Новости

13-летняя девочка погибла, ударившись о козырек подъезда.

Утром в субботу жители дома 13а по Краснопольскому проспекту пришли в ужас от окровавленных стен и выбитых дверей в подъезде.

Казах выпытывал у пермячки пин-код от отобранной банковской карты.

Страшное ДТП произошло накануне утром около поселка Усовский на заснеженной трассе.

Сообщается, что пожилую женщину будут судить.

Грабитель зарезал 30-летнюю женщину прямо на улице, после чего она скончалась в больнице.

В столице Южного Урала ощущается кризис мест «последнего упокоения».

На радость детям установят весной.

Уф… Результат – отрицательный!

Установить вопиющий факт фальсификации сроков годности детского питания удалось в ходе прокурорской проверки.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Нагайбаки

17.03.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области*

По переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9087 нагайбаков (0,3 процента от общего количества жителей). В 1989-м был 8191 человек.

В Нагайбакский район то и дело заезжают журналисты, чтобы написать о Париже, поиронизировать по поводу его «родства» со столицей Франции. После апреля 1999 года, когда был принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в их число в марте 2000 года постановлением правительства РФ были включены и нагайбаки) в эти места потянулись желающие разузнать что-то интересное о новоявленном этносе. Но южноуральцы и россияне по прежнему мало знают об этом народе. Они слышали, что где-то на юге Челябинской области есть нагайбаки, но кто они, какие это люди, знают далеко не все. Постараюсь ответить на эти вопросы.

Кто вы, нагайбаки?

Моим гидом по нагайбакскому миру стал интересный и уважаемый человек, председатель районного Собрания депутатов Николай Федоров (родной брат Владимира Федорова, который работал главой района до 2010 года). Николай Иванович из Остроленки, учил детей математике, стал завучем, а затем 20 лет был местным главой. После избрания на высокий районный пост продолжает жить в родном поселке.

Председатель районного Собрания Николай Федоров

По пути в Париж в окно председательской «Волги» вижу, что на заснеженных полях пасутся лошади. Это тебеневка (от тюркских слов тебин - зимнее пастбище под снегом и тебу - ударить ногой). Кони бьют копытом и добывают траву, лежащую под белым покрывалом, я такое видел только в Казахстане.

- Тебеневка помогает экономить корм, - поясняет Н. Федоров. - Нагайбаки - очень хозяйственные и сметливые люди. Они держат по нескольку лошадей, коров, и вообще не склонны жаловаться, все время что-то придумывают. У нас в Остроленке немало предпринимателей, магазинов. Земляки участвуют в скачках, выращивают голубей и даже бойцовых собак.

У предприимчивости этого народа глубокие исторические корни.

Этноним «нагайбак» впервые зафиксирован в XIX веке. А сами нагайбаки (самоназвание - нагайбэклэр) известны как «уфимские новокрещены» с начала XVIII века (крещеных мусульман также называют крешен и кряшен). По поводу их происхождения есть несколько версий.

Одни исследователи считают, что нагайбаки - потомки крещеных ногайцев, отколовшихся от основной части Ногайской орды и поселившихся на среднем течении реки Ик (приток Камы). По этой версии, слово «нагайбак» восходит XVI веку и напрямую связано с Ногайской ордой (ногай бэк - ногайский князь). Ногаи - тюркоязычная народность, относящаяся к кыпчакской группе, сложившаяся в XIV-XV веках в результате смешения различных племён Южной части Золотой Орды на территории бывшего владения темника Ногая, правнука Чингизхана. В тюркской среде параллельно существовал этноним «казак» в сословном значении, но в XIII-XIV веках более употребимым стало слово «ногай». Исследователи, придерживающиеся такой версии, считают, что эти понятия неразрывны.

Другие ученые полагают, что нагайбаки - потомки казанских, точнее - арских татар. Арские татары названы так по месту происхождения. В 52 верстах от Казани на высоком правом берегу реки Казанка расположен город Арск (Арская застава).

Арск упоминается и в третьей версии происхождения нагайбаков, которая пытается объединить первые две. Согласно ей, в 1533 году 18-летняя дочь Ногайского мурзы Юсуфа Суйембике стала женой казанского хана Жангарея. Отец отправил ее в Казань с большой торжественностью, в сопровождении 600 холостых джигитов, выходцев из состоятельных ногайских семей. После ряда дворцовых переворотов Суйембике отстранили от власти, ее личной охране возвращаться на родину было запрещено. Эти джигиты остались в Казани, жили на Арской заставе и ассимилировались с татарским населением.

Историки пишут, что в 50-е годы XVI века, после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, арские татары были крещены и выселены на территорию Башкирии. Они были припущенниками: приезжих пустили на земли, принадлежавшие башкирам. Коренные жители бунтовали, не хотели платить налог на землю, переселенные его вносили. В 1736 году за неучастие в башкирском бунте и помощь в его подавлении эта группа народа Высочайшим Указом Императрицы Анны Иоанновны была записана в казаки, освобождена от ясака (оброка) и получила в собственность бывшие башкирские земли на 50 верст во все стороны от их места жительства. Позже была основана военная Нагайбакская крепость. Первым ее воеводой был Василий Суворов, отец великого полководца Александра Суворова. По этой версии, станица Нагайбакская называлась так по имени башкира Нагайбака, кочевавшего в тех местах.

Появление на Южном Урале

До прихода наших героев на их нынешних землях было достаточно «весело». Почти до середины XIX века юг сегодняшней Челябинской области, в том числе Нагайбакский район (в углу рек Уй и Урал), входили в состав Младшего киргиз-кайсацкого (казахского) жуза. Историки отмечают, что эти территории постоянно подвергались разорительным набегам. Башкиры нападали на киргиз–кайсаков, киргиз–кайсаки - на башкир, калмыки - на тех и других.

В 1835–1837 годах от Троицка до Орска примерно по прямой была проложена новая линия крепостей и сторожевых поселков, протяженностью более 400 верст. С её строительством в Оренбургский край вошел огромный треугольник земли с вершиной в Верхнеуральске. Новолинейный район 12 декабря 1840 года влился с состав Оренбургского казачьего войска. На эту территорию и решили переселить казаков–нагайбаков, живших в станицах Бакалинской и Нагайбакской Белебеевского уезда Уфимской губернии. Их было около 1250 человек. В 1842 году на землю нынешнего Нагайбакского района были перемещены нагайбаки и калмыки, а также русские казаки и солдаты. На территории района были заложены станицы № 1, 2, 3, 4,8, 24 и 31, входившие а состав Пятого и Шестого полковых округов Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. В 1843 году по предложению Оренбургского генерал–губернатора Павла Сухтелена они получили названия по местам победных сражений российской армии, в котором участвовали оренбургские казаки, в том числе нагайбаки: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси. Не все знают, что, помимо европейских названий, эти станицы неофициально имеют и вторые, сугубо нагайбакские имена: Килей (Кассель), Сарашлы (Остроленка), Балыклы (Париж).

Казаки-нагайбаки из села Париж

Нагайбаки стали жить компактно. Другая часть группы оказалась в казачьих поселениях нынешнего Чебаркульского (Варламово, Попово, Болотово, Ключевская) и Уйского (Краснокаменка) районов, а также в Оренбургском уезде: в Подгорном Гирьяле, Аллабайтале, Ильинском, Неженском. В начале XX века оренбургская группа окончательно слилась с местным татарским населением и перешла в ислам.

Стали народом

Во второй половине XIX века нагайбаки выделились как особая этническая группа крещёных татар, а во время переписей 1920 и 1926 - как самостоятельная народность. В декабре 1927 года был образован Нагайбакский район с центром в селе Фершампенуаз. Затем, в советское время и до конца 90-х годов новой России, нагайбаки вновь считались этнографической группой татар. В 2000 году они официально были признаны малым народом. Во время Всероссийской переписи населения 2002 года наши герои уже записывались под своим именем. Общая численность нагайбаков - 9600 человек, все живут на территории Российской Федерации. В Челябинской области - 9087 (около семи с половиной тысяч - в Нагайбакском районе, остальные в Чебаркульском, Уйском, Троицком и в городах). Представители народа также есть в Тюменской области (195 человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (173), Свердловской области (42), Башкортостане (40). Язык - говор среднего диалекта татарского языка (наши герои называют его нагайбакским).

Нагайбачки в недалеком прошлом

Нагайбаки православные христиане (относятся к старокрещёным, то есть принявшим христианство в XVI-XVII веках), главный музыкальный инструмент - гусли, главное блюдо - суп-лапша на шурпе (мясном бульоне), заправленный катыком.

Кавалеры и другие

Среди нагайбаков много достойных людей. Во время Первой мировой войны полным георгиевским кавалером (так звали заслуживших весь бант знаков ордена Святого Георгия - четыре креста и четыре медали) стал Василий Нусхаев из Касселя. По три Георгиевских креста получили старший урядник Егор Плаксин из поселка Арси, урядник Павел Сафронов из Касселя, младший урядник Иван Иванов из Остроленки и вахмистр Кирилл Кожемякин из Куликовки. С двумя «Георгиями» вернулись домой Афанасий Маркин из Парижа, Николай Савельев из Остроленки, старшие урядники Алексей Захаров и Никита Хавратов, младшие урядники Никифор Сфанников и Иван Григорьев, а также Петр Тептеев. В 1939 году звезду Героя Советского Союза получил житель Требии Владимир Артамонов. В марте 1945 года Героем Советского Союза стал остроленец, гвардии старший сержант Евгений Бикбов. 19-летний Иван Коновалов, получивший два ордена Красной звезды, погиб в 1944 году, освобождая польскую Астроленку, в честь которой и было назван его малая родина. Остроленцы также гордятся Героями социалистического труда Василием Байкиным и Николаем Васильевым. Ленинскую премию получил Константин Кашкуров - одим из открывателей крупнейшего в СССР Астафьевского месторождения пьезокварца. Звание чемпиона мира по гиревому спорту завоевал Алексей Гончаров. Больших побед на российских соревнованиях достигли также тяжелоатлеты Владимир Семенов и Яков Ишменев. Членом-корреспондентом Российской экологической академии стал профессор Уральской сельхозакадемии (Екатеринбург) Юрий Байкин. Начальником управления Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства области работает Михаил Васильев.

Челябинец Сергей Григорьев - генеральный директор ЗАО «Афганец», депутат городской Думы. Лучшим узистом и эндоскопистом Челябинска называют доктора больницы ЧТЗ Ивана Юскина. Самым известным нагайбаком смело можно назвать основателя и директора районного музея Алексея Маметьва. Заместителем главы района по социальным вопросам работает Галина Ишимова, она русская, но нагайбачка по духу.

Парижские «тайны»


На фото - нагайбачка, заведующая музеем села Париж Ирина Иванова


В Париже (интересно, что местные делают ударение на последнем слоге) мы нарушаем «традицию» и не едем сразу фотографироваться к «Эйфелевой башне» - нас уже заждались в музее его заведующая Ирина Иванова (само олицетворение нагайбакской женщины - смотрите снимок) и артисты народного ансамбля «Чишмэлек» («Родник»). Садимся в переднем углу богатого казачьего дома, под образами. Ирина начинает рассказывать историю села. Оказывается в доме, в котором мы сидим, во время Гражданской войны останавливался легендарный красный командир Василий Блюхер. Я не успеваю удивиться, как к нам заходят совершенно очаровательные бабушки и примкнувшие к ним молодые женщины. Ансамбль «Чишмэлек» 25 лет назад получил звание народного, руководит коллективом Анастасия Александровна Маркина. Она и Раиса Осиповна Иванова остались еще с первого состава коллектива, с 70-х годов.

Анна Александровна Алексеева выводит мелодию на гармошке, дружные голоса начинают петь. И я, татарский зять (мой тесть - татарин, теща - башкирка), слышу знакомые слова! Когда исполнение заканчивается, аплодирую и выпаливаю:

- Вы пели про друзей и про горы!

- Да, в этой старинной песне рассказывается, как казаки возвращаются домой вместе с друзьями, на их длинном пути встречаются и горы.

Солистки парижского ансамбля "Чишмэлек" - Анна Александровна Алексеева, Раиса Осиповна Иванова, Анастасия Александровна Маркина

Есть контакт! Женщины поют еще, затем рассказывают, потом снова поют. Я узнаю интереснейшие, для многих - тайные подробности их жизни. «В те времена мы спокойно жили, ворота не закрывали, замков не было. Когда уходили из дома, просто приставляли метелку к двери. Если кому-то что-то было надо, заходил к соседу и спокойно брал». «Люди жили на заимках. У каждого в лесу был свой участок, выезжали семьями заготавливать сено. Там родники били, мы хлеб пекли. И жвачку из бересты варили, в нее еще масло добавляли. Такой аромат!» «На посиделки собирались у какой-нибудь бабушки, если она не против, ей за это платили. Дрова приносили, продукты, готовили баурсаки». «Так это же казахское блюдо!» «У нас баурсаки гораздо крупнее. Когда тесто в кипящее масло кладешь, оно как цветок расцветает!» «На посиделках выпивали?» «А как же! Кислушка была - такая бражка на хлебе, на зерне или свекле. Только мы мало пили, наперстками!» Женщины также рассказали, что нагайбакские поселки и села различаются по говору. Слово «рюмка» в Остроленке - «черке», а в Париже - «тустыган». Есть другие примеры, они говорят о том, что народ произошел не только от татар.

- Летом к нам в гости из Дагестана приезжали ногайцы, - рассказывает Николай Федоров. - Мы понимали их песни, слова. У нас схожие блюда, но когда доходило до веры, начинались различия - они мусульмане.

Я также узнаю, что в жизни нагайбаков исключительно важное значение имеют прозвища. Причем это не клички, не веселые обзывалки, а настоящие дополнения к именам. Дело в том, что у этого народа в силу исторически компактного проживания очень много одинаковых фамилий. В Париже, например, немало Алексеевых, Афанасьевых, Батраевых, в Касселе - Ишимовых, Бургучевых и т.д. Батраевых - пять родов. Порой приезжает человек, спрашивает, и непонятно, кого он ищет. «Мне нужен Иван Батраев». «Какой?» «А-а ясно - тартай». Чтобы отличать людей, и используются родовые прозвища (кушамат). Они могут идти от психологических особенностей человека, профессиональной принадлежности, физического состояния и т.д. Например, тартай (коростель), аксай (белый), писэр (писарь), кезее (коза), дубырт (гром).

- А у нашего рода прозвище кетей - от имени моей прабабушки Кати, - улыбается Николай Федоров. - Но в Остроленке пять Николаев Федоровых, и трое из них - кетей, поэтому меня зовут кетей-мэр.

Кстати, Нагайбакский район, - единственный в области, где в каждом селении выявлены все коренные родовые фамилии, идущие в основном от первопоселенцев. В Арсинском - 60 фамилий, Остроленке - 36, Париже - 64, Требии - 45, Фершампенуазе - 56. Эту удивительную и многотрудную «перепись» провел Алексей Михайлович Маметьев.

Не только «Эйфелева башня»

В Остроленке нас встречают хлебом-солью и песнями. Пробуем блины с медом, чеяле май (вишневое масло) и заходим в музей, тоже расположенный в доме зажиточного казака (его хозяином был Михаил Дюскин), только он еще больше, чем в Париже. В этой станице у своего друга Афанасия Васильева во время Гражданской войны останавливался глава Оренбургского казачьего войска Александр Дутов. 38-летнему атаману приглянулась 16-летняя дочь товарища Александра. Посватался, решили венчаться, только не успели завершить обряд, дозорные доложили, что к селу приближаются красные. Дутов ушел в Тургайские степи, а затем в Китай.

Народный ансамбль из Остроленки "Сарашлы

Все это рассказывает директор музея Зоя Васильева, когда мы сидим за столом, уставленном ногайбакскими явствами - всевозможными пирогами (открытыми и закрытыми, простыми и сладкими), шанежками и солениями. Мне понравился пирог кыстыбый (пресное тесто с начинкой из картофельного пюре). «Ногайбаки так не пьют», - шепчет Николай Федоров, - когда я только пригубляю рюмку (черке!) с водкой. Тут же исправляюсь. Рядом с красивыми, статными людьми совсем не хочется выглядеть городским хлюпиком. У нагайбаков действительно отменное здоровье. Остроленцу Петру Осиповичу Леонтьеву в 2012 году исполнится 100 лет. Ветеран Великой Отечественной всю жизнь работал скотником, пас овец, коров, и до 96 лет убирался во дворе, сено и солому грузил с внуком. Немного не дожил до векового юбилея его земляк Егор Васильевич Минеев. У солдата Отечественной не было одной ноги, но он до 90 лет плясал. На 9 мая в Остроленке был даже целый ритуал. Заканчивая выступление, народный ансамбль «Сарашлы» («Золотая долина») спускался в зал, чтобы сплясать вместе с Егором Васильевичем.

«У нас все экскурсии отправляются в Париж, - говорят остроленцы, - а там есть только «Эйфелева башня». А наш поселок - родина трех героев, вот чем надо гордиться!» Еще можно гордиться фермером, талантливым и самобытным автором музыки и слов Николаем Бегашевым. Он сидит за столом напротив меня и поет на русском языке свою трогательную песню «Годики». Николай Петрович написал около 50 произведений, недавно выпущен его диск.

Наше знакомство продолжается. Я отвлекаюсь от всех вкусностей, когда ансамбль «Сарашлы» выводит песню, в припеве которой пронзительно звучит слово «крешен».

- Мы пели про то, как наши предки переселялись из Башкирии в эти места, - поясняет сидящий рядом 75-летний Михаил Афанасьевич Байкин, человек бравого вида и обладатель красивого, сильного голоса.

Чудны все-таки деяния власти российской! Оказывается, описанное выше переселение из Башкирии было очень спешным, казакам велели погрузиться в течение считанных часов. Фактически людей просто забирали из своих домов, они бежали, взяв с собой, кто что мог и успел. В остроленском музее стоит вырезанная из цельного дерева прялка бабушки Федосьи «из старых мест» - она едва успела ее прихватить. Вот такое было отношение к народу, который много раз доказывал свою преданность государству и царскому престолу! Но нагайбаки не роптали и продолжали служить. Начиная со времен «добровольного» крещения они всегда все переносили стойко. Этот народ не хранил и не хранит обид, считал и считает, что так Богу угодно. Там, где сейчас Остроленка, стояли непроходимые леса и ложбина. Предки не хотели тут задерживаться, но было много больных, и переправиться через реку Гумбейку уже не хватало сил. Остановились, стали вырубать леса, ставить дома...

Собиратели и хранители

Благодаря Алексею Михайловичу Маметьеву в районе появилось три музея, картинная галерея, именно он инициировал процесс признания нагайбаков малым народом. В 2005 году этот подвижник «нагайбакской республики» ушел из жизни. После него остались рукописные тома. В них - многолетняя история народа.

Традиция культурного служения своему народу продолжается. Очень много знает о нагайбаках старший библиограф районной библиотеки Лидия Максимова. В кабинете Лидии Григорьевны хранятся рефераты, дипломы и другие труды, с ней сверяются все пишущие о «детях Сейембике». В последние десять лет активно собирает фольклор, традиции и обряды родного народа автор нескольких сборников и книг Светлана Вдовина.

О нагайбаках уже написано довольно много, но академичных научных трудов о народе пока до обидного мало. Работа магнитогорского историка Ирека Атнагулова «Нагайбаки. Опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX-начла XX века» - это, по сути, первое глубокое исследование. Автор пытается понять, кто такие нагайбаки, что помогло им сохраниться, «не раствориться во тьме веков».

Ирек Атнагулов отмечает, что материальная культура нагайбаков изучена еще слабо. Но самое главное - до сих пор неясна этническая принадлежность народа. История наших героев ждет других квалифицированных и дотошных исследователей. Еще Алексей Маметьев говорил, что необходимо работать в архивах Екатеринбурга, Москвы, Оренбурга и иных городов.

Творчество нагайбаков тоже интересует специалистов. Пишутся диссертации о многоголосии народа, в Голландии выпущен лазерный диск с записями песен, получило признание мастерство ткачей и кузнецов, на многих сценах страны блистали знакомые теперь и мне творческие коллективы из Парижа и Остроленки. Но нагайбаков пока очень мало знают в области, стране и мире, и здесь не помешал бы живой, интересный сайт, рассказывающий об их своеобразии. У народа еще недостаточно издано литературы на собственном языке (я, кстати, так и не понял, когда она появилась и кого можно считать ее родоначальником). Челябинские нагайбаки, не забывающие свое наречие, рассказали, что очень сложно воспринимать книги на родном языке, изданные с использованием букв татарского алфавита, приходится то и дело заглядывать в словарь. Легче читать на нагайбакском, где использован русский алфавит. Возникает вопрос о своем алфавите, но нагайбаки понимают, сколько это создаст проблем и подходят к проблеме реалистично.

Все части культурно-исторического, духовного наследия талантливого и самобытного народа надо не просто сохранять, а преумножать, иначе закон о признании нагайбаков так и останется на бумаге. По сути, перед обычным муниципальным районом стала задача, которую решают богатые российские республики, имеющие целые научно-исследовательские институты исторической и культурно-этнографической направленности. Естественно, нагайбакам не обойтись без федерального и регионального финансирования, помощи ученых из разных российских регионов.

Автор-исполнитель Николай Бегашев


А пока нет научной и финансовой ясности, пока нет классического и полного варианта истории народа, пока ощущается дефицит собственной литературы и т.д., нагайбаки продолжают творческие поиски, ищут спонсоров для издания книг, записывают диски (этим занимается специалист дома творчества Андрей Кузьмин) и увлеченно рассказывают мифы и легенды своего народа.

Комментарии
неплохо,спасибо!!!
Илья
21.10.2011 15:35:46
Полезная информация,также предлагаю посмотреть целый фильм Макарова.Г.М
Путь нагайбаков: долг, боль и свет
http://ras2203.narod.ru/shubino-kinoteatr64.html
Светозар
18.12.2011 12:20:49
Жаль, что сначала нагайбаки утратили веру своих предков, а потом и язык предков. К сожалению, это то что должно было рано или поздно произойти с народом проживающим среди русскоязычных,обрусевшим народом. Получается, что они (нагайбаки) - манкурты одним словом.
жан пьер
20.01.2012 21:21:29
Еще не поздно вернуться к вере своих предков (ваши предки мусульмане), перестаньте быть идолопоклонниками (русское христианство). Сохраните свой родной язык, носите тюркские имена, а не урусские.
жан пьер
20.01.2012 21:34:47
Они выбрали то ,что лучше и прогрессивнее. Правильно и сделали.
макмыр
27.01.2012 17:39:17
Искусственно созданный народ. Нет ничего своего - письменности, языка, веры...всё чьё-то.Предатели своей веры.
надежда
01.02.2012 16:31:23
умным комментаторам: вера предков нагайбаков - язычество, они НИКОГДА не знали ислама и были крещены в православие ещё в 16 веке. Учите историю.
Манкурт
13.02.2012 10:34:52
Как человек, в жилах которого течет кровь нагайбакского народа, могу сказать - нагайбаки стали христианами намного раньше русских. Мы не манкурты, мы воины - и не дай бог никому в этом убедиться...
Семирек
12.05.2012 19:12:25
Прекрасная статья, спасибо Вам!
loo_chetkova
22.05.2012 04:33:17
Ссемиреку-Русские крестились в 988 г.Манкурту-Татары приняли ислам 737 году. Вы не только иваны,не помнящие родства,но и простую историю не знаете.Что с манкуртов взять.А то ,что отказались от имени татары-были народом,а стали нацменами!
травники
23.07.2012 02:28:38
Страницы: 1 2 3 След.