Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чеченцы

05.08.2011
*Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области.*

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 1249 чеченцев. Фактически - свыше двух тысяч.

После двух последних войн на Северном Кавказе чеченцы у многих россиян ассоциируются со словами «террористы» и «боевики». Южноуральские чеченцы оказались людьми другого культурного порядка. Общаясь с ними, открыл много нового и понял, что боль войны и стереотипы не дают нам возможности увидеть уникальность этого народа.

Сходство с европейцами

Чеченцы (самоназвание нохчий - люди, народ)- кавказский народ восточно-горской группы, занимавший территорию между реками Аксай, Сунжа и Кавказским хребтом. Его происхождение - предмет бурных дискуссий. Одни ученые называют чеченцев потомками хурритов, другие выводят их из Урарту. Есть также варианты, что наши герои произошли от алан (осетины, которые считаются потомками этого племени, оспаривают такое мнение) и хазар. Ряд исследователей говорит о сходстве чеченцев и европейцев. Еще в XIX веке исследователь языка П. Услар высказал предположение, что «кавказские горцы представляют собою ничтожные остатки множества народов, населявших в доисторические времена огромные полосы земли в Азии и Европе и относившихся к одной расе». И далее: «Всеобщая история обнаруживает, что именно к кавказской расе принадлежат все народы, которые играли первенствующую роль на поприще всемирной истории. Древнейшими пришельцами на Кавказ были, вероятно, доисторические аборигены Европы. В языке нохче (чеченском) присутствует финский элемент». Об этом же писал в XIX столетии российский майор Власов: «Сходство некоторых чеченских слов с латинскими, немецкими и английскими поразительно. Скажу более: я нашел в чеченском языке формы, встречающиеся только в образованнейших языках древнего мира». Европейские рыцарские турниры некоторые исследователи сравнивают с чеченской конной борьбой. А пословица наших героев «Счастье мужчины в хождении по свету, а женщины в сидении дома» соответствует образу жизни крестоносцев.

Этноним «чеченцы» имеет северокавказские корни. По одной версии, он происходит от названия аула Большой Чечень (на Аргуни), где проходили все собрания, на которых обсуждались военные планы. Но слово «чечен» существовало задолго до основания этого поселения, чечан - одно из крупных обществ народа. Есть схожие этнонимы, к примеру, сесан или сасан - название одного из чеченских обществ. С начала XVIII века в России стали использовать термин «чеченцы».

Антропологически чеченцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое описание: «Чеченские мужчины высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего и от голубого до более или менее светло-зеленого. В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому. Нос часто вздернутый и вогнутый».

Чеченское общество состоит из тейпов и тукхумов. Как поясняют исследователи, тейп - общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору, от названия которой часто происходило название тейпа. Тейпы внутри себя делятся на гары (ветви) и некъи (фамилии). Тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы, не связанные между собой кровным родством, но вошедшие в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Сейчас в Чечне около 100 горных тейпов 70 равнинных. Крупные тейпы расселены по всей территории Чечни. Чеченцы также живут в других регионах России и в Грузии. Крупные общины есть в Иордании, Турции, Сирии, Австрии, Норвегии. Общая численность - до двух миллионов человек (из них около миллиона - в Чечне).

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Литературный язык сложился в XX веке на основе плоскостного диалекта. Письменность - на основе русской графики. Главные занятия чеченцев - скотоводство, пчеловодство, охота и хлебопашество. На женщинах лежат все хозяйственные заботы: они ткут сукно, изготавливают ковры, войлок, бурки, шьют платья и обувь. В начале XVIII века чеченцы приняли ислам по суннитскому толку. В своих религиозных обычаях они сохранили много элементов первобытного язычества, в том числе и фаллического культа. Находимые в стране маленькие бронзовые голые приапические статуэтки пользуются поклонением мужчин как охранители стад и женщин, которые их обнимают, вымаливая детей мужеского пола. Главное блюдо - жижаг-галнаш (мясо с галушками). Главный музыкальный инструмент - дечиг пондур (щипковый, трехструнный).

Непокоренный народ

Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтвержден осенью того же года, пишут историки. С чеченской стороны его скрепили почетнейшие старшины сел Большие и Малые Атаги, Гехи и еще 12 селений, то есть, всей южной половины современной Чеченской республики. Но далеко не все чеченцы, особенно влиятельный шейх Мансур (национальный герой народа), смирились с новым порядком. Так началась Кавказская война (1817-1864 годы). Во время ее в 1817-1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сел под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений. Применялась тактика «выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось. Некоторые историки считают, что решающую роль сыграло не это, а политика нового наместника Кавказа князя Барятинского. Он отказался от карательных экспедиций и ярлыков, проявил доброжелательное отношение к мирным горцам. После пленения в 1859 году лидера войны имама Шамиля и уничтожения ряда мятежных имамов организованное сопротивление горцев удалось подавить.

Исследователи объясняют истоки беспримерной стойкости чеченцев не только их природной храбростью, но социальной организацией - отсутствием аристократии и равенством. Этот народ уникален тем, что во время своей независимости чеченцы, в отличие от других кавказцев, не знали феодального устройства и сословных разделений. В самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны. Горская демократия давала народу достоинство, ощущение свободы. Ради них чеченцы были готовы стоять насмерть. Об образе жизни, духовных ценностях и характере нохчей красноречиво свидетельствуют средневековые боевые башни, которых в республике великой множество. Их фотографии на фоне красивых гор я увидел в подаренной мне южноуральскими чеченцами большой, богато иллюстрированной книге «Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции» (автор - Леча Ильясов, издано в Москве Благотворительным фондом имени Зии Бажаева при информационной поддержке «Новой газеты»). Боевые башни были нужны для отражения нападения и временного проживания, но народные легенды гласят, что чеченцы в них жили постоянно.

После Кавказской войны, в 1865 году, около 5000 семей чеченцев переехали в Османскую империю. Сегодня потомки тех переселенцев составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. А на родине особый спор вызывал земельный вопрос (на чеченские территории заселялись казаки). В конце XIX века, когда была найдена нефть, доходы нохчам почти не шли. Как отмечают историки, относительное спокойствие царскому правительству удавалось поддерживать за счет фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупа родо-племенной знати, бесплатной выдачи муки, тканей, кожи, одежды бедным; назначения должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племен. Чеченцы часто поднимали восстания, они были во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и революции 1905 года. Но одновременно, констатируют исследователи, наши герои ценились царской властью за боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Нохчей брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев.

После Февральской революции, в марте 1917 года, под руководством бывшего члена царского конвоя, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику, а с мая 1918-го - Республику горцев Северного Кавказа. Это образование просуществовало недолго. Чеченцы помогли большевикам. После их победы народ вознаградили автономией и огромным количеством земель, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков. Но, отмечают историки, интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения возникли после того, как в 1934 году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м - с Сунженским казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руководить которой фактически стали русские. Восстание чеченцев возглавлял Хасан Исраилов. 23 февраля 1944 нохчи были депортированы с Северного Кавказа в Среднюю Азию и Сибирь. Их земли заняли русские, аварцы, кумыки, осетины и т.д. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Часть их осталась в Казахстане и Киргизии. В советское время мало кто знал, что Брестскую крепость защищали 273 чеченца, среди нохчей шесть официальных Героев Советского Союза, но чеченцы говорят, что подвигов, достойных этого звания, они совершили больше - не всегда подавались и подписывались документы. В 1991 году Чечня вышла из состава Чечено-Ингушской АО и объявила независимость под названием Чеченская республика Ичкерия. Последовали две войны, в Чечне установился «конституционный порядок». Значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Увеличилась и чеченская диаспора в регионах России и других странах СНГ. И часто бывает, что нохчи, живущие в разных государствах, на международных соревнованиях по борьбе выходят друг против друга.

Известные чеченцы

Во время наведения «конституционного порядка» в Чечне у всех россиян по выпускам новостей прочно закрепились в памяти фамилии лидеров сепаратистов и боевиков. Раны войны будут заживать у россиян еще долго, но не упомянуть этих деятелей в нашем очерке было бы, наверное, исторически неправильно. Поэтому мы их перечислим, но - как отдельную категорию известных чеченцев: Джохар Дудаев - генерал авиации, единственный генерал-чеченец в Советской армии, первый президент самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия (ЧРИ); Аслан Масхадов - президент ЧРИ (после Дудаева); Зелимхан Яндарбиев - вице-президент ЧРИ, писатель. А теперь - основной список. Политики, чиновники: Сулумбек Хаджиев - министр химической промышленности СССР; Руслан Хасбулатов - председатель Верховного Совета России (1991-1993); Владислав Сурков - первый заместитель главы администрации Президента РФ (его отец - Андарбек Дудаев); Ахмат-Хаджи Кадыров - муфтий ЧРИ, президент Чечни (2003, 2004 годы), Герой России, убит боевиками; Алу Алханов - президент Чечни (2004-2007); Рамзан Кадыров - глава Чечни с 2007 года, Герой России; Доку Завгаев - первый чеченец, возглавивший ЧИАССР; Махмуд Шевкет-Паша - первый генералиссимус Турции, после свержения султана "Армией действия" под его командованием (1909 год) встал во главе государства; Саид Юнис Бено - бывший министр общественных работ Иордании; Абдул-Баки Джамо - министр по делам религии Иордании; Иналук Арсункаев-Дишнийский - генерал царской армии, Великий визир Северо-Кавказского эмирата (1919-1920); Бислан Гантамиров - бывший председатель Госсовета Чечни; Дагестани Абдель-Азиз Гасанбек - в 1950-х годах министр юстиции Сирии. Бизнесмены: Руслан Байсаров - первый вице-президент Московской нефтегазовой компании (2009), широкой публике известен как бывший муж певицы Кристины Орбакайте; Умар Джабраилов - президент «PLAZA Группа»; Зия Бажаев - президент нефтяной группы "Альянс" (в апреле 2000 года разбился в аэропорту Шереметьево с журналистом Артемом Боровиком); Хамзат Хасбулатов - директор сети МакДональдс по Восточной Европе и России. Деятели искусства, науки, журналисты: Махмуд Эсамбаев - всемирно известный мастер танца, народный артист СССР; Муслим Магомаев - гениальный певец, народный артист СССР; Абдурахман Авторханов - доктор политических наук, член Союза писателей СССР; Петр Захаров-Чеченец - живописец-портретист; Владимир Березин - популярный телеведущий; Абузар Айдамиров - председатель Союза писателей Чечни (2004—2005); Ибрагим Алироев - доктор филологических наук, профессор Грозненского университета, член-корреспондент РАЕН; Раиса Ахматова - Народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР; Муса Гешаев -член Союза писателей России, публицист, поэт-песенник; Юнус Дешериев - доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, создатель новейшего направления в языкознании - социальной лингвистики; Аль-Шишани Мурад Батал - журналист ВВС.

Трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев

Среди спортсменов-чеченцев выделяется трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Бувайсар Сайтиев. Другие знаменитые атлеты: Исламбек Альбиев - борец греко-римского стиля, олимпийский чемпион (2008); Асланбек Бисултанов, Хасан Орцуев - чемпионы мира по вольной борьбе; Салман Хасимиков - четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе; Заурбек Байсангуров - боксер, двукратный чемпион Европы, чемпион мира по версии WBO в первом полусреднем весе; Артур Бетербиев - чемпион Европы по боксу, жил и тренировался в Магнитогорске; Леча Курбанов - чемпион Европы по каратэ-киокушункай. Военные: Маадий и Янбек - чеченские вожди, вели войну против татаро-монголов; Идиг - легендарный чеченский воин, вырезавший татаро-монголов у подступов к предгорью; Таймасхан - чеченский вождь аухаров, разбил татаро-монгольские отряды; Канти Абдурахманов - старшина, участник Великой Отечественной войны, Герой России; Руслан Альтемиров - военный летчик-истребитель, полковник, заместитель командующего по боевой подготовке Забайкальского военно-воздушного округа, умер 1994 году; Ахмад Аллаудин - генерал, дважды герой Иордании; Мавлид Висаитов - гвардии подполковник, Герой Советского Союза; Ханпаша Нурадилов - сержант, Герой Советского Союза; Магомед Узуев - сержант, защитник Брестской крепости, Герой России (1996); Дуда Энгиноев - разведчик, старший сержант, полный кавалер ордена Славы; Руслан Ямадаев - полковник, Герой России (2004); Сулим Ямадаев - подполковник, Герой России (2005); Арцу Чермоев - генерал-майор Российской армии, первый кавказский и чеченский масон, создатель ложи «Прометей»; Пажа Дубаев - российский генерал, полный кавалер Ордена Святого Георгия; Ибрагим Сулейменов - генерал-майор МО РФ; Ваха Ибрагимов - генерал МВД РФ; Саид-Селим Пешхоев - генерал-майор ФСБ РФ; Магомед Дугаев - генерал-майор авиации, заместитель командующего Туркестанского военного округа; Довхан Гуйреш - командующий Турецкой армии в начале 90-х годов XX века; Абдул Кадыр - генерал-лейтенант Иракской армии; Ийад Шахбан - генерал, заместитель министра госбезопасности Ирака; Джамал Оздемир - генерал Мухубарата Сирии; Тои Пареулидзе - штабс-капитан Дикой дивизии; Фарид Абдель-Хамид Шишан - военачальник, герой Сирии и Иордании; Мухаммад Башир - штабной бригадный генерал, заместитель начальника Генерального штаба министерства обороны Иордании; Ахмад Рамзи - заместитель главкома Арабского легиона (Иорданской армии) в 1920-30 годах; Арслан Якам - дивизионный генерал бронетанковых войск, участник арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов, дважды Герой Иордании.

Появление на Южном Урале

Первые чеченцы появились на Южном Урале в 20-30-х годах XX века - во время коллективизации их раскулачивали и ссылали на восток, в том числе в Челябинскую область. Немало нохчей появилось в наших краях во время возведения знаменитого нефтепровода Уренгой - Помары - Ужгород. Строительством руководил Рукман Лобазонов, который привлек для работы много чеченцев, вдоль трассы появлялись компрессорные станции, поселки из панельно-щитовых домов. Нохчи постоянно приезжали на Южный Урал на заработки, они строили различные объекты в Варненском, Чесменском, Агаповском районах, в Магнитогорске.

В позднесоветское время наши герои прибывали в Челябинскую область учиться, оставались жить. Но самый большой приток чеченцев на Южный Урал произошел в 90-е годы, во время известных событий - они ехали к родственникам, возвращались те, кто раньше здесь работал. В 1996 году официально в области было 3,5 тысячи чеченцев, на самом деле - около пяти тысяч. Позже, когда в Чечне стало спокойнее, многие уехали обратно.

Наши чеченцы

Руководитель представительства Чечни в Челябинской области Сайд-Магамед Ахматгиреев

Наши герои живут в Челябинске, Магнитогорске, других городах и районах области. Среди них - заводские инженеры, преподаватели вузов, строители, работники автосервиса и сельского хозяйства. Есть люди, работающие во властных и правоохранительных структурах: Сайд-Магомед Ахматгиреев - представитель Чеченской республики в Челябинской области, Вахид Юсупов - судья, Аломали Дааев - полковник полиции. Нынешний судья Конституционного суда Чечни Эдмон Теймасханов раньше работал в Челябинске помощником транспортного прокурора. Среди наших чеченцев немало предпринимателей: Али Дадаев, Аслан Дагаев, Кюра Исаев, Ваха Кудаев, Жамбулат Талиев и другие. Есть успешные спортсмены: неоднократный чемпион России по дзюдо Альберт Дааев, чемпион области по кикбоксингу Исмаил Дадаев, чемпион области по греко-римской борьбе Ваха Кантаев.

Координатором всех чеченцев области стал Сайд-Магомед Ахматгиреев. На стене его кабинета - фотографии президента Дмитрия Медведева, первого президента Чечни Ахмад-Хаджи Кадырова и нынешнего главы республики, его сына Рамзана Кадырова. Рядом снимок, на котором Р. Кадыров жмет руку С. Ахматгирееву. Они были знакомы еще до известных событий - «у нас все друг с другом знакомы».

Представитель Чечни родился в 1964 году в селе Автуры, там же окончил школу, в Грозном учился в строительном техникуме. В Челябинск приехал в 1983 году. Поступил в ЧПИ на инженерно-строительный факультет. Через год бросил учебу и ушел в армию, служил в Забайкальском военном округе, в городе Магоче. Вернувшись, заново поступил в ЧПИ. Он учился в одном потоке с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем и депутатом Госдумы РФ Марселем Юсуповым. После окончания вуза занимался бизнесом - поставлял на крупные предприятия южноуральский и кемеровский угол, строил.

Челябинка Луиза Ахматгиреева

Его жена Луиза Ахматгиреева - чеченка из Грозного, у них трое дочерей. Супруга - хозяйка магазина косметики. «По большим праздникам, таким, как Рамазан, Курбан-байрам, мы обязательно режем барана и собираем много друзей», - рассказывает она.

Связи с родиной Сайд-Магомед Ахматгиреев никогда не терял, и в 2002 году распоряжением первого президента Чечни Ахмад-Хаджи Кадырова был назначен представителем республики в Челябинской области. Его основная задача - налаживание экономических, духовных и культурных отношений между Чечней и Южным Уралом. Своим главным достижением за эти годы считает то, что чеченцы, которые жили и живут в Челябинской области, относятся к Уралу как ко второй родине, считают этот кусочек земли своим. И то, что люди сегодня поняли, что им без политики делить нечего, они могут находить общий язык и мирно сосуществовать. Сейчас перед Сайд-Магомедом Махмаевичем стоит серьезная задача - создать в области чеченский национально-культурный центр. Уже прошло два собрания землячества, готовятся к регистрации документы. Чеченцы хотят получить землю под строительство своего национально-культурного центра, где можно было бы проводить все праздники, открыть воскресную школу. Нохчи области хотят участвовать в реализации программы нравственного воспитания, которую принял Рамзан Кадыров. По этой линии намечается встреча молодежи Чечни и Челябинской области. Новое поколение кавказской республики сейчас активно учится, играет в КВН и выступает за жизнь без войны, против терроризма, за миролюбие и толерантность.

Челябинский предприниматель Али Дадаев

Челябинец Али Дадаев родился в 1959 году в селе Кулары Грозненского района ЧИАССР. Служил в Московском округе ПВО. После увольнения в запас одноклассник позвал его на Урал. Вместе с другими чеченцами много строил в совхозах. Сейчас А. Дадаев живет в Челябинске и реализует свои проекты в Сафакулевском районе Курганской области - купил хлебозавод, кондитерскую. Али Хамитович много работал и женился достаточно поздно - в 35 лет. Для этого он специально ездил в Чечню. «На мой взгляд, надо брать в жены женщину, которая знает наши традиции, культуру, - говорит он. - Так можно избежать каких-то трений, долгого уживания друг с другом». Сейчас в семье трое детей: сыновья Иса и Идрис и дочка Амина. Они носят фамилию матери. Это непринципиально, считает Али Хамитович, большинство чеченцев так живет. В их семье постоянно готовят национальные блюда - лепешки полумесяцем с соленым творогом или тыквой, мясо с галушками.

Адаты народа

Когда нохчи принимал ислам, оказалось, что его положения полностью соответствует уже сложившимся в народе адатам (правилам жизни). У чеченцев нет обращения «вы», все говорят друг другу «ты», так можно называть и главу республики. Нет у наших героев и обращения по имени-отчеству. Все эти традиции горской демократии не только не мешают уважительному общению, но, напротив, укрепляет его. Когда отец входит, дети встают. Если чеченцы выпивают, то делают это без сыновей и дочерей. Когда приходят гости, дети за общим столом не сидят. Им это дозволено только на общих праздниках. Если молодежь сидит своей компанией, то старшие к ним не зайдут, чтобы не ставить в неудобное положение - ребята начнут что-то прятать, соскакивать со своих мест. Нецензурные слова в общественных местах чеченцам употреблять нельзя. Старший сын Али Дадаева Иса не курит и не пьет. Если в сберкассу или какое-то другое учреждение вошел старик, нохчи его всегда пропустят без очереди, о том, чтобы уступить место в общественном транспорте и говорить не приходится. К женщине на улицах приставать не принято, если взял ее за руки, это уже оскорбление. Педофилия для этого народа - страшное преступление, с таким человеком быстро разбираются. Гомосексуалистам в чеченском обществе неуютно. Если человек сбил ребенка и уехал, ему не поздоровится. Кстати, в советское время в Чечне не было детских домов, всех сирот забирали в семьи. Сейчас в республике есть интернаты, в которых живут дети погибших, но постепенно для них находятся новые родители. Несмотря ни на что, жив обычай кровной мести, информацию о кровнике передают по наследству. Простить человека может только суд старейшин.

Чеченская невеста

На чеченских свадьбах столы для мужчин и женщин стоят отдельно. На представительниц прекрасного пола нельзя глазеть. Гости не сидят до упора за столом. Основное действо происходит не за ним, а во дворе, в круге, где танцуют лезгинку (именно в этом танце, а также во всевозможных праздничных состязаниях, где можно проявить ловкость, силу, сноровку - в стрельбе из лука, переносе тяжелых камней, карабкании в гору и т.д., выражается душа чеченца). Причем мужчины и женщины тут тоже веселятся отдельно. У женщин в лезгинке проявляются пластика, гибкость, скромность. Кто хочет - возвращается за стол, выпивает и обратно - в водоворот танца. В круг могут войти без приглашения все соседи, жители поселения. Кстати, грозный и загадочный танец, который иногда показывают без каких-либо пояснений федеральные каналы (когда по кругу, чуть согнувшись, бегут чеченцы в папахах) на самом деле не призывает к войне, как думают многие россияне. Это даже не танец, а ритуальное действо зукур, связанное с жертвоприношением.

Девушки и юноши на свадьбе могут познакомиться. Для этого парень должен через посредников пригласить понравившуюся ему красавицу. Сам он к ней подойти не может. В чеченских селениях вы никогда не увидите стоящих вдвоем парня и девушку. Если молодой человек хочет пообщаться, он договаривается о встрече с родственниками красавицы. Она приходит с подружкой. Я уточнил, действительно ли все это соблюдается и в наши дни. «Да, - ответил Али Дадаев и продолжил уже с улыбкой, - только сейчас в это общение «вмешиваются» сотовые телефоны и Интернет».

Не могли мы обойти стороной и войну в Чечне.

- Война не нами сделана, - сказал Али Дадаев. - Мы родились в СССР, такие же граждане России. Это политики, спецслужбы вовремя не отреагировали на ситуацию. В итоге чеченцы приняли на себя главный удар от развала Союза. 10-12 лет смуты нанесли серьезный урон чеченской нации, но она сохранила честь и достоинство. Наш народ против беспредела, против ваххабитов. Да, они завербовали людей, тут немало связано с денежными потоками, но многие чеченцы отдали свои жизни, борясь с ними. Мы, живущие на Урале, тоже ощутили последствия тех событий. Психологически было очень сложно, ситуация повлияла на бизнес (ниши, где раньше находились чеченцы, оказались заняты), на возможность людей устроиться на работу - многим говорили: «Приходите завтра». Один гаишник, когда меня остановил, посоветовал уезжать к себе. Я ему сказал, что живу на своей Родине, в России, здесь появились на свет мои дети...

Надежные

Горская демократия сформировала не только стиль жизни, особый этикет, но и человеческие качества чеченцев. В 1856 году майор Власов написал: «Чеченец сметлив, понятлив, даже умен в ограниченном круге своих действий; он гостеприимен, добр и не чуждается иноверцев; он понимает превосходство образования, и с истинным уважением смотрит на ученого». Швейцарский этнолог и психолог Жий во время Кавказской войны побывал в Чечне, встречался Шамилем. Он обратил внимание на чеченское остроумие, при этом заметил, что офицеры русской армии называли нохчей «кавказскими французами» - за впечатлительность, привязанность к коллективу, гостеприимство.

Во время нашего разговора с Сайд-Магомедом Ахматгиреевым в кабинет вошел высокий мужчина пенсионного возраста с военной выправкой. Оказалось, что это бывший командир его десантно-штурмовой бригады, кавалер трех боевых орденов, генерал ВДВ в отставке Анатолий Качанов. Сейчас он возглавляет Союз десантников Челябинской области. «Магомед был старшиной разведроты, спортивным организатором, призером первенства Воздушно-десантных войск по рукопашному бою, - рассказал Анатолий Петрович. - Это надежный, честный человек. В нашем союзе он занимается военно-патриотическим воспитанием мальчишек». 2 августа 2011 года, в День ВДВ, член совета областного Союза десантников Сайд-Магомед Ахматгиреев за многолетний добросовестный труд и воспитание молодежи получил благодарность губернатора Южного Урала Михаила Юревича. «Для чеченца очень важно никого не предавать, - отметил Сайд-Магомед Махмаевич. - Честь рода, имени для него - превыше всего. Он будет стараться жить и все делать так, чтобы ни перед кем не краснеть». Аслан Дагаев подчеркнул, что надежность чеченцам прививают с детства. А дружба у них возведена в самый высокий ранг, это отражено в песнях и сказках. У нохчей, где бы они ни жили, всегда есть верные, надежные друзья.

Абреки и имидж

В конце Кавказской войны XIX века среди чеченцев появились абреки. Как поясняют исследователи, ими становились люди, совершившие преступления против общества, но в силу этических понятий горской демократии решившие защищать социальную справедливость. Ярким примером абрека был Зелимхан Харачоевский. Бунтари-одиночки, подобные ему, десятилетиями сопротивлялись царской и даже советской власти. Для чеченцев этот психологический тип значим и по сию пору. Такие черты чеченцев, как неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе, давно признанные всеми, даже их врагами. Чеченец никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами. При этом считается невероятным, чтобы чеченец убил чеченца. Наш герой будет до конца исполнять свой долг, как он его понимает. Необходимо также отметить, что импульсивный, "абреческий" тип личности - молодежный. Обзаводясь семьей, человек резко меняет свое поведение. Имея такое ярко выраженное национальное своеобразие, чеченские ученые с завидной настойчивостью отмечают, что «по новейшим исследованиям» их народ генетически наиболее близок с народами–экспансионерами - германцами, испанцами, русскими и англичанами. Но еще больше нохчи озабочены формированием среди россиян «положительного имиджа чеченца». Как оказалось, проще добиться для своей республики каких-то существенных преференций от федерального центра (для этого достаточно установить особые отношения). Гораздо сложнее вернуть доверие российского общества. Для этого нужно не пиариться, не формировать имидж методами политтехнологии. Требуется принципиально иное - годы открытости и труда. В частности, чтобы чеченцы, живущие в регионах, больше рассказывали о себе, на какой бы должности они не находились, а не прятались от общества, как один из юристов Челябинской области, попросивший не упоминать в этом очерке свое имя. Только в этом случае люди, никогда не бывавшие в Чечне и не общавшиеся с чеченцами, но при этом непременно имеющие свое «верное» мнение об этом народе, увидят в них не воинственных абреков, а представителей самобытной культуры с неповторимыми человеческими качествами. Поэтому необходимо движение и с нашей стороны. Многим россиянам придется учиться смотреть на нохчей не через пушечный прицел. Лев Толстой как-то сказал своему другу чеченцу Мисербиеву: «И твой Абдул хороший, и мой Иван хороший». «Какая великая миротворческая сила заложена в этих простых словах гениального писателя, - пишет в своей книге «Познание мира» чеченский педагог, просветитель и краевед Махмуд Махаджиев, которого воспитала русская женщина. - Деятели русской культуры, как их предшественники, обязаны протянуть руку помощи чеченскому народу в деле восстановления его культуры».

Как вам живется на Южном Урале?

Аслан Дагаев, строитель, предприниматель, Челябинск:

- Я родился в 1967 году в селе Мекен-Юрт Надтеречного района Чечни. В Челябинск приехал в 1988 году после службы в армии. Окончил факультет экономики и управления строительства ЧПИ. Сейчас у меня своя торгово-строительная компания. Занимаемся ремонтом, возводим с нуля частные коттеджи. Жена у меня русская, с Украины. Дочь Аза учится во втором классе, сыну Дени два годика. Анастасия большей частью приняла уклад чеченской семьи. Произошло это постепенно, в ходе общения с родственниками. Мои тоже не сразу все приняли «на ура». Анастасия с уважением относится к родственникам мужа и знакомым семьи. Последнее слово у нас всегда остается за мужчиной. Деспотизма никакого нет, но я должен знать, куда она пошла. Для моей жены здесь проблем нет, поскольку она вслед за мной стала мусульманкой. Тут тоже не было никакого принуждения, Анастасия сама прониклась, видя, как глубоко и по настоящему верим мы. Брак заключали в мечети (в ЗАГС сходили только перед рождением второго ребенка - чтобы потом не пришлось усыновлять свои же детей) и теперь отмечаем все мусульманские праздники. Проблем в Челябинске у нас никогда не возникало, наш город абсолютно интернациональный. Но иногда, когда люди узнавали мою национальность, возникала некоторая настороженность. У тех же, с кем учился, соседей отношение не менялось - они меня хорошо знают как человека, непонимание возникает от незнания. Настороженно к чеченцам относятся те, кто лично с ними ни разу не сталкивался. Мешают также стереотипы, известные слова Лермонтова: «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал». От этого мы сами уже порядком устали. Абсолютное большинство чеченцев хочет мира, работы, они хорошие строители, животноводы.

Кухня

Чеченцы - одна из самых стройных наций в мире, поскольку умерены в пище и питье. В чеченской кухне не применяется много специй, зато в изобилии овощи и зелень. Основные продукты: обескровленная говядина, баранина, курица и индейка. Из мяса готовятся простые блюда (зажаренный кусок мяса на огне) и сложные, к которым относятся: бараш (внутренности барана фаршируют мясом, рисом, курдючным жиром и мелко нарезанным картофелем), лепешки с крапивой и бараниной. Мясо употребляется с галушками. В качестве гарнира подаются овощи. Несколько лет назад чеченцы вообще не готовили салаты. Сегодня их праздничный стол украшен салатами из тыквы и баранины, кукурузы и фасоли. Заправляются они молочной сывороткой и кефиром. Визитной карточкой чеченской кухни является домашняя колбаса, которая подается с бульоном и чесночным соусом. Десерт обычно состоит из халвы, мучных изделий с разнообразными начинками из творога, крапивы, черемши и тыквы. Хингалаш с тыквой имеет высокую калорийность и для непривычного желудка довольно тяжел. В качестве напитков нохчи отдают предпочтение крепко заваренному плиточному чаю. В него добавляются сухофрукты (курага и чернослив), а также молоко. На завтрак по традиции пьют тан или айран.

Жижаг галнаш (мясо с галушками)

На четыре порции потребуется: баранина или говядина - 1 - 2 кг.; для галушек: мука (кукурузная или пшеничная) - 700 г.; чесночная приправа: чеснок - 100 г., бульон - 300 г., соль, перец. Приготовление. Жирную баранину или говядину отварить большими кусками в подсоленной воде. Готовое мясо нарезать кусками по 50-60 г. Отдельно приготовить галушки. Из пшеничной муки: замесить пресное тесто, раскатать в пласт толщиной 1 см, нарезать на длинные полоски, затем нарезать поперек на ромбики длиной 4 см, раскатать в виде ракушек или придать любую другую форму. Из кукурузной муки: готовятся аналогично, но им придается приплюснутая овальная форма. Галушки варить в бульоне, разбавленном кипяченой водой, или подсоленной воде 20-25 мин. Уложить галушки на тарелку, сверху положить куски мяса. Мясо и галушки макают в острый чесночный соус и запивают мясным бульоном.

Анекдот про чеченцев

В центре аула спорят два горца. Оба возбужденные, готовы пристрелить друг друга из пистолетов. Один из спорящих утверждает, что в ауле день, другой - ночь. Остановили проходящего мимо мужчину, поднесли к его голове пистолеты и спрашивают: «Отвечай, день в ауле или ночь?» - «А я не знаю, я не из вашего аула», - ответил мужчина и зашагал прочь.

Своего национального костюма у южноуральских чеченцев не оказалось. Они стараются не выставлять себя напоказ. Да и одежда у них недешевая - от 100 тысяч рублей за комплект. Один поясной ремень с серебристым шитьем ручной работы стоит от 25 до 50 тысяч рублей. Не меньше цена и у знаменитой переливающейся папахи. В этом головном уборе всегда ходил король танца Махмуд Эсамбаев. Папаха является воплощением мужской чести, достоинства и значительного статуса. Следуя предписаниям Корана и своим традициям, горцы никогда не снимали ее при посторонних. На изготовление папахи идет очень дорогой серый каракуль из Средней Азии. В этом головном уборе зимой не холодно, а летом не жарко - внутри прокладка, папаха является своеобразным кондиционером. Потрогать и примерить высокую каракулевую шапку мне не довелось. Пришлось облачаться в костюм с помощью фотошопа.

Комментарии
Какой ещё майор Власов? Из военных известен только советский генерал-лейтенант Андрей Власов, предатель. Но его мнение ничего не стоит.
Впрочем, как и мнение других "авторитетных источников", если нет ссылок.
Я на слова должен полагаться, что Дюма и другие такое писали о них?
Прохожий
24.12.2011 22:05:44
Не верю в хороших чечнцев-эта более менее мирная группа всегда будет являться плацдармом боевиков на Южном Урале.После того что их соплеменники творили на Кавказе -МЫ враги на век. Месть ее никто е отменял.
солдат
27.02.2012 09:10:27
не являясь чеченкой могу сказать об этой национальности только хорошее у меня очень много близких людей среди чеченцов дружу с ними с детства уважаю их культуру традиции обычаи и если они дружат и уважают то делают это искренне это необычный народ
айя
04.03.2012 13:31:11
Солдат, ты идиот полнейший . Иди лечись шизофреник .
Дания
24.08.2012 14:40:34
Живу среди чеченцев и могу утверждать-кроме себя не признают и не уважают никого.Любят только тех,кто восхищается и льстит им.
Наташа
28.02.2013 11:17:51
Хорошая статья. Я считаю, нельзя осуждать целый народ, даже если его обычаи кажуться странными.
Хотя в быту мне лично приходилось сталкиваться с откровенным пренебрежением к нашим законам и обычаям!
Я, если честно, очень настороженно отношусь к представителям Кавказа.
Но другого пути нет, если мы живём в одной стране, значит, мы должны найти общий язык и жить мирно!
Дмитрий
01.03.2013 14:25:07
дима.вали прямо щас в чечню и придумай ""общий язык"" который поможет тебе остаться в живых.при каких условиях-вот главный
момент.....откуда вса столько развелось,тараканов сетевых,
с логикой "за мвсе хорошее" и такой наглостью аппелирующих
словами:"должны" "мы" "одна страна" и так далее по смлаварю толерастии. иди дима в Москву съезди и попытайся понять почему в ответ на просьбу представителей движения "стоп-хам" убрать незаконно припаркованную машину-ЭТИ САМЫЕ- им пробивают голову .присоединись димитрий к их числу.может так ДО ТЕБЯ БЫСТРЕЕ ДОЙДЕТ -как придумать ""общий язык""
фёлькбеоб
24.02.2015 14:00:23
советую расширить свой кругозор и прочитать Максима Канича - Забытый геноцид. И снимите розовые очки, их просто мало в Челябинске.
НЕТОЛЕРАСТ
07.02.2014 08:49:49
У нас у вас раз пошел такой разговор, нам тоже не понятен ваши обычий где присутствий отца девушки обнимаются целуются где хотят
рамзан
22.02.2015 17:12:19