Новости

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Доставка хинкали на дом на YouDo.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Татары. Часть 2 (из 3-х)

30.05.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области*  

Начало - Татары. Часть 1, продолжение - Татары. Часть 3

Появление на Южном Урале

История татар Южного Урала (точнее - Южного Зауралья) почти не изучена, отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов. За исключением истории отдельных групп - Троицкой и Каргалинской, по которым собрана хоть какая-то информация, основная часть татар нашего края имеет историю, скорее, примерную, устную. Она, как и подобная история всех татар (мы отмечали это в предыдущей главе) насыщена предположениями, ее сторонники в патриотическо-публицистическом запале называют татарской общую историю тюркских народов, что с точки зрения академических историков некорректно.

Патриотические историки говорят, что о татарах на территории современной Челябинской области упоминали уже в первой половине XI века. Персидский ученый Ал-Гардизи писал, что Южный Урал входит в состав Кимакского каганата. Его население состояло из семи родственных племен, в том числе татар и кипчаков. С момента образования Золотой Орды наш край стал частью этого государства, в нем тоже формировался золотоордынский общетатарский этнос. На территории области обнаружены остатки татарских городищ этого периода, а также несколько мавзолеев, в том числе Башня Тамерлана, стоящая на восточном берегу пересохшего озера Большое Кесене (Варненский район), памятник истории XIV века (краевед А. Берс увидел в нем черты булгарской архитектуры).

Известно также, что через южную часть области проходили торговые караванные пути, торгово-денежные отношения в Золотой Орде были очень развиты. Троицк расположен на перекрестке дорог, по которым из древнего Булгарского государства, а затем Казанского ханства (еще задолго до возникновения города) ехали послы, паломники и купцы в Среднюю Азию, Китай, Индию и Аравию.

В первой половине XV века в ходе продолжавшегося распада Золотой Орды и появления новых татарских (тюркских) государств территория нынешней Челябинской области была разделена между Сибирским ханством, к которому отошла теперешняя северная часть, и Ногайской Ордой (юг). В документах времен завоевания Сибирского ханства имеются сведения о проживании татар на севере современной области: ясачные татары Южного Зауралья и татары Катайской, Терсяцкой и Бачкырской волостей. Юг нынешней области в конце XVI века – начале XVII века татары покинули под натиском калмыцких отрядов, которые хозяйничали там полвека.

Период «обратного» (то есть с запада на восток) заселения татарами территории Челябинской области начался в конце XVI века. Он начался после взятия в 1552 году Иваном Грозным Казанской крепости и распада Казанского ханства. По татарским преданиям, многие в те времена покидали свои дома и уходили в леса, в Сибирь, за Уральские горы. Как поясняет Г. Самигулов, на территории Южного Зауралья тогда уже жили группы, относившиеся к тюркским родам, не вошедшие в состав главенствовавшего здесь башкирского народа (или вошедшие позже, чем другие группы, не в конце XVII - начале XVIII века, а в конце XVIII - начале XIX века). До революции мишари («мещеряки» в документах XVII – начала XX века) считались самостоятельным этносом, тептяри до 1860-х годов были сословием, а после его отмены часть из них составила новый этнос (народ) «тептяри». Сегодня мишари, тептяри, сибирские и казанские татары считаются частью одного народа - татар.

Восточная часть нынешней Челябинской области и Курганская область, относившиеся до конца XVI века к Сибирскому ханству, вошли в состав России после похода Ермака и дальнейших походов русских отрядов. На этих землях, помимо племен сынрян, катай, сальют и прочих, которые влились в башкирский этнос, жили группы населения, именуемые в документах XVIII века «ясашные татары» - частью это были татары, пришедшие из Поволжья, а частью потомки местного тюркского населения, не вошедшего в состав башкир.

Г. Самигулов отмечает, что о собственно выходцах из Поволжья в наших краях можно с уверенностью говорить с середины XVII века - в Исетский (1649–1650 года) и Катайский (1655 год) остроги были набраны, в основном, татары и чуваши. В Курганской области есть группа Ичкинских татар, но данные по ним несколько расходятся: по одной версии, они пришли за Урал еще до похода Ермака, по другой (академик Паллас), - их предки пришли на эти земли в конце XVII века (в молодые годы Петра I). В XVII веке появляются первые деревни мишарей (мещеряков) на севере нашей области. Зачастую они жили вместе с так называемыми «ясачными» татарами, то есть татарами, платившими налог (служилое население налогами не облагалось).

Казанские татары занимались административным управлением в Сибирском ханстве после его завоевания (XVI-XVII века).

Постепенно они расселились и на территории нашего Южного Урала. Служилые татары участвовали в основании засечных линий, строительстве крепостей и их охране. В 1736 году имперский военный чиновник Алексей Тевкелев (Кутлумухаммет) заложил Челябинскую крепость (к этому деятелю отношение неоднозначное из-за его жестокости при подавлении башкирских восстаний). В Челябинской, Чебаркульской, Миасской и других крепостях несли службу татарские казачьи отряды вплоть до начала XX века.

В 1761 году Исетская провинциальная канцелярия сообщала, что на ее землях служилых мещеряков 166 дворов, татар Багарятских юрт (по рекам Багаряк и Синара) 196 душ, Ичкинских юрт - 419 душ. Те татары, которые вошли в состав сословия тептярей и бобылей, отдельно не указывались.

По мере развития экономики, организации при Троицкой крепости Менового двора, затем ярмарки, увеличиваются размеры торговли. Караваны в Среднюю Азию вели зачастую купцы из Казани - они знали язык, были единоверцами с населением Средней Азии, имели давние торговые традиции и государство сочло более выгодным доверить торговлю им. Постепенно увеличивается число ремесленников, торговцев, земледельцев из татар, переселившихся на Южный Урал. По переписи 1897 года в Троицком уезде было: татар мужского пола 8255 человек, женского - 6585 человек; мишарей мужского - 75, женского - 45; тептярей мужского - 507, женского - 329. В Челябинском уезде: татар мужского пола - 2100, женского - 1855; мишарей мужчин - 1139, женщин - 963; тептярей мужчин - 63, женщин - 45.

В XIX - XX веке появление татар на Южном Урале связано с промышленным и торговым освоением территории. В это время происходила массовая миграция в наш край татарского населения из Оренбургской и Уфимской губерний.

Наши татары

Писатель Рустам Валеев

Рустам Валеев рассказывает, что много известных татарских имен связано с его родным Троицком: из купцов Бакировых - Эрнест Бакиров, выпускник Московского нефтяного института имени Ивана Губкина, академик РАЕН, вице-премьер правительства Москвы и доктор Абдельхамид Бакиров; Чингиз Ахмеров - знаменитый монументальный живописец, его брат Исхак Ахмеров - советский разведчик, резидент в Америке во время Великой Отечественной войны; Роберт Нигматулин много лет работает директором Института океанологии РАН, его мать - из семьи Лутфулы Газизова, известного просветителя; знаменитый политобозреватель советского телевидения Фарид Сейфуль-Мулюков из рода купцов Яушевых (его маму звали Разией).

Из современных татар во власти находятся: депутат Челябинской городской Думы, директор ООО «УК ЮжУралСтройСервис» Аркадий Шафигулин, глава Центрального района Челябинска и председатель Ассамблеи народов области Равиль Габадулин. Фарид Имангулов был главой Кунашакского района, Равиль Абдрашитов - заместителем главы Троицка. Директором Челябинского цинкового завода работал Рэм Гузаиров, директор завода имени Колющенко - Фуат Зайнетдинов, директором ЧМК - Рафшат Максутов. Тукай Абдрахманов был директором Южноуральского арматурно-изоляторного завода. 27 лет облфинотдел возглавлял Федор Кульшарыпов. Жангир Галиакбаров трудился первым заместителем начальника областного управления сельского хозяйства. Генеральным директором объединения Челябмебель был Реза Мавлютов. Директор Челябинского компрессорного завода работает Альберт Ялалетдинов. Ханиф Мингазов - первый заместитель гендиректора ЧТЗ, профессор.

Салим Фатыхов долгое время руководил центром оперативного анализа и прогнозирования администрации губернатора, это заметная фигура в культуре Южного Урала, автор нескольких книг (одна из них, «Мировая история женщины», уникальна), член Союза писателей. Асия Хамзина была главным редактором газеты «Комсомолец», председателем областного комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций. Луиза Алмаева - профессор, доцент Челябинского института (филиала) Российского торгово-экономического университета, член Международной тюркской академии, первый председатель Ассамблеи народов Челябинской области. Рафаиз Гафиятулин работал профессором в ЮУрГУ. Гаяз Самигулов - кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ, автор книги «От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости» и ряда других работ, я благодарен этому ученому и человеку за научное сопровождение проекта «Планета Южный Урал» (сам Гаяз Хамитович уточняет, что он из мишарей). Равиль Габбасов - директор строительного колледжа N9. Махмут Шарафутдинов - директор школы искусств, заслуженный артист России и народный артист Татарстана. Адик Абдурахманов - заслуженный артист России, руководитель муниципального оркестра «Классика». Марат Канафин - заслуженный артист Татарстана. Фарит Якупов - заслуженный артист Татарстана (Троицк). Наиля Адельшина - певица, заслуженная артистка Татарстана. Дамир Сафин - певец, заслуженный артист Татарстана. Писатель Лидия Сейфуллина родилась в деревне Варламово Чебаркульского района. Илюс Хасанов - член Союза художников России и Татарстана. Басыр Рафиков - поэт-фронтовик (Троицк). Гата Салимов - режиссер татарского народного ансамбля (при театре ЧТЗ). Роза Кучукбаева - директор тетра ЧТЗ. Луиза Закирьянова - директор национального культурного центра «Дуслык». Нил Минязев и Рафаил Бакиров (Магнитогорск) - известные татарские композиторы. Лектор общества «Знание» Шавкат Гайнуллин в 1989 году был в числе организаторов Челябинского центра татарской и башкирской культуры. Габдулахат Махмутов построил мечеть на северо-западе Челябинска. Журналисты: Айвар Валеев - обозреватель «Челябинского рабочего», Марат Гайнуллин - главный редактор областного краеведческого музея и журнала «Фотосоюз-74», Ильдар Гизатуллин - заместитель главного редактора «АиФ-Челябинск». Спортсмены: легендарный велогонщик 60-х, многократный чемпион мира, победитель велогонки мира Гайнан Сайтхужин; двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Светлана Ишмуратова (Златоуст); воспитанник челябинского хоккея, двукратный чемпион мира и обладатель Кубка Гагарина в составе казанского «Ак барса» Данис Зарипов; неоднократный чемпион России, обладатель Кубка России, чемпион Евролиги, обладатель Суперкубка Европы Равиль Гусманов; чемпион Европы по боксу Эдуард Абзолимов (Миасс); чемпион России по боксу, обладатель Кубка мира (в составе сборной России) Максим Халиков (Трехгорный); чемпионка Европы в беге на 800 метров Евгения Зинурова; экс-рекодсменка мира по метанию молота, серебряный призер чемпионата Европы Гульфия Ханафеева; обладатель Кубка России в беге на 800 метров, серебряный призер чемпионатов России Рамиль Ариткулов; чемпион Европы среди молодежи, призер чемпионатов России по боксу Артур Ганеев (Златоуст); чемпион СНГ и славянских стран среди боксеров-профессионалов Розалин Насибуллин. В Челябинске живет заслуженный тренер России, наставник наших боксеров Халил Лукманов.

Особого успеха достигла в жизни девушка из Еманжелинска Ирина Шайхисламова. Превратившись в Испании в знаменитую модель Шейк, она стала невестой звезды мирового футбола, португальца Криштиану Роналдо, выступающего за мадридский «Реал».



Возрождение и глобализация

- Несмотря на такое множество людей, добившихся больших успехов в жизни, у татар до последнего времени было ощущение некой второсортности, - признается Ирек Сабиров. - Все росли на фоне русской культуры, русской речи. Когда я из своей деревни Мимдель (это Высокогорный район Татарстана) приехал поступать в Казань, было ощущение стесненности от того, что я - татарин. Хорошо, что последние два года преподавание в нашей школе шло на двух языках, можно было выбирать: один класс занимался на русском, другой - на татарском. Это очень помогло. Были ребята, которые не поступили из-за того, что на экзамене не могли назвать технические термины.

После окончания Казанского химико-технологического института Ирек Нагимович приехал сначала в Челябинск, а затем в Еманжелинск. Каким-то удивительным образом он совмещает работу замглавы по экономике с поэтической деятельностью, выпустил уже восемь сборников на татарском и русском языках. Бывало, садился на велосипед, уезжал подальше от города, растворялся в природе и начинали литься стихи…

- Можно ли, зная только татарский язык, открыть окно в мир знаний и вообще в большой мир? - спрашиваю Сабирова.

- Для меня татарский - язык литературы. Наши авторы и историю писали, про те же казахские степи. Окончившие татарские медресе в конце XIX-начале XX века учили степняков. Известные писатели, казах Мухрат Ауэзов и киргиз Чингиз Айтматов, отмечали, что их народы обучили грамоте татары. Но вы правы - жизнь гонит нас к одному русскому языку, татарский уходит из-за непрактичности.

- Татарстанцы постоянно нас критикуют, - продолжает Ирек Нагимович. - Говорят, что челябинские татары обрусели, не берегут свой язык. А сами в республике идут на всяческие ухищрения, создают четырехъязычные лицеи - в них изучают татарский, русский, турецкий и английский языки. Волна возрождения татарской культуры и языка встречается с волной глобализации. Как сохранить в этих условиях нацию? Готовых рецептов здесь нет. Это главный нерв нашей жизни!

Как известно, письменность татар была сначала на арабском, потом они перешли на кириллицу.

- В 90-е годы, - вспоминает Альберт Еналеев, - Госсовет Татарстана принял решение о переходе на латиницу. Это не против России, просто в Казани действительно боятся, что исчезнут язык и культура, татарских школ уже стало меньше. А при латинице можно будет сохранять самобытность. Но сделать это не так-то просто.

Поэтому огромное значение имеет политика Казани по поддержке национальных центров в регионах с большим представительством татар. А для начала татарам напоминают об их корнях. Перед переписью 2002 и 2010 годов на Южный Урал приезжали делегации из Татарстана во главе с президентами Ментимером Шаймиевым и Рустамом Миннихановым.

«Мы не диаспора»

Татарам области не нравится, когда их называют диаспорой. Диаспора, говорят они, это когда приезжие вместе держатся на чужой территории, а мы много веков живем на родной южноуральской земле. У наших героев в сельской местности давно сложился и сохраняется свой народный уклад.

Собравшись за праздничным столом, татары поют во весь голос старинные песни. Сабантуй стал государственным праздником, но не потерял своей живости. В деревнях татары собираются на праздник пера - помогают ощипывать гусей (начинает женщина, у которой «рука легкая»), а потом их последний раз купают в проруби. Чем больше народу, тем легче. Возрождаются мусульманские традиции - сватовство, никак (обряд бракосочетания), имянаречение и т.д.

Жизнь наших героев заметно оживилась, когда в конце 2009 года председателем исполкома конгресса татар области была избрана Лена Колесникова, генеральный директор сети аптек «Классика», супруга известного бизнесмена и политика Олега Колесникова (Альберт Еналеев гордится, что именно ему пришла идея выдвинуть Лену Рафиковну на это место).

Отец Лены, Рафик Габбасович, родом из села Кунашак, инженер-энергетик. Мать Софья Усмановна - из пензенских татар, мишарей, в свое время попавших в Казахстан, преподаватель математики в школе. Лена родилась и росла в казахстанском Уральске (в городе, где жил Габдулла Тукай!). Когда ей было девять лет, семья переехала в Челябинск. Дома говорили на татарском языке. Каникулы Лена проводила в Кунашаке, у бабушки и дедушки. Став взрослой, помнила о своих корнях, но говорить на родном языке приходилось все меньше. Когда Лена Рафиковна оказалась перед новым вызовом, она внутренне была готова. В новом председателе уникально сочетаются любовь к своему народу, точное понимание собственной роли и финансовые возможности. За полтора года исполком сделал много доброго и интересного.

Запоминающимся стал первый вечер, посвященный Международному женскому дню. Заслуженных татарок области пришли поздравить руководители Южного Урала, перед ними выступил певец Альберт Ассадуллин. В новогоднюю ночь 2011 года на телеканале ОТВ впервые в истории региона провели татарский «Голубой огонек».

Артисты Нового художественного театра при поддержке конгресса создали спектакль, посвященный Мусе Джалилю. 2011-й стал в области годом Тукая, основоположника новой реалистической татарской литературы. Его биография трогает до глубины души. Отец и мать поэта умерли рано, мальчик рос сиротой, жил у чужих людей и называл мамой семь женщин. С детства (в Заказанье и Казани) он недоедал, был простужен. Затем жил в Уральске, где прошло становление его как личности, как поэта. В последние, казанские, годы жизни друзья хотели отправить его на лечение туберкулеза за границу. Тукай не поехал, вместо этого он отправился путешествовать по России, побывал в Уфе, Санкт-Петербурге, Астрахани. В начале лета 1912 года поехал в Троицк (в Челябинске был проездом). Немного погостил в городе (сохранился дом, где останавливался поэт), потом был «на кумысе» в 30 верстах от Троицка, в казахских степях.

Улучшения хватило ненадолго: Тукай умер в Казани в апреле 1913 года, ему было 27 лет... Рустам Валеев посвятил поэту роман «Заботы света». В этом году в школах Южного Урала проходили тукаевские олимпиады, творческий конкурс «Обаятельный шурале» (у Тукая есть поэма-сказка «Шурале», шурале - мифическое существо, персонификация духов леса).

На канале ОТВ два раза в месяц (по воскресениям) стала выходить телепередача «Хазина» («Сокровище») - о татарах, их культуре и жизненном укладе. Начала издаваться газета с таким же названием. Ее материалы готовятся на татарском и русском языках. Благодаря сети аптек «Классика» она распространяется по всей области. В районах энтузиасты развозят газету на своем транспорте. Сейчас в области готовится конкурс «Татарочка». Его организаторы ездят по городам и районам, отбирают участниц. Девушки понимают, что это не просто конкурс красоты, здесь ценится внутренний мир - знание родного языка, понимание истории, традиций. Финал состязаний - в октябре.

Все больше татар вспоминают о своих корнях, тянутся к родной культуре. Причем с большей охотой это делает юное поколение. В области создана общественная организация татарской молодежи «Бирлик» («Единство»). Недавно прошла первая вечеринка (татар-пати), на которую приезжал ди-джей из Казани. Альберт Еналеев с улыбкой рассказал, что его внук Саша, у которого мама украинка, однажды гордо сообщил ему, что считает себя татарином. Он написал реферат о своем народе, а когда в школе был праздник, надел тюбетейку, жилетку и вместе с мамой приготовил чак-чак.

То, что делает сейчас конгресс татар, во многом носит пропагандистский характер. Руководство организации понимает, что нужна и более системная, тихая работа по изучению татарского языка. Из Татарстана в область поступают книги, учебники, методическая литература. С этого учебного года в 81-й челябинской школе по линии минобразования области финансируется ставка руководителя кружка татарского языка.

Конгресс татар оборудовал кабинет. С детьми занимается талантливый педагог, заслуженный учитель Татарстана Сания Шевченко (Ахунова). В Тракторозаводском районе, котором расположена школа, много татар, в трех группах 50 человек, есть интерес к языку и у русских (их примерно 30 процентов). Дети вместе с Санией Вахитовной стали ведущими «Хазины», в том числе четвероклассник Артем Калмыков. Язык школьники учат также в Уйском районе, Усть-Багаряке, Озерске, Копейске, Еманжелинске, эти кружки держатся на энтузиазме педагогов. Для взрослых организованы курсы в офисе конгресса татар на Смирных, 7а. Две группы занимаются бесплатно три раза в неделю по полтора часа. Среди «курсантов» тоже есть русские - те, у кого татарские друзья, смешанные семьи.

В области каждый год проводится олимпиада по татарскому языку. Ее победители ездят в Казань, на межрегиональную олимпиаду. Победители нынешней областной олимпиады Олеся Ахтямова, Линария Муслимова и Денис Харасов в столице Татарстана были среди лидеров. Линария заняла второе место. «Мы взяли Казань!» - шутит Сания Вахитовна. - Такое высокое место область завоевала впервые».

В мечети

«Мы буквально молимся на Лену Рафиковну», - говорят активисты татарской организации. И выражают озабоченность, что в какой-то момент она посчитает свою миссию выполненной. Я спросил об этом Лену Рафиковну. Она ответила: «Когда мы беремся за какое-то дело, ставим себе большие цели, достигаем их и ведем за собой людей, неизбежно появляются чувство внутренней ответственности и желание, чтобы все достигнутое не пропало бесследно, чтобы проделанная работа не стала напрасной. Невозможно бросить такое важное и нужное дело на полпути. Для меня неприемлема сама мысль об этом.

Работы у нас в конгрессе еще очень много, хватит и для будущих поколений. Сейчас растет активное молодое поколение татар, которые искренне интересуются и своим языком и национальной культурой, традициями нашего народа. Я вижу в них очень хороший потенциал, и, возможно, кто-то из нынешней молодежи когда-то в будущем возглавит нашу организацию».

Начало - Татары. Часть 1, продолжение - Татары. Часть 3

Комментарии
К сожалению, до сих пор "вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную "Историю татар", все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа..." (Рафкат Галими).

Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана".

Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей ...».

Читайте отзывы Рафката Галими и других мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/

Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

В Год Татарской истории и к 100-летию Л.Н. Гумилева (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар". В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

Главы из книг этой серии, обложки и оглавления опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ
Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website: http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17
Муса Челеби
26.12.2013 09:24:01