Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Покупка и монтаж унитаза: ссылка на описание.
Вакуумный массаж ног - описание тут.
Фирма ремонт кухни: быстро и недорого.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чуваши (часть 1)

24.08.2011
Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области

Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области.

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 9483 чуваша (0,3 процента), в 1989 году было 12659 (0,4 процента)

ЧУВАШИ

В начале октября 2004 года из Челябинска в Чебоксары отправился автомобиль. Он вез необычный груз. Его появление в столице республики стало своеобразным поклоном малой родине челябинца Сергея Васильева, символом единения южноуральцев и чувашей - колоритного народа, уже много веков живущего в Среднем Поволжье.

Наследники Булгарии

Чуваши (самоназвание - чаваш) вместе с современными казанскими татарами являются наследниками культуры Волжской Булгарии. В научном обществе нет общепризнанного мнения о происхождении слова «чуваши». Есть две главные версии. По одной, оно является тюркской адаптацией названия племенной группы булгар - суваров-сувазов, которые являются ядром чувашской нации. Сув (шыв) - вода. Ар - муж, воин. Ас - племя, народ. Получается: народ, живущий у воды. Сувар — суваз — шувас — чуваш. Другая гипотеза предполагает, что слово «чуваши» восходит к общетюркскому jăvaš (дружественный, мирный), в противоположность şarmăs (воинственный).

Чуваши. Привет из прошлого

Арабский путешественник X века Ахмед ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году, пишет, что сувазы отказалась принять ислам вместе с другими булгарами. В XIII-XIV веках под натиском монголо-татар, уничтоживших в 1237-1240 годах Булгарию, и из-за последующих набегов кочевников и новгородцев масса булгарского населения ушла на север, где стала перемешиваться с марийцами, которые восприняли тюркский язык. Так образовались верховые чуваши. Позднее, в XIII-XIV веках, язычники-сувары поселились на правобережье Волги, на территорию современной Чувашии, что привело к образованию низовых чувашей, в большей мере сохранивших культуру и быт булгарских предков.

В XV-XVI веках чуваши входили в Казанское ханство как отдельный народ. В конце 1546 года восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы призвали на помощь Россию. В 1547 году войска вытеснили татар с территории Чувашии. Летом 1551 года во время основания россиянами Свияжской крепости, на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в состав Российского государства. В 1552-1557 годах в подданство русского царя перешли и чуваши, жившие на луговой стороне. Название «чуваш» в русских летописях и в сочинениях европейских авторов впервые зафиксировано в начале XVI века. В источниках XVI— начала XVIII веков чуваши назывались также горными черемисами и черемисскими татарами. В 1740 году началось массовое обращение чувашей в православие. Наши герои сражались в русских войска во время Ливонской войны (1558-1583), участвовали в освободительных походах на Москву в 1611 и 1612 годах, в русско-турецких сражениях XVIII века и в Отечественной войне 1812 года, когда они составили два полка в составе Казанского ополчения.

По переписи населения 2002 года, из 1 миллиона 637 тысяч чувашей России 889,2 тысячи живут в Чувашии (67,7 процента). По антропологическому типу чуваши - европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип). Делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) - на западе и северо-западе Чувашии; низовые (анатари) - на юге республики и за ее пределами; средненизовые (анат енчи) - северо-восток и центр республики; некоторые ученые также выделяют степных (хирти) чувашей - подгруппу низовых чувашей, живущих на юго-востоке республики и в сопредельных областях. Наши герои говорят на чувашском языке булгарской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В нем выделяются диалекты - верховой ("окающий") и низовой («укающий»), на основе которого сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюрский рунический алфавит, замененный в X-XV веках арабским.

В середине XIX века выдающийся чувашский просветитель Иван Яковлев на основе русского алфавита создал чувашский алфавит. Чувашский язык занимает особое место среди тюркских, это единственный живой язык булгарской ветви. Фамилии у наших героев в основном от имен (Федоров, Герасимов, Васильев и т.д.). В повседневности они часто говорят не по правилам («Куда поехал?» - «В чуваши»), в этом проявляется национальный колорит.

Чуваши - самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого - православные христиане. Существуют также малые группы, исповедующие ислам суннитского толка и традиционные языческие верования (к ним появился интерес в последние два десятилетия).

У народа можно отметить два главных блюда - шартан (в овечий, телячий или свиной желудок кладутся мясо, сало и пряности и варятся) и кагай яшки (кагай - мясо, яшки - суп). Главные музыкальные инструменты: исторический - шобор (типа волынки, нагнетающий воздух мешочек - из кишок) и обычный - гармошка, без которой в деревнях не обходится ни один праздник.

Хозяйство

Историки пишут, что основное традиционное занятие чувашей - земледелие, в древности - подсечно-огневое, до начала XX века - трёхпольное. Главные зерновые культуры - рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство. Хмель называют золотом Чувашии, для его выращивания подходит климат и почва. Эту культуру раньше покупали немцы и чехи. Сейчас плантации заброшены, а хмель все равно растет. Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было развито слабо. Чуваши издавна занимались пчеловодством.

Основные типы поселений - сёла и деревни (ял). Как отмечают историки, наиболее ранние типы расселения - речной и приовражный, при этом применялись кучево-гнездовая (в северных и центральных районах) и линейная (на юге) планировки. На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Уличная планировка распространяется со второй половины XIX века. Тогда же появляются жилища среднерусского типа. Чувашский дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями. Так называемые русские ворота с двухскатной крышей на трех-четырех столбах имели барельефную резьбу, позднее - роспись. Древняя срубная постройка лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом) служила летней кухней. Распространены погреба (нÿхреп), бани (мунча). Характерной чертой чувашской избы (пÿрт) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мăн алăк).

В наши дни чуваш в национальной одежде - не какой-то ряженый. В деревнях cохраняются ее элементы. Мужчины носят холщовые рубахи (кĕпе) и штаны (йĕм). В основе традиционной одежды женщин - туникообразная рубашка-кĕпе, у вирьял и анат енчи - из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, узкая, носится с напуском; анатри до середины XIX - начала XX века надевали белые расклешённые книзу рубахи, позже - из пестряди с двумя или тремя сборками из ткани другого цвета. Рубахи носят с передником, у вирьял он с нагрудником, украшается вышивкой и аппликацией, у анатри - без нагрудника, из красной клетчатой ткани. Женский праздничный головной убор - полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат енчи надевают хушпу - шапочку в форме усечённого конуса, с наушниками, застёгивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади; вирьял скрепляют сурпаном вышитую полоску ткани на темени (масмак).

Широко известен девичий головной убор - шлемовидная шапочка (тухъя). Тухъя и хушпу обильно украшают бисером, бусинами, серебряными монетами.

Традиции, культура

Сельская община объединяла жителей одного либо нескольких поселений с общим земельным наделом, отмечают исследователи. Сохранялись формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме). Устойчивыми были родственные связи, особенно в пределах одного конца деревни. Существовал обычай сорората (вторичная женитьба вдовца на младшей сестре умершей). После христианизации чувашей постепенно исчез обычай многожёнства и левирата (женщина имеет право выйти замуж за брата умершего мужа).

Неразделённые семьи (женатые сыновья остаются в доме отца) уже в XVIII веке были редки. Основным типом семьи во второй половине XIX века стала малая семья. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому невеста часто была на несколько лет старше жениха). По сей день сохраняется традиция минората (младший сын остаётся с родителями как наследник).

Несмотря на жизнь в мусульманском Казанском ханстве и христианизацию в составе России, чуваши, как и родственные им марийцы, сохраняли древнеплеменные обычаи и обряды, тайком поклонялись своим языческим божествам. Это помогло сберечь национальное своеобразие. У чувашей более двухсот богов и духов, в том числе: Анамаш - Богиня Плодородия; Пихампар - Бог природы, лесов и оврагов, покровитель скота; Илем-Юрату - Богиня Потомства. Современные верования наших героев сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников. Они почитали и почитают огонь, воду, солнце, землю, верили и верят в добрых богов и духов во главе с верховным богом Cuлт Тура (отождествляется с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитаются домашние духи - хозяина дома (хĕртсурт) и хозяина двора (карта-пуçĕ). Каждая языческая семья хранит домашние фетиши - куколки, прутики и прочее. Среди злых духов чуваши особенно опасаются и чтят киреметя (в него превращаются души почитаемых людей, в основном колдунов). В основных календарных праздниках тоже переплелились языческие и христианские элементы:

Сурхури (Рождество); çаварни (Масленица) - праздник почитания солнца; Мăнкун - многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Турă и предкам, совпавший затем с православной Пасхой; праздник весенней пахоты Акатуй (аналог более известного татарского сабантуя, сами чуваши говорят «агадуй»); çимĕк (Троица) и т.д. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба - моления духу-хранителю овина.

Волга прославлена в чувашских песнях

Весной и летом проходили молодежные гуляния с хороводами, зимой - посиделки. Исследователи отмечают, что до сих пор сохраняются основные элементы традиционной обрядности: свадебной (поезд жениха, пир в доме невесты, её увоз, пир в доме жениха, выкуп приданого и т.д.), родильной (обрезание пуповины мальчика на топорище, девочки - на стояке или донце прялки, кормление младенца, ныне - смазывание языка и губ мёдом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю домашнего очага) и похоронно-поминальной. Чуваши-язычники хоронили умерших в деревянных колодах или гробах головой на запад, с покойным клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили временный памятник - деревянный столб (мужчине - дубовый, женщине - липовый). Осенью, во время общих поминок в месяц юпа уйих (месяц столба), сооружали постоянный антропоморфный памятник из дерева или камня (юпа). Его вывоз на кладбище сопровождался обрядами, имитирующими погребение. На поминках исполнялись поминальные песни, разжигались костры, совершались жертвоприношения.

Известные чуваши

Самый известный чуваш - легендарный комдив Красной Армии во время Гражданской войны Василий Чапаев, про которого рассказывают бесчисленное множество анекдотов. Не уступят Василию Ивановичу в популярности балерина, народная артистка СССР Надежда Павлова и космонавт Андриян Николаев (был мужем знаменитой Валентины Терешковой). Самый известный чуваш-политик - Николай Федоров. Это тот самый молодой депутат, который с трибуны союзного парламента первым эмоционально высказался за отмену 6-й статьи Конституции (о руководящей и направляющей роли КПСС). Потом он стал министром юстиции СССР и России, президентом Чувашии. В республике признают, что Федоров яркий деятель, может хорошо говорить, но отмечают, что национальная политика велась при нем недостаточно активно. А теперь назовем достойных, но менее раскрученных людей. Ученые, педагоги: Татьяна Алексеева - антрополог, академик РАН; Валерий Андреев - лауреат Государственной премии РФ, доктор технических наук, профессор; Никита Бичурин (в монашестве - Иакинф) - ученый-востоковед; Сергей Каштанов - доктор исторических наук, член-корреспондент РАН; Михаил Козлов - профессор, доктор биологических наук, прозаик; Илья Ульянов - российский педагог, отец Владимира Ульянова (Ленина). Люди творческих профессий: Вера Кузьмина - народная артистка СССР (актриса Чувашского драматического театра); Борис Марков - основатель, художественный руководитель и главный режиссер Чувашского театра оперы и балета, народный артист РСФСР; Леонид Агаков - писатель; Алексей Айги - композитор, скрипач; Геннадий Айги - поэт, создатель русского поэтического сюрреализма; Константин Иванов - поэт, классик чувашской литературы; Михаил Кузьмин (псевдоним - Сеспель Миши) - писатель; Петр Егоров - российский архитектор, один из авторов ограды петербургского Летнего сада; Петр Хузангай - народный поэт Чувашии. Спортсмены: Владимир Воронков - лыжник, чемпион XI зимних Олимпийских игр (1972); Александра Деверинская - обладатель Кубка мира, трехкратная рекордсменка мира (легкая атлетика, спортивная ходьба); Валентина Егорова - бегунья, чемпионка XXV Олимпийских игр (1992) в марафоне; Ардалион Игнатьев - первый олимпиец Чувашии, бронзовый призёр XVI Олимпийских игр (1956) в беге на 400 метров; Олимпиада Иванова - легкоатлетка (спортивная ходьба), двукратная чемпионка мира (2001, 2005), серебряный призер Афинской Олимпиады (2004); Ирина Калентьева - бронзовый призер Олимпиады в Пекине по маутинбайку (2008 год); Майя Костина - парашютистка, пятикратная чемпионка мира; Елена Николаева - чемпионка XXVI Олимпийских игр (1996) по спортивной ходьбе; Валериан Соколов - боксер, чемпион Олимпиады 1968 года; Валерий Ярды - чемпион XX Олимпийских игр в командной шоссейной велогонке на 100 км (1972).

История появления на Южном Урале

Чуваши, как и представители других народов Поволжья, начали переселяться в Южное Зауралье после падения Казанского ханства, отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов. Но, очевидно, основной поток пошел в рамках перемещения на Урал и в Сибирь после разгрома хана Кучума и присоединения к Московскому государству земель Сибирского ханства. Чуваши были среди первых жителей острогов, поставленных на Исети в середине XVII века. В Исетский (1649–1650 годы) и Катайский (1655 год) остроги были набраны, в основном, татары и чуваши. В начале 1660-х годов в окрестностях Катайского острога жили чуваши, которые вместе с башкирами участвовали в восстании 1662–1669 годов. Скорее всего, предполагает Гаяз Самигулов, чуваши из острогов со временем приняли православие и обрусели. Были деревни наших героев, иногда из одного-двух дворов, разбросанные среди башкирских селений. По крайней мере, упоминания о них встречаются в документах начала XVIII века. Чувашей на Южном Урале называли еще «горными татарами». Один «горный татарин» числится в списках казаков Челябинской крепости, составленных зимой 1739–1740 годов. Исследователь П. Рычков в «Топографии Оренбургской» писал, что в Уфимской провинции, то есть на Южном Урале, было около 500 дворов чувашей, или 3000–4000 человек. Однако с 1740-х годов практически все они числились в сословии «тептярей и бобылей», поэтому как отдельный народ в документах не указывались.

Девичьи костюмы булгаро-чувашей X-XIII века

Чуваши служили в составе Оренбургского казачьего войска (в 1882 году было 460 человек). Как отмечает писатель и краевед Александр Моисеев, с XVIII века наши герои значатся среди приписных крестьян и наемных работников предприятий горнозаводской промышленности, они работали в основном на заготовке леса и добыче руды. В конце XVIII века в поселке Казаны Златоустовского завода чувашские лесорубы волновались из-за мизерной платы за труд, в итоге они покинули работу и пешком пошли на родину (в Казанскую губернию). В конце XIX века, по данным переписи населения 1897 года, в Челябинском уезде жило 39 человек мужского пола и 11 женского, в Троицком - 1 и 2, в Верхнеуральском - 42 и 14. Гораздо больше чувашей было в Орском уезде - 1069 и 1025, а также в Оренбургском - 1433 и 1427.

В 20-х годах XX века, когда в Поволжье был голод, чуваши уходили на восток, в Екатеринбург, Красноярск и т.д. Оседали и в нашей местности. «Дед с бабкой и 13 детей ехали на поезде, - рассказывает известный челябинский фотохудожник Сергей Васильев. - По дороге несколько детей потеряли. Оказались в Красноярске. Какие-то родственники там остались, мои предки вернулись». Многие чуваши появились в Челябинской области в более позднее советское время. Люди этой национальности есть везде, так как их республика дотационная, промышленность в ней не очень развита, и они вынуждены были отправляться на заработки в разные края. Но было и движение в сторону Чувашии. Специалисты ЧТЗ помогали создавать в Чебоксарах производство промышленных тракторов, в 70-80-х из Челябинска в Чувашию ходил поезд. В те годы немало чебоксарцев нашли свою «вторую половинку» в столице Южного Урала и остались здесь жить.

Чуваши. Часть 2. читайте здесь

Комментарии
Если Вы хотите найти чувашей в Челябинске, звоните по телефону 8 (351) 235-05-30.
Сергей Герасимов
21.11.2011 10:41:36
Казанские татары и чуваши--народы братья, потомки волжских булгар.
ильдар
28.01.2013 12:05:47
Скажите пожалуйста,откуда у вас данные,что Чапаев Василий Иванович и Илья Николаевич Ульянов были чувашами.Очень нужна информация,заранее благодарю.
Марина
14.04.2013 13:34:50
Всё правильно. Потомками булгар, принявших ислам в 922 году при хане Алмыше. являются современные казанские татары. А не приняли сувазы-чуваши.
ильдар
25.05.2013 02:21:15