Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Генпланы и горизонты

22.03.2011
Исследователь Леонид Никитин сравнивает постиндустриальные перспективы Челябинска, Екатеринбурга, Уфы и Перми сквозь призму их генеральных планов

Исследователь Леонид Никитин сравнивает постиндустриальные перспективы Челябинска, Екатеринбурга, Уфы и Перми сквозь призму их генеральных планов.

Какое-то время назад проект "Челябинск outside" представил своим читателям южно-уральского ученого, доцента ЧГПУ Леонида Никитина – в роли «первооткрывателя» и исследователя актуальной параллели между Челябинском и Питтсбургом, двумя «стальными центрами» России и Америки. Так получается, что интеллектуальная связь с этим человеком развивается у нас теперь по нарастающей. Точки соприкосновения после Питтсбурга находятся сами собой, их много. Рядом с Леонидом Витальевичем всегда коллеги и друзья – молодые кандидаты наук, его аспиранты с любопытными темами, каждый разговор с ним – лавина новых сведений и идей. Находиться в таком «мозгопитательном» пространстве интересно и полезно.

Полезно особенно потому, что в этом пространстве при желании можно отыскать ключи к решению разных насущных общественно-политических проблем. Тот же опыт Питтсбурга «от Никитина» очень кстати при обсуждении стратегии будущего развития Челябинска. Как здесь копья ломаются – тема бора чего стоит! Хотя посмотрите – не только у нас, но и везде по Уралу дискуссии о перспективах городского развития, едва обозначившись, сразу «втягиваются» на местные политические поляны. Дальновидные политплеймейкеры «разогревают» тему. И обоснованно. На безликую партийную агитацию в духе «работаем для людей!» сами люди уже не реагируют – их волнует то, что рядом, что касается непосредственно – останутся под окном сосны или пройдет новая дорога, построят во дворе третью автопарковку, закроют ли любимую общественную баню и т.п.

Леонида Никитина активно интересует будущее уральских городов. Судя по Питтсбургу – ученый в силах сказать тут веское слово. И не одно. Серьезное авторское исследование в данном направлении посвящено, например, сравнительным перспективам четырех мегаполисов Урала через призму их генеральных планов. Об этой работе Л.В. Никитина мы и хотим рассказать сегодня больше.

В конце 2008 года в Челябинске вышла коллективная монография «Город в зеркале генплана: панорама градостроительных проектов в российской провинции XIII – начала XXI веков». Книга, подготовленная содружеством авторов, кандидатов и докторов наук из Челябинска (С.А. Баканов, Е.В. Конышева, Л.В. Никитин, Е.В. Пономаренко, Г.Х. Самигулов), а также из Москвы, Иркутска, Перми, Орска, с помощью уникальных архивных, статистических материалов и иллюстраций, раскрывает, как указывает доктор архитектуры, замдиректора НИИТАГ РААСН Ю.Л. Косенкова, «проблему отражения ценностных установок различных эпох в генеральных планах городов российской провинции». Выход монографии анонсировался в СМИ, отметили ее в знаковом краеведческом челябинском ЖЖ-сообществе Chelchel_ru – тем не менее, чувствуется, проект до сих пор не получил заслуживающего его внимания. Все разделы книги достойны высокой оценки, но в данном случае мы обращаемся к написанному Леонидом Никитиным – «Постиндустриальные горизонты для крупнейших городов Урала: современные генпланы Екатеринбурга, Челябинска, Уфы и Перми».

Отметим сразу: наиболее сильную конкуренцию Никитину по комплексности и масштабу освоения данной проблематики составляет, мы считаем, аналитический центр Эксперт-Урал; также в каждом из указанных городов есть группы, «двигающие» тему в медийно-политическом поле. Ценность работы южно-уральского историка на этом фоне – в массиве впервые введенных в оборот фактических сведений, в сравнительном подходе, в оригинальности научной методики и максимальной беспристрастности как следствие полной политической неангажированности автора.

Итак, после Питтсбурга Леонид Никитин сравнивает Челябинск с его соседями. По объему и насыщенности выводами «Постиндустриальные горизонты…», пожалуй, превосходят «Судьбу стальных городов…», поэтому мы, как и в первом случае, воздерживаемся от рассмотрения всех многочисленных интересных умозаключений автора. Тем более, Леонид Витальевич снова любезно (и с согласия коллег-соавторов) разрешил Медиазаводу опубликовать свою работу в электронном виде. Что мы с удовольствием и благодарностью делаем, настойчиво советуя ознакомиться с ней своим читателям.

Никитин, Л.В. Постиндустриальные горизонты для крупнейших городов Урала: современные генпланы Екатеринбурга, Челябинска, Уфы и Перми // Город в зеркале генплана: панорама градостроительных проектов в российской провинции XIII – начала XXI веков / под ред. Е.В. Конышевой, С.А. Баканова, Л.В. Никитина. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2008, – С.254-293.

Кое-что для затравки. По словам самого исследователя, его задачей было проанализировать постиндустриальные сдвиги в каждом из четырех городов-лидеров «Большого Урала» сквозь призму генеральных планов – основополагающих градостроительных документов, интегрирующих различные сферы муниципальной жизни, фиксирующих современное положение дел и определяющих стратегические приоритеты на целые десятилетия.

Никитин описывает ситуацию с генпланами на 2007 год – они разработаны и утверждены у всего квартета: в Уфе в 1996 году с корректировками в 2006 от ЗАО «Ленпромстройпроект» (СПб), в Перми – в 2004 (разработчик НПИ «ЭНКО», СПб), в Челябинске – в 2003 (Южуралакдемцентр и «Челябинскгражданпроект»), в Екатеринбурге – в 2004 (Мастерская генплана при администрации города и специализированные организации, включая УралНИИпроект). Заметим в этой связи, с 2007 года при нашей стремительной жизни многое изменилось; документы эти сегодня с трудом выдерживают критику, превращаются в предмет политического торга. На днях о пересмотре генплана Екатеринбурга уверенно заявил свердловский губернатор. В Перми новый генплан вроде бы несколько месяцев назад даже утвердили, но развивающаяся сейчас юридическая атака на его лоббистов со стороны ФАС, прокуратуры и ФСБ оставляет «новорожденному» мало шансов. Для нас же в этой ситуации важно только подтвердить, что проанализированная Л.В. Никитиным градостроительная документация пока в целом сохраняет свое значение.

В первой части своей работы автор развернуто исследует демографическую и экономическую базу квартета и констатирует «мощный постиндустриальный прорыв Челябинска, Уфы, Перми и, особенно, Екатеринбурга». Далее Никитин поэтапно и в сравнении раскрывает, как в генпланах учитываются следующие принципиальные аспекты: демография, социально-экономическое развитие, общее градостроительное планирование, сохранение и восстановление исторической среды, устройство деловых зон и комплексов, жилищное строительство, улично-дорожная сеть, развитие городского, пригородного (в связи с вопросом об агломерациях) и внешнего транспорта.

Буквально два вывода Л.В. Никитина, чтобы показать здесь уровень и направленность исследования.

По планировочной структуре: «… при всей индивидуальной неповторимости каждого из них, Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь едины в повышенном внимании к природным доминантам и в стремлении к экологически ориентированному планированию. Этот «зеленый» курс стал в постиндустриальное время типичным для многих ведущих городов России и зарубежного мира. Перенося акценты в своей градостроительной политике (а также и формировании имиджа) с заводов на леса, озера и реки, уральские столицы продолжают, в частности, известные примеры бывших промышленных гигантов Кливленда и Питтсбурга, где одной из основ постиндустриальной адаптации и создания нового образа стали успешные природовосстановительные программы. Если в Кливленде современная планировочная структура привязана к набережным озера Эри и реки Кайахога, а в Питтсбурге – к рекам Огайо, Аллегейни и Мононгахила, то аналогичными ориентирами в уральских центрах с не меньшей убедительностью могут стать Исеть, Миасс, Белая и Кама».

О бизнес-зонах: «Для современных офисных кластеров Екатеринбурга, Челябинска, Уфы и Перми теперь уже подходит устоявшийся на Западе термин CBD (Central Business District) – «центральный деловой район». Именно в CBD сконцентрирована основная часть финансовых корпораций; именно там построены первые на Урале офисные высотки по 20-25 этажей и иные респектабельные комплексы (например, Международный торговый центр и «Антей-I» в Екатеринбурге, «Челябинск-Сити» и «Аркаим-Плаза» в Челябинске, здание банка «Уралсиб» в Уфе, «Славяновский Plaza» в Перми и т.д.)».

Однако «изюминка» исследования – в самом конце: автор попробовал обобщить разнородные количественные характеристики всех четырех городов в особой таблице. Для сведения экономических и градостроительных параметров в единую систему им были использованы индексные расчеты, при которых наивысшее индивидуальное значение по каждому замеру принималось за 100 пунктов. Выбранных параметров – 19, в том числе: население города, объем промышленной продукции, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, среднемесячная зарплата, сетевая банковская связанность, доля недельной аудитории Интернета, количество упоминаний города в поисковых системах Сети, общее количество банковских офисов, недельное количество авиарейсов и некоторые другие. В ходе вычислений Никитиным использовались последние из доступных индикаторов (2005-07 годы) и лишь в двух случаях (численность населения агломерации и индекс агломеративности) – показатели 1999 года.

Из стандартизированных значений 19-ти отдельных характеристик для каждого города была выведена итоговая средняя величина. Таким образом, получился абсолютно новый оригинальный рейтинг. В котором Екатеринбург со средним значением всех индексов 96,67 занял первое место, Челябинск с 65,90 – второй, Уфа и Пермь (60,09 и 60,13) разделили 3-4 места. «Подобный рейтинг, – отметил его создатель, – не претендует на то, чтобы считаться исчерпывающим и универсальным. Но все же он позволяет получить статистически обоснованное представление о региональной группе лидеров».

«Расшифровывая» рейтинг, ученый пишет:

«… в очередной раз, теперь уже на основе целого комплекса показателей, Екатеринбург подтверждает свои особые позиции в уральском регионе. Этот город с той или иной степенью отрыва от «преследователей» неизменно занимает первые места почти во всех отдельных зачетах … его лидерство особенно убедительно проявляется в тех сферах, которые относятся преимущественно к постиндустриальной экономике (торговля, услуги, финансовый бизнес, информационные потоки, функции транспортного узла). Особенно впечатляет огромный перевес Екатеринбурга по показателям присутствия в Интернете и по отдельным видам пассажирских перевозок. Другим уральским «миллионерам» остается лишь с переменным успехом вести борьбу за «серебряные медали».

Но даже при таких раскладах преимущество Екатеринбурга вряд ли можно назвать подавляющим. Другие города «большой четверки» стараются не очень сильно отставать от него, и это им удается. Челябинск, получив по отдельным пунктам 10 вторых мест, в итоге также занял второе место. Таким образом … подтверждается уже высказанный ранее тезис о серьезной заявке этого города на роль региональной «вице-столицы». Впрочем, Пермь и Уфа, занявшие третье и четвертое места, отстают от Челябинска не намного ... Данные таблицы говорят об относительном равновесии сил в треугольнике Челябинск – Пермь – Уфа, и о том, что каждая из его вершин показывает совсем неплохие результаты, даже находясь «в тени» Екатеринбурга. В этой связи вновь хотелось бы применить к Уралу фразу профессора Г.М. Лаппо и сказать, что Екатеринбург в своем регионе «первенствует, но не главенствует».

Согласитесь, приятные для уха челябинца заключения?

В самом же конце своей работы автор делает общий крупный вывод и по рассмотренным им генеральным планам четверки мегаполисов «Большого Урала».

«Каждый из рассматриваемых центров намерен сохранить традиционные промышленные функции; соответственно, никто из них не стремится повторить обвальную деиндустриализацию по примеру уже упоминавшихся Питсбурга и Кливленда (а также Манчестера, Балтимора и сотен других западных городов). Однако иной, более мягкий вариант преодоления избыточных промышленных акцентов представляется неизбежным. Уральские гиганты намерены вместе со всем развитым миром продвигаться по пути постиндустриальной эволюции, и очень большую роль в этом деле призваны сыграть генпланы нового поколения. В этих документах речь идет об опережающем росте сервисной экономики и соответствующих изменениях урбанистического пространства: развороте планировочных осей в сторону рек и лесов, строительстве деловых кварталов и бережном отношении к исторической среде, дальнейшей пригородной экспансии и расширяющихся агломерациях, развитии внешнего транспорта и о многих других приоритетах, обязательных для успешного современного города.

Даже при традиционном разрыве между генпланами и реальностью есть все основания надеяться на то, что немалая часть сегодняшних градостроительных разработок будет постепенно воплощена в жизнь. Сопоставимые масштабы и схожие проекты уральских «миллионеров» означают, что их шансы осуществить задуманное тоже относительно равны. В тех сферах, где интересы соседей сталкиваются или, по крайней мере, часто не совпадают (борьба за транзитные транспортные потоки, миграцию из других регионов, внешние инвестиции, субвенции из федерального бюджета и т.д.), любой из рассматриваемых центров при благоприятных условиях может выйти вперед и оторваться от тройки конкурентов. Имеются, впрочем, и такие области, в которых потенциальный успех одного города не только не противоречит, но даже способствует успеху его ближайшего окружения. Но в любом случае динамичное развитие Екатеринбурга, Челябинска, Уфы и Перми, неразрывно связанное с их новыми генпланами, стало бы важным вкладом в общий социально-экономический прогресс и постиндустриальное развитие современной России».

P.S. Нам особо нечего добавить к выводам Л.В. Никитина, настолько они кажутся основательными и полными. Проект "Челябинск outside" рассчитывает на продолжение сотрудничества с исследователем, в багаже которого остается еще много интересных и важных работ и который без остановки реализует новые актуальные научные проекты.

Комментарии
bq. ...Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь едины в повышенном внимании к природным доминантам и в стремлении к экологически ориентированному планированию. Этот «зеленый» курс стал в постиндустриальное время типичным для многих ведущих городов России и зарубежного мира. Перенося акценты в своей градостроительной политике (а также и формировании имиджа) с заводов на леса, озера и реки... и т.д.
при всем уважении к Л.В Никитину и его соавторам, согласиться с этим невозможно! нынешний генплан сидит на матрице генплана 40-х, суть его выразила одна дама-архитектор: "заводы на севере, склады на юге", а дороги нужны, чтобы их связывать!
именно в этом генплане есть потенциальная просека (подразумевающая массовую рубку) с лесопарковой до блюхера в р-не мебельной фабрики, даже нашни "дорожные революционеры" признают в этом экологическое варварство...
я просто, Сергей, не узнаю в этих определениях ученых наш генплан
Лидия Панфилова
16.04.2011 10:47:26
хм, хотел выделить цитату, выделилось все...
цитата - это первый абзац
Лидия Панфилова
16.04.2011 10:48:53
Айвар ты же видишь это писалось в 2008 году. может в этом есть ценность статьи? она не горит от сегодняшней ситуации.

есть ученые думающие по-другому, знаю. надо вытягивать все мнения в общий интернет-дискурс. чтобы на виду у болеющих ситуацией людей. и спорить. в интересах нашего общего дома.
Администрация
17.04.2011 19:34:25