Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Возвращение Петрушки

19.09.2000
Челябинскому театру кукол - 65!

Владимир СПЕШКОВ
Челябинск

:Кукле было двести лет. Конечно же, это был Петрушка. Родной брат Панча, Полишинеля, Пульчинеллы. Символично, что история Челябинского театра кукол началась с двухсотлетнего Петрушки, купленного актером Челябинской драмы Павлом Горяновым у старого московского мастера.
Впрочем, это еще не история, а предыстория - двадцатые годы.

Челябинскому театру кукол - 65!

Владимир СПЕШКОВ

Челябинск

:Кукле было двести лет. Конечно же, это был Петрушка. Родной брат Панча, Полишинеля, Пульчинеллы. Символично, что история Челябинского театра кукол началась с двухсотлетнего Петрушки, купленного актером Челябинской драмы Павлом Горяновым у старого московского мастера.

Впрочем, это еще не история, а предыстория - двадцатые годы. Павел Горянов и его жена, тоже актриса драмы, Нина Горянова загораются идеей создать в Челябинске свой театр кукол. Ездят по городам и весям, разыскивают старых народных кукольников, учатся у них и у профессионалов - С.В. Образцова, Н.Я. и И.С. Ефимовых - технике кукловождения, покупают старых кукол, своими руками делают новых. В этом театре поначалу все было создано руками Горяновых: и декорации, и ширмы, и реквизит, и куклы разных систем: перчаточные, марионетки, тростевые. С Горяновыми стали работать Т. Никитина, Г. Арданов, М. Корнилов, А. Мазуров, составившие ядро труппы будущего театра.

Осенью 1935 года в "Челябинском рабочем" появилась маленькая заметка: "На днях при Челябинском доме художественного воспитания детей открывается постоянный кукольный театр". Первой премьерой была "Каштанка" А. Чехова. Организованный как городской, в пятидесятые годы, после объединения с передвижным, Челябинский театр кукол стал областным.

1936 год - при театре организуется студия, готовившая актеров-кукловодов (впервые в Советском Союзе). Она просуществовала до Великой Отечественной войны.

1937 год - Челябинский театр кукол удостоен звания лауреата на Всероссийском фестивале театров кукол в Москве за спектакли "Веселый портняжка" и "Концерт марионеток".

Война. Призывные пункты, воинские части, госпитали, уходившая на фронт танковая бригада - вот где показывали в военные годы свои спектакли челябинские кукольники. Это были сатирические интермедии, поднимавшие настроение, вселявшие веру в победу.

Послевоенные годы - кочевое время. Три передвижные творческие группы театра все время в пути (основной транспорт - телега с лошадью). Актерское общежитие размещалось в бывшей (и нынешней) мечети, здесь жили, репетировали, играли свадьбы, воспитывали детей.

50-60-е годы связаны с именами режиссеров Н. Лещинской, Т. Никитиной, А. Лаврещук, В. Куликова, художника В. Жиляева, актеров М. Золотухиной, Г. Арданова, М. Корнилова, А. Мазурова, А. Елагина, Н. Демази, Н. Емельянова, Г. Луценко, С. Ковалевского, А. Ковалевской:

В 1970 году в театр приходят главный режиссер Людвиг Устинов и главный художник Леонид Рошко. Они меняют способ существования актера на сцене: актер открыто ведет куклу, ширма либо обозначена, либо ее вовсе нет, открывается сценическое пространство, которое необходимо осваивать. Они вводят в репертуар спектакли для взрослых: "Влюбленные боги", "Любовь и три апельсина".

15 января 1972 года. Театр празднует новоселье в доме по Кирова, 8. Этот адрес очень скоро станет известен и маленьким, и взрослым театралам.

1977 год. В театр приходит новый главный режиссер - Валерий Вольховский. Его челябинское десятилетие - "золотой век" нашего театра кукол. Созданные им совместно с художниками Леонидом Рошко и Еленой Луценко спектакли "Соломенный жаворонок" (фантазия на темы древнерусского фольклора), "Процесс над Жанной д'Арк. Руан. 1431 год", "Маленький принц", "Карьера Артуро Уи, которой могло не быть", "Мертвые души", "Аистенок и пугало" покорили тысячи зрителей в СССР и за его пределами. "Соломенный жаворонок" в 1979 году был с успехом показан на фестивале в Шарлевиль-Мезьере (Франция), а "Мертвые души" в 1985 году на фестивале в венгерском городе Печ получили Гран-при и диплом за режиссуру. География гастролей этого десятилетия насчитывает десятки городов. Челябинцы были неизменными участниками фестивалей кукольных театров Урала, а первый из этих фестивалей (в 1975 году) прошел в стенах нашего театра.

Вольховский привнес на сцену кукольного театра мировую драматургию, поднял его искусство на невиданную ранее эстетическую и этическую высоту, создал театр-дом. "Театр для нас - не просто дом с крышей и стенами. Театр - это Вера, Идея, которая нас всех объединяет. Это возможность стать лучше, нравственно чище, эстетически богаче, ощутить за спиной крылья и научить летать других", - это слова Валерия Вольховского.

С 1978 года Челябинский театр кукол - коллективный член УНИМА (Международной ассоциации деятелей театров кукол).

В 1985 году за спектакли "Карьера Артуро Уи, которой могло не быть", "Мертвые души" и "Аистенок и пугало" режиссер Валерий Вольховский, художник Елена Луценко, актеры Виктор Голованов и Вячеслав Чернявский были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского.

Ведущие актеры этого периода: В. Голованов, В. Ширяева, В. Чернявский, Т. Тэрнитэ, Л. Глушкова, А. Антипова, Р. Юсупов, Г. Мезенцева, Ф. Псарев, А. Жарикова, В. Рябков, С. Плотов, А. Борок:

В 1987-1989 годах главным режиссером театра был Михаил Хусид, осуществивший несколько интересных экспериментальных постановок (прежде всего - "Что было после спасения" и "Я, Фауст:" Последний был особенно интересен работами художников Юрия Соболева, Галины Метеличенко и Виктора Плотникова).

С 1988 года в театре существует творческое образование "Черный театр" актеров и режиссеров Александра Борока и Сергея Плотова. Их спектакли "Рассказы о Ленине" (фантасмагорический соц-арт), "Вещь" по Д. Хармсу, пародийная фантазия на темы "Гамлета" с успехом показывались на множестве фестивалей.

90-е годы - непростое время в истории театра. Менялись режиссеры, театр (из-за бесконечного ремонта) на долгие годы остался без большой сцены. Но профессионализм труппы позволил одержать несколько творческих побед вопреки всему. Спектакль "История любви" (постановка А. Борока и С. Плотова для пяти актрис по городским романсам ХХ века) стал событием в российском театре конца 90-х, побывал на множестве фестивалей, был записан и неоднократно показан телеканалом "Культура".

Сегодняшний театр и его главный режиссер Александр Борок полны замыслов. Возвращением на большую (реконструированную) сцену должен стать спектакль "История болезни", премьеру которого челябинцы играют сегодня на VIII фестивале театров кукол региона "Большой Урал" (четверть века спустя этот фестиваль вернулся в Челябинск). "Болезнь" - это любовь к сцене, театру, актерству. Объясниться в любви театр хочет с помощью Чехова, Булгакова, Шекспира, Островского. И конечно, с помощью кукол. Говорят, что в новом спектакле обязательно будет Петрушка. n

Комментарии
Комментариев пока нет