Новости

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Почему падают наши ракеты?

08.04.2011
Недавняя критика системы высшего образования со стороны президента Дмитрия Медведева вызвала в вузовской среде двоякое чувство

Недавняя критика системы высшего образования со стороны президента Дмитрия Медведева вызвала в вузовской среде двоякое чувство. С одной стороны, президент обнародовал то, о чем сами преподаватели говорят давно. С другой, есть опасение, что последующие действия «на местах» могут стать очередной кампанией с присущим им нездоровым энтузиазмом и перегибами. К тому же проблема у нас не только с подготовкой инженеров. Славу российской науке приносили фундаментальные исследования. Они же обеспечивали мощное развитие стране. Думается, мнение декана математического факультета Челябинского госуниверситета, доктора физико-математических наук Владимира ФЕДОРОВА поможет нам понять важность целостного взгляда.

Специалист по решению задач

- Каков сейчас конкурс на математическом факультете?

- Хороший конкурс на специальность «компьютерная безопасность», средний на информационные технологии, на прикладную математику и информатику. И совсем никакой на чистую математику. На математику идут с трудом, во-первых, потому что и в школе ее мало кто любит. Во-вторых, абитуриенты и их родители считают, что учиться математике - значит потом работать учителем. А кто из молодых сегодня хочет работать учителем? Хотя наши нынешние выпускники в школах, как правило, не работают.

- А где работают?

- Например, в фирме «Прикладные технологии». Пишут программы. Фирма опосредованно сотрудничает с IBM. Там, насколько я знаю, человек 200 работает, половина - наши выпускники. К нам часто обращаются работодатели. Даже, казалось бы, непрофильные. В принципе, человек, окончивший математический факультет, может работать кем угодно. Он умеет мыслить, он заточен на решение задач. Ведь весь период обучения он что делал? Решал задачи! Мы сотрудничаем с ГРЦ имени Макеева в Миассе, с Федеральным ядерным центром в Снежинске…

- Насколько подготовлены ваши выпускники к конкретной работе? Вот говорят, что вузы часто готовят каких-то абстрактных специалистов…

- Вообще, университет - не место, где учат работать на конкретной машине. Он дает базовое системное образование. И особенно это верно в отношении математического факультета. Кроме того, важен воспитательный аспект в обучении в вузе, в студенческие годы многое формируется в личности человека. Вот когда научился отличать добро и зло, стал личностью…

- Недавно президент Медведев жестко высказался о системе образования. Что вы думаете об этом?

- То, что сказал президент про инженерное образование, абсолютная правда. Для нас-то это очевидно. Все 15 лет мы друг другу об этом говорили. Просто правительство много лет не хотело об этом знать! Но есть еще такое понятие как социальная мода. Человек готов платить 50 тысяч в год, чтобы быть экономистом, а на инженера он не пойдет учиться даже бесплатно. С математикой похожая ситуация…

Женская профессия?

- Давайте вернемся к выпускникам и возьмем классического математика. Какие у него перспективы?

- Если парень, то он должен идти как минимум до докторской диссертации. А это само по себе непросто - в математике все очень серьезно. Это долгий путь, и полжизни без денег.

- А мотивация? Любовь к математике?

- Без этого вообще бы ничего не было. Вот мой шеф как-то сказал мне: ты просто не можешь без математики. Может, так оно и есть. Мне интересно заниматься математикой. Я вот декан. За это получаю зарплату. А занятия математикой - это, получается, как бы мое хобби. То есть я отработал на факультете, вечером сижу дома, например, над статьей. Но хобби обязательное, потому что есть такое понятие, как показатели научной деятельности… Хорошо, если получишь грант под эту деятельность.

- Интересно, а как дела обстоят у молодых математиков?

- Вот у меня есть сейчас два магистранта. Оба, я считаю, очень хорошие математики. Думаю, пойдут в аспирантуру. Один, надеюсь, будет делать академическую карьеру. А второй уже где-то работает программистом, и, думаю, к сожалению, в университете не останется.

- Для науки он - потерянный человек?

- Потерянный или нет - пока не знаю. Как правило, основное поле деятельности там, где человек зарабатывает деньги. Чтобы он всерьез остался в науке, он должен все свое время здесь проводить.

- Эти ребята - они все-таки другие, чем ваше поколение?

- По большому счету не вижу разницы с моим поколением. Видимо, математиков общественные пертурбации не так портят.

Другое дело, что ученым в Челябинске и работать особенно негде. У нас нет академических институтов. Есть, правда, вузы. Но в вузы тоже идут немногие. Потому что без степени будешь получать 5,5 тысячи рублей. Интересно, что сейчас связывают свою жизнь с математикой, как правило, женщины. Наверное, потому что есть муж, который заработает.

- То есть у вас женский факультет?

- Как раз нет. Две трети студентов - парни. Но они идут работать туда, где платят.

Не так посчитали…

- Владимир Евгеньевич, а государству нужна математика?

- Конечно, нужна. Дело не только в том, что сейчас уже ракету запустить не можем: говорят, там не так что-то посчитали. Главное, что фундаментальные науки образуют базис для всех прикладных разработок. Математика - открытая, действующая наука. Без постоянных исследований фундамента не будет.

Сейчас появилась новая крайность - поддерживать те исследования, которые сразу дают конкретный продукт…

- Гитлер в 1943 году, говорят, отказывался финансировать те проекты, которые не давали явного результата в течение полугода. И, к счастью, остался без атомной бомбы…

- Ну, я бы не хотел таких аналогий… Но у нас же все было! Мы первыми запустили ракету в космос, ядерное оружие создали. Это не одни инженеры сели и все сделали. Академик С.Л. Соболев имеет государственные награды за создание ядерной бомбы и освоение космоса. Академик М.В. Келдыш стоял во главе всех этих разработок. Они не физики, а именно математики! Без математики и математиков никуда даже в самых прикладных вещах…

- Это такая советская парадигма ценностей. Обороноспособность важна. Но математика ведь решает и другие проблемы?

- Разумеется. Математическая модель способна в теории описать любой процесс. Математические исследования используются даже в гуманитарных науках - это сейчас модно даже.

Казус Перельмана

- Недавно прочитал интересный доклад «Математическая культура - основа инновационной экономики». А ведь это действительно так!

- Есть такой анекдот. В купе поезда - три ученых: зоолог, физик и математик. Они видят в окно луг, там пасутся овцы. Зоолог говорит: «О, в этих краях водятся черные овцы». Физик: «Я бы сказал точнее: в этих краях есть как минимум одна черная овца». Математик: «Если уж говорить совсем строго, то в этих краях есть овца с одной стороны - черная». Для математика небольшие допущения могут привести к принципиально другим результатам. Это понимание дает такое качество как строгость мышления. Она бы не помешала в наших инновациях и модернизации. Тогда бы мы четко определили, что будем делать, чтобы исходные идеи не размывались до неузнаваемости.

- Если бы у вас была власть, что бы вы изменили, скажем, в системе образования? Дали бы всем первокурсникам, несмотря на специальность, основы высшей математики?

- Сейчас к этому вузы приходят. Потому что абитуриенты поступают все хуже и хуже. Хотя бы полгода им нужно напоминать про школьную математику. Они приходят с результатами ЕГЭ, у них нормальный балл, а выясняется, что ничего не знают.

- Значит, проблема в ЕГЭ?

- Не уверен. Проблема в том, как обучают, а не как сдают. Какая зарплата учителей, такое и обучение. А с ЕГЭ появилось такое явление. Раньше вузы выбирали абитуриента, а теперь наоборот. И первокурсник приходит с таким настроением: я вас выбрал, вы меня хотя бы не напрягайте. Я серьезно говорю! А если еще человек на платное отделение пришел…

- Еще очень хотел спросить вас об истории с Перельманом, который доказал теорему Пуанкаре и отказался от премии в миллион долларов. Наверное, вы в своем кругу обсуждали ее?

- Обсуждали. С одной стороны, принципиальность вызывает уважение. Но с другой стороны, делает математикам и ученым вообще-то не очень хорошую рекламу. Дескать, он математик, ему не надо денег…

Справка:

Федоров Владимир Евгеньевич

Родился в 1972 году. Закончил ЧелГУ в 1994-м, в 1996 году защитил кандидатскую, в 2005-м докторскую диссертацию по физико-математическим наукам, с 2006-го - профессор кафедры математического анализа ЧелГУ, с 2007-го заведующий кафедрой математического анализа ЧелГУ, с 2008-го - декан математического факультета ЧелГУ.

Комментарии
Комментариев пока нет