Новости

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

На базе местного НИИ травматологии и ортопедии планируется открыть еще один нано-центр.

Найден таксист, который превратил своего пассажира в Шрека.

В Омской области неизвестный своим автомобилем травмировал женщину.

Коуч сибирских хоккеистов Андрей Скабелка подал в отставку.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Цыгане

25.07.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области.*

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 3324 цыгана (0,1 процента от общего числа жителей). В 1989 году было 2486 (0,1 процента)

C лидером челябинского цыганского сообщества, поэтом Александром Максимовым я познакомился в сентябре 2010 года. Он подарил мне книгу своих стихов и рассказал о желании создать национальную автономию. Когда мы встретились в начале июля 2011 года, оказалось, что организации цыган области все еще нет. «В чем же дело?» - спросил я. Александр Леонидович дал понять, что ответ - в истории этого народа-изгоя…

Зовутся ромами

Цыгане - одно из самых многочисленных этнических меньшинств России и других стран мира. Их предки вышли из Индии в VI веке. Современные цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди (индоарийский язык, самый распространенный из индийских наречий), любят болливудские фильмы. Вопреки распространенному представлению, никакого изгнания из Индии не было. Предков цыган, группу индусов касты «дом» примерно в 1000 человек (это были музыканты и ювелиры) индийский правитель по обычаям того времени подарил персидскому. Наши герои осели в Передней Азии (на территории современного Ирана), а затем в Египте, на восточных окраинах Византийской империи. Первые стали предками восточных цыган, вторые - западных, они продвинулись на Балканский полуостров, в XV-XVI веках расселились по всей Европе, позднее - по Северной Африке, а в XIX веке - по Северной и Южной Америке и Австралии. На территории России цыгане с разрешения императора появились в конце XVII-начале XVIII века, а в южных пределах государства - еще в XV столетии, проникнув из придунайских областей.

Цыгане - слово собирательное, такое же, как славяне, кавказцы, скандинавы или латиноамериканцы. К ним сейчас относятся несколько десятков народностей. Восточные и западные цыгане практически не общаются. Прозвище, от которого и произошло слово «цыгане» - «атсингане», связано с цирковым искусством. Изначально так называли сектантов, ищущих тайные знания, со временем имя стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. В процессе расселения сложились многочисленные субэтнические группы: синти, мануш, калос, хитанос, люли (среднеазиатские цыгане, именно их женщины и дети летом попрошайничают на улицах наших городов), боша (армянские цыгане), домари, трэвеллерс и т.д. В качестве обобщающего названия для всех европейских цыган используется обозначение рома. Наши цыгане зовут себя русска рома (русские цыгане).

Цыгане оказали заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку XIX века, джаз, фламенко). Слияние русской и цыганской души дало миру романс. Многие великие русские писатели черпали энергию, творчески зажигались, общаясь с ромами. Актерское искусство народа больше развито в России и Украине, а большинство цыганских художников - уроженцы Венгрии. Численность цыган в мире, по разным оценкам, от 8 до 10-12 миллионов человек. В России, по переписи 2002 года, около 183 тысяч цыган. 8 апреля 1971 года в Лондоне прошел первый Всемирный цыганский конгресс. Наши герои признали себя единой нетерриториальной нацией. Цыганские языки в подавляющем большинстве идут от санскрита, одного из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи. Этнически ромы являются потомками кочевников-ариев с дравидийской примесью (дравиды - коренное население Индии, завоёванное ариями). Они чрезвычайно религиозны. Верующие цыгане в нашей стране - в основном православные, есть также мусульмане-сунниты, католики, буддисты. Главные занятия ромов - ремесла (обработка кожи, дерева, кузнечное дело, лудильное и ювелирное производство); коневодство; торговля; пение, танцы и инструментальная музыка; выступление с дрессированными животными; гадание; попрошайничество. Главный музыкальный инструмент – гитара. Главное блюдо - цыганский борщ.

Чарли Чаплин родился в кибитке

Лишения их закалили

В Старом Свете ромов стали преследовать как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Европейцы пытались решить их проблему тремя способами: ассимилировать, изгнать или уничтожить. В Швеции в 1637 году появился закон, предписывающий повешение цыган мужского пола, в Майнце по закону 1714 года убивали всех схваченных в пределах государства ромов. В Англии законом 1554 года была предусмотрена смертная казнь для мужчин-цыган. Насчитывается 148 антицыганских законов, принятых в Европе в XV-XVIII веках. Ромы превратились в париев, их объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Все это воспроизводило криминальную составляющую их жизни, еще больше обособляло. В нашей стране обязали цыган выплачивать государству дань и запретили въезд в столицу. В советское и постсоветское время в России и других республиках власти периодически перебрасывали цыган из одного города в другой.

Но самой страшной страницей в истории европейских цыган стали гитлеровские преследования 1939-1945 годов. Ромов стали отлавливать, стерилизовать и направлять в концлагеря. Из 500 тысяч человек, живших в Германии, уцелело не более 50 тысяч. Нацисты уничтожено около 150000 цыган других стран. Об этой трагедии другие народы сейчас знают мало. Цыганский Холокост называется Параимос. В последнее время в Европе культивируется толерантное отношение к ромам. Но наши герои по-прежнему чувствуют себя изгоями. В начале 2011 года президент Франции Николя Саркози объявил охоту на цыган и нелегалов из Восточной Европы. Власти велели к концу августа выслать из Франции около 700 цыган, а их нелегальные стоянки полностью демонтировать.

Знаменитые цыгане

Светлана Тома в образе цыганки Рады

Некоторые из перечисленных ниже людей относятся к романо рат - так называются носители цыганских генов, за которыми признается право, если захотят, стать цыганами. Самые известные: Чарли Чаплин - великий актер, комик, Англия; Юрий Любимов - легендарный основатель и многолетний руководитель московского театра на Таганке; Хоакин Кортес - испанский танцор фламенко и балета, актер, посол цыган в ЕС; Тони Гатлиф - уроженец Алжира, обладатель приза Каннского кинофестиваля как лучший режиссер; Николай Сличенко - единственный из цыган, удостоенный звания Народный артист Советского Союза; Вадим Козин - легендарный лирический тенор XX века; Иоганн Тролльман - чемпион Германии по боксу в полутяжелом весе (1933 год), погиб в концлагере в 1944 году; Златан Ибрагимович - футболист, родился в 1981 году в Швеции. Деятели искусства: Ронни Вуд - гитарист группы Rolling Stones; Сергей Курехин - музыкант-авангардист, композитор, аранжировщик, создатель группы «Поп-механика»; Александр Колпаков - гитарист-семиструнник, певец, композитор, заслуженный артист России, музыкальный руководитель театра «Ромэн» Владислав Деметер - хормейстер, издатель журнала «Шунэн, Ромалэ»; Петр Деметер - заслуженный артист России, ведущий актер цыганского театра «Ромэн» (60-е, 70-е годы), композитор, составитель цыганско-русского и русско-цыганского словарей; Михаил Эрденко - скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР; Николай Эрденко - скрипач, исполнитель романсов; Валентина Пономарёва - актриса, певица; Дмитрий Бузылёв - актёр, певец; Дэвид Эссекс - певец, актёр, бывший президент Цыганского Совета Великобритании; Николай Шишкин - основатель цыганской театральной труппы Малого театра; Диана Савельева - певица, одна из исполнительниц роли Эсмеральды в мюзикле «Нотр-Дам», Россия; Василий Васильев - певец, актёр (фильм «Неуловимые мстители»), Россия; Сергей Селиванов - солист российской группы «Яхонт»; Николай Васильев - исполнитель народных цыганских песен и русских романсов; Роза Джелакаева - актриса театра «Ромэн», певица, танцовщица; Степанида Солдатова, Варвара Панина, Татьяна Демьянова, Алёна Бузылёва, Нина Дулькевич - певицы; Валентин Баглаенко, Рустам Плёнкин, Пётр Янышев (театр «Ромэн»), Александр Бердников (группа «Корни»), Александр Марцинкевич (группа «Кабриолет») - певцы. Как оказалось, к романо рат относят и звезду мировой оперы Анну Нетребко. Футболисты: Эрик Кантона (Франция), Хосе Антонио Рэйес Кальдерон (Испания), Деян Савичевич (Югославия), Рикарду Андраде Куарежма Бернарду (Португалия). Учёные, инженеры и изобретатели: Наталья Панкова - химик, научный сотрудник НИОПиК, обладатель более 30 авторских свидетельств; Любовь Панкова - биолог, кандидат биологических наук, автор более 50 научных работ; Олег Эрденко - инженер, был занят в сфере космической промышленностия; Илона Махотина - этнограф; Александр Бауров - инженер-ракетчик, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красной звезды, Боевого красного знамени и польского Креста Храбрых. Политические деятели, военные: Арман «Арчанж» Стенгер - командир партизанского отряда, участник французского сопротивления; Мэдэлин Войку - дирижёр, глава Благотворительного фонда отца-скрипача Иона Войку, председатель Партии цыган (Румыния); Стефан Разван - воевода Молдавии; Ян Решётников (Сергунин) - генерал-лейтенант, участник 2-й чеченской кампании; Тимофей Прокофьев - стрелок Черноморского флота, Герой Советского Союза, погиб на войне.

Цыганская кибитка

Появление на Южном Урале

Цыгане, живущие в наших краях, пришли из Польши. Они появились на Южном Урале около двух веков назад. Но еще раньше западных цыган в наши края приехали так называемые черные ромы из Азии. По переписи 1897 года, в Верхнеуральском уезде было по 22 человека цыганской национальности мужского и женского пола; В Троицком - 117 и 109, в Челябинском - 73 и 75. Причем ромы в подавляющем большинстве жили (были записаны) не в городах, а в уездах. Интересно, что в Златоустовском уезде цыган почти не оказалось, только один мужчина и три человека женского пола - вероятно, одна семья. После революции цыгане продолжали жить на Южном Урале, констатирует кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов. В Бродокалмакском районе они даже занимали третье место по численности, правда, их там было всего 17 человек. Но гораздо больше ромов жило в той части Челябинского округа, которая сегодня входит в состав Курганской области - в Мишкинской, Куртамышской и Белоярской волости. В Троицком округе было 38 цыган - в Увельском районе. В Кизильском поселке жило 14 ромов.

В 90-е годы XX века в Сосновском районе, на территории поселка энергетиков (сейчас он входит в черту Челябинска) появились стихийные цыганские строения. Их поставили ромы, приехавшие из Молдавии. В те же смутные постсоветские годы немало цыган перекочевало в нашу область из Казахстана.

Наши цыгане

Челябинский поэт Александр Максимов

Ромы Южного Урала уверены, что их гены есть у губернатора соседней Курганской области Олега Богомолова, но сам он от этого открестился. Многие наши цыгане разводят свиней и коров, торгуют мясом. Большинство южноуральских ромов - православные христиане. В области есть цыгане-кэлдэраре, их мужчины - лудильщики, кузнецы. Они сейчас «кочуют» на машинах: приехали, встали табором, отработали все заказы и отправились дальше. По данным А. Максимова, в Челябинске около 60 цыганских семей, в каждой примерно по восемь человек. Кэлдэраре компактно живут в поселке Шагол. В 2010 году власти пытались выселить из областного центра упоминавшихся выше молдавских цыган. В этом стихийном поселке около 600 человек, много детей. У них не оказалось документов, удостоверяющих личность и разрешающих строительство. На защиту ромов встали антидискриминационный центр «Мемориал», Международная федерация за права человека, Европейский центр по правам цыган.

Цыганами являются: Александр Дайнеко - челябинский предприниматель и общественный деятель, его брат Николай Дайнеко тоже предприниматель. «Я вышел из многодетной семьи, - говорит Александр Дайнеко, - был восьмым ребенком. Пять лет прожил в Курчатовском районе Челябинска в общежитии трамвайно-троллейбусного депо. Ютился с семьей на девяти квадратных метрах. В 15 лет остался без отца и с 16 лет вкалывал, как взрослый мужчина. В 16-17 лет зарабатывал тем, что с друзьями на мукомольном заводе разгружал вагоны». Многие в Челябинске знают врача-офтальмолога Руслана Зайченко. Купец Ананьев, прадед собственного корреспондента «Челябинского рабочего» в горнозаводской зоне области Натальи Уфимцевой и экономиста Людмилы Уфимцевой женился на цыганке. Их бабушка Александра Михайловна была очень артистичной, играла на гитаре, пела, она родила 13 детей. У Николая Череповского свое фермерское хозяйство, его двоюродный брат Алексей Череповский имеет пельменный цех.

Челябинец Николай Янович с одной из своих лошадей

Ушедший уже из жизни челябинец Николай Янович разводил лошадей, у него было 8-10 голов, он их любил, называл по именам и знал, о чем каждая думает (лошадь - брат цыгана). Молодая челябинка Надежда Лущенкова стала юристом. Семья Чаповских (шесть братьев) разводит коней на ЧМЗ, семья Крюковских (мама Лидия Григорьевна, братья Александр и Николай, глава семьи погиб в автокатастрофе) имеет свои продовольственные магазины на северо-востоке областного центра. Светлана Оганевская, Валентина Баурова, Анастасия Баурова, Русалина Саткевич, Александра Парагина, Татьяна Артамонова, Светлана Мельниченко и Светлана Ясинская - музыканты.

Челябинский театр цыганской песни "Кармен"

В апреле 2011 года челябинский цыганский театр «Кармен» поставил в театре ЧТЗ и в ДК железнодорожников спектакль «Птицами были когда-то цыгане». Все шли на привычную цыганщину, а увидели удивительную историю, которую наши ромы придумали сами. Цыгане были птицами, но полюбили золото, стали его надевать на себя, и оно притянуло их к земле. Птицы стали людьми… «Кармен» также выступает на праздниках, юбилеях, корпоративах, днях рождения и свадьбах. Чаще артистов-ромов приглашают люди других национальностей: звать цыган на веселое застолье - старая российская традиция. Ветеранам войны и инвалидам они поют бесплатно.

Граждане Романистана

В цыганском языке есть слово «романипэ» - цыганский дух, цыганская душа. Она живет в чудесной стране Романистан. Где такая страна? «Нигде и всюду!» - отвечают цыгане. Всюду, где живет этот загадочный народ.

…Мы сидим в большом доме Александра Максимова с высоченными потолками с лепниной (это своего рода стандарт состоятельных цыган) на северо-востоке Челябинска. Вместе с нами его друзья - адвокат Сергей Лесник и предприниматель Григорий Данилов. Спрятавшись в прохладе от летнего зноя, едим арбуз, шашлыки. Александр Леонидович принес холодного пива, а сам пьет только кофе.

Максимов родился в 1959 году, в 1988-м приехал на Южный Урал из казахстанского Темиртау. После развода с женой живет с сыном Сергеем. Парень окончил 9 классов, любит автомобили (они сейчас для молодых цыган, как раньше лошади), хочет быть механиком. Отец купил ему старенькие «Жигули» третьей модели и Сергей с друзьями теперь целыми днями «ремонтируют» эту машину. В городе живет мама Александра Леонидовича, во время нашей встречи она звонит сыну, тот ласково называет ее мамулей и обещает заехать. У А. Максимова есть свой небольшой бизнес, но его призвание - поэзия. Он окончил Высшие литературные курсы в Москве, всю жизнь занимается самообразованием. В сборнике, который мне подарил, собраны настоящие, трогающие душу стихи. В одном есть строки: «Пустота…потухшими глазами/На костер судьбы своей гляжу - /Жаркий, пожирающий все пламень./ Пробил час. Я на костер вхожу». Сейчас на подходе второй cборник. Московская группа «Колючая Россия» поет песни поэта Максимова. В одной есть слова: «Без веры народ - толпа или сброд».

Что скрывать, до встречи с Максимовым у меня было достаточно стандартное представление о цыганах. С одной стороны - горячие пляски у костра, роковая любовь. С другой - нищета, попрошайничество на улицах, продажа наркотиков и «цыганского золота», а за всем этим - толстые бароны с длинными волосами и перстнями на руках (на них обычно изображена голова лошади или подкова). «А какие цыгане на самом деле?» - спрашиваю Максимова. Он отвечает обстоятельно. Первым делом просит не называть его «бароном». Как оказалось, термин «цыганский барон» используется ромами только последние десятки лет, и далеко не всеми. Как оказалось, это слово употребляется специально для общения с не цыганами. «Барон - это глава табора, вожак, - поясняет А. Максимов. - Вожак по-цыгански - баро. Мы говорим «баро ром». А европейцы добавили букву «н» и сделали вожака носителем какого-то мифического титула. На деле же существует лишь цыганский суд. На него меня обязательно зовут».

Когда происходит конфликт, собираются цыгане другого клана, чтобы все рассудить, как на божьем суде. Каждый говорит свое мнение, человеку объясняют, в чем он прав, в чем не прав. Дают время на исправление ошибок. Должен деньги - отдай. Если с оппонента упадет хоть волос - все претензии к тебе. Если не удается убедить, цыган берет икону Богородицы и клянется, и ромы от него отступаются. Если он не прав - понесет грех перед Богом. «Самое страшное для цыгана наказание - быть изгнанным из нашей среды, - продолжает Александр Леонидович. - Изгнанника не пустят в дом, не помогут и не заговорят с ним. Для своих он - чужой, для остальных - вор, а то и хуже. Некуда податься такому человеку, он между двух огней. Главная ценность для нас - собственная честь и верность своему народу».

Цыганская свадьба

Я также узнаю, что браки у ромов заключаются довольно рано: старшие боятся, что молодежь «разгуляется и испортится». К тому же более юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа. У цыган не принято ходить на свидания, на дискотеки. Молодежь знакомится на свадьбах родственников и других торжествах. Насильно никто никого замуж не выдает. В наши дни цыгане тоже воруют невест, если родители не одобряют выбор детей. В таких случаях большие свадьбы, как правило, не проводят. Молодые чаще всего живут с родителями жениха. Позже они переезжают в свою квартиру, а с родителями остается младший сын со своей семьей. Цыганки никогда не перечат мужчинам и остаются верными, берегут честь семьи. Жена рома никогда не упрекнет мужа, что он не принес денег. Она пойдет и сама все заработает. У народа есть «нежелательные» профессии. Например, фабричная работа, уборка улиц и … журналистика. Короткие волосы у ромов - символ бесчестия, их остригали изгнанным и изолированным. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

Постепенно наши герои становятся по-настоящему оседлыми, но остаются цыганами. Как говорит А. Максимов, они продолжают поддерживать этическое состояние своей души. У всех ромов есть общее начало - доброжелательность, гостеприимность. Если зашел гость - дай ему все, что есть на столе и в печи (поэтому хозяйки всегда готовят больше еды). Если появлялся беглец, преследуемый, ромы его всегда принимали и спасали. Если цыган соврал - на это есть Бог. Если люди узнают, что обманул - позор роду, внуку могут сказать о проступке деда. Все достоинства идут от религиозности нации. Цыгане - как дети, они не поглощают истины умом, а просто чувствуют: здесь - Бог, а здесь - черт.

Выслушав это, я не мог не спросить о том, как такая религиозность сочетается с мошенничеством и воровством. Александру Леонидовичу на этот вопрос отвечать было трудно. Мол, ромы - народ-изгой, и не было большого греха, если люди из табора брали у местных кур, чтобы накормить детей. То есть до последнего времени мошенничество по цыганским понятиям было не зазорным. Сейчас оно сообществом ромов однозначно осуждается. Кстати, когда кочевали, воровали и детей. Известна история, как мама потом по родинке узнала в девушке-цыганке свою дочь. Воровали для того, чтобы не было в таборе вырождения - для смешения крови.

28-летний челябинский предприниматель Александр Крюковский рассказал, что он окончил 92-й лицей, помимо цыганского и русского, знает английский язык. Дома они говорят на родном наречии, жена у него цыганка - Злата Крюковская. Каких-то особых национальных блюд не готовят. Главное, смеется Александр, чтобы было побольше мяса. Он тоже отметил, что самое главное для ромов - чтить старших, с уважением относиться к людям, к обществу. Почему раньше воровали? Потому что кочевали - сегодня здесь, а завтра там. Сейчас многие стараются отойти от криминала, но жизнь не всегда отпускает. Легко говорить о правильной жизни, когда у тебя есть стабильный заработок, рассуждает Александр. А если этого нет, люди рискуют своей жизнью, жизнью родных. «Народ у нас большой и разный, - говорит А. Крюковский, - но в обществе живучи стереотипы: цыган - значит, паразит, конокрад и вор. Сейчас распространилось другое негативное представление: цыган-наркоторговец. Во многих наших семьях даже это слово запрещают произносить! Все берегут своих близких: не хотят, чтобы употребляли эту дурь, занимались продажей. Цыгане боятся закона и общественного мнения, но прежде всего - божьей кары». «Когда люди других национальностей узнают, что вы цыган, они удивляются?» - спрашиваю у Александра. «Да. Говорят, что по мне этого и не скажешь. И появляется какое-то недоверие».

Оседлость предопределяет более ответственное поведение ромов: здесь живу я, живет моя семья, нам очень важно мнение окружающих. «Цыган - не синоним слова «кочевник», - продолжает Александр Крюковский. - Можно жить на одном месте и оставаться цыганами, сохранять свои традиции. Мы стараемся вести себя так, чтобы ребенок, когда его при знакомстве по цыганской традиции спросят, кто твой отец, мог гордо ответить на этот вопрос. Многие сохраняют свою репутацию, даже если им это накладно». «Я стараюсь дать детям такое же воспитание, какое мне дал отец, - говорит Александр Дайнеко. - Деньги - не результат жизни. Для меня важно, что я оставлю после себя: доброе имя, добрые дела».

Жизнь научила наших героев держаться вместе, не оставлять в беде своих братьев. «Если не цыган приехал в чужую страну, он ищет гостиницу, чтобы поселиться, - говорит президент Международного союза цыган Стахиро Станкевич. - А цыган найдет другого цыгана, который даст ему и еду, и кров». Тем не менее, челябинские ромы не испытывают восторга, когда видят тех же люлей, пристающих к прохожим на улицах. «Мы с ними часто не можем друг друга понять, - говорит Александр Крюковский. - Я знаю уральских, сибирских цыган, а этих нет. Могу уверенно сказать, что среди моих знакомых конокрадов, попрошаек и мошенников нет. Просто нет такой необходимости! Если в советское время нельзя было заниматься коммерцией, это называлось спекуляцией, то сейчас - пожалуйста: арендуй помещение, закупай товары и продавай! И никакого обмана!»

Цыганский SOS

Вот всех их, своих и приезжих, кочевых и оседлых, "правильных" и "неправильных", Александру Максимову сейчас надо как-то объединить. Причем объединить не только для того, чтобы сохранить свою культуру, корни, как это происходит с другими народами Южного Урала - тут у цыган пока все более-менее нормально. В случае с ромами на национальную автономию ложится еще и ответственная роль по их социализации, приобщению к российскому (южноуральскому, челябинскому) обществу, по возвращению в цивилизованное поле. Цыган обвиняют во всех смертных грехах, а они, повально безграмотные, в социальном плане сами беззащитны, как дети. Им требуется элементарная поддержка. «Лихие 90-е» сослужили ромам плохую службу. Если в советское время их ребятишек еще как-то привлекали в школы, то в постсоветской России все пустили на самотек. За образованием русских и детей других национальностей власти следят, а безграмотности ромов просто не замечают. Цыганские женщины рожают много, но не получают материнский капитал. Старики не имеют пенсий по старости, и просто не знают, что она им положена! Кто-то бы взял их и привел за руку в нужный кабинет, они ведь тоже граждане России. Представитель любой другой национальности пошел бы и стал требовать, а цыган-изгой боится - сунешься, а тебя самого в чем-нибудь обвинят…

Но для начала, говорит Александр Максимов, многим надо помочь справиться с нищетой - собрать и доставить им вещи, привезти дров, купить корову, снарядить детей в школу. «Это было бы для цыган знамением божьим, 80 процентов этих людей просто нищие». С ними необходимо что-то делать - всех ведь в тюрьму не упрячешь. Самое главное - надо занять людей, дать им возможность честно трудиться. Своих собратьев за это осуждают известные московские ромы. «Вот я же работаю», - сказала как-то артистка Жемчужная. Но кто сейчас возьмет на работу цыганку? Стереотипы многим из нас мешают относиться к этим людям объективно. А кто-то знает цыгана, сделавшего карьеру в органах власти и при этом не скрывавшего своего происхождения?!

Понимая сложность задачи, Максимов не спешит в эмоциональном порыве «входить на костер своей судьбы». Он все время думает, мучительно прикидывает - а справится ли с таким вызовом, поддержат ли его власти, бизнес? Попытки "вернуть цыган в лоно церкви" в российской истории предпринимались не раз. Но упор делался на запретительные и карательные меры. А потом власти махнули на них рукой и теперь делают вид, что цыганской проблемы не существует. Политики постсоветской России вообще не вспоминают о проблемах этого народа. О каких-то программах поддержки и социализации и речи нет. «Может нам в Народный фронт вступить? - смеется А. Максимов. - И тогда власти увидят нас. Один я не смогу помочь всем нуждающимся. Тут нужен не просто культурный центр, а программа экономической, правовой и социальной поддержки. В федеральном бюджете, говорят, предусматриваются деньги на национально-культурные автономии. А дадут ли их нам, южноуральским цыганам?». Можно передать ромам земли под фермерские хозяйства. Есть идея организовать в области предприятие по разведению коней. Такое настоящее цыганское дело может поддержать многие нуждающиеся семьи. В Ржеве цыганам дали землю, деньги. Они строят конезавод, этим занимается знаменитый Василий Васильев. Можно вспомнить и указ президента о выделении земли многодетным семьям. Цыганские семьи как раз такие!

Измениться, но остаться цыганами

Поддержка властей должна сочетаться с коррекцией цыганами своего поведения. К сожалению, до сих пор многие матери этого народа видят свою задачу только в том, чтобы ребенок был сыт и здоров. Необходимость образования понимают далеко не все. Ромы в разговоре со мной признавались, что многих родители не хотят отправлять детей в школу - зачем? Девушка выйдет замуж, все будет нормально. А парень всегда устроится в жизни. К тому же у цыган есть предубеждение, что в школе более раскрепощенные сверстники научат их ребятишек чему-нибудь плохому. Но жизнь берет свое, иметь образование даже среди самых простых цыган становится престижным. Многие начали поощрять учебу детей. Говорят, ромы предпочитают институты культуры и туристического бизнеса - так теперь проявляется страсть к кочевью. В последние годы в школы городов области идет все больше цыганят - их просят взять сами родители. Педагоги идут на эксперименты, объединяют в одном классе детей разных возрастов, от 7 до 15 лет (все они не учились).

Ромы рассказали, что сейчас многие парни выбирают девушек из хороших семей, которые учились и могут работать, например, в бухгалтерии. А у жениха должно быть свое дело. Но в последнее время сохранять цыганские устои сложнее, говорит А. Максимов. Причина проста - информатика, Интернет, информационно мир сузился. Раньше, когда кочевали и жили обособленно, как изгнанники, это давало сплоченность, крепость устоев. Ромы сохраняли свою этику. «Русские удивляются - что это цыганские женщины в длинных платьях? - продолжает Александр Леонидович. - А ведь у них самих так же было - девушки ходили в длинных платьях и простоволосые, женщины - в юбках до пят и в кокошниках. Но цыгане сумели сохранить свое». И вот сейчас оно опять под угрозой. Нечто подобное уже произошло в арабском мире, когда молодежь с помощью Интернета открыла для себя возможности и преимущества западного мира и восстала против своих вековых устоев. Причем молодежь увидела только витрину западного мира, не знает его негативных сторон, не понимает опасностей мира потребления и безбожия. Цыгане восставать не будут, но подвижки в их сознании тоже неизбежны. Объединение ромов необходимо еще и для противостояния этой глобальной тенденции.

Кухня

В таборе всегда не хватало еды. Как шутят цыгане, самая вкусная пища - это курица, «вывороженная» и приготовленная женой. А если ей удавалось раздобыть капусту, морковку, получался борщ. Тем не менее, цыгане, как и каждый народ, имеют свои блюда. С древних времён они жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями - зайцами, кабанами и т.д. Особенное национальное блюдо - жареный или тушёный еж. Но в целом цыганский стол очень прост. На нем то, что у народов, в стране которых они живут. Чаще всего ромы употребляют курицу, баранину, говядину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. В рецептах преобладают тенденции венгерской, болгарской и румынской кухонь. Это фаршированная рыба и дичь, мясо, обжаренное на раскаленной сковороде, а затем тушенное с зеленью, быстро обжаренный на вертеле шашлык, лепешки с мясным фаршем и болгарским перцем. Мясо подается со всевозможными овощами, популярный гарнир - томаты, фаршированные перченой брынзой. Цыганский» суп хабе рома готовят на мясном бульоне, заправленном зеленью: луком, укропом, петрушкой. Хабе мелало (темный суп) готовится на мясном бульоне из овощей с добавлением баклажанов, отчего и получается темный («грязный») цвет. Большинство блюд острые. Каша хывиций готовится из кукурузной муки. Традиционные хлебные изделия - пресные лепешки или колобки пугачо, которые пекут на костре. Сывьяко - сладкий пирог с начинкой из творога, мака, изюма, кураги и других сушеных фруктов. Традиционный напиток - вино, как правило, молдавское.

Анекдот про цыган

У цыгана спросили: «Что бы ты сделал, если стал царем?» «Украл бы сто рублей и убежал», - ответил он.

Острый цыганский суп

Потребуется: 250 г свинины, 500 г помидор, по 1 красному, зеленому и желтому сладкому перцу, 250 г лука, 5 зубчиков чеснока, 125 г копченого сала, 1 стол. ложка жира, соль, кайенский перец, 250 мл красного вина, 2 сухих красных перца чили, 200 г консервированной красной фасоли, 5 г сахарного песка, 15 г пряной рубленой зелени (например, базилик, ореган, тимьян). Приготовление. Мясо нарезать тонкими полосками или кубиками. Помидоры помыть, ошпарить кипятком, очистить от кожицы и нарезать кубиками. Перец разрезать пополам, удалить зерна, вымыть и нарезать соломкой. Лук очистить и нарезать так же, как перцы. Чеснок очистить и измельчить. Сало нарезать мелкими кубиками. В кастрюле разогреть жир и обжарить мясо со всех сторон. Постепенно доложить сало, лук и перец. Продолжая перемешивать, добавить чеснок, соль и кайенский перец. Залить вином и нарезать в кастрюлю очищенный перец чили. Добавить кубики помидор, откинутую на дуршлаг фасоль, сахар и пряную зелень. Залить 500-700 мл воды. На слабом огне тушить до готовности.

Как вам живется на Южном Урале?

Русалина Саткевич, музыкант:

- Я родилась в Брянской области, в детстве меня перевезли в Челябинск. Живу здесь уже 20 лет. Окончила 19-ю школу без троек и музыкальную школу по классу фортепиано. Пока училась, никаких проблем от того, что я цыганка, не было. Нет и сейчас. Уже три года пою и танцую в ансамбле «Кармен». Мой муж Сергей - русский, менеджер в фирме по установке евроокон, но порядки в нашей семье цыганские, он их принял. На Рождество и Пасху собираются вместе все родственники. Мы должны обязательно поздравить старших - родителей, бабушек и дедушек. К этим праздникам готовимся даже сильнее, чем к Новому году. Они проходят весело - с песнями, плясками.

Знаменитый цыганский костюм был придуман в XIX веке. Первыми его стали носить кэлдэраре. Национальная одежда русска рома придумана артистами для создания более экзотического образа. Нарядиться в цыгана мне помог Александр Максимов. Когда я был готов, он сдвинул шляпу на моей голове вбок. Нашлась и гитара, автор с удовольствием вспомнил, что еще подростком научился играть цыганочку с выходом. Музыка полилась сама собой, и мы с Александром Леонидовичем на пару спели: «Ты - цыган, и я - цыган». Фотокор Борис Каулин успел посмеяться и сделать хорошие кадры.

P.S. Мы закончили путешествие по буквам «у», «ф» и «х» нашей живой энциклопедии. Помимо удмуртов, узбеков и украинцев, которых больше тысячи, на «у» у нас еще есть: удэгейцы (4 человека), уйгуры (101). На «ф»: финны (241), финны-ингерманландцы (1), французы (11). На «х»: хакасы (35), ханты (38), хемшилы (2). Наш следующий рассказ - о чеченцах Южного Урала.

Комментарии
Ага, когда про чеченцев писать будете, спросите у них, как они к разным народам относятся. Армянам, цыганам
грузин
01.08.2011 06:39:48
Только забыли упомянуть про наркоторговлю - ЭТО ИХ ОСНОВНОЕ РЕМЕСЛО.
Александр
01.08.2011 16:09:31
Мда.... Вот и картина вышла.
грузин
02.08.2011 09:33:58
Для удалятелей моих комментариев:Подумайте вначале о том ,какую реакцию у читающих могут вызвать изложение явлений без .............осмысленной(вашим выдающимся журноинтеллектом) моральной оценки их.
фёлькбеоб
09.08.2011 16:52:04
Не всегда цыгане занимаются наркоторговлей, есть и нормальные!
игорь
18.02.2012 14:06:05
ЦЫГАНИ ХОРОШ... ЛЮДИ
ПЕТРО
23.09.2012 15:09:28