Новости

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Уик-энд с любителями

04.04.2003
На три дня Золотая долина превратилась в театральную

Сергей ЛИХАЧЕВ
Миасс
Раз - и стала миасская весна театральной. Город, где нет и в ближайшей перспективе не предвидится профессионального театра, где нет даже репертуарного самодеятельного коллектива, получил вдруг возможность посмотреть 12 спектаклей. Так уж звезды сошлись, что именно в Миассе было решено провести первый после 15-летнего перерыва областной фестиваль любительских театральных коллективов.
Забегая вперед, скажу: практически все три дня фестиваля та самая вешалка, с которой начинается театр, оставалась пустой. Миасс, заполучивший мероприятие как город с богатой театральной традицией, вел себя пресыщенно, словно фестивали эти уже порядком всех утомили, дома бы посидеть, а тут еще один.

На три дня Золотая долина превратилась в театральную

Сергей ЛИХАЧЕВ

Миасс

Раз - и стала миасская весна театральной. Город, где нет и в ближайшей перспективе не предвидится профессионального театра, где нет даже репертуарного самодеятельного коллектива, получил вдруг возможность посмотреть 12 спектаклей. Так уж звезды сошлись, что именно в Миассе было решено провести первый после 15-летнего перерыва областной фестиваль любительских театральных коллективов.

Забегая вперед, скажу: практически все три дня фестиваля та самая вешалка, с которой начинается театр, оставалась пустой. Миасс, заполучивший мероприятие как город с богатой театральной традицией, вел себя пресыщенно, словно фестивали эти уже порядком всех утомили, дома бы посидеть, а тут еще один. Хотя причина, скорее всего, в другом - заезжее шапито рекламирует себя куда агрессивней, чем это получилось с фестивалем. Я, к примеру, узнал о нем после звонка из родной редакции. Тоже ведь симптом.

Было немного неловко за свой город, когда я объяснял челябинским артистам, как им добраться с реквизитом с одной площадки до другой. Неужели же какой-нибудь ПАЗ утянул бы бюджет Миасса в глубокий минус? Бог с ним, с размахом, но хоть как-то обозначиться в начале фестиваля принимающая сторона могла. Или в финале что-нибудь безумно-фестивальное отчебучить. Оркестр в фойе, шарики детям, приз какой-то от города - да мало ли что! Так, мол, и так, рады мы вам, еще приезжайте. А так из культурного события мероприятие превратилось в междусобойчик - не фестиваль, а конкурс. О нем, конкурсе, и поговорим.

Позвольте торжественно заявить: любительский театр жив. Во всяком случае, в нашей области. Если рисовать усредненный портрет самодеятельного коллектива, то это молодые актеры с бездной энергии и женщина-режиссер, предпочитающая современную российскую драматургию. Репертуар фестиваля заставляет задуматься. Мало того, что никто не замахнулся "на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира", но и российской классике ничего не обломилось. И это при том, что Чехов, Островский и иже с ними по-прежнему занимают заметное место на профессиональной сцене. Еще одна репертуарная особенность фестиваля - жанровая. Из 12 спектаклей всего лишь две комедии. Между тем обращение к серьезной, трудной для режиссерского осмысления драматургии удачи не множит. Правильно решить "Самоубийцу" Эрдмана с его особым языком или точно донести до зрителя абсурдный текст Мрожека в его "Вдовах" - задача, посильная лишь тем, кто в полной мере владеет пониманием современного театра. Вообще фестиваль выявил проблему подбора материала: понятно, что каждый режиссер ставит то, что ему в этот момент близко, но, к сожалению, не всегда в своем выборе отталкивается от возможностей труппы. Да и от чаяний зрителя тоже, иначе не было бы в программе фестиваля абсолютно не совпадающего с днем сегодняшним "Медового месяца Золушки" Полонского.

Теперь к удачам. Первая и главная - это получивший Гран-при фестиваля спектакль магнитогорской студии "Ровесник" по пьесе А. Яхонтова "Койка, или Лекарство от жизни". Вот где встретились и слились современная драматургия и современная же режиссура. Как заметил председатель жюри Михаил Филимонов, задумок автора спектакля Ольги Красовской вполне хватило бы и на три постановки. Спрессовавшись же в одну, режиссерские ходы так всколыхнули пространство, так наполнили его энергетически, что мало никому не показалось. Еще один член жюри, театральный критик Ирина Камоцкая, готова даже рекомендовать спектакль для показа его в Челябинске - нашлись бы деньги.

Скромный коллектив Селезянского Дома культуры не разыграл даже, а прожил на сцене одноактовку С. Лобозерова "Воскресенье". Соревноваться с этими мужиками в образе алкашей было бы сложно и иному профессионалу. Это как переиграть кошку, которая и не играет вовсе, а существует, и плевала она на свет рампы и покашливания зрителей. Между тем, по уверениям режиссера спектакля Елены Силаевой, ее артисты - вполне приличные люди и алкоголем не злоупотребляют. Но ведь возник такой вопрос у членов жюри - и это лучший комплимент воистину народным артистам. Труд их был оценен специальным дипломом фестиваля "За яркое актерское воплощение жанра".

Редчайшим явлением любительского театрального творчества стал музыкальный спектакль по мотивам оперы Н. Римского-Корсакова "Снегурочка" в постановке Миасского народного театра. Невозможно было проникнуться красотой музыки под фортепьянную фонограмму, но вокал некоторых партий был очень достойный, что и отметило жюри специальным дипломом.

Народный театр действительно жив. На поклон выходили 16 артистов из поселка Тимирязевский и аж 24 из Красноармейского района. И пока у этих людей есть желание играть - народный театр жить будет. И возрождение фестиваля, где каждый режиссер может не только себя показать и на людей посмотреть, но и услышать профессиональный разбор своей постановки - лучшее тому подтверждение.

Комментарии членов жюри

Михаил Филимонов, режиссер Челябинского академического театра драмы, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусства:

-- Итоги этого фестиваля позволяют говорить о возрождении самодеятельного творчества. Очень широка география участников: были и маленькие поселки, и крупные города, и репертуарные театры-студии, и небольшие коллективы, показывающие спектакли время от времени.

Впечатления самые разные. Есть удивление даже, что отрадно. Профессионалу сложно удивляться, он должен воспринимать, анализировать, но когда есть удивление - это приятно. Мы пережили очень трудное время, сейчас любительские театры возрождаются, народное творчество на подъеме - и все это заряжает определенным оптимизмом.

Ирина Камоцкая, театральный критик, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусства:

-- Последний раз приходилось принимать участие в подобном фестивале в 1987 году. Очень радостно, что после столь долгого перерыва он состоялся вновь, было интересно сравнить уровень прошлых фестивалей и нынешнего. Отрадно, что любительский театр очень много обращается к современной драматургии - в профессиональных театрах Челябинска, к примеру, ее явный дефицит. И то, что самодеятельные театры не боятся этого очень сложного материала, конечно, радует.

К сожалению, в ряде работ говорить о профессионализме режиссера было нельзя. Самодеятельный коллектив все же подразумевает актеров-любителей, но профессиональных режиссеров. То есть людей, мыслящих категориями режиссерского театра - пространство, ритм, обоснованность каждого действия и каждой вещи на сцене, каждой паузы. В этом плане масса претензий.

Что касается фестиваля, то его нужно проводить периодически, самый оптимальный вариант - раз в два года. И как-то серьезнее подходить к организации, чтобы не было пустых залов, чтобы гости города чувствовали себя уютно. Миасс в этом смысле не порадовал.

Комментарии
Комментариев пока нет