Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Узбеки

24.06.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области*

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живет 3057 узбеков (0,1 процента), в 1989 году было 3475 (0, 1 процента)

При подготовке очерка об узбеках я вновь подумал о том, как часто мы не видим интересное и удивительное рядом с собой. К такой мысли подтолкнула судьба бухарских братьев Хазрата и Хаджи, оказавшихся в Челябинске. Я узнал о ней случайно и рад, что могу рассказать читателям эту историю.

Раньше звались сартами

Узбеки (самоназвание - узбек, сарты - устаревшее русское название) - народ смешанного индоевропейско-тюркского происхождения. Его этногенез протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных районах, которые, как отмечает московский ученый Т. Ходжайов, с самых ранних этапов развития человечества были связаны с Восточным Средиземноморьем, включая Переднюю Азию. И весьма вероятно, что заселение Средней Азии человеком происходило с территории Передней Азии. Постепенно европеоидный компонент, вошедший в состав узбекского народа и составляющий его антропологическую основу, становился менее монолитным. В формировании этноса участвовали древние народы Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках - согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагеты. Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около рубежа нашей эры в связи с продвижениями кочевников Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (VI век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В последующие века происходило сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования этноса особенно активизировался в XI-XII веках, когда Средняя Азия была завоевана объединением тюркских племен, возглавляемых династией Караханидов. Новая волна тюркских, а также монгольских племен влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века. Формирование этноса завершилось во времена правления Тимура и первых Тимуридов (вторая половина XIV-XV века). Этноним «узбеки» утвердился значительно позднее, после ассимиляции дештикыпчакских узбеков (название кочевников Золотой Орды со времен хана Узбека), пришедших в XV-XVI веках во главе с Шейбани-ханом из степей Казахстана.

К началу XX века в составе узбеков выделялись три большие субэтнические группы: сарты - древнее оседлое население оазисов; тюрки - потомки домонгольских тюркских племен Среднеазиатского междуречья, сохранявшие полукочевой быт и смешавшиеся со средневековыми огузами и тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана; узбеки - потомки дештикыпчакских племен, переход которых к оседлости завершился лишь к началу XX века. Первая группа количественно преобладала, она населяла большинство городов и крупных селений. Вторая по численности значительно уступала двум другим. После присоединения среднеазиатских ханств к России в XIX веке процесс национальной консолидации узбеков значительно усилился. В советское время, несмотря на сопротивление отдельных групп, всех решено было называть одним словом - узбеки. В 1924 году образовалась Узбекская ССР, с 1991 - Республика Узбекистан. В ней живет 14 миллионов 145 тысяч узбеков. Наши герои есть также в Таджикистане (1198 тысяч человек), Казахстане (332 тысячи), Киргизии (550 тысяч), Туркмении (317 тысяч), России (127 тысяч). В Афганистане - 1,78 миллиона, в Китае - 15 тысяч.

Узбеки в недавнем прошлом

В наши дни узбеки - люди преимущественно европеоидного облика, но имеющие определенную долю монголоидной примеси, проявляющуюся в том, что у них часто встречается эпикантус. Они сходны с таджиками и образуют с ними единую расовую общность. Городское население менее монголоидно. Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской семьи. Наречия: карлукское (или карлукско-чигилеуйгурское), кыпчакское, огузское, а также многочисленные переходные говоры и диалекты.

Распространены русский и таджикский языки. Письменность - на основе русской графики. В середине 90-х годов прошлого века Узбекистан перешел на латиницу. Верующие узбеки - мусульмане-сунниты. Главный музыкальный инструмент - карнай. Главное блюдо - плов, имеющий более 100 разновидностей. В массовом российском сознании с узбеками долгое время ассоциируется ансамбль «Ялла» и его хит «Учкудук - три колодца». Сейчас узбеки делают автомобиль «Дэу».

Хозяйство, культура

Традиционными занятиями узбеков в оазисах были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремесла и торговля, отмечают исследователи. Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями (омач, кетмень) и архаической ирригацией. Возделывали разные культуры: зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свекла, редис, лук, перец красный, кориандр и т.д.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные (кунжут, лен, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и другие), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут и дыню употребляли в свежем, сушеном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм экспортировались в Россию. В еще большей степени товарной культурой был хлопчатник. Шелководством занимались в основном женщины. Они также участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение, отмечают историки. Узбеки держали (в основном на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали несколько голов курдючных баранов). В Бухарском и Каршинском оазисах богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорожденных ягнят которых шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, жили в основном среди оседлого населения. В предгорной и степной зонах скотоводство было одним из основных занятий полукочевых узбеков. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским - ведение молочного хозяйства (заготовка масла и сыра), обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы, переметные сумы, скатерти, попоны).

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и другие), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям - выполняли отдельные операции, подготавливали полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитье одежды, вышивание, ковроткачество).

Семьи, общины, одежда

Чтобы избежать расходов на калым и приданое, практиковались кузенные браки, притом ранние. Отношения в семье зиждились на подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых узбеков, отмечают исследователи. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям. Их члены были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых узбеков, сохранявших родоплеменное деление, община внешне имела форму родовой. Устойчивости традиций способствовала неразделенная семья, когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. До последнего времени узбеки старались устроить жилище так, чтобы все жили в родовом гнезде, отмечает известный на Южном Урале деятель культуры, писатель Салим Фатыхов, проживший 21 год в Узбекистане. По этой причине во время перестройки, когда расследовалось так называемое узбекское дело и в республике свирепствовали следователи Генеральной прокуратуры СССР Гдлян и Иванов, невинного человека записывали в коррупционеры, если у него дома было семь-восемь комнат.

Сейчас сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми обычно остается младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает своим достоянием, отмечают исследователи, и уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства (кишлак, в крупных селениях и городах - квартал, махалля). Она превратилась в черту национальной культуры узбеков, их характера и психологии. Поэтому в каждой семье придается большое значение общественному мнению.

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стеганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX - начала XX века распространилась верхняя одежда в талию - камзол. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин - платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку – паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса - чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребенка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы. Традиционная обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.

Высокого развития достигли вышивка, гончарное дело, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню. Процветало устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны были народные театр и цирк - выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Кураш - национальная борьба, пойга - вид конных скачек, улок или купкари - козлодрание (борьба всадников за тушу козла).

Знаменитые узбеки

Великие люди: Алишер Навои - поэт, мыслитель, государственный деятель; Абу Райхан Бируни - ученый-энциклопедист из Хорезма, первым в мире построил глобус Земли; Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Сина (Авиценна) - философ и врач (его совершенно справедливо считают своим и таджики). Политики и правители самого разного толка: Алихан тура - первый президент Восточно-Туркестанской революционной республики; Ибрагим-бек - лидер басмаческого движения в Узбекистане и Таджикистане; Сейид Алим-хан - последний эмир Бухары (мы о нем еще вспомним!); Джурабек (1841—1906 годы жизни) - шахрисабзский бек, один из основных противников русской армии во время Туркестанских походов, впоследствии генерал-майор русской армии; Абдул-Рашид Дустум - афганский военный и политический деятель; Файзулла Ходжаев - советский партийный и государственный деятель; Рафик Нишанов - председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР; Ислам Каримов - многолетний президент Узбекистана.

В России всем известны узбекские миллиардеры Алишер Усманов и Искандер Махмудов, есть еще Фаттах Шодиев. Известны также: Турсуной Ахунова - дважды Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии; Васит Вахидов - выдающийся хирург, ученый, основоположник школы специализированной хирургической помощи в Узбекистане; Салижан Шарипов - летчик-космонавт; Сильвия Назар - американский экономист. Много историков и писателей: Абулгази - хивинский хан, историк и писатель; Баяни (1859-1923) - историк; Абдулла Кадыри (1894-1938) - писатель; Усман Насыр (1913-1944) - поэт, писатель; Мусса Ташмухамедов - Айбек (1905-1968) - писатель, поэт; Мунис Хорезми - поэт, писатель, историк и переводчик; Мухаммад Риза Агахи - писатель, историк и переводчик; Абдурауф Фитрат - среднеазиатский историк и поэт; Турды - поэт; Хамза Хакимзаде Ниязи - поэт, драматург, общественный деятель, народный поэт Узбекской ССР; Надира - поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы; Увайси - поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы. Деятели искусства: Самиг Абдуллаев - глава Союза художников Узбекистана; Наби Рахимов (1911-1994) - актер; Раззак Хамраев (1910-1981) - актер; Шерали Джураев - музыкант, поэт, певец; Джахонгир Файзиев - режиссер и продюсер; Рустам Хамдамов - режиссер, сценарист, художник; Эльер Ишмухамедов - кинорежиссер, сценарист; Шухрат Аббасов - кинорежиссер и сценарист; Батыр Закиров - певец, художник и литератор. В России известны певцы: Фарух Закиров (солист группы «Ялла»), Азиза, Наталья Нурмухамедова. В Ташкенте живет солист ансамбля «Веселые ребята» Владимир Фазылов (это он спел советский суперхит «Люди встречаются, люди влюбляются…»). В Узбекистане сейчас очень популярна заслуженная артистка республики, певица Райхон Ганиева. Люди спорта: Султан Рахманов - олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сильный человек; Джамолидин Абдужапаров - профессиональный шоссейный велогонщик; Мухаммадкадыр Абдуллаев - профессиональный боксер, чемпион мира (1999); Орзубек Назаров - профессиональный боксер, семикратный чемпион мира по версии WBA; Рустам Касымджанов - шахматист, гроссмейстер, чемпион мира по версии ФИДЕ (2004); Руфат Рискиев - боксер, чемпион мира 1974 года, серебряный призер летних Олимпийских игр 1976 года; Ирода Туляганова - теннисистка; Равшан Ирматов - рефери ФИФА. Узбеком оказался и «Таджик Джимми», прославившийся в Интернете песней «Jimmy Jimmy Jimmy Aaja» из кинофильма «Танцор диско», его зовут Баймурат Аллабериев.

Появление на Южном Урале

Эту главу мне помог написать кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов.

Большинство жителей области считают, что узбеки появляются в наших краях уже в советское время, но это не совсем так. «Знакомство» обитателей среднеазиатских городов с Зауральем произошло значительно раньше, хотя само слово «узбек» в те времена практически не использовалось. Местное население и жители степи называли среднеазиатских земледельцев и ремесленников «сартами». У башкир в XVIII-XIX веках было также распространено наименование «тезик» - «таджик», которое относилось не к таджикам, а ко всем среднеазиатским купцам и земледельцам, в первую очередь - к жителям городов Бухара, Хива, Ташкент и их окрестностей. Этноним «узбек» в то время употреблялся применительно к кочевому населению нынешнего Узбекистана.

В Средние века ислам в наших краях проповедовали, по большей части, миссионеры из Средней Азии. В Челябинской области известно мало могил проповедников ислама, в отличие, скажем, от Омской, где они почитаются, а их хранителями зачастую являются потомки тех самых миссионеров. Это вовсе не означает, что у нас этих проповедников не было, просто история Южного Урала в чем-то драматичнее и многих деревень, существовавших в XVII—XVIII веках, сегодня просто нет. Почитавшиеся могилы могли оказаться на землях, отошедших Оренбургскому казачьему войску, заводам. Одна из довольно распространенных русских фамилий в Сибири и на Урале - Шиховы. По мнению этнографов, она происходит от слова «шейх», то есть ее носят потомки исламских религиозных проповедников, принявшие православие.

«Сарты» были в составе некоторых башкирских родов, а также существовали как самостоятельные этнические группы. На востоке бывшего Челябинского уезда располагалась Сарт-Калмацкая волость, названная так по жившим там служилым сартам и аюкинским калмыкам (сегодня территория Сафакулевского района Курганской области). Слово «сарт» осталось в названии деревни Сарт-Абдрашево этого же района. Возможно, вкладом выходцев из Средней Азии в агрокультуру местного населения было искусство разведения бахчевых культур. Еще относительно недавно, лет 50–60 назад, жители некоторых сел и деревень Челябинской и Курганской областей имели бахчи, где вызревали дыни и арбузы… Разводили бахчи башкиры, татары и русские казаки, но принесена эта традиция, скорее всего, из Средней Азии.

Переселение групп земледельцев из этого региона происходило в XVIII и XIX веках - некоторые были выходцами из плена киргиз-кайсаков (казахов), другие ушли из родных мест в поисках более спокойных условий жизни.

Отдельной группой жителей среднеазиатских городов, которые хоть и временно появлялись в наших краях, были купцы. В XVIII–XIX веках их обычно называли «бухарцы», «хивинцы», «ташкентцы». Больше всего эти узбеки были связаны с Троицком - там был меновой двор, где происходила постоянная торговля с купцами из «ближнего» и «дальнего» зарубежья - бухарцами, хивинцами, персами и т.д. Некоторые из среднеазиатских купцов имели обширную торговлю как у нас, так и в приграничных районах, у казахов. Иногда заводили здесь семьи, женились, естественно, на мусульманках. К сожалению, мы очень мало знаем об истории торговых мусульманских сообществ в наших городах, в первую очередь, в Троицке, но то, что их торговые (и не только) связи с узбекскими городами были постоянными, не подлежит сомнению.

Таким образом, узбеки имеют к истории Южного Зауралья хоть и далеко не определяющее, но несомненное отношение. Потомки переселенцев из городов и оазисов Средней Азии давно растворились в массе башкир и татар, зачастую не помнят о своем происхождении.

Некоторые узбеки появились в области 30-х годах XX века, в пору советской индустриализации. Но, конечно же, самый большой приток был после развала СССР, когда в Узбекистане и Киргизии, где тоже много узбеков, жить стало очень трудно. Последняя волна мигрантов из Киргизии прибилась к нашим берегам совсем недавно, после межнационального конфликта в Оше.

Хазрат и Хаджи

Хазрат (справа) и Хаджи Кабуловы в Челябинске, 1951 год

Их предки были великими людьми. Они потомки Чингисхана и Тамерлана, хромого Тимура. А прадед - Сейд Алим-хан, последний эмир Бухары. Он похоронен в Афганистане, на его могиле написано: «Лучше быть нищим на родине, чем королем за границей». Во время революции этот правитель уехал из страны, вместе с ним отбыла часть семейства. Но у эмира много жен и детей. Тем, кто остался, пришлось нелегко. Всю родню маленького Хазрата, который родился в 1917 году, расстреляли, а его в начале 30-х сослали в Челябинск, на строительство ЧТЗ. Делать ничего не умел, и его отправили убирать двор. Семилетний брат Хаджи тоже уцелел - он убежал и воспитывался у чужой бабушки. Во время войны добровольцем ушел на фронт. Воевал до Победы, затем служил до 1951 года. Когда вернулся на родину, оставшиеся родственники встретили его не очень радостно. Хаджи всегда помнил про старшего брата, решил его найти и забрать домой. Отыскать Хазрата помогли в военкомате. Хаджи прибыл в Челябинск, но вышло наоборот - старший никуда не поехал и его не отпустил.

Так два узбекских брата стали челябинцами. Старший женился на казанской татарке Гюльминтжан, младший - на башкирке из Учалов Марвар. В обеих семьях родилось по шесть детей. Хазрат Кабулов как пришел на тракторный, так и остался на нем. Занимался благоустройством, а в конце жизни ему нашли работу полегче - дедушка Хазрат открывал и закрывал ворота. Он трудился на родном заводе 70 лет! Хаджи Кабулов тоже всю жизнь проработал на ЧТЗ, в литейном цехе.

Хаджи и Марвар Кабуловы

Наши узбеки

В июне 2010 года я возвращался из Кустаная в Челябинск. На границе Казахстана и России, на пункте пропуска «Бугристое» (под Троицком) весь зал был забит людьми восточной наружности. Ожидая, пока проверят их автобус (а это для транспорта из Центральной Азии долгая процедура - таможенники ищут наркотики в каждом укромном уголке), они сидели на полу и устало смотрели на обычных пассажиров, которые шли мимо и словно не замечали их. «Кто вы?» - спросил я одного из них. «Мы узбеки из Оша», - ответил парень. «Это тот самый киргизский город, где враждуют узбеки и киргизы?» - «Да!» - «А почему вы не едете в Узбекистан?» - «В России нам будет лучше». Позже я узнал, что нашим героям устроиться в РФ гораздо проще, их этническая родина ставит для этого преграды.

В те же дни представители узбекской диаспоры, живущие в Челябинске, отреагировали на ситуацию в Киргизии. В ночь на 12 июня у памятника Ленину на площади Революции собралось около 50 человек. К ним немедленно подъехали наряды милиции, был поднят по тревоге руководящий состав УВД. В ходе беседы выяснилось, что узбеки собрались спонтанно, они беспокоились за своих родных - у многих в Киргизии остались жены и дети. После беседы с властями руководство диаспоры написало письмо Президенту России с просьбой обратить особое внимание на ситуацию в республике.

А из Оша продолжали бежать узбеки. В их числе - семь талантливых юных боксеров, которых вместе с двумя своими малолетними ребятишками вывез из полыхающего межнациональными конфликтами города тренер Алым Абдуллаев. Они ехали в Челябинск, в клуб профессионального бокса «Чемпион». Путь был непростым. Младшая дочь Алыма не вынесла тяжелой дороги и умерла. Он пережил это тяжело, но стиснул зубы и, чтобы обеспечить едой свою команду, продал свои «Жигули». В Челябинске клуб «Чемпион» помог беженцам снять квартиру, ребят устроили в школы.

Если кто не догадался, спешу сообщить, что Алыма Абдуллаева и его ребят на Южный Урал пригласили дети Хазрата и Хаджи. Эти люди известны всей области, но мало кто знает историю их семьи. Многие, с кем я разговаривал, удивлялись, когда узнавали, что с детства живущие в столице Южного Урала тренер по боксу Юрий Кабулов и его брат, предприниматель и президент клуба «Чемпион» Николай Кабулов - узбеки. Они активно участвовали в строительстве мечети на северо-западе областного центра. Рядом с ней и похоронили своих отцов. Николай Хазратович финансирует подготовку профессиональных боксеров. А Юрий Хаджиевич - очень хороший тренер. Он воспитал 12 чемпионов России. Его подопечные - двукратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы Сайфутдин Барахоев и чемпион мира, двукратный чемпион Европы Алексей Евченко. Юрий Кабулов находит за пределами области, в том числе в Средней Азии, талантливых ребят и выводит их на приличный уровень. Практически все свое время он проводит в спортивном зале.

Ю. Кабулов рассказал, что когда в Оше произошли известные столкновения, ему позвонил известный боксер Махамматкадыр Абдуллаев и рассказал о талантливых ребятах и их тренере. «Если бы не ты, Юра, я бы погиб», - сказал Алым Абдуллаев Юрию Кабулову. Под крылом Юрия Хаджиевича юные боксеры из Оша выступают очень достойно. На пяти международных турнирах они стояли на пьедестале почета и получили специальные призы - «За волю к победе», «За лучшую технику боя». Тренеры называют фамилии четырех юных боксеров: Айбек Умаров, Шахрух Абдиев, Мухаммадамин Кулдашов, Ислам Даминов. Сейчас решается вопрос с их гражданством (благо, с Киргизией есть упрощенный порядок его приобретения), специалисты считают, что со временем ребята могут войти в сборную России.

Родной брат Юрия Салих Кабулов окончил Уральский институт экономики и финансов, он инженер-электронщик, участвует в реализации значимых оборонных проектов, работает в Подмосковье. Родные братья Николая Салават Кабулов и Хаким Кабулов тоже занимаются бизнесом, Хаким живет в Чебаркуле.

Юрий Кабулов с улыбкой рассказал мне о своей семье: «Моя жена Юлия - цыганка, у нас трое детей - Лена, Дима и Никита. Никита в этом году закончил девять классов с золотой медалью, его приняли в 31-й физико-математический лицей. Он хорошо играет на скрипке и в шахматы. Партии с гроссмейстром Евгением Свешниковым всегда сводит вничью».

Челябинцы Кабуловы в наши дни - Салих, Хаджи, Хазрат, Марвар

Юрий Хаджиевич признался, что родного языка отца не знает, поэтому не считает себя 100-процентным узбеком. Но таковым его считают узбеки, приехавшие в Челябинск в последние годы (от них я и узнал историю Хазрата и Хаджи). А в самой Бухаре не очень-то ждут появления Кабуловых - опасаются, что те начнут претендовать на землю и власть. Говорят, эмир увез с собой много денег и драгоценностей, вот на братьев и смотрят как на богатых наследников. А они от этого далеки, но предков своих почитают, бывают на могилах - многие из них похоронены в Туркестане, это в Казахстане, туда съездить проще, чем в Узбекистан.

Узбеков у нас достаточно много. В поселке Кременкуль есть целая махалля. Ее обитатели держат скот, птиц, выращивают картошку и много чего в теплицах. В Челябинске на Чичеринском рынке продают мясо, яйца, картошку и овощи. К постоянно живущим в области добавляются временные трудовые мигранты. По официальным данным, на Южном Урале их 18-20 тысяч. Они заняты в торговле, строительстве, на сельскохозяйственных работах. В Челябинске на улице Героев Танкограда узбеки изготавливают радиаторы, батарейки, пеноблоки. Чтобы встретиться с нашими героями, не обязательно идти в национально-культурный центр.

Бывает, я очень тороплюсь и ловлю такси. Два раза за рулем остановившихся машин сидели парни азиатской наружности. Они оказывались узбеками, одного звали Тахир, другого Али. Я рассказал им о своем проекте, попросил номера телефонов. Мы договорились, что найду их, как только дойду до буквы «у» и узбеков. Телефон Тахира был недоступен, а Али ответил и охотно согласился на встречу. Выяснилось, что его настоящее имя - Оибек Салиев.

Национально-культурные центры

В области два узбекских национально-культурных центра. В 2005 году образовался «Бобур» (назван по имени известного полководца), сейчас его возглавляет Мамуржан Кадиров. Он из Андижана, окончил филфак МГПИ. Работал учителем, в райкоме комсомола. Когда стало совсем трудно, cтал подрабатывать экспедитором у дяди, который поставлял в Россию фрукты и овощи. С Челябинском были хорошие связи, семья Кадировых решила переехать. Здесь Мамуржан Иргашевич занимается продажей фруктов и овощей, параллельно работает переводчиком в суде, когда узбеки становятся фигурантами дел. Созданное при центре ООО «Содружество» помогает оформить документы и трудоустроиться сезонным мигрантам. «Бобур» участвует в фестивалях национальных культур, в праздновании Дня города Челябинска. Событием для центра был концерт педагогов и студентов Ташкентского института культуры в Челябинской академии культуры и искусств. «Бобур» участвовал в создании в Челябинском ТЮЗе спектакля «Возмутитель спокойствия» (постановка главного режиссера и художественного руководителя, уроженца Ташкента Владимира Оренова) о похождениях Ходжи Насреддина - легендарного персонажа фольклора народов Средней Азии, остроумного и неунывающего защитника слабых и обиженных. У входа в здание театра узбеки-музыканты в национальных одеждах завлекали гостей игрой на дутарах и дойрах, тут же готовился плов, им угощали всех желающих.

Национально-культурный центр «Дустилик» (дружба) образован в 2007 году. Руководит этой организацией выходец из киргизского Джалалабада Равшанжан Юсупов, выпускник автомобильного училища. Он уехал из родного города в 1991 году. Поработал бульдозеристом на севере, но не подошел климат. Перебравшийся в Челябинск сосед позвал с собой. Сначала торговал на площади Революции, а потом занялся общественным питанием. Хорошо встав на ноги, Равшанжан Мирзолиевич начал помогать другим узбекам и создал центр «Дустилик». Среди его активистов он называет предпринимателей Расула Муллажанова, Махсуда Юсупова, Тохира Куканова, Мирзоулукбека Низомова, Мирзарахмона Корабоева, Баходыржана Юсупова, Кадыржана Бабарахимова, Сейдали Алимкулова.

Организация помогает своим людям получить регистрацию и вообще адаптироваться к жизни в России. Р. Юсупов гордится, что его земляки хорошо работают, что даже после событий в Оше их нет среди уличных попрошаек. А еще он удовлетворенно отмечает, что узбеки в Челябинской области начали получать образование, профессии, они хотят стабильности, хотят жить и работать не только в торговле.

Узбеки и на Южном Урале отмечают свои праздники. Во время Навруза (день весеннего равноденствия, праздник посевной) надевают национальные костюмы. На их родине в марте все уже зеленеет и цветет, в Челябинске этого нет, что не мешает нашим героям радоваться солнцу. Они стараются соблюдать давние традиции, связанные с приготовлением ритуального блюда сумаляк из проросшей пшеницы (его полагается варить ранней весной в больших казанах перед посевными работами). Это кушанье напоминает густой кисель и считается очень полезным для желудочно-кишечного тракта и укрепления иммунитета.

В Челябинске часто проходят настоящие узбекские свадьбы. Их, а также поминки по усопшему и другие торжества сопровождает плов. Он готовится, как правило, еще с ночи и подается на стол рано утром. Обычно в таких случаях используется рецепт «праздничного плова» - с горохом, изюмом и разнообразными специями. При приготовлении блюда берется только желтая морковь сорта «мушак». У узбеков и по сей день плов принято есть руками. Но знатоки предупреждают, что это требует навыка, сравнимого с едой палочками. На свадьбах южноуральских узбеков выступают свои артисты - певцы Хуршид и Алишер Олимов, танцевщица Наргиза Солиева. Мало того, наши узбеки и в повседневной жизни умудряются сохранять национальный быт. Многие дома сидят по-своему. Равшанжан Юсупов с улыбкой рассказал, что его родители, когда приехали в первый раз в гости из Джалалабада, немного посидели на стульях, диване и перешли на тушаки (курпа-тушак - узбекские одеяла), так им комфортнее и ноги не затекают. Видя это, стали сразу готовить комнату к их приезду. А узбеки, живущие в Кременкуле, пекут хлеб в тандирах (глиняная печь).

Мирные и восприимчивые

Наш герои любят рассказывать легенду о том, как их предок Узбек восстал против Чингисхана. Чтобы не сдаться ему, он сам себя казнил. По преданию, великий воин это оценил и похоронил Узбека со всеми почестями. Но многовековая история внесла свой вклад и теперь узбеки в целом - миролюбивые и компромиссные люди. Это объяснимо - они раньше многих соседей перешли к оседлому образу жизни, стали земледельцами, им есть что терять, потому наши герои всегда стараются найти общий язык с воинственными кочевыми народами. Об этом мы говорили с Салимом Фатыховым. А Юрий Кабулов заметил, что у его отца и дяди жизнь была сложная, но они были очень трудолюбивыми, честными и гостеприимными людьми - «сперва человека надо накормить». С. Фатыхов подчеркнул, что для узбеков очень почетно кого-то принять в своем кишлаке, ради этого они идут на большие траты. Но в потреблении спиртного наши герои знают чувство меры. Хазрат и Хаджи Кабуловы употребляли водку умеренно. Ю. Кабулов не помнит, чтобы отец ругался матом, говорил грубые слова. А Хазрат был очень религиозным. Да, у узбеков есть хитрость, согласился С. Фатыхов, но она не горская, без коварства и роковых поступков. По мнению Р. Юсупова, хитрость народа проявляется в умении торговать, общаться с покупателями с шутками-прибаутками. «Если на Луне откроют базар, - смеется Равшанжан Мирзолиевич, - узбеки там первыми начнут торговать». Стоит также отметить восприимчивость народа к другим культурам, умение заимствовать в них лучшее, не консервировать только свое. Тяга к европейской культуре видна на известном сайте «Письма из Ташкента».

Кухня

Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной (реже - кукурузной и другой) муки в виде различных лепешек (нон). Лапшу, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири) узбеки приправляют растительным или сливочным маслом, квашеным молоком, красным и черным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т.д.). Разнообразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т.д. Наиболее предпочтительное мясо - баранина, реже говядина, мясо птиц (курятина и т.д.), конина. Сравнительно незначительное место в питании занимают рыба и грибы.

Излюбленное блюдо наших героев - плов. Особое умение требуется при приготовлении большого плова на десятки и сотни килограммов риса - это прерогатива только мужчин (приготовление пищи вообще считается мужским занятием). Манты, пельмени (чучвара) лепятся руками. До сих пор популярны традиционные способы готовки. Обязательный элемент кухонной посуды - казан (обычно нескольких видов и размеров). Тандир можно встретить в Узбекистане повсеместно, это обязательный элемент сельской кухни.

Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, грецкие орехи и арахис. Главный напиток - чай, чаще зеленый. Плюс и одновременно минус узбекской кухни в том, что она домашняя, плохо приспособленная к ресторанной специфике, которая подразумевает предварительную заготовку и последующую быструю подачу на стол. Кухню критикуют за жирные и жареные блюда, которые вкусны, но вредны для здоровья.

Как вам живется на Южном Урале?

Оибек Салиев, повар, Челябинск:

- Мы жили в Киргизии, в городе Ош. Там у нас целая махалля. В начале 90-х, когда стало совсем трудно, решили переехать в Россию. Два года прожили в Волгограде, а потом родственники позвали в Челябинск. Здесь мы с 1996 года. Сначала продавали одежду, коммерция шла не очень, затем торговали фруктами из Киргизии. А после этого открыли первую в Челябинске столовую узбекской кухни - на ярмарке «Элиз-бар» рядом с железнодорожным вокзалом. Когда этот рынок закрыли (появилось «Синегорье»), я стал работать поваром в кафе, а отец стал развозить на микроавтобусе продукцию хлебозавода. Родители снимают квартиру, я со своей семьей тоже - в России женился на узбечке. У нас с Мохирой (она домохозяйка) уже двое детей - мальчик и девочка, скоро родится третий ребенок. Дома готовим плов, манты, самсу, лагман, лепешки. Сидим не на стульях, а на тушак-курпа. Дочка Тахмина скоро пойдет в школу. Сыну Абубакиру четыре года. В семье говорим на двух языках. У нас хорошие отношения с соседями разных национальностей.

Анекдот про узбеков

Московский журналист спрашивает министра культуры Узбекистана: «А почему в республике так интересно разговаривают? Например, «чой-пой пить или канфет-манфет кушать". Министр отвечает: «А это у них просто культур-мультур не хватает!»

Узбекский плов

Потребуется: 300 г риса; 700 г баранины; 300 г моркови; 0,5 литра воды (на добавку в процессе приготовления); 200 г репчатого лука; 5 головок чеснока; барбарис, шафран, зира, перец; соль; 200 г растительного масла. Приготовление. Рис промываем, замачиваем в теплой, подсоленной воде на 30-40 минут. На растительном масле обжариваем лук, добавляем мясо (нарезав порционными кусками) и морковь. Затем добавляем специи и чеснок (головки кладем целиком), наливаем воду (так, чтобы она на ширину двух пальцев закрывала все компоненты) и тушим все ингредиенты 20 минут. Когда чеснок проварится, вытаскиваем его. Делаем огонь максимальным, добавляем рис (воду, в которой он замачивался, сливаем), если нужно - доливаем воду. Когда пойдет сильный пар, переворачиваем рис: верхний слой - вниз, нижний - вверх. Формируем из плова горку, в ней проделываем отверстия для выхода влаги, закрываем крышкой, ставим на маленький огонь. Тушим до готовности 15-20 минут. Подаем, украсив головками чеснока.

"> Равшанжан Юсупов согласился нарядить меня в узбекский костюм. С фотокором Александром Кондратюком отправляемся в столовую одного из торговых комплексов. Увидев чапан и чалму, поразились роскоши. Я постарался перевоплотиться в узбекского эмира. А шеф-повар Патмахон Киргизбаева согласилась сыграть роль женщины знатного господина.

Комментарии
"в России обосноваться проще,чем переехать в Узбекистан т.к. этничесуая родина ставит препятствия........"

ужос просто какой-то:мне нечего больше сказать

А уже потом РУССКИХ людей выпиливают целыми семьями
как семью СПИНЕЛЛИ в Москве в апреле 2009г
русич
06.07.2011 17:18:26
Жил и такой знаменитый человек в Узбекистане, которого мало кто помнит - Сарымсаков Ташмухамед Алиевич - великий ученый математик!
Гульнора
10.07.2011 19:27:57
Русские большие люди (шишки)берите пример с узбеков и давайте возвращайте русских из бывших республик без проволочек, а то скоро Россия станет Россиестаном. А то все жалеют узбеков,киргизов и т.д. в России. Но почему то никто их не жалеет в Убеистане, Киргизии и т.д.
Сырожиттдин
20.10.2011 18:57:53