Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чуваши (часть 2)

29.08.2011
Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области

Продолжение. Начало на http://mediazavod.ru/articles/106587

Наши чуваши

К чувашским можно отнести поселок Чувашский пруд (Ашинский район) и село Канашево (Красноармейский район, станция Чернявская) - в Чувашии есть Канашский район с райцентром Канаш (в переводе - совет). В Златоусте есть речка Чувашка, урочище Чувашские степи. Много чувашей в Полетаево, Сатке и в крупных городах - Магнитогорске и Челябинске. В составе городского населения области, по данным 2002 года, числилось 8,2 тысячи чувашей, в составе сельского - 1,3 тысячи. Наши герои работают в самых разных сферах. В частности, среди них много медиков - говорят, в советское время в южноуральские медицинские учебные заведения девушкам из Чувашии поступить было легче.

Чуваши входят в первую национальную десятку Южного Урала. Но в последнее время наметилась тревожная тенденция - старики уходят, а молодежь даже из национальных семей, дети смешанных браков не всегда признают себя чувашами. Наши герои все больше ассимилируются в многонациональной среде области. По данным переписей населения, чувашский язык называли родным: в 1970 году - 56 процентов чувашей области, в 1989 - 52,7 процента. 23 июня 2010 года, незадолго до очередной Всероссийской переписи населения и в связи с 90-летием автономии в Чебоксарах прошел конгресс представителей чувашских диаспор, на котором также были представители Эстонии и Белоруссии. На нем высказывалась озабоченность по поводу ассимиляции, представителей регионов просили «активизировать работу».

По информации Александра Моисеева, со столицей Южного Урала связан один из первых чувашских этнографов - законоучитель Челябинского реального училища и женской гимназии Константин Прокопьев. В начале прошлого века он окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В академии начал изучать быт и обычаи родного народа, стал действительным членом общества археологии, истории и географии при Казанском университете. Как отмечает А. Моисеев, протоирей Прокопьев в первые годы советской власти был одним из руководителей «Живой церкви», которая выступала за обновление церкви в советском обществе, в крае. В 1938 году был репрессирован.

Самый знаменитый чуваш Южного Урала и один из самых известных чувашей вообще - челябинский фотохудожник Сергей Васильев. Людмила Попова была вице-спикером Законодательного собрания Челябинской области, председателем регионального совета женщин. Анатолий Уфимкин с 1993 года руководил ОАО «Челябинсксвязьинформ», с 2005 по 2010 годы работал генеральным директором ОАО «Уралсвязьинформ». Челябинка Галина Комарова - преподаватель изостудии, Мария Телегина - индивидуальный предприниматель. Александр Григорьев владеет мебельным производством. Нина Еменева, Галина Курочкина, Валентина Жидовленко - медсестры. Ольга Глухова - студентка ЮУрГУ.

Парень из Малых Кибеч

Сергей Васильев родился 16 июня 1936 года в селе Малые Кибечи Канашского района Чувашии. Его отец Григорий Васильевич - конюх (погиб в 41-м под Смоленском), мать Матрена Афанасьевна всю жизнь работала в колхозе. «Мне сделали фамилию по деду, - рассказывает Сергей Григорьевич, - а родные брат и сестра - Григорьевы, по имени отца. Была еще сестра, но ее оставили в прохладную погоду на улице в коляске, она простыла и умерла. Все мое детство прошло рядом с железной дорогой. Во время войны на запад шли поезда с солдатами, танками и пушками, а на восток - санитарные составы. Там у нас небольшой подъемчик, и паровозы не всегда с ним справлялись. Они останавливались, солдаты выходили из вагонов, и тут подбегали мы. Заранее собирали в лесу ягоды или просто приносили им цветы. Один военный из санитарного эшелона подарил мне свисток янтарного цвета, я взял его в рот, он оказался сладким. У меня также появилась губная гармошка и томик Михаила Кольцова.

Сестра с сыном живут рядом с лесом, там стоит вековой дуб. Недавно я деревянный дом поставил, на месте бани, где меня мама родила. Рядом с нами бьют ключи, ручейки, они образуют пруд. В детстве мы на нем «морды» ставили, в каждую за день по 20 карасей набивалось. Пройдешь 20 метров в лес и можешь попить чистой родниковой воды». После школы Васильев поступал в железнодорожный институт в Москве, не прошел по конкурсу - китайцев тогда много приняли. Год работал путейцем, костыли забивал, шпалы, рельсы менял. В 55 году сел в проходящий поезд, который примчал его в Челябинск, на место службы - в зенитно-артиллерийский дивизион. В 1958 году демобилизовался, работал на ЧТПЗ. После отказа канцлера ФРГ Аденауэра поставлять трубы на строительство газопровода «Бухара - Урал» на трубопрокатном была комсомольская стройка - возводили стан 820. О солдатской бригаде Васильева писал «Челябинский рабочий» (фотографии делал Евгений Ткаченко, два ныне именитых фотографа тогда еще были незнакомы).

Алина, фото Сергея Васильева

Вместе с Васильевым работали другие чуваши - Виталий Евлапьев, Николай Нечитов, Александр Никифоров. Именно в то время Сергей Григорьевич начал снимать - его девушке Неле подарили на день рождения фотоаппарат «Смена». Попросил поробовать, купил пленку, запечатлел друзей. Понравилось. Купил ФЭД-2. Затем С. Васильев поработал на заводе металлоконструкций и в милиции, и только после этого, в 1968 году, пришел в «Вечерний Челябинск», где трудится по сей день.

Сергей Григорьевич вошел в число ведущих фотохудожников мира, он единственный в стране четыре раза получал высшую награду мировой фотожурналистики - «Золотой глаз», его пятый «Золотой глаз» российской пробы. Васильев выпустил более десятка фотоальбомов, он Почетный гражданин Челябинска. Но в душе Сергей Григорьевич как был, так и остается скромным чувашским парнем из села Малые Кибечи. Природные и человеческие родники родной деревни подпитывают его всю жизнь.

«Племянник сейчас проложил трубы и качает воду из лесного родника прямо в дом, провел также газ - можно жить почти как в городе, - продолжает свой рассказ Сергей Григорьевич. - Когда мы маме отмечали 90 лет, она пила самогон. Сидит и толкает меня локтем: «Ты слишком мою водочку разбавил!» Мама умерла пять лет назад, она прожила 92 года, вся моя родня по матери и по отцу долго живет».

В отпуске Васильев сначала гостит у своих, а затем - в санатории «Чувашия». Раньше приезжал с семьей, снимал апартаменты и еще один номер. Но наш герой на родине не только отдыхает и ностальгирует, фотохудожник с мировым именем не может пройти мимо красоты своей земли, он продолжает ловить прекрасные мгновения жизни Чувашии и чувашей. В 2007 году вышел его альбом «Отчий дом», он весь пропитан любовью мастера к родной стороне. «Посмотрите, как прекрасна наша земля, ее люди! - пишет в предисловии к этой книге президент Чувашии Николай Федоров. - Мы в суете дел порой не замечаем этого, а мастер, наделенный даром художественного видения, влюбленный в родные места и тоскующий по ним, остро чувствует эту неповторимую красоту, навеки сохраняет ее в своих фотографиях и дает нам возможность увидеть ее и наслаждаться ею вместе с ним». «Мы все - дети своих предков, своего народа, - пишет в этой же книге однокашник и друг С. Васильева, писатель и автор гимна Чувашии Анатолий Кибеч. - Не было бы их, не было бы и нас. А потому ни на минуту нельзя забывать о своем сыновнем долге перед своей малой родиной. Сергей Григорьевич здесь может послужить примером. Он часто бывает в деревне, помогает родственникам, не забывает и родную школу».

Сергей Васильев не раз встречался с другими знаменитыми чувашами - Андрияном Николаевым, Николаем Федоровым. Федоров, рассказывает Сергей Григорьевич, очень образованный, деликатный и простой в общении человек. Выступая на 75-летии Андрияна Николаева, он расплакался.

Встреча на Урале - космонавт Андриян Николаев и фотограф Сергей Васильев

Челябинский скульптор Вардкес Авакян сделал бюст Васильева, а Олег Санпитер отлил его в своей мастерской. Это творение и везла в Чебоксары машина, с упоминания которой мы начали очерк. Бронзовый бюст нашел свое место в Государственном художественном музее Чувашии, но сам Сергей Григорьевич не забронзовел. Он также много работает (к 275-летию Челябинска выходит новый альбом его фотографий), держит связь с малой родиной. Сестра, когда ему звонит, говорит по-чувашски. Сергей Григорьевич старается поддержать разговор, но с сожалением отмечает, что даже на родине теперь не все его понимают. В 15 километрах от деревни, в Канаше, уже не говорят на родном языке…

К Сергею Васильеву приезжали из Чувашии, предлагали создать национально-культурный центр. Но тогда ему пришлось бы отказаться от основной работы. А браться за что-то и делать плохо - не в его правилах. Но, слава Богу, в Челябинске есть другие чуваши, трепетно относящиеся к своей культуре. За создание центра взялся 33-летний Сергей Герасимов, которого Васильев поддерживает.

Герасимовы

Александр Герасимов родился в 1950 году в деревне Мижеркасы Красночетайского района Чувашии. В 1973 году, после окончания энерготехникума, по направлению приехал из Чебоксар в Челябинск, благо здесь уже жили родственники. Впоследствии окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Женился на двоюродной сестре друга - Надежда переселилась из деревни Нижнее Буяново Шемуршинского района, познакомились в челябинском общежитии на улице Кыштымской. Александр Николаевич работал инженером по токосъему в трамвайно-троллейбусном управлении, уже год на пенсии. Надежда Герасимова - штамповщица на челябинском радиозаводе.

Их сын Сергей Герасимов родился в 1978 году. Окончил академию физической культуры, мастер спорта по спортивной ходьбе, призер первенства России среди юниоров, занимал третье место на международных соревнованиях в Германии. Работал в УВД Центрального района Челябинска, в компании «Информ-право», сейчас - риэлтор агентства недвижимости. Уже год живет отдельно от родителей, но очень любит приходить к ним в гости. В семье Герасимовых все пропитано национальным духом. Надежда Ильинична шьет чувашские костюмы, правда только женские. Мужские папе и сыну приходится покупать или «арендовать» в Чебоксарах. На одной из фотографии Сергей - в шубаре (длинном халате), который ему привезли из столицы Чувашии. Сергей Александрович разговаривает на родном языке - в детстве на каникулах ездил в деревню, с родственниками и детьми общались на чувашском. Дома с родителями тоже иногда обмениваются репликами. Александр Николаевич мечтает, что сын женится на чувашке.

Недавно Сергей Александрович решил создать национально-культурный центр. Толчком стало то, что его хороший знакомый, темнокожий челябинец Жак Мафуала организовал в городе французский культурный центр, а сам из Конго. «Я подумал: в отличие от французов, нас много, и мы до сих пор не вместе. Начали действовать». 16 апреля 2010 года в жизни чувашского сообщества Челябинска произошло «историческое событие» - концерт артистов из Чебоксар в Доме архитектора. Герасимовы познакомились с продюсером Геннадием Даниловым и предложили после гастролей по Северному Уралу выступить на Урале Южном. В Челябинск приехали народная артистка Чувашии Альбина Сарри, Роза Данилова и Алексей Мурзуков. Зрителей собирали не одну неделю - клеили объявления по подъездам (примерно знали, где живут чуваши - в Металлургическом и Ленинском районах, на Северо-западе), помещали объявления в газетах, телеканал ОТВ бесплатно дал бегущую строку. Чуваши пришли, они соскучились по родным напевам - последний национальный концерт в Челябинске был в 80-х, выступали ансамбль струнных инструментов, солисты и хор.

На первом сборе собрались 105 человек, в основном люди от 40 лет. Они заполняли анкету. Все ушли на эмоциональном подъеме. Проведя «перепись», решили чаще встречаться. Собирались на чаепития в Пасху, Масленицу. Для этого арендовали кафе, собирались в Полетаево. «А есть ли у вас какая-то штаб-квартира?» - спрашиваю Сергея Герасимова. «Есть! Это квартира на Северо-западе, в которой мы живем». Как оказалось, артисты тоже останавливались у Герасимовых. Ежегодно в Челябинск на мемориал Елены Родионовой по спортивной ходьбе из Чебоксар приезжает ветеран спорта Петр Федоров, сейчас ему 70 лет. Во время соревнований он гостит у Герасимовых.

Занявшись организацией своего национального объединения, Сергей Герасимов удивил многих друзей - «мы не знали, что ты чуваш». Он и сам не раз удивлялся, когда «вскрывались» чувашские корни давно знакомых людей. Вначале Сергей Александрович хотел создать национальный культурный центр, но потом, общаясь с чувашами из Екатеринбурга и Тюмени, склонился к автономии. Говорят, на такое образование власти обращают больше внимания. Сейчас готовятся учредительные документы.

Чувашский народный дом.

Миролюбивые и честные

Выступая в программе Первого телеканала «Познер», Николай Федоров сказал, что чуваши очень честные. Гаишники республики не берут взяток не из-за страха, а из патриотических побуждений - для них важно, чтобы проезжающие через Чувашию получили о ней и ее людях положительное впечатление. Наши герои, живущие за пределами республики, в частности, на Южном Урале, тоже стараются соблюдать «чувашский кодекс чести».

Сергей Герасимов отметил, что чуваши - спокойные, вежливые и трудолюбивые люди. В деревнях у них, как правило, добротные дома, с другими народами живут мирно. Наши герои не воинственные, миролюбивые, но если что - могут и постоять за себя, тем более что за свободу им тоже приходилось бороться. А еще чуваши удивительно скромные люди, любящие свой язык, культуру, и очень гостеприимные. Сергей Васильев в качестве главных черт отметил мягкость и гостеприимство наших героев. Он вспомнил, как со своими друзьями был проездом в Канаше. Около 12 часов ночи постучались к родственнику Игорю Федорову (он работает транспортным прокурором), чтобы поздороваться, попить воды и ехать дальше. Но их никуда не пустили, за столом сидели до утра. Чуваши могут хорошо выпить, особенно в деревнях, но «принимают на грудь» не больше других народов.

Как вам живется на Южном Урале?

Нина Еменева, медсестра, Челябинск:

- Я родом из села Шерауты Комсомольского района Чувашии. В 1979 году приехала в Челябинск и поступила в медицинское училище. Вначале в миллионном городе было не очень уютно, но постепенно привыкла. В 1982 году на концерте ансамбля из Чебоксар познакомилась со своим мужем. Дома мы с ним разговариваем на родном языке. У нас два сына. Старший Алексей в детстве ездил в мою родную деревню, за три месяца освоил родной язык. Младший Сергей понимает его хуже - мои родители умерли, и он не проводил каникулы в Чувашии. На праздник и к приходу гостей мы готовим курник. У нас много записей чувашской народной музыки. В последнее время я участвую в концертах, пою свои родные песни. Иногда на работе у меня проскальзывают чувашские слова, порой делаю неправильное ударение. Мои коллеги смеются: «Нина Петровна опять по-чувашски пошла!» Они с уважением и интересом относятся к моей национальности. А Челябинск стал для меня родным городом, он уже не кажется таким большим.

Челябинские чуваши на празднике Масленицы

Кухня

Чувашские блюда можно разделить на жидкие горячие (первые); вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой; выпечку со сладкой начинкой и напитки. Из супов стоит отметить мясной или рыбный бульон с приправами (яшка), похлебку с клецками (шурпе), какай шурби (суп из субпродуктов, сами чуваши произносят «кагай»), щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени - сныти, борщевика, крапивы и т.д. Широко распространены различные каши: гороховая, гречневая, овсяная, полбенная, пшённая, чечевичная. Пшеничная каша в давние времена была чувашским ритуальным блюдом.

Без хлеба нельзя представить себе чувашскую трапезу. Хлеб считался священной пищей, его мог резать только глава семьи или самый старший ее член. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки. Чуваши издавна пекли пироги с крупой, с капустой, с ягодой (кукаль), позже появились лепешки и ватрушки с картофелем, а также с творогом (пуремеч). Знали чуваши блины и оладьи. Хупла – большой пирог с начинкой из мяса или рыбы. Его готовили, в основном, по праздникам. Вообще мясо чуваши раньше ели не так уж часто, это была по большей части сезонная пища, доступная в период забоя скота - говядина, баранина, свинина. Низовые чуваши употребляли конину. Вареную колбасу с крупяной начинкой готовили с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармаш). Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышляли рыболовством.

Коровье молоко пьют в «чистом» виде (сет), а также кислым (турах). Наши герои очень любят простоквашу, по этому поводу даже есть шутливое двустишие: «Если нету простокваши - значит, выпили чуваши». Из молока также делают творог и творожный сыр (чакат). Среди низовых чувашей распространен кумыс. Главной сладостью, помимо различной выпечки, был мед (пыл). Его ели как самостоятельное блюдо, а также использовали для приготовления напитков, в том числе браги, медовухи (корчама, сим-пыл). Из ржаного или ячменного солода делали пиво. Сейчас в Чебоксарах на бульваре купца Ефремова есть музей пива, там можно попробовать нефильтрованный и непастеризованный чувашский пенный напиток - специально для музея его варят в одном из сел. Чай и квас были распространены в районах активного контакта с русскими и татарами.

Какай шурби (суп с потрошками)

Потребуется: ноги говяжьи или свиные - 55 г, сердце - 50 г, печень - 25 г, легкие - 50 г, лук репчатый - 50 г, рубец - 40 г, картофель - 85 г, лук зеленый - 10 г, специи, соль. Приготовление. Обработанные сырые субпродукты, нарезанные кусочками, заливают холодной водой, проваривают 40-50 мин, добавляют нарезанный кубиками картофель, репчатый лук и доводят до готовности. При подаче посыпают мелко нарезанным зеленым луком.

Анекдот про чувашей

Три чуваша из разных деревень сидят за столом перед чугунком с кашей. В самый центр положили кусок сливочного масла, который начал таять. Один чуваш ложкой провел борозду от лужицы с маслом к себе, пояснив: «Через нашу деревню речка вот так протекает». Ручеек из масла побежал к нему. Второй чуваш прочертил такое же русло к себе, заметив: «В нашу деревню вот так построили дорогу». Третий сказал: «А если в нашу деревню приходит татарин, то все бунтуют, бунтуют, бунтуют...» И, приговаривая так, размешал равномерно всю кашу с маслом.

Сергей Герасимов предложил мне надеть национальную рубашку с поясом. Я сразу заметил, что она отличается от белой сорочки с вышивкой, которую видел на фотографиях. Сергей Александрович пояснил, что этот наряд особый. Его привезли из чувашской глубинки, из Красноармейского района, в этой рубашке выступал один из артистов народного ансамбля. Она не простая, а праздничная. Аутентичный чувашский костюм шьют в Чебоксарах, на фабрике «Паха тере» (благородный, высокого качества узор).

Комментарии
Телефон чувашского центра 8 (351)235-05-30.
Сергей Герасимов
08.11.2011 15:36:41
моя тетя весь экипаж оформляла монистами были и старые монеты
александр
18.02.2013 20:41:36