестко негативный смысл. Любить Родину, уважать, ценить то, что есть в российской истории, культуре, по мнению наших оппонентов, - это ненужное, стыдное. Договорились до того, что Россия во мгле и нужно жить в другой стране. Грустно, что наше общество пришло к такому мнению и не хочет воспитывать другое отношение в детях. К сожалению, после развала СССР школа жила под лозунгом министра образования 92-го года Эдуарда Днепрова: "Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское". Фактически формирование личности гражданина России целенаправленно в школе не шло. Все это дало, как видно, такие вот плоды.

Я думаю, что важно говорить еще и о культуре дискуссии, о формировании общественного консенсуса. К сожалению, блогеры во мне вызывают ощущение, что они могут спровоцировать серьезную протестную ситуацию в обществе, замешанную на непрочтении бумаг.

-- Эта дискуссия не убила ваш оптимизм? Как внедрять стандарты при таком сопротивлении?

-- Я как раз очень оптимистичен. Мы уже четыре года внедряем новые стандарты в начальной школе, два года - в основной. Учителя, родители очень хорошо их принимают. Расширили спектр услуг, которые школа предоставляет во второй половине дня: кружки, секции - все бесплатно. Я думаю, что дискуссия по старшей школе в ближайшее время будет завершена. И если стандарт изменится, то не кардинально.

Комментарии
Комментариев пока нет