Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Русские. Часть 1 (из 3-х)

03.05.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области*    

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 2965885 русских (82,3 процента от общего числа жителей), в 1989 году было 2929507 (81 процент)

О русских Южного Урала писать сложнее всего. И не потому, что их подавляющее большинство (слово «подавляющее» в контексте нашей живой энциклопедии не имеет ничего общего с «подавлять»). Просто не совсем понятно, кто они, русские. Как ни странно, на этот счет до сих пор нет исторической и антропологической ясности. Еще непонятней, кто мы такие сейчас. Классических русских людей, известных всему миру по нашей непревзойденной литературе XIX века, уже нет. Советских русских, в которых еще теплилась исконная народная душа, наше рыночное время безжалостно вымывает. Русских, возрождающихся на основе православной культуры, всего около пяти процентов. А большинство людей, попавших в объятия общества потребления и имитационной демократии, живущих без национальной идеи и нравственных принципов, - русские ли они? Мы так стремительно мимикрируем, приспосабливаемся к чужеродному, что перед отечественной культурой как никогда остро стоит вопрос самоидентификации коренного этноса страны. Вопрос даже ставится так: не является ли национальная принадлежность сейчас, когда стираются всяческие границы, некой условностью, анахронизмом? Видя все эти противоречия, я понимаю страшную вещь: все, что ни напишу на эту тему, вызовет неприятие не с одной, так с другой стороны. Поэтому пишу главу о своем родном и любимом народе с опаской и внутренним сопротивлением…

Кто мы?

В словарях говорится, что русские - восточнославянский народ, объединенный общей историей, культурой, языком и этническим происхождением. Этническое происхождение первых носителей этнонима «русь» до сих пор дискуссионно, отмечают ученые. Норманская теория предполагает скандинавское происхождение, другие исследователи считают их славянами, третьи - ираноязычными кочевниками (роксаланами), четвертые - германскими племенами (готами, ругами и т. д.). Михаил Ломоносов развивал теорию о финно-угорском происхождении этноса, современные ученые считают ее устаревшей.

Историки зафиксировали, что древнерусская народность образовалась примерно в XII веке после слияния восточнославянских племенных объединений (ильменских словен, кривичей, вятичей, северян и радимичей). В меньшей степени на формировании единого этноса сказалась более поздняя ассимиляция части финно-угорских племен (меря, мещера, мурома), живших на осваиваемых славянами северо-восточных территориях. Ученые отмечают, что она практически не повлияла на антропологический тип славян. Это может объясняться близостью финно-угров Русской равнины к остальному населению Восточной Европы. Заметный финно-угорский компонент отмечается сейчас у северных русских, в частности, у поморов. По некоторым данным, восточными славянами, в основном вятичами, было ассимилировано балтоязычное племя голядь. На основании этого факта в XIX веке некоторые польские историки (например, Францишек Духинский) вообще отказывали русским (великороссам) в принадлежности к славянам. Духинский считал, что русские - это балто-германская смесь с незначительным славянским и угро-финским элементом. Эта теория до сих пор имеет последователей, в том числе в Белоруссии и Украине. К примеру, они иронично пишут, что русские любят слушать песню группы «Иван Купала» «Кострома» в исполнении забавных бабулек, считая их истинно русскими, а на самом деле это совсем не славянские тетеньки.

Некоторые ученые не признают сам факт существования единой древнерусской народности. Другие отмечают, что ее дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Киевской Руси и татаро-монгольское нашествие, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада на три современных народа: русских, украинцев и белорусов. В XVII—XIX веках под русскими понималась совокупность трех этнографических групп: великорусов, малороссов (сюда же включали и закарпатских русинов) и белорусов, то есть всех восточных славян. С 1920-х годов русскими стали обозначать лишь великорусов.

Этноним русский - субстантивированное прилагательное. До XVIII века самоназванием было «русин», множественное число - «русь» или «русины». С XVII—XVIII веков оно постепенно заменилось на «русы», «россы» и, наконец, «россияне». Это слово обозначало не жителей или подданных Российской империи, а именно этническую принадлежность к русскому народу. С середины XIX века появляется разграничение: россиянин как принадлежность к государству, и русский (человек, язык) как принадлежность к народу.

Большинство русских живет в России, значительную долю населения наш народ составляет на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Приднестровье, Туркменистане. Русских в мире около 150 миллионов, в России живет 116 миллионов (2002 год, 79,8 процента населения страны).

Русский язык относится восточной подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. Самой распространенной религией среди верующих русских является православное христианство. Но в последнее время значительная часть народа уходит в разные секты или вообще не верит ни во что (сказывается атеизм советского времени, отсутствие большой социальной идеи и т.д.). Главный музыкальный инструмент русских - балалайка. Главное блюдо - блины со всевозможной начинкой. Cимволами русских считаются водка и баня.

Появление на Южном Урале

Мы уже давно привыкли к тому, что наша страна безразмерна и русские живут везде. Но несколько веков назад земли Урала, Сибири и Дальнего Востока в нее не входили, и наших сегодняшних героев там не было. В XVI веке в нынешнем южноуральском крае жили совсем другие люди - башкиры, тюркские племена табын, сынрян, бикатин (по-русски - мякотинцы), сибирские татары, ногайцы, калмыки и т.д. И сейчас мало кто знает, как здесь появились русские. Понять ход этого процесса мне помог кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов.

После похода Ермака (XVI век) и последовавшего за этим вхождения Зауралья в состав Московского государства пути русского расселения в Сибирь еще более полувека проходили далеко к северу от наших мест. Единственной официально разрешенной была «Государева Верхотурская дорога», которую чаще называли «Бабиновской» по имени человека, который ее нашел и обустроил - Артемия Бабинова. Та дорога вела из европейской части России (с Руси, как тогда говорили) в Сибирь через Соликамск, затем через Уральский хребет на верховья реки Туры и далее по Туре до Тюмени и Тобольска. Остальные пути для использования были официально запрещены, чтобы не ходили мимо Верхотурья, где была таможенная изба и собирались пошлины с провозимых товаром, а также проверялись документы у тех, кто шел в Сибирь и из Сибири.

Поэтому основной поток переселенцев шел на Тюмень и далее. Часть крестьян, которая оседала сразу после перехода Уральского хребта, сначала осваивала речки неподалеку от Верхотурья. Зона расширения русского расселения по восточному склону Урала постепенно расширялась на юг - к Исети и ее притокам. Из Поволжья и Прикамья в Сибирь через наши земли шла не одна дорога, но для государства они не существовали. Основной поток переселенцев двигался со стороны Верхотурья.

До наших мест русское расселение дошло в 1644 году - Далмат (Дмитрий Мокринский) поставил на реке Исети, на Белом Городище, Успенскую пустынь, которая позже выросла в Успенский Далматов монастырь. С этого времени начинается отсчет основания русских поселений в Южном Зауралье. Русские знали территории по Исети и южнее еще до основания Далматова монастыря, многие жители слобод брали земли у местных в аренду для промыслов - охоты и рыбной ловли.

Земли, на которых Далмат поставил пустынь, принадлежали Илигею Атиулову, а у него их арендовали жители Невьянской и Ирбитской слобод. Но селиться здесь русские не спешили, поскольку территория была опасной, слишком часто сюда приходили набегами потомки хана Кучума, ногайцы, позже калмыки. А реальной защиты от них не было. После того как возникла Успенская пустынь власти в Тобольске решили воспользоваться ситуацией и основали в 1650 году Исетский острог, в нижнем течении Исети (сегодня село Исетское Тюменской области), а в 1655 году - Катайский острог (Катайск Свердловской области). После этого произошел перелом ситуации, и к 1662 году на Исети уже стояли слободы Мехонина Курья, Барнева и Царево Городище (Царево Городище на Исети было сожжено во время башкирского восстания в 1662 году). Первоначально поселения возникали на левом, северном берегу Исети, которая выступала рубежом и преградой для отрядов степняков. В 1670-х годах русские «оторвались» от Исети и начали возникать поселения по Миассу, начиная от устья и вверх по течению, по Тоболу, в том числе Царево Городище на Тоболе, по Тече и прочие. Расселение на юг остановилось в 1690-х годах - попытка поставить (в 1693 году) Зюзельскую (Изюзельскую) слободу при впадении реки Зюзелга в Исеть закончилась неудачей. Башкиры разломали недостроенный заплот, а самих строителей «били смертным боем». Вскоре после этого по башкирским челобитным был назначен сыск, то есть расследование ситуации с собственностью на земли в Южном Зауралье. Башкиры писали, что многие слободы поставлены на их площадях. В итоге правительство приняло компромиссное решение: башкирские участки было запрещено отдавать кому бы то ни было, а башкирам предписывалось русским «задеру не чинить». Так установилась граница русского расселения и башкирских земель. Крайними русскими слободами были Белоярская Теченская (село Русская Теча Челябинской области), Верхне-Миасская Чумлятская (село Чумляк Курганской области), Багарятская (село Багаряк Челябинской области). Население этих слобод составляли, в основном, выходцы из Поморья и Верхнего Прикамья. Были также переселенцы из Поволжья, Центральной России, но последних совсем немного.

До 1735 года ситуация оставалась более-менее стабильной. В 1735 году, постройкой Верхояицкой пристани и первого Оренбурга (ныне город Орск) начинает свою активную деятельность Оренбургская экспедиция. Вспыхнувшее в результате ее деятельности башкирское восстание привело к строительству крепостей на территории Зауральской Башкирии.

Первые крепости: Чебаркульская, Миасская, Челябинская, Еткульская и возникшие потом на отведенных им землях Коельская, Кичигинская, Еманжелинская крепости и Верхнеувельская, Нижнеувельская, Кундравинская слободы заселялись крестьянами зауральских слобод, о которых говорилось выше. В крепостях основное население составляли казаки из вчерашних крестьян - регулярных частей не хватало и правительство пошло на набор в казаки, для поселения в крепостях, всех желающих. Казаки перечисленных крепостей составили так называемое Исетское войско, началом формирования которого можно считать 1736 год - год основания первых крепостей и поселения в них первых казаков. Население тех самых слобод Зауралья, крестьяне которых составили Исетское казачье войско, были выходцами из Поморья и Верхнего Прикамья.

Затем начинается строительство пограничных линий крепостей по рекам Яик и Уй. В 1748 году создается Оренбургский казачий корпус. В 1756 году - Оренбургское казачье войско, в состав которого вошло и Исетское войско, до 1803 года сохранявшее свое название и структуру. Оренбургские казаки формировались из самых разных людей - там были и яицкие казаки, и волжские казаки и вновь записавшиеся, была довольно большая прослойка выходцев с Украины. Гарнизоны многих из крепостей формировались из частей регулярной армии. Солдаты этих подразделений зачастую были взяты в рекруты из районов европейской части России. Окончив службу многие из них оставались жить в тех крепостях, где служили. В 1740-х годах началось активное строительство металлургических заводов на Южном Урале. На них владельцы перевозили целыми деревнями крепостных крестьян, причем из разных мест России. Так формировалось русское население Южного Зауралья в XVII – начале XIX веков. В 1840–1860-х годах организовалась Новая линия крепостей, которая должна была «спрямить» границу с киргиз-кайсацкой (казахской) степью между реками Уй и Урал.

Она оконтурила дополнительный участок территории - сегодняшние Варненский, Кизилский, Брединский, Нагайбакский, Карталинский районы. В крепости и станицы Новой линии переводили казаков из старых крепостей, оказавшихся в глубине территории, из крепостей западной Башкирии, а также набирали казаков на территории Европейской России и на Украине. После реформы 1861 года (отмены крепостного права) начиналось переселенческое движение на восток империи, за Урал. Земли в западных губерниях России не хватало и крестьяне отправлялись на новые. Особенно активным стало это движение после постройки железной дороги. Часть крестьян оседала на здешних землях.

Отдельно надо указать на старообрядческую составляющую русского населения. Сегодня мало кто может себе это представить, но в 1740-х годах, по итогам второй ревизии (переписи населения), в Исетской провинции насчитывалось более 1000 старообрядцев, причем данные явно не полные. Исетская провинция - территориальное образование, включавшее в себя значительную часть современной Челябинской, Курганской, части Свердловской и Тюменской областей; ее центр с 1743 года до расформирования в 1781 году находился в Челябинске. На заводах, среди крестьян слобод Приисетья и казаков первых крепостей старообрядцев было немало. В Челябинске 1748 года, по спискам, составленным Духовным правлением, их жило более 700 человек. Учитывая, что все население города тогда немногим превышало 2000 человек, это много. Со временем число последователей древнеправославной веры уменьшалось - сказывалось давление светских и духовных властей, По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, старообрядцы составляли около трех процентов от общего числа населения Оренбургской и Пермской губерний.

Так получилось, что у Челябинской области исторически сложилось три своеобразных «зоны» русского расселения. Северо-восточный угол и центр, где преимущественно жили крестьяне, переселившиеся из слобод Зауралья - население этих мест «тяготело» к жителям нынешней Курганской и, в меньшей степени, Свердловской областей. Южная и восточная часть, где формировалось казачье население, включавшее в себя выходцев из разных районов России. Горнозаводская часть, или запад и север, включавшая в себя заводские поселения, жители которых образовывали особую общность, отличавшуюся от казаков и от крестьян. Со второй половины XIX века, с начала переселенческого движения и, особенно, с постройкой железной дороги начинается постепенный процесс нивелировки диалектов, обычаев и прочих самобытных признаков различных групп русского населения. Но наиболее значительные изменения в этом отношении произошли в советский и постсоветский период. Причем мощь советской интернациональной пропаганды сильнее всего прошлась именно по русским. И сейчас у этого народа (не только у южноуральцев) есть ощущение какой-то необъяснимой обиды.

Самые известные

Челябинская группа "Ариэль" много пела о России и русских

Знаменитых людей в области так много, что невозможно перечислить в рамках одного очерка. Я решил по памяти назвать по несколько представителей в каждой профессиональной сфере, причем таких, которые известны в России и мире, и при упоминании которых не надо объяснять, кто это. Заранее прошу прощения у многих достойных людей (и их родственников), не вошедших в этот короткий список. Государственные деятели: устроитель Оренбургского края (в него входили земли Челябинской области) Иван Неплюев; первый секретарь Челябинского обкома партии во время Великой Отечественной войны Николай Патоличев; секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев (работал вторым секретарем Челябинского обкома партии); министр здравоохранения СССР Мария Ковригина была челябинкой; председатель Госкомитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли СССР и Гостелерадио СССР Михаил Ненашев родился в Варненском районе, избиралася вторым секретарем Челябинского обкома партии; первым и последним народным губернатором Южного Урала называют Петра Сумина; мэр Москвы Сергей Собянин работал слесарем, мастером на ЧТПЗ; министр юстиции, а ныне депутат Госдумы РФ Павел Крашенинников родился в Магнитогорске; управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин появился на свет в Троицке. Ученые и конструкторы: «отец» советской атомной бомбы Игорь Курчатов родился в Симе; Виктор Макеев - академик главный конструктор КБ машиностроения в Миассе (сейчас ГРЦ имени Макеева), создатель комплексов с твердотопливными ракетами «Тайфун». Космонавты: Константин Феоктистов работал в СКБ-385 (Златоуст); Максим Сураев родился в Челябинске. Бизнесмены: владелец ММК Виктор Рашников; Группой ЧТПЗ руководят Андрей Комаров и Александр Федоров; Константин Струков возглавляет фирму Южуралзолото и Челябинскую угольную компанию; главой компании является «Ариант» Александр Аристов; фирму «Союзпищепром» возглявляет Александр Берестов; в Магнитогорске родился вице-президент ООО «ЕвразХолдинг» Сергей Носов (дед Григорий Носов был «народным директором» ММК). 80-летний (!) Иван Шундеев продолжает успешно работать директором СХПК «Коелгинское». В стране известны наши врачи: кардиохирурги Юрий Малышев и Михаил Малышев (отец и сын), пластические хирурги Александр Пухов и Сергей Васильев. Кинорежиссер Сергей Герасимов родился в селе Сарафаново Чебаркульского района, а его коллега Глеб Панфилов - в Магнитогорске. Поэты, писатели: Галина Щербакова окончила ЧГПИ, работала в газете «Комсомолец»; долгое время провела в Челябинске Людмила Татьяничева; поэт из Златоуста Константин Скворцов живет в Москве. Музыканты и певцы: народный артист СССР, солит большого театра, бас Александр Ведерников вырос в Еманжелинске; оперный певец, народный артист СССР Леонид Сметанников родился в Нагайбакском районе; заслуженная артистка России Галина Ненашева (песни «Белая лебедь», «Я люблю тебя, Россия», «А лес стоит загадочный» и т.д.) военное детство провела в Чебаркуле, а свою певческую карьеру начинала в хоре челябинской оперы; страстный пропагандист русского баянного искусства, директор Государственного ансамбля «Россия» Александр Толмачев родился в Копейске; основатель и первый руководитель легендарного ансамбля «Ариэль», заслуженный артист РСФСР Валерий Ярушин считается лицом челябинской эстрады; связан с Южным Уралом и один из ведущих российских гитаристов, заслуженный артист РСФСР Алексей Кузнецов; в последнее время популярность заслуженного артиста России, барда Олега Митяева зашкаливает все пределы. Актеры: в стране сейчас очень популярна заслуженная артистка России, уроженка Кыштыма Инга Оболдина (Гудимова); заслуженный артист РФ Андрей Панин детство провел в Челябинске; народный артист России Александр Пороховщиков мальчиком жил в Магнитогорске, школу окончил в Челябинске; Андрей Жигалов - единственный в мире клоун, удостоенный золотой медали фестиваля «Цирк завтрашнего дня» в Париже, - родился в Челябинске. Спортсмены и тренеры: единственная в мире шестикратная олимпийская чемпионка по конькам(!) Лидия Скобликова; четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону (!), лучший биатлонист мира XX века Александр Тихонов родился в селе Уйское; чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов родился в Златоусте; двукратный олимпийский чемпион по хоккею, двукратный чемпион мира как тренер сборной России Вячеслав Быков вырос в Ленинском районе Челябинска; олимпийская чемпионка по конькам Светлана Бажанова родилась в столице Южного Урала; олимпийский чемпион по биатлону Владимир Гундарцев появился на свет в Сатке; в Челябинске началась карьера одного из самых успешных и титулованных хоккейных тренеров России Валерия Белоусова; весь мир знает двукратного олимпийского чемпиона по хоккею Сергея Макарова, обладателя Кубка Стэнли Евгения Малкина; в нашей области жили олимпийский чемпион по хоккею Сергей Бабинов, олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Елена Елесина, чемпион мира по дзюдо Григорий Веричев и олимпийская чемпионка по биатлону Наталья Снытина. Бессменный рулевой телевизионного клуба КВН Александр Масляков тоже родился в Челябинской области.

Южный Урал дал миру и стране много значимых людей. У каждого из них свой стержень, особый уральский характер. Наш человек крепок в убеждениях и не очень быстро окликается на инициативу сверху. Он должен все проверить сам, «потрогать своими руками», понять, что это. Но зато потом он твердо идет к намеченной цели.

Продолжение публикации - "Русские. Часть 2" - читайте здесь, "Русские. Часть 3" - читайте здесь.

Комментарии
Собянин по происхождению из хантов или манси.
Внимательный
03.05.2011 11:34:37
все участники "Ариэли" - евреи,особенно Каплун и Ярушин.....Малкин,Масляков,Карпов...Крашенинников..это только те из приведённых кого знаю на лицо.
АФФТОР!!! НЕ смешите дельфинов! Не буду нагружать вас трудами наших выдающихся "ыкстримистов" расологов начиная с В.Б.Авдеева др. ,но посоветую хотя бы брошюрку М.В.Тихомирова "Мы и Они" М.2006 г издательство "Витязь"(КорчагинаВ.И.) ;полагаю найдёте.
русич
04.05.2011 13:33:51
Как приятно такое прочитать (удостовериться в том, что есть среди нас те, кто отличает зерна от плевел - не в обиду "Ариэль", а в контексте высказывания Русича).
Татьяна
07.06.2011 05:27:18
Есть ещё термин КриптоЕвреи.эти- из тех ,кто считает себя прирождённым Русаком.как правило националисты.разумеется. жертвы медийных нападок со стороны "своих" же единомышленников
русич
04.05.2011 13:42:24
если "ич" русское окончание, то почему губер из белорусов?
ПравАкатор
05.05.2011 08:05:19
С каких пор мы, казаки, с крестьян повелись? Брехня, наши предки с Волги да с Яика пришли.
Казак
04.07.2011 13:16:29