Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

"Не надо быть рабом материала"

26.02.2003
Челябинский скульптор Вардкес Авакян хочет продолжать лепить портреты

Инга Мельникова, Челябинск
В областной картинной галерее открылась вторая персональная выставка челябинского скульптора Вардкеса Авакяна. Причем с момента его первой персоналки прошло уже достаточно много времени - восемь лет. В самой картинной галерее за это время не было ни одной скульптурной экспозиции. Чем сам скульптор объясняет такое длительное свое "молчание"? В чем особенности подготовки персональных выставок в этом виде художественного искусства? По какому принципу должна формироваться подобная экспозиция?
- Во-первых, художнику важно накопившиеся работы выставить, чтобы народ их видел и определял для себя, зря ли художник живет в этом мире, творит ли он что толковое или нет. Во-вторых, художник хочет свои работы видеть совсем в других условиях.

Челябинский скульптор Вардкес Авакян хочет продолжать лепить портреты

Инга Мельникова, Челябинск

В областной картинной галерее открылась вторая персональная выставка челябинского скульптора Вардкеса Авакяна. Причем с момента его первой персоналки прошло уже достаточно много времени - восемь лет. В самой картинной галерее за это время не было ни одной скульптурной экспозиции. Чем сам скульптор объясняет такое длительное свое "молчание"? В чем особенности подготовки персональных выставок в этом виде художественного искусства? По какому принципу должна формироваться подобная экспозиция?

-- Во-первых, художнику важно накопившиеся работы выставить, чтобы народ их видел и определял для себя, зря ли художник живет в этом мире, творит ли он что толковое или нет. Во-вторых, художник хочет свои работы видеть совсем в других условиях. В мастерской он привыкает, ему кажется, что все нормально. А на выставке уже видишь свои положительные и отрицательные стороны. Да и работы здесь хотя бы друг на друге не стоят.

-- Вардкес Айкович, для этой экспозиции галерея использовала и темный, и светлый фон. Это правильно?

-- Пушкин - на сером светлом фоне: и мрамор, и образ поэта с этим цветом связался хорошо. Работа уже воспринимается цельно. А на противоположной стороне - Рахманинов и Шостакович. Это разные люди, разные композиторы. Доброта, человечность Рахманинова, его красивая музыка. Хочется ему и соответствующее освещение сделать. А Шостакович - это тяжелое время, поэтому и цвет соответствующий, контрастный. Надо, чтобы люди чувствовали, в каких условиях эти музыканты жили и творили.

-- Первая выставка носила обобщающий характер. А сейчас довольно четко просматриваются две темы: музыканты и женщины:

-- Нет. Есть и погибший Икар, и "В пути". По-моему, все темы главные. У меня отношение ко всем серьезное. Только есть определенные сложности. Когда создаешь образ композитора или композицию "На берегу" - разница огромная. Образ композитора ищешь долго, ночами не спишь. Потом считаешь, что не нашел. Дальше думаешь. А потом - раз: вроде, да, Шостакович. И тогда начинаешь лепить его. А в композициях - по-другому.

-- Есть мнение, что композиторов вы лепите, исходя из конкретной фигуры музыканта, а для других скульптур идете от фактуры камня: сначала его увидите, а потом уже выстраиваете образ:

-- Нет. Не надо быть рабом материала. Сначала нужно лепить в таком размере и образе, как вам хочется. А потом найдете лучший вариант.

-- Вардкес Айкович, кто, по-вашему, должен брать инициативу в определении времени для организации персоналки: сам художник или галерея?

-- Вообще я такой человек, что меня надо иногда заставлять. Бывает, что выставочные залы поэтому иногда на меня давят. С первой персоналкой так и было. Пришли из галереи и говорят, что дальше тянуть уже нельзя. А я им на весну предлагаю перенести. Приходит весна, я говорю: "Нет, давайте осенью". И так несколько раз. Но все же потом выставку открыли. Вторую же, честно говоря, я уже и сам хотел открыть, чтобы посмотреть свои работы.

-- А почему вы первую выставку так долго переносили?

-- Больше было места в мастерской тогда. Во-вторых, сильный страх. И мой недостаток: думаю, что все зрители мудрее, чем я.

-- Страх прошел после открытия?

-- Нет, страх у меня всегда. Кроме того, своей работой я всегда жутко сам недоволен. Это меня коробит просто. Люди смотрят, говорят, какие мои работы хорошие. На меня же это не действует.

-- А вторую персональную выставку сложнее или проще открывать?

-- Не знаю. Мне кажется, в этот раз еще сложнее. Ты становишься еще более требовательным к себе, наверное.

-- Женская тема. Что вас в ней уже столько лет удерживает? И возможны ли здесь человеческие и художественные открытия?

-- Вообще опора человечества - это кто? Женщины. Попробуйте убрать женщин, что будет? Конец. Я так понимаю. Во-вторых, женщин я сравниваю с полем цветов. Один мудрый сказал, что надо только суметь увидеть это.

Мой любимый материал - мрамор. А женщина и мрамор, по-моему, очень подходят друг другу. Только у нас мрамор пятнистый. А хотелось бы почище, как итальянский. Хотя где-то он и подходит, конечно, даже живей смотрится. Но для изображения лица - уже не очень.

Кстати, это вы сейчас говорите, что у меня женских скульптур много. А раньше, наоборот, ведь ко мне приходили, причем сами женщины в основном, и спрашивали, люблю ли я женщин? Ведь тогда, в 1970-1980-х, у меня были "Рабочая трибуна", "Сварщик-верхолаз" и прочее.

-- Изменился ли образ женщины за последнее десятилетие?

-- Конечно. Сейчас женщины стали более смелые, требовательные. Я имею в виду молодежь. Допустим, вижу я на улице красивых девушек, которые курят, матерятся. Конечно, мне это больно. Я бы не хотел лепить вот таких девушек. Видимо, это жизнь сейчас такая. Но, думаю, когда такая девушка в мастерскую придет, она будет себя по-другому вести: обстановка будет на нее влиять.

-- Вардкес Айкович, к вам ведь недавно Сумин в мастерскую приходил:

-- Да, губернатор интересуется, чем я занимаюсь, был у меня уже несколько раз. И это очень приятно. Сумин пришел, посмотрел работы, условия. Я ему сказал, что делаю персоналку. Он заверил, что окажет любую помощь. А еще мы говорили с ним о памятнике Глинке, который должен разместиться в сквере напротив оперного театра. Когда мы открывали памятник Прокофьеву, Сумин уже тогда сказал, что будем делать памятник Глинке, а Косилов даже попросил, чтобы я завтра же начал над ним работать. Я так и сделал. Следующий год ведь уже юбилейный: 200 лет со дня рождения Глинки.

-- На какой стадии сейчас скульптура?

-- Уже готова фигура, и видно, каким образ должен быть. Я собираюсь показать его в ближайшее время областному руководству.

-- А кроме образа Глинки чем еще сейчас увлечены?

-- Меня очень мучает образ Шаляпина. Я даже думал, что сделаю его быстро. Но не получилось: не нашел я его. Шаляпина я ведь хотел выставлять с Рахманиновым: они были друзьями. Но не получилось. А еще очень хотел любимого моего композитора Бетховена доделать. Он был на прошлой выставке. Я им недоволен: хотел еще раз попробовать его сделать.

-- Из челябинских известных современников на этой выставке есть портрет фотохудожника Сергея Васильева. А кто еще у вас в планах?

-- Васильева я просто хорошо знаю, вот и слепил. У меня ведь раньше было много портретов современников: пожарников, рабочих. А известных людей: Есть, конечно, мысли сделать отдельно их портреты. Но я не люблю загадывать. Точно могу только одно сегодня сказать: вообще над портретами я очень хочу работать. n

Комментарии
Комментариев пока нет