Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Зачем ребенку книга?

10.03.2011
Может быть, для поколения всеобщей интернетизации чтение книг действительно потеряло актуальность?

Россия давно перестала быть самой читающей страной и в одном из рейтингов занимает по этому показателю лишь седьмое место. Тревогу бьют и учителя: у заметной части старшеклассников скорость чтения – на уровне третьего класса… Может быть, для поколения всеобщей интернетизации чтение книг действительно потеряло актуальность?

Эту тему мы обсудили за круглым столом в редакции «Челябинского рабочего», пригласив экспертов в сфере детской литературы.

Гости «круглого стола»:

Надежда Капитонова, ведущий библиотекарь областной детской библиотеки им. В. Маяковского.

Наталья Сафонова, доцент, преподаватель кафедры информационно-библиотечной деятельности ЧГАКИ, ведущий методист центральной детской библиотеки им. М. Горького

Владлен Феркель, директор издательства «Цицеро»

Марина Юрина, детский писатель, преподаватель, ведущая литстудии в лицее №67

Ольга Любишкина, ведущий библиотекарь областной детской библиотеки им. В. Маяковского

Марина Посохина, заведующая отделом обслуживания младших школьников областной детской библиотеки им. В. Маяковского

Юлия Урушева, центральной детской библиотеки им. М. Горького

Людмила Щенникова, мама двоих детей – 14 и 2 лет

Екатерина Конакова, руководитель студии детской мультипликации «ВидимоНевидимо», автор проекта «Лучшая книга для ребенка»

«Давая детям книги, вы даете им крылья»

Астрид Линдгрен

В БИБЛИОТЕКУ ХОДЯТ... РОДИТЕЛИ

Екатерина Конакова: Всего 20 лет назад все школьники были записаны в библиотеки, книга считалась лучшим подарком, а начитанность – одним из главных достоинств. Как изменилась ситуация сегодня?

Марина Посохина: За последние 10 лет интерес к книге у наших читателей заметно вырос. Не столько у самих детей, сколько у их родителей – ведь именно они приводят ребенка в библиотеку. Нас радует эта тенденция. Мамы и папы приходят за советом, на какие новинки обратить внимание, какие произведения классиков остались актуальными, а какие уже ушли в прошлое… Очень велик интерес у детей к современным произведениям детской литературы благодаря дружбе нашей библиотеки с уральскими писателями - мы регулярно устраиваем встречи с ними.

Анна Колесникова: Не связан ли приток посетителей в детскую библиотеку с тем, что книги подорожали или мало издаются?

Марина Посохина: Нет, книги для детей младшего возраста издаются и переиздаются очень хорошо, по крайней мере, «золотой фонд» - произведения Маршака, Барто... Но родители отмечают, что им трудно сформировать домашнюю библиотеку для ребенка: какие книги необходимо иметь, а без каких можно обойтись – в этом вопросе многим нужна помощь специалистов. Тем более, учитывая поток новинок. Для этого и нужны библиотеки.

Юлия Урушева: Любая детская библиотека может помочь не только в выборе книг, но и организовать увлекательный и развивающий досуг для ребенка. У нас в работе много игровых моментов: праздники для детей, кукольные спектакли, конкурсы.

Наталья Сафонова: Я бы не была столь оптимистична. До библиотеки доходят лучшие, наиболее мотивированные, дети и родители. Современных родителей можно условно разделить на три неравные группы. Для первой вопрос «читать – не читать» не стоит: для них это не важно. Вторая группа, достаточно многочисленная, считает, что читать ребенку надо, хотя бы для развития языковых навыков, памяти, внимания. Но они уверены, что этим должна заниматься не семья, а школа, библиотека. И третья группа – именно с ней мы имеем дело – мотивированные родители. Они серьезно занимаются чтением с ребенком, пользуются нашей помощью.

Екатерина Конакова: Много таких семей?

Наталья Сафонова: Нет, но все-таки постепенно их число увеличивается. Каждую весну мы проводим Форум читающих семей: собираем 20-30 участников – и каждый раз они новые. Анкеты, которые заполняют родители, позволяют судить о изменениях - к сожалению, заметны потери в читательском багаже. И все-таки… Родители интуитивно понимают, что детское и совместное чтение – важнейший ресурс развития ребенка и самой семьи, хотя бы за счет общения. Это обнадеживает.

ВКЛЮЧИТЕ ФАНТАЗИЮ!

Анна Колесникова: Как, с какого возраста привить ребенку любовь к чтению?

Марина Юрина: Начинать читать ребенку нужно с младенчества и даже еще до рождения. Особенно ритмические стихи. Они успокаивают гиперактивных детей, позволяют ребенку освоить нюансы родного языка, формируют словарный запас.

Непоседливым детям бывает сложно сосредоточиться, когда им читают, и мамы, вместо того, чтобы искать произведение, способное увлечь малыша, садят его перед телевизором или компьютером. Проблема в том, что психологическое и интеллектуальное развитие ребенка происходит, когда он сам создает в воображении образы, а не видит их готовыми на экране. Детям, «испорченным» компьютером, не только трудно научиться образно говорить, им даже сложно представить себе прочитанное, а потому в старшем возрасте книги им кажутся скучными.

Анна Колесникова: Если время было упущено, какова вероятность, что ребенок начнет читать в дальнейшем?

Марина Юрина: Ему может встретиться увлеченный чтением авторитетный взрослый. Копируя поведение, стараясь заслужить уважение любимого учителя, дети начинают читать, ходить в школьный театр и даже писать стихи. Важно воспользоваться этим.

Екатерина Конакова: Многие родители вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает читать сам: «Слава богу, освободилось время!»

Наталья Сафонова: Нельзя оставлять ребенка наедине с морем книг. Надо всматриваться в него с младенчества: деятельный или созерцающий, смешливый или серьезный, храбрый или тревожный? И в зависимости от этого подбирать ему произведения. У меня есть пример, как у родителей-филологов вырос маленький мыслитель. Когда они пытались читать сыну сказки, он подходил и закрывал книгу - отвергал художественную литературу полностью! Ему больше нравился учебник по биологии. Мама не опускала руки и, наконец, «зацепила» его мифологией – в ней оказался приемлемый для ребенка баланс точного знания и вымысла.

Марина Юрина: Если оставить начавшего читать ребенка без внимания, он может возненавидеть книги, которые подсовывают ему родители. Нужно продолжать читать вслух.

Марина Посохина: До какого возраста?

Людмила Щенникова: Пока есть обоюдное желание. Почему бы не до полного взросления?

Екатерина Конакова: Мне посчастливилось недавно пообщаться со знаменитым художником-мультипликатором Юрием Норштейном. Он убежден, что можно быть каким угодно воспитателем, главное при этом читать ребенку хорошие книги. Своему сыну Юрий Борисович до 14 лет ежедневно читал вслух.

Наталья Сафонова: В Озерске на протяжении 10 лет реализовывалась программа для начальных школ «Читаем, думаем, творим». Все были в восторге от результатов. Затем решили проверить эффективность программы и просто растерялись: через несколько лет дети все забывали, потому что их интерес и знания не поддерживались семьей, школой, социальной инфраструктурой. И как бы библиотеки хорошо ни работали, если это не поддержано семьей, результата не будет.

НАВИГАТОР К НАВИГАТОРУ

Екатерина Конакова: Можете ли вы посоветовать родителям хорошие издательства, авторов, за которыми стоило бы последить?

Наталья Сафонова: Пожалуйста: «Розовый жираф», «Самокат», центр «Нарния» и их серия для подростков «Тропа пилигрима»… Правда, ими издаются, в основном, западные книги.

Надежда Капитонова: Увы, сегодня нет системы, которая отслеживала бы реакцию юных читателей на новые книги; «помнила» бы незаслуженно забытые произведения, чтобы их переиздать; отслеживала бы интересные новинки современных зарубежных авторов и переводила бы их.

В магазинах можно купить только те произведения, в отношении которых издатели уверены, что спрос обеспечен. Например, «Старик Хоттабыч» и Агния Барто хорошо продаются, а стихи Марины Юриной нет. Замкнутый круг: замечательных молодых авторов не знают, потому что их не издают, и не издают, потому что не знают.

Екатерина Конакова: Вероятно, нужен навигатор, который поможет обратить внимание родителей на интересные книги?

Наталья Сафонова: Их уже много. Можно создавать навигатор к навигатору. Вот, например, сайт deti.mail.ru открыл проект «Bookашка», на котором специалисты дают индивидуальные рекомендации по книгам в зависимости от возраста и характера ребенка. Есть проект prochtenie.ru и их «Кузькина страничка»: Кузька рассказывает про книгу, затем идет комментарий кузькиной матери. Есть сайт www.bibliogid.ru, где много всего. На сайте Новоуральской детско-юношеской центральной библиотеки, на мой взгляд, работают лучшие библиографы России. У них есть уникальный форум «Бурчалка», куда дети присылают «бурчания» на любую тему, а им отвечают так умно и интересно, с ненавязчивой отсылкой к какой-то книге. Родителям, конечно, нужно это все показывать.

Надежда Капитонова: На сайте Челябинской областной детской библиотеки им. Маяковского представлены челябинские писатели. На радио «Южный Урал» есть передача «Брось все и читай!» о новинках детской литературы. В пятницу днем ее можно послушать.

А ГДЕ МЕСТНЫЕ ПИСАТЕЛИ?

Надежда Капитонова: Государство обрезает нам крылья. Нет больше Дома детской книги, Института детского чтения, ДетГиза, журнала «Детская литература». Нет (и не будет!) Международной детской библиотеки, как в США, Германии, Японии и других странах. В России перестали обучать детских библиотекарей, а ведь это все равно, что закрыть в медицинских вузах специальность педиатра. Государство дает понять, что ему не нужна детская литература. Разве такое случилось бы, если б детей воспринимали как будущее страны? Вы спрашиваете, где челябинские детские писатели. А вы попробуйте издать в Челябинске книгу!

Владлен Феркель: Издадим - за ваши деньги.

Ко мне приходила миасская писательница, рассказывала, что выпустила две книги по 28 страниц, их стоимость оказалась выше 60 рублей за экземпляр! А печатать тираж в 100 тысяч, чтобы цена получилась разумной, нет смысла - не купят.

В ноябре в Сатке Марина Волкова провела второй областной фестиваль «Время читать!» - с мастер-классами и творческими встречами с местными писателями. Алексей Морозов, мэр города, тогда сказал: «Хочу, чтобы Сатка стала самым читающим городом Челябинской области». Я этому порадовался. Почему фестиваль прошел не в Челябинске? Все упирается в вопрос финансирования: здесь такие мероприятия не востребованы.

Марина Юрина: С 2007 года дружная компания челябинских авторов ездит к детям из областных городов. И эта традиция не прекращается до сих пор, как заведенный механизм, благодаря учителям, школам и библиотекам: нас приглашают, и не всегда мы выступаем за деньги. Такие мероприятия имеют большое знание, но не имеют резонанса. Вот вы знаете, что в ЧГАКИ в апреле состоится фестиваль, посвященный творчеству Николая Шилова? Кто, кроме заинтересованных лиц, об этом знает?

Владлен Феркель: Это вопрос к журналистам.

КНИГА – ИСЧЕЗАЮЩАЯ НАТУРА

Владлен Ферекль: Давайте поговорим о судьбе печатных книг. Они рискуют стать библиографической редкостью сегодня, когда наступают аудиокниги и ридеры.

Екатерина Конакова: На amazon.com на каждые 100 проданных печатных книг приходится 150-180 электронных книг.

Наталья Сафонова: Я не отношусь к электронным книгам негативно, и аудиоспектакли мне нравятся…

Марина Юрина: Бумажной книге ничего не угрожает. Люди воспринимают книгу не только зрительно, есть еще ощущение страниц, их запах, звук - книга затрагивает все органы чувств. У меня современный ребенок, он часто читает с экрана, но книгу всегда положит в портфель. Даже «потерянное поколение» 90-х, которые выросли у экранов, зачастую склонны отбрасывать все источники информации, кроме книги (не будем углубляться, какие именно произведения). Для них это способ релаксации: отдыхают глаза и мозг.

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ СТАРАНИЙ, МАЭСТРО

Анна Колесникова: Давайте попробуем подвести итог беседы. Что бы вы пожелали родителям?

Наталья Сафонова: Я стопроцентный сторонник теории малых дел. И пусть иногда отчаяние захлестывает от того, что у государства нет культурных обязательств перед своим народом, тем не менее, нужно стучаться и больше всего - на уровне семьи. А родителям хочется пожелать, конечно, читать детские книжки, в том числе и для самих себя. Это позволяет вернуть детскую память – великую охранную грамоту во взаимоотношениях с ребенком и другими людьми.

Надежда Капитонова: Добавлю: дети принимают родителей как образец. Бесполезно читать мораль о пользе чтения, если дети видят, что их мама и папа к книгам не прикасаются, не читают взахлеб, не цитируют. Самый безопасный и мирный культ – любовь к книге. Просто надо найти 15-20 минут в день и почитать, чтобы ребенок видел.

Марина Юрина: Никогда не поздно взять ребенка за руку и сесть вместе, чтобы почитать интересную книгу.

Людмила Щенникова: У меня есть пожелание к библиотекам: проводите мероприятия для родителей – просвещение начинается именно с них. Мы действительно не ориентируемся в море современных книг, не знаем уральских писателей. Вы можете нам помочь.

Второй круглый стол - Информационное общество: книга уходит вдаль?

Комментарии
Комментариев пока нет