Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Наращивание ногтей недорого - узнать на youdo.com.
Точечный массаж спины на http://ekb.youdo.com/beauty/massage/back/healing/tag/tochechniy/.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Мордва

02.03.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области*

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 18138 человек, относящихся к мордве (0,5 процента от общего количества жителей). В 1989 году было 27095 (0,7 процента)

Когда я начал готовить материал о мордве Южного Урала, сразу поразился нескольким моментам.

Оказывается, те, кого мы привычно именуем мордвинами и мордовками, сами себя так никогда не называли, это имя им дали другие народы. И по поводу того, принимать его или не принимать, до сих пор кипят драматические и судьбоносные споры. Но неоднородность этносов, объединенных словом «мордва», не помешала им стать в ряд коренных народов нашей страны. Они уже 1000 лет живут вместе с другими национальностями России.

Взаимопроникновение зашло так глубоко, что разобраться, где народы мордвы, а где русские и другие россияне, чрезвычайно трудно. Большинство из нас даже не догадывается, что очень, очень многие известные люди одной шестой части Земли – мордва. Понимая все это, мы решили дать рассказу о «двойном народе» почти в два раза больше места.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва - экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан - бассейн реки Мокши, эрзян - бассейн реки Суры.

Особыми этническими группами эрзян считаются шокша и терюхане, мокшан - каратаи. У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.

Мордва - самое крупное объединение финно-угорских народов России. Она занимает седьмое место по численности в стране, после русских, татар, украинцев, чувашей, башкир и белорусов, пишут исследователи. Расселена небольшими группами от Калининградской области до Дальнего Востока. Значительная часть мордвы живет на своей этнической родине: в Республике Мордовия (313420 человек), Пензенской области (86370 человек), юге Нижегородской области (36709 человек), западе Ульяновской (61061 человек) и юго-западе Чувашии (18686). Другая составляет диаспору, сформировавшуюся в основном в XVI-XVII веках в результате «русской экспансии». Компактными группами мордва расселена в Самарской (116475 человек), Оренбургской (68879), Саратовской (23381) областях, а также в Башкортостане (31932), Татарстане (28859). Значительное количество мордвы живет также на Урале (42548 человек), в Сибири (65850 человек), на Дальнем Востоке и Сахалине (29265 человек). Кроме России, заметные группы есть в Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914).

Саранская мордва

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно. В Википедии отмечается, что мокшан и эрзян гораздо больше: первых 296 904 человека, вторых в России около 440 тысяч (всего - 517 575). Крупные диаспоры мокшан есть в Эстонии, Австралии, Соединенных Штатах Америки. По переписи 2002 года, в Челябинской области 18138 человек относятся к мордве. 60 южноуральцев записались как мокша, 23 - как эрзя. Многие представители старшего поколения привыкли, что в советское время в графе «национальность» мокшанам и эрзянам разрешалось указывать только наименование «мордвин» (или «мордовка»), и продолжают писать так и сейчас. Как правило, подобным образом идентифицируют себя и живущие в диаспорах.

Эрзя

Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. В древнерусских летописях имя «мордва» встречается с XI-XIII веков, в «Повести временных лет» оно упоминается трижды. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард - мужчина). В мордовских (мокшанском и эрзянском) языках сходный термин сохранился для обозначения супруга (мирде). Не исключено, что в этногенезе мордвы участвовали марды, упоминаемые в «Истории Геродота» (V век до нашей эры) как одно из кочевых персидских (иранских) племен.

Мокшанская семья

Мордия (Mordia) - название страны мордвы в зарубежных источниках. Впервые упоминается в книге императора Византии Константина Порфирогенета (X век).

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области. Вызывающий споры экзоэтноним «мордва» был узаконен.

Проблема с названием, относящимся одновременно к двум разным народами, привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом и Юрием, то вступают с ними в союз. Историки поясняют, что эрзянский князь Пургас (в мордовско-эрзянском варианте - Пургаз) пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород, и рассчитывал на поддержку булгарского (татарского) хана в борьбе с экспансией русских княжеств. А мокшанский царь Пуреш был союзником князя Юрия, между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война.

Чтобы избежать путаницы и ошибок, в дореволюционной России и в советское время использовались двойные этнонимы (мордва-мокша и мордва-эрзя) и названия языков - мокша-мордовский и эрзя-мордовский.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент - нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо - пшенные блины.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый Протопоп Аввакум (1620 - 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: Патриарх Никон (в миру - Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия - Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди.

Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) - русский государственный и общественный деятель, экономист, граф, митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) - епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов - защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д. Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А. П.Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед - мордвин. Этот полуфантастический список можно продолжать и дальше. По оценкам ученых, мордовские корни имеют несколько миллионов россиян! В известной поговорке (поскреби любого русского - найдешь татарина) давно пора делать и мордовский акцент.

Музыка мордвы



Хозяйство, промыслы

Хозяйство мордвы с первого тысячелетия нашей эры было комплексным, отмечают исследователи. Ведущее место в нем занимало земледелие, в развитии которого выделяются два этапа: доплужный (I-VI века нашей эры) и плужный (со второй половины первого тысячелетия нашей эры). О древности плуга свидетельствует наименование мордовского общинного праздника кереть-озкс (от кереть - плуг, озкс - моленье), посвящавшегося началу полевых работ. Выращивались полба, ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен. Значительное место в хозяйстве мордвы принадлежало скотоводству (свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот). Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством.

Историки подчеркивают, что древней мордве были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо. Кузнецы владели способом обработки металла в горячем состоянии, знали технику термической обработки. Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства мордовской земли (пушнина, мед, воск, рыба, лес и другое) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. В качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки – урт (ур - белка).

В Саранской таможенной книге за 1692 год впервые встречается термин «мордовщина», который обозначал определенную территорию, относительно компактно заселенную мордвой, с одной стороны, и нетоварное разделение труда, с другой. Мордва торговала хлебом, скотом, воском, пушниной, медом, хмелем, дровами, изделиями из дерева, кожей и другими товарами. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы - белый)

В конце XIX-начале XX веков в Мордовии был очень распространен отхожий промысел, пишут историки. Земледельческие отходники покидали свои селения весной, а специализировавшиеся на неземледельческих промыслах - осенью. Шорники, кузнецы, сапожники, столяры, портные, кирпичники, горшочники, а также отходники, занимавшиеся валяльным и плотничьим промыслами, отправлялись в Поволжье и на восток страны. Обычно они выезжали после Покрова дня, когда уже был убран урожай, закончена подготовка дома и хозяйственных строений к зиме. На базарах проходила «ряда» - заключение договоров. Много отходников было в Башкирии. Не исключено, что они переваливали через Уральские горы и работали на территории нынешней Челябинской области. Как пишут историки, сохранились чисто мужские рассказы о случившихся в отходе любовных похождениях. Когда отходники возвращение с заработков живыми и здоровыми, это было событием в жизни крестьянских семей.

Некоторые особенности

Исследователи отмечают, что мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица (влияние восточных народов). Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины). Наречия мокши и эрзи различные. Эрзянин дальней местности не в состоянии понять мокшанина, и наоборот.

Эрзянка и мокшанка

Есть разница и в женском костюме. Мокшанка носит рубашку и штаны, причем рубашка у нее спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса. Поверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так называемый шушпан, похожий на наряд черемиски (марийки). На голове эрзянки - круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навертываемыми в виде чалмы. Мокшанки не носят также пулая - назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространенного у эрзянок.

Ученые констатируют, что, как правило, мордва живет лучше других народностей в тех же местностях. Во внешнем быту, жилищах, способах земледелия и т.д. у нее сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большею разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора.

К искусству мордва равнодушнее чувашей и марийцев, у которых многие предметы украшаются резьбой. Только мордовские женщины также заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают рубашки и головные уборы.

У мордвы сохранилось много языческих поверий. Она почитала много пасов - богов, ава - духов, отцов, кирьди - хранителей, которые отчасти слились с русскими представлениями о домовых, леших, водяных и т.д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д.

До середины XX века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая все больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной, отмечают исследователи. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на мордву, так и коренное население влияло на славян.

Появление на Южном Урале

Мордва переселялась в наших краях в разное время. Первая волна связана с упоминавшимся выше оттоком на восток страны в связи с «русской экспансией» в XVI веке.

Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. При этом они «прихватывали» территорию нынешней Челябинской области. Дальнейшей миграции эрзян в наши края способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей. Эрзянские поселения появились на Южном Урале после проникновения сюда русских.

Переселялась мордва в Зауралье и Сибирь по столыпинской аграрной реформе. Но, как отмечают ученые, плохо организованное переселение мордовских крестьян к 1912 году привело к возвращению многих из них, разоренных, лишенных земли и средств к существованию. Поэтому нельзя сказать, что в те годы был какой-то заметный приток мордвы на Южный Урал. Скорее, это были эпизодические примеры.

Временем массового перемещения мордовских крестьян в наши края была вторая половина 20-х годов XX века. Оно связано с тем, что разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. Стояла задача преодоления экономического и политического кризиса, рассказывают ученые. На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства против власти. Жестокие карательные акции не давали результатов. Политика «военного коммунизма» с ее продразверстками и засуха привели к голоду и отсутствию в хозяйствах семян для сева. В этой ситуации было решено переселять крестьян на восток и, в частности, в наши края.

В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору, рассказывают краеведы Нагайбакского района. Вновь образуемые поселки нумеровались. Весной 1928 года началось заселение поселка N 48 (в просторечии «Мордва», в будущем, с 1961 года, - Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных: Федора Яковлевича, Матвея Яковлевича, Александра Яковлевича, Павла Яковлевича и Иосифа Яковлевича, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д.

Переселенцы расположились на черноземной целине вблизи лога Мокрого, берега которого поросли березовыми колками. Восточнее расположился лесной массив «Светлая дача» Нагайбакского (теперь Верхнеуральского) лесхоза. Построили землянки. Занялись землепашеством. Верховые лога жители перекрыли плотиной, что обеспечило округу водоемом.

В 1931 году поселение включено в административное подчинение Астафьевского сельского Совета. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. Жилье - в основном землянки, позже появились саманные строения. В 1936 году в Березках была открыта начальная школа, первой учительницей которой стала Елизавета Надежкина. Культурным досугом являлись посиделки, сопровождаемые женской работой - прядением, ткачеством и т.д.

Позже, в 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех осташихся жителей переселили в поселок Южный. Березки ликвидировали. В 1990 году было обустроено кладбище поселка, на котором покоятся первые мордовские переселенцы. Сейчас в Нагайбакском районе численность мордвы составляет 658 человек, они живут в поселках Южный, Астафьевский, Северный.

В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 жителей. Как рассказал верхнеуральский краевед Александр Вернигоров, выходец из этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной войны стал Героем Советского Союза, участником парада Победы. Позднее генерал-майор Здунов еще три раза участвовал в парадах на Красной площади в Москве. 9 мая 1995 года на параде в честь 50-летия великой даты он был ассистентом у Знамени Победы. Василию Фёдоровичу в это время шел 71-й год.

В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители мордвы приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе на палочки работали. Люди отправлялись на восток, в частности, в Челябинск, где устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Много мордвы поселилось в челябинских поселках Малакуль и Партизан.

Перебирались из Мордовии в нашу область и позже, в 70-х годах.

- Я приехала в Челябинск в 1971 году, - рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. - Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат, сестра приехали, у нас в семье семь детей. Сейчас в городе осталось трое. Сестра Анастасия Бурлакова, брат Петр Паршин и я - Исаева, меня по фамилии за свою принимают узбеки и киргизы.

Мордва живет в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В наш список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний - Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин.

Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине, написанные в 1973 году:

Вишка лейне чуди, -

Это музыка,

Ставшая словом.

Вишка лейне чуди, -

Повторяю я снова

И снова...

Вишка лейне чуди, -

Это музыка ставшая словом.

Я мордовскую речь,

Как цветущего детства

Поляну,

В своем сердце беречь

До последнего дня

Не устану.

(Вишка лейне чуди - «маленькая речка течет»)

Центр «Стерх»

- Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, - говорит Анна Исаева. - А раньше все писались мордвой.

Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях.

После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой N11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), «за большую творческую работу по сохранению языка, культуры, национальных традиций финно-угорских народов, в том числе мордовского» получили грамоты и ценные подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина. Лидер республики уделяет очень большое внимание диаспорам в регионах. Оплачивает поездки в Мордовию. Южноуральцы получают литературу, экспонаты для музея. Минувшим летом в национальный центр приезжал заместитель министра печати и информации Мордовии Анатолий Столяров, подарил книги. Была в библиотеке и финская делегация. Коллектив библиотеки 20 лет творчески и увлеченно занимается возрождением финно-угорской культуры, в том числе мордвы. Наталья Дюрягина увлеклась ею и с удовольствием, как заправская мордовка, давала мне пояснения.

Мордовки Челябинской области

Областной праздник национальной культуры проходил в поселке Скалистый Троицкого района, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть народные вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» (мокшаночка, или мордовочка). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).

Вместе с профессором из Саранска Николаем Мокшиным и республиканскими артистами Анна Исаева участвовала в акции «Волга - река мира. Молодежь - наше будущее». Они плыли на теплоходе по великой реке и останавливались там, где компактно живет мордва - в Самаре, Нижнем Новгороде.

Встречали везде хорошо, разговаривали, удивлялись, что на Южном Урале много эрзян и мокшан. Анна Михайловна радуется, что может говорить со своими на родном языке, за 40 лет его не забыла.

- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды для своих детей, - рассказывает А. Исаева. - «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», - сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анна Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходить городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды, раньше только выставляли их на обозрение. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь, по бренчанию украшений, - с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, - и только потом увидишь». «Свадьбы у нас длятся по пять дней, мордва - певучий народ, - продолжает А. Исаева. - Утром приходят родные жениха и забирают тебя на праздник».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов - забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов. Богатство музея позволяет вести просветительскую работу. В «Стерх» приезжают аспиранты и студенты, готовящие научные и дипломные работы, постоянно проводятся экскурсии.

Глядя на экспонаты музея, я убедился, что у мордвы много общего с русскими - в плетении, в узорах, вышивании и лоскутном шитье. Здесь мы взяли друг у друга самое лучшее. Меня не покидало ощущение, что наши сегодняшние герои - такие же, как русские, только разнятся языком. Но, вглядевшись пристальнее, понял, что на человеческом, психологическом уровне отличия все-таки заметны.

Гордые люди

Насколько я понял, самые главные качества мордвы - гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница!), выпущенная в Саранске в 2004 году. Ее дала мне почитать Анна Исаева. Рассказывая о своей истории, авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В частности, в главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана). Четко просматривается стремление мордвы соответствовать определенному уровню. Она хочет быть не объектом, а субъектом исторического процесса.

Я спросил у представителей челябинской мордвы, чем отличаются эрзя и мокша. Мне сказали, что ничем, только языком. В нашей области, как и в других регионах, у этих двуединых народов действительно нет никаких противоречий. Между тем, в Республике Мордовии все сложнее. Я это понял, когда, не услышав интересного анекдота от южноуральской мордвы, решил заглянуть на сайты РМ. Сразу удивило, что практически во всех анекдотах обыгрываются взаимоотношения мокши, эрзи и мордвы. Пытаясь понять этот феномен, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзяне и мокшане не считают себя мордвинами и мордовками. По некоторым данным, из миллиона “паспортных” мордвинов 700 тысяч живут за пределами республики.

Особенно упорствуют эрзяне, они опасаются за свою идентичность. Дискуссия обостряется перед переписью населения, во время которой надо обозначить свою национальность. В эти дни звучат эмоциональные призывы «помнить имя свое». Эрзяне возмущаются, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что эрзянское прошлое - это история Руси. При этом активисты Фонда спасения эрзянского языка считают эрзян не финно-угорским и уральским, а европейским народом.

Самосознание и самостояние эрзян поддерживает убеждение, что они - прямые потомки арийцев. Этот удивительный народ считает себя наследником загадочной гипербореи, которая обозначена на одной из древних карт на месте страны эрзян. В VIII-XIII веках эрзя вместе с родственными ей по происхождению и языку народами была расселена. Говорят, арийское происхождение подтверждают соответствующие формулы ДНК. А само слово «эрзя» происходит от эрзянских слов «эрий», «арий» (житель). Согласно Ведам, арий, ариец, айра - человек, целью которого являются духовные достижения.

Есть более умеренное толкование гипотезы арийского происхождения наших героев. Ученые отмечают, что в расовом отношении арийцев вряд ли можно назвать генетическими родственниками эрзей. Это предположение происходит от упоминавшегося выше продолжительного соседства иранцев (и иранской ветви арийцев) с финно-уграми, не только с эрзей.

Хочется пожелать мордве (эрзе и мокше) единства.

Составляя человеческий портрет этой удивительной нации, я использовал слова и выражения только самой мордвы. Ничего не придумывал и не домысливал, так как понимаю, что этот народ, как никакой другой, очень ревностно относится к высказываниям в свой адрес.

«С меня скидка 50 процентов - я мордовка», - шутит одна моя хорошая знакомая. «Зачем вы себя афишируете?» - спрашивают ее. « А почему я должна скрывать?» «Мы очень вспыльчивые, - говорит другая женщина. - У нас много смешанных браков, с этим нет проблем, родители не против. Более того, у нас вообще «чистые» браки - редкость. Я замужем за русским, сестра - за украинцем. Среди родни даже евреи есть. В Мордовии тоже все перемешано».

«Мы очень гостеприимные. Причем не только в праздники, когда зовут в гости, а в повседневной жизни. Если кто-то в дом пришел, пока не угостим, не отпустим. «Мама, - как-то спросила я, - зачем столько картошки наготовила?». «А тетя Аня зайдет? Надо угостить!» «Че, всех теперь угощать?» «Ты уже стала как не наша». Одна из пожилых мордовок так настойчиво приглашала автора в гости, что отказываться было просто неприлично. Она рассказала мне о своей жизни и угостила «легендарными» пшенными блинами.

«Мордва очень терпелива с соседями, не нарывается на конфликты. «Бытовых войн» с русскими у нас нет. При этом почему-то хотим считаться хитроватыми, хотя на самом деле вся хитрость на виду, она какая-то детская. Можно сказать, что нет ее, хотя внешне типичный мордвин часто кажется скрытным и сосредоточенным. Мы упорны, но застенчивы и не расчетливы, и не очень коммуникабельны».

«Мы - люди упертые и даже твердолобые, всегда добиваемся поставленных целей, своего не упустим. В народе говорят: «Мордва поперечная», «Мордвина разве сдвинешь». Время, жизнь такими сделали. Нас много обижали, и до сих пор говорят: «У-у, мордва!». А самоутверждаемся не только мы, это делает каждый народ. Нет-нет, да и услышишь: «Я че, хуже русских?»

«При этом мы очень мечтательные люди, любим строить прожекты. Это во многом идет от бедности. Черной зависти у нас нет, но в то же время часто верим в колдунов и чертей, очень суеверны».

Кухня

Традиционная пища мордвы состоит из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.

На зиму эрзя и мокша сушат грибы для супов, квасят капусту, мочат яблоки. Широко известны соление свиного сала и копчение ветчины, как в дыму костра, так и над банной печкой. Мясо чаще всего употребляется в вареном виде, в супе. В летнее время делают окрошку с домашним кислым квасом.

Повсеместно, особенно по праздникам, лепят пельмени. Употребляют молоко и молочные продукты, особенно творог. Из снятого кипяченого или топленого молока, охлажденного до температуры парного, готовят кислое, добавляя для закваски старую простоквашу. Выдержав в теплом месте до загустения, ее выносят в погреб. Разбавленная водой, она хорошо утоляет жажду. Со второй половины XIX века в пищевой рацион вошел картофель.

Напитки - квас, кислое молоко, березовый сок. В качестве хмельных выступают пуре, изготовленное из меда, и поза (ее делали из ржаной муки или сахарной свеклы). На крестины варят молочную пшенную кашу, считающуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав ее, поздравляет родителей с прибавлением в семье и желает новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекут главный пирог - лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев.

Кроме того, пекут пироги «груди молодушки» с начинкой из творога, сопровождавшие специальное моление в доме жениха, во время которого просят верховного бога Нишке (Шкай), чтобы молодушка имела в грудях много молока и чтобы родила семеро сыновей и столько же дочерей. «Хлеб здоровья» (шумбра кши) брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства. «Хлеб здоровья» помещали на дно большой долбленой кадушки с крышкой (парь), куда укладывалось имущество невесты (приданое) перед отправкой ее в дом жениха.

Анекдоты про мордву

Приходит в Мордовии этнограф устраиваться на работу.

- Скажите, вы можете отличить эрзян от мокшан и мордвы?

- Нет.

- Давайте документы, принимаем.

Похлебка по-мордовски

(по другим источникам - по-мокшански)

Понадобится: 400 г свинины, 800 г картофеля, головка репчатого лука, 1,5 л мясного бульона.

Как приготовить: свинину нарезают кубиками, заливают бульоном и доводят до кипения, затем кладут картофель, нарезанный кубиками, доводят до готовности, заправляют пассированным луком, лавровым листом, перцем. Готовят и подают в глиняных горшочках.

Как вам живется на Южном Урале?

Альбина БАЛБОШКИНА, пенсионерка:

- Я родилась в Пономаревском районе Оренбургской области. В том краю очень много мордвы. Приехала в Челябинск в конце 50-х, когда была совсем молодая. Познакомилась с мужем, работала нянечкой в детском саду, поваром в школе. И сейчас, когда бывшие ученики видят меня на остановке, тормозят и подвозят. Я, бывало, ребят просто подкармливала, кода их родители все деньги пропивали.

Я - эрзя, а муж мой - мокша. Когда пришла в их семью, там было написано: «Уважение родителей - святое дело». Я их слушала и ничего не понимала, наши языки очень отличаются. Слово «картошка», например, по-эрзянски «картуня», а мокшане говорят «модомарь». Мы жили с мужем, со свекром и свекровью очень дружно. Песни пели, праздники отмечали. Я была отчаянной женщиной - летала на конях, на мотоцикле, косить любила и любить умела. Наши сыновья с детства впитали наши добрые традиции и родной язык. Самое смешное, что один из них - эрзя, другой - мокша, а кто есть кто я и сама не знаю.

Егор ЧЕТЫРКИН, художник-оформитель:

- После войны моего отца моего отца направили как трудармейца из Мордовии в Миасс. Я тогда был подростком. В Мордовии успел выучить язык, научиться многим практическим вещам. Дома готовили блины из пшенной муки, толстые такие. Муки не было, приходилось толочь ее в деревянной ступе. В школу половина детей ходила в лаптях. В Миассе начал работать в Доме культуры оформителем, пригласили в Челябинск. Я всю жизнь трудился художником-оформителем на ЧТЗ. Жена у меня была русская. Мордовская нянечка научила ее в детстве нашему языку, мы иногда переходили на него. Родной эрзянский понимаю хорошо, чувствую юмор, но думаю все-таки больше на русском. Начинаю читать книги на своем языке, но там очень странные для меня обороты речи. А родные песни мы «за чашкой чая» поем очень хорошо. Дочь и внук считают себя русскими.

В центре «Стерх» не оказалось мужского мордовского костюма. Чтобы представить национальный наряд, я вынужден был «перевоплотиться» в высокого саранского гостя. «Стоя» на сцене в роскошно вышитой рубахе и с букетом цветов, я «по

Комментарии
На фото Саранская мордва изображенны Айны, населявшие север Японии и Сахалин.
Александр
31.03.2011 05:55:39
Айны Сахалина на фото, а не саранская мордва. Грамотеи. Почитайте собственный текст, если не можете отличить.
Татьяна
29.05.2011 18:41:39
Тоже хотела возмутиться насчёт фото айнов выданных за саранскую мордву, но вижу уже написали)))
Алина Даэнаро
09.02.2012 08:14:45
видите ли,сограждане:г-н Лузин не стесняет себя никакими обязательствами в плане достоверности информации.и чувствует себя отлично.Главное-не дать
возможность таким личностям Право на владение Истиной.
фёлькеоб
24.02.2014 10:55:06
Я русская, но и то знаю, что название Гос. ансамбля песни и танца РМ пишется через "а" - "Умарина"
Юлия Рябчикова
10.03.2012 15:24:03
Да тут много всякой ереси написано.
Юрий
27.02.2013 08:03:16
я мордвин но почему-то я тёмного цвета, почему?
Максим
12.05.2013 07:45:19
пачитайте выше раздел выше (некоторые особенности) там где фото эзрянки и мокшанки,мордва отличаеца по происхождению,я тоже тёмная скулы широкие,глаза узкие, похожа на татарку,наверное мокшанка,мокшане они тёмные больше похожи на татар
Таня
21.06.2013 12:35:00
ну ты и дура
пррппрпр
15.08.2014 09:51:42
ууууууу
аида
17.02.2014 11:54:57
Страницы: 1 2 След.