Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Только в космосе он не был

06.03.2003
Зато Виктор Садовничий руководит МГУ, разливает медовуху и занимается садоводством

Один из виднейших российских ученых-математиков, академик РАН, автор более 120 научных трудов, ректор МГУ имени Ломоносова и президент ассоциации классических университетов России В.А. Садовничий прибыл в Челябинск лишь с третьей попытки. Ему постоянно что-то мешало, а в последний раз, когда он уже сидел в аэропорту Домодедово, поездка не состоялась "за неприбытием самолета". Видимо, в марте нынешнего года расположение планет изменилось, и В.

Зато Виктор Садовничий руководит МГУ, разливает медовуху и занимается садоводством

Один из виднейших российских ученых-математиков, академик РАН, автор более 120 научных трудов, ректор МГУ имени Ломоносова и президент ассоциации классических университетов России В.А. Садовничий прибыл в Челябинск лишь с третьей попытки. Ему постоянно что-то мешало, а в последний раз, когда он уже сидел в аэропорту Домодедово, поездка не состоялась "за неприбытием самолета". Видимо, в марте нынешнего года расположение планет изменилось, и В.А. Садовничий все-таки прилетел в Челябинск, хотя руководитель пресс-службы ЧелГУ Д.Е. Филиппов до последней минуты не оповещал журналистов - боялся сглазить событие...

За время своего визита в столицу Южного Урала В.А. Садовничий встретился с губернатором П.И. Суминым, выступил с докладом на научной конференции ЧелГУ, много общался со студентами и преподавателями и дал эксклюзивное интервью "Челябинскому рабочему".

-- Виктор Антонович, вы приехали в Челябинск по приглашению Челябинского госуниверситета и наверняка успели составить о нем впечатление. Какое оно?

-- Я десятки лет знаком с его ректором В.Д. Батухтиным, знаю многих преподавателей, а сегодня познакомился со студентами, участвовал в работе научной конференции и считаю, что ее уровень отвечает международным требованиям. У меня очень хорошее впечатление об этом вузе и его сотрудниках, у них настоящий уровень. Человек с университетским образованием узнаваем всегда, везде, в любой точке мира.

-- Должен ли университет заниматься воспитанием студента или его функция - дать ему образование?

-- Я думаю, многие вузы в значительной степени упустили вопрос воспитания студентов на примере преподавателей. Хотя для этого у нас есть прекрасные традиции. За рубежом студент мало общается с преподавателем вне обучения, несколько недель добивается приема ректором. В России преподаватели и студенты вместе совершают лыжные прогулки, пьют чай, купаются в проруби, обсуждают проблемы. Страна еще только мечтала о демократии, а в университетской среде все это уже было. В Московском университете эта атмосфера равноправия сохранилась до сих пор. 25 января, в Татьянин день и день рождения нашего университета, студентам позволяется все, а я угощаю их медовухой. Ваш губернатор, видевший это по телевидению, поинтересовался: не устаешь, говорит, разливать?..

-- Вы известны как противник реформы высшей и средней школы. А что предлагаете взамен?

-- Это уже стереотип, который приклеивают нам оппоненты, дескать, ректоры против реформ и за возврат к старому. Это не так. Процесс образования по своей сути - бесконечное движение вперед, которое я бы сравнил с ходьбой по трясине. Как только остановился - пошел вниз, на дно болота.

-- Но желательно все-таки, чтобы движение было к твердому берегу:

-- А иначе и быть не может. Образование не терпит консерватизма, потому что приходят новые и новые поколения с новыми требованиями, менталитетом, и если сравнить вузы конца восьмидесятых годов и нынешние, то они будут различаться, как небо и земля. Возьмите МГУ - за десять последних лет у нас открылось десять новых факультетов! Это медицинский, государственного управления, биоинформатики, биоинженерии: То есть главными реформаторами в образовании выступали и выступают именно ректоры. А не чиновники, не начальники. Кстати, поскольку разговор о реформах в экономике уже набил оскомину и в значительной степени себя дискредитировал, мы условились именовать происходящее не реформированием, а модернизацией образования. И здесь мы действительно кое с кем не согласны.

-- С министром образования Филипповым?

-- Мы с ним дискутируем, но главные наши оппоненты - радикальные деятели образования, утверждающие, что у нас нет достижений, что надо все разрушить и строить иную образовательную модель, как где-то "у них". А мы считаем, что у нас есть заслуги, традиции, а по многим параметрам российское образование является лучшим в мире. И не надо нам ничего заимствовать. Система образования, так же как культура и язык, глубоко национальна, привязана к конкретной стране. Задача образования - готовить молодых людей к общению с миром, и оно не может быть основано на традициях, чуждых данным молодым людям. Это равносильно попыткам привнести в экономику аргентинскую, американскую или китайскую модель развития. Надо двигаться вперед, опираясь на свой собственный опыт и совершая преобразования, назревающие внутри вузовской корпорации, а не привнесенные в нее извне, волей чиновника. Я вот прослушал замечательный доклад Е.А. Мартыновой о работе ЧелГУ по доступности образования для инвалидов. Разве можно такое выдумать, привнести извне? Да ничего подобного, это назрело изнутри, это совесть преподавателей, совесть ректора, и проект состоялся именно потому, что продиктован реальной ситуацией, которую знает вузовское сообщество.

Очень много вопросов вызывает и техника исполнения модернизации образования. Нам говорят: "Давайте будем финансировать не университеты, а абитуриентов, и бюджет университета будет складываться из ваучеров, принесенных студентами". Но, как говорят математики, кто это просчитал? А как будут содержаться здания, выплачиваться зарплата преподавателям, приобретаться оборудование? Никто этого не знает. Но говорят: раз ты против ГИФО или ЕГЭ, то ты - консерватор.

-- Так что вы предлагаете вместо ЕГЭ?

-- Никто не возражает против ЕГЭ, но это не должно быть главным и единственным критерием работы школы, учителя, выпускника. Если мне говорят, что мальчик из далекой Якутии за 3-4 часа напишет работу, после которой приедет в Москву и поступит в МГИМО, то я этому никогда не поверю. Потому что есть такие реалии, как конкурс в десять человек на место, предварительная работа вуза по отбору талантливых ребят, работа с ними через спецшколы и олимпиады. Пускай будет ЕГЭ, но - вместе с системой прежних параметров, учетом школьных результатов, собеседованием, потому что невозможно принимать человека на мехмат или теоретическую биологию, не видя и не зная его.

-- Говорят, что математиками нельзя манипулировать. Объясните как математик, почему.

-- Математики - прежде всего логики. Они понимают, в чем состоит задача, самостоятельно ищут пути ее решения и не приемлют изречения, в котором нет ни задачи, ни цели да еще подсказывается выход.

-- Когда чиновники от образования замахиваются на сокращение часов преподавания математики в школе, они делают наше общество более манипулируемым?

-- На конференции в ЧелГУ я уже рассказал о том, как восстал на заседании Госдумы против сокращения программы математики в школе. Меня поддержали лучший математик нашего времени Владимир Арнольд, нобелевский лауреат Жорес Алферов, и мы разбили эти надуманные стандарты.

-- По-моему, это один из редчайших примеров, когда мнение общественности, видных ученых было услышано законодателями. То, что, как правило, нас "не слышат", - удел всякого демократического общества?

-- Да нет, думаю, чисто российская черта. В России чиновник - огромная сила. Почитайте Салтыкова-Щедрина. Ему же принадлежит замечательное высказывание по поводу образования: "В России, конечно, надо насаждать образование, но по возможности без кровопролития".

-- Вы много работали в области космических исследований. Не приглашали вас в космос?

-- Да, я 30 лет занимаюсь этой тематикой, создал первый и единственный в мире тренажер для имитации невесомости, за который получил две Государственные премии. Но вот сам в космосе не был. Нагрузку испытывал только на собственном тренажере.

-- И какие были ощущения?

-- Оригинальнее всего их описала американская журналистка. Она сказала примерно следующее: "Наконец-то я побывала в объятиях настоящего мужчины".

-- Какие у вас увлечения?

-- Садоводство. У меня один из лучших садов в Подмосковье. Я с удовольствием развожу растения, ухаживаю за ними, экспериментирую, прививаю. Словом, оправдываю свою фамилию...

Беседу вела

Лидия ПАНФИЛОВА

Комментарии
Комментариев пока нет