Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Высоцкий в юбке

19.02.2003
Как в наше время живется авангардному артисту

22 февраля, в 18.00, в Челябинском органном зале состоится первое в этом году выступление Нового художественного ансамбля. Он представит еще нигде не исполнявшуюся программу "Струны Офелии". Новый художественный ансамбль существует уже более 15 лет, а в нынешнем своем составе - музыканты Лев Гутовский, Сергей Белов и вокалистка Ольга Леонова - выступает с 1999 года. За это время коллектив побывал в Англии, Эстонии, Швеции, а в ноябре представлял нашу страну на Днях русской культуры в Ницце.

Как в наше время живется авангардному артисту

22 февраля, в 18.00, в Челябинском органном зале состоится первое в этом году выступление Нового художественного ансамбля. Он представит еще нигде не исполнявшуюся программу "Струны Офелии". Новый художественный ансамбль существует уже более 15 лет, а в нынешнем своем составе - музыканты Лев Гутовский, Сергей Белов и вокалистка Ольга Леонова - выступает с 1999 года. За это время коллектив побывал в Англии, Эстонии, Швеции, а в ноябре представлял нашу страну на Днях русской культуры в Ницце. С солисткой ансамбля Ольгой Леоновой я побеседовала накануне их концерта в органном зале.

Оля родилась в Каменске-Уральском Свердловской области. Как утверждает, всегда жила с ощущением, что сможет принести в музыку свой личный вклад. Но сознательно поступила не в институт культуры, а на философский факультет УрГУ и надеялась найти там единомышленников. Но войти в творческую среду не получилось, и Ольга поступила в наш институт культуры на театральный факультет в мастерскую к Науму Орлову. Но решающую роль в ее жизни сыграла педагог по сценической речи Вера Симоновна Примакова, ныне живущая в Дрездене. Она сказала Ольге: "У тебя очень хороший голос, бархатный тембр, давай-ка ковыряться в нем, копаться, звуки издавать". И процесс работы со звуком затянулся. Спустя несколько лет в шведском городе Мальмо, когда Ольга по просьбе тамошней танцевальной студии пела в спектакле, ее назвали голосовым артистом. Диапазон женских образов, которые она создала с помощью голоса и эмоций, - от Мэрилин Монро до Диаманды Галлас. Все это будет позже. А пока, выпустившись из института культуры, Ольга стала работать в Челябинском ТЮЗе, где сыграла свою лучшую роль - фрекен Жюли. С тех пор все ее программы делаются на грани эмоционального срыва. Театр Ольгу не удовлетворил, но произошло то, о чем она мечтала: в институте культуры обнаружились единомышленники и в их числе Сергей Еремин, создатель знаменитой в Челябинске рок-группы "Центр тяжести".

Несмотря на обилие в нашем городе рок-коллективов, "Центр тяжести" своей необычной музыкой сразу же привлек к себе внимание поклонников. Они нашлись не только в Челябинске. Группу неоднократно приглашали на различные рок-фестивали мира. Этим летом мечта осуществилась. "Центр тяжести" побывал на крупнейшем фестивале тяжелой музыки "Wacken-open-air", о чем писала наша газета. Казалось бы, такой успех. Но зимой на одном из концертов Ольга объявила о том, что покидает "Центр тяжести". Причина - в невозможности совместить работу в рок-группе и Новом художественном ансамбле.

А ведь именно в "Центре тяжести" Олю заметил Лев Гутовский и сразу же пригласил в свой ансамбль. В тот же год Союз правых сил проводил акцию по городам России "Культурные герои, или В поисках Золушки". Золушку нашли, и ею оказалась Ольга Леонова. То есть получилось так, что Новый художественный ансамбль поставили во главу авангардной музыки. Были коронация в московском клубе "Дом" и презентация первой программы обновленного состава ансамбля - "Невыносимая легкость бытия". Сами создатели программы признают: "Невыносимая легкость бытия" - невыносимая музыка, которую надо слушать одному". Москвичи впервые услышали невероятное сочетание электроакустики, живых инструментов, видеоряда, пронзительного вокала и театрального действа. Слушая эту музыку, подсознательно начинаешь понимать, что такая культура черпает сама себя из будущего. Мелодия подкупает своей случайностью и в то же время сложностью восприятия. Ее нужно слушать, видеть и чувствовать одновременно. Многим это оказалось не под силу. Искусство, пришедшее из будущего, не поняли. Во время выступления НХА были и свисты, и выкрики. Кое-кто вышел из зала. Вспоминаю, что в 1999 году, слушая эту программу в Челябинске, я сама была "кое-кем". "Невыносимость" подействовала на меня, когда под куполом органного зала кинопроектор показал многократно репродуцированное мужское достоинство.

-- Возможно, - вспоминает Ольга, - мы в чем-то переборщили. Когда много времени молчишь, хочется выдать весь накопленный материал. Кто-то говорит: "Нельзя играть такую музыку в органном зале", кто-то считает, такую музыку вообще нельзя писать, невозможно слушать. И вот когда столько "нет" вокруг, а ты пытаешься сказать "да" среди всего этого, получается безумие. Только вера в то, что ты делаешь, может удержать. До меня в ансамбле было много народу, причем все мужики. Потом все отпочковались, не смогли совместить такую работу с личной жизнью. Остались Лева и Сергей. Они, безусловно, больны своим искусством. Я пытаюсь их лечить, но как я могу это делать, когда сама больна?

Московский композитор Владимир Николаев сказал Ольге, что если она будет петь так, как поет в "Невыносимой легкости бытия", у нее пропадет голос. Вскоре действительно пропали верха. Оля посчитала это интересным и записала композицию на компакт-диске, пытаясь спеть импровизацию без голоса. Те, кто слушал диск, называли ее Высоцким в юбке, было непривычно, что такой эмоциональный надрыв исходит от женщины. Через месяц голос восстановился, но до сих пор Ольга, обладая редкими вокальными данными и четырехоктавным диапазоном, боится идти к преподавателю классического вокала.

-- Боюсь, что он послушает меня и скажет: "Я с тобой заниматься не буду. То, что ты делаешь, вопреки законам всемирного тяготения".

-- Как возникают ваши программы?

-- Из всего. Музыкальный театр - это Лев, я подхожу к нему и начинаю предлагать свои голосовые ходы, импровизировать. Он спрашивает: "Можешь такой характер сделать?" Допустим, наша новая программа "Струны Офелии". Офелия - хрупкая и нежная девушка, прозрачная. И голос получается очень прозрачный. Есть там щемящая нотка, и надо найти ее, внутренне настроиться, сделать так, чтобы небо стало не мешающим, а звук воздушным.

Только в сказке Золушке становится легко жить после того, как ей подошла туфелька. Золушке Ольге Леоновой коронация помогла, но жизнь сказкой не сделала. От проекта до проекта, от приглашения до приглашения за границу нужно жить и петь в Челябинске.

-- У нас есть программа "Вечно зеленое". Мы пошли было с ней в ресторан. Несколько песен прошло. Затем я попробовала спеть более жесткую композицию - гимн Израиля как драматическую песню. Выбежала хозяйка, до этого всем своим видом говорившая: "Мне нравится", подбежала, и тут же я поняла, что больше мы здесь работать не будем - такой ужас был написан в ее глазах. В клубах надо петь определенные вещи. Лучше всего попсу, могут джаз пропустить, но со скрипом. Раньше я бы побоялась об этом и думать, но сейчас хочу попробовать, посмотреть, насколько меня хватит.

Конфликт жизни и искусства выливается в душе Ольги в постоянную депрессию, непрекращающиеся размышления о будущем.

-- Мне одна подруга, художница, сказала: "Если ты уйдешь от того, что тебе дал Бог, это непростительно. Если у тебя есть дар, борись за него". И хотя я понимаю, что никому, кроме нас самих, наша музыка, по большому счету, не нужна, продолжаю бороться.

Олеся ГОРЮК

Комментарии
Комментариев пока нет