Новости

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дроссель Хомякова

02.04.2003
"Картины музыкального пространства" - повод оценить собственное богатство

В минувшее воскресенье в Челябинском зале камерной и органной музыки прошел третий, заключительный концерт из цикла "Картины музыкального пространства". Пять музыкантов с академической родословной играли даже не джаз - новую импровизационную музыку.
Проект этот начался в ноябре прошлого года совместным концертом Владимира Хомякова и екатеринбургского трубача Сергея Проня. Уже тогда стало понятно, что именно означает столь условный термин "новая", да еще "импровизационная" музыка. Два хорошо образованных виртуоза, "размявшись" на классическом репертуаре в первом отделении, во втором устроили "американские горки".

"Картины музыкального пространства" - повод оценить собственное богатство

В минувшее воскресенье в Челябинском зале камерной и органной музыки прошел третий, заключительный концерт из цикла "Картины музыкального пространства". Пять музыкантов с академической родословной играли даже не джаз - новую импровизационную музыку.

Проект этот начался в ноябре прошлого года совместным концертом Владимира Хомякова и екатеринбургского трубача Сергея Проня. Уже тогда стало понятно, что именно означает столь условный термин "новая", да еще "импровизационная" музыка. Два хорошо образованных виртуоза, "размявшись" на классическом репертуаре в первом отделении, во втором устроили "американские горки". Имея в наличии лишь нотный эскиз на две-три минуты, практически все второе отделение они буквально на глазах слушателей творили музыку. Материал, который появился в "Челябинском рабочем" после того концерта, назывался соответственно - "Роды музыки".

Это было весьма непривычное шоу. У иных слушателей возникали даже сугубо физиологические проблемы с восприятием такой музыки. Однако за внешним хаосом все более явно начинала прослеживаться трудная гармония. На втором концерте в январе сего года, когда Владимир Хомяков выступал с другим екатеринбургским виртуозом-мультиинструменталистом (но все же в первую голову саксофонистом) Игорем Паращуком, не досидевших до конца было меньше. Публика постепенно училась самому процессу слушания и уже могла находить искомую гармонию.

Действительно, помимо фантастических ощущений, которые возникают от музыки текущего момента, словно бы композитор раскрывает нам свою кухню, она имеет особую красоту. В первую очередь это результат феноменального мастерства. Характеризуя суть поисков Владимира Хомякова, музыковед Татьяна Аверьянова по аналогии с известной метафорой о фортепиано предложила другую - "препарированный орган". Хомяков настолько хорошо знает свой инструмент, что научился извлекать из его нутра совершенно уникальные звуки. Это создается, конечно, опытом, кругозором и любовью к инструменту.

Несколько лет тому назад Хомяков привез в Челябинск знаменитого валторниста и одного из лучших джазовых музыкантов нынешней России Аркадия Шилклопера. Тот, характеризуя свой "творческий метод", говорил об изменении природы своего любимого инструмента - валторны. Просто на ней до него никто так не играл. Примерно этим же занимается Хомяков. Его нынешний проект был вдохновлен тем концертом. Другой наш музыковед Татьяна Синецкая отмечает особую миссию Владимира Хомякова в челябинской музыкальной культуре. Еще недавно он был хранителем органа и просто классным исполнителем, в основном, конечно, баховского репертуара. То есть хранителем культурных памятников. Это уже само по себе достойное уважения дело, но музыканту такого уровня этого мало. Теперь Хомяков сам творит искусство, вовлекая в этот процесс лучших на сегодняшний день музыкантов. И Пронь, и Паращук, и, конечно, Шилклопер - это единомышленники, вышедшие из "академических кругов". Джаз стал для них возможностью интеллектуального самовыражения, а импровизация - его формой. Грань между музыкантом и композитором при этом почти стирается. Подобно восточной практике рисования иероглифов водой на земле, "новые импровизаторы" выдают слушателям в высшей степени эксклюзивный продукт.

Третий концерт цикла стал весьма неожиданным и щедрым подарком челябинской публике. Вообще-то мыслилось, что проект будет иметь некую поступательно-накопительную логику. Сначала дуэт, затем трио и, наконец, квартет. Но Сергей Пронь в январе не смог приехать в Челябинск. Зато нынче мы услышали сразу квинтет. Если пытаться определить жанр, то в воскресенье был концерт трех солистов для органа и ударных. Солисты - это уже знакомые нам Сергей Пронь, Игорь Паращук и тромбонист Виталий Владимиров. Появление последнего не было запланировано. Просто в прошлый раз Хомяков и Паращук играли "Моравские этюды", написанные специально для этого концерта, а теперь автор музыки сам изъявил желание участвовать в столь интересном деле. Открытием проекта стал пятый участник - известный джазовый барабанщик Игорь Захаров из Екатеринбурга. Его появление придало концерту не только присущую инструменту экспрессию, но и объем. По словам Татьяны Синецкой, в игре Захарова заключен весь опыт музицирования на ударных по меньшей мере в ХХ веке. Помимо традиционной игры на барабанной установке Игорь Захаров использует необычные техники извлечения звука - какие-то пощелкивания, постукивания, в том числе, например, по щеке, едва слышимые прикосновения пальцев или смычка к барабанам. Эффектнее всего, конечно, громоподобные всплески. Правда, здесь следует заметить, что возникло некое несоответствие этой самой экспрессии и акустики самого зала.

Вообще достоинство проекта состоит еще и в том, что музыканты были очень внимательны к самому процессу звукоизвлечения, находя в нем поле для творчества. Сергей Пронь, к примеру, добился поразительного звучания своей трубы, когда оно приближалось к человеческому голосу - высшая степень похвалы для духовика. Паращук - виртуоз во всем, но особенно значимой для таких концертов является его способность "держать дыхание", выстраивая его от начала до конца как непрерывную линию. В этом смысле они очень близки с Владимиром Хомяковым. А сам Владимир к последнему концерту даже технически усовершенствовал свой орган, поставив нечто вроде дроссельной заслонки, перекрывающей в нужный момент поток воздуха. Это "рацпредложение" позволило приблизить орган по степени подвижности к традиционным духовым инструментам, добавив звучанию иное качество. Органов с такими возможностями в России теперь нет.

Прослеживая логику трех концертов цикла, можно отметить вектор высказывания. Очевидно, это стремление к полной свободе импровизации. Здесь стоит искать и основные музыкальные достижения проекта. Кульминацией его, пожалуй, следует считать композицию, занявшую все первое отделение последнего концерта. Те идеи, которые принципиально были обозначены в первых двух частях проекта, здесь воплотились во всей своей красе. Музыканты не имели нотного материала, лишь на словах был составлен план будущей композиции. Отталкивались от хоральной формы. Отчасти этим объясняется в известной мере скорбный характер произведения, которое рождалось тут же. Татьяна Синецкая отметила умение музыкантов "держать первую ноту", при полном господстве интуиции позволяющее соотноситься с формой, знакомой по классической музыке.

По свидетельству самого Владимира Хомякова, лучше всего получились те моменты, о которых музыканты даже не пытались договариваться. Хотя передвижения их по залу (а Сергей Пронь играл даже с балкона), разумеется, были частью общей драматургии. Эффект получился потрясающий. Как в хорошем спектакле, сценическими стали все пространство и все имеющиеся возможности зала, первая из коих - уникальная акустика. Возникший квадрофонический эффект сделал звуковое воздействие тотальным. И, главное, это не осталось лишь эффектным аттракционом, поскольку работало на главную мысль композиции.

Ее пафос очевиден: в сегодняшнем мире противоестественно и невозможно прятаться от его драматической сути. Нам, как и музыкантам, остается переживать, и эта способность конгениальна умению слушать и слышать такую музыку. Полифонизм, возникающий как следствие мастерства музыкантов, таким образом, становится вполне содержательной категорией. Красота мира неотделима от его противоречий и сложности:

Проект "Картины музыкального пространства", безусловно, сделал бы честь любому, даже более продвинутому городу. Надо отдать должное Челябинской филармонии, организовавшей этот цикл, слушателям, адекватно воспринявшим эти три концерта, и, разумеется, вдохновителю и мотору проекта - Владимиру Хомякову. Он с коллегами и единомышленниками из других городов не просто демонстрирует "картины музыкального пространства", но само это пространство открывает и старается своими открытиями поделиться с нами.

Такие открытия, надо полагать, не берутся ниоткуда. Совершенно справедливо наблюдение Татьяны Аверьяновой, что на это способен музыкант, овладевший тайнами музыки Баха. Сегодня в репертуаре Хомякова больше половины органных сочинений великого композитора. Кстати, Бах гениален в том числе и своей импровизационностью. Ничего не берется ниоткуда. Лишь накопление "культурного слоя" дает нам праздники, подобные описываемому проекту. Хотелось бы надеяться, что в своем движении Владимир Хомяков будет поддержан впредь и нас ждет множество интересных открытий, а Челябинск получит еще один повод осознать собственные достоинства.

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет