Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Будущим Ломоносовым ЕГЭ противопоказан…

03.09.2011
Нелли Пащук - участница первого всероссийского форума «Умная школа», который прошел в Москве в конце августа

Нелли Пащук - участница первого всероссийского форума «Умная школа», который прошел в Москве в конце августа по инициативе члена Общественной палаты РФ Тины Канделаки. Нашу область помимо Нелли Михайловны представляли Иван Иоголевич и Наталья Никифорова - лучшие учителя страны, получившие это звание благодаря победе в престижном профессиональном конкурсе «Учитель года России». У Нелли Пащук нет таких громких титулов, но есть свой взгляд на все, что происходит в образовании. Мы решили познакомить читателей с ее мнением по поводу того, как сегодня надо учить детей.

- Нелли Михайловна, как вы относитесь к ЕГЭ?

- До нынешнего года спокойно. В моем понимании ЕГЭ - это «социальный лифт» для талантливых, одаренных детей из провинции, которые могут без повторных испытаний поступить в ведущие вузы страны. Первая волна наших «ЕГЭ-шных» выпускников уже имеет дипломы МГУ, МФТИ, СПбГУ, ГУ-ВШЭ и успешно трудоустроилась.

Однако нынешняя кампания подорвала веру в единый госэкзамен. Мы столкнулись с падением морали в обществе. В прошлом году на всю страну прославились учителя из Ростовской области, выполнявшие ЕГЭ по русскому языку для своих учеников. 30 учителей - 30 сделок с совестью! В этом году уже больше сотни тысяч выпускников воспользовались готовыми решениями по математике, выложенными в социальной сети.

А история со студентами МФТИ, скоморошным переодеванием и вовсе повергла страну в шок. Когда девушка, победитель международной олимпиады по физике, краса и гордость ведущего вуза, идет сдавать экзамен вместо юноши, это уже не болезнь ЕГЭ, а «Чума» Камю.

Научили - получайте: не только вы, взрослые, но и мы, ваши дети, без страха и совести продаемся золотому тельцу. Мы своей плутовской болезнью уже и Францию заразили. Но там быстро обнулили результаты тех заданий, которые были выложены в сети. А у нас пока воз и ныне там…

Что делать, спросите вы? Убрать ЕГЭ из школы, отдать вузам? Тоже не выход. Пример с «мертвыми душами» в столичном медицинском университете - наглядное тому доказательство.

- Вы уверены в ваших коллегах? В том, что они не пойдут на сделку с совестью в ситуации всеобщей коррупции?

- В лицее по поводу единого государственного экзамена есть тайная клятва. Звучит она так: клянусь сеять разумное, доброе, вечное безотносительно ЕГЭ; давать знания, а не натаскивать на ЕГЭ; не уронить чести своей и звания Учитель в пункте проведения ЕГЭ.

У наших лицеистов достаточно высокие баллы. В этом году средний балл по математике - 92,6, физике - 88,6, информатике - 90,5, русскому языку - 82,5. За два последних года у нас двадцать пять 100-балльников. Но редкий наш ученик поступает в вуз по сертификату ЕГЭ: в основном по результатам всероссийских и вузовских олимпиад. По количеству победителей лицей, как известно, входит в тройку лидеров, уступая аналогичным заведениям лишь Санкт-Петербурга и Москвы.

Специально мы не готовим к ЕГЭ. Для развития интеллектуальных способностей ребенка натаскивание губительно. Будущим Ломоносовым, на мой взгляд, единый госэкзамен противопоказан. Им ведь в равной степени важны и физика с математикой, и литература с языками, и история с географией, и, может быть, теория стихосложения пригодится. И спорт нужен.

Как с родней повидались…

- Наши ученики (я имею в виду всю страну), как выяснилось, не умеют читать. По результатам международных исследований PISA, Россия из 65 стран оказалась на 43-м месте по осмысленному чтению. Что вы скажете по этому поводу?

- Осмысленное чтение у нас сейчас как балет. Элитарное. Не для всех. Для всех - что интересно и занимательно, где не надо думать, размышлять, сопоставлять, анализировать. В стране все сделано для того, чтобы отвлечь людей от таинства книги, освободить время: клипы, ток-шоу, пресс-релизы и т.д. Книга теперь не источник знаний. А ведь нечитающий человек, как выразился писатель Павел Басинский, - низшая каста, обслуга, и он никогда не будет успешным.

Среда должна быть заряжена на читательскую культуру, такую, когда ученик приходит к однокласснику и говорит: «Дай почитать Кортасара с Сарамагой. А то вы все обсуждаете, а я сижу дурак дураком…»

- И где же ребенку эту среду найти?

- В школе. В апреле мы у себя на олимпийском портале olymp74.ru провели региональную олимпиаду по осмысленному чтению, и она имела огромный успех не только в нашей области, но и в других регионах России.

Еще один лицейский проект - «Живая книга», встреча с современными писателями. Наши ученики давно общаются с ведущими учеными из МГУ, Физтеха, Высшей школы экономики, а вот «живых классиков» в глаза не видели. Поэтому мы стали приглашать в лицей писателей. В прошлом учебном году у нас побывали представители «нового реализма». Первым прилетел Сергей Шаргунов и два дня работал учителем. Это были живые уроки литературы. Молодой писатель, немногим старше наших лицеистов, рассказывал о современном литературном процессе, о своих произведениях, делился впечатлениями о поездках в горячие точки, советовал подросткам, какие книги надо обязательно прочитать в их возрасте, отвечал на вопросы педагогов и учеников.

Эстафету передал Роману Сенчину. И вот к нам приехал «хмурый писатель» чеховского плана, таланта огромного, финалист престижных премий «Русский Букер» и «Большая книга». Его рассказы о том, что надо ставить высокие цели в жизни, ибо «крыжовничье зло» нравственно уродует человека. С Романом Сенчиным мы провели «дуэт-уроки» в 11-х классах. Писатель читал свой рассказ, а учитель с ребятами в режиме «онлайн» обсуждали текст.

В марте состоялось незабываемое знакомство с Захаром Прилепиным. Он сейчас один из знаковых и читаемых авторов в России и за рубежом. Писатель с объемной, несмотря на молодой возраст, биографией, счастливый отец многодетной семьи, которого искренне волнует будущее страны. Лауреат многочисленных литературных премий, его роман «Грех» признан лучшим произведением десятилетия и награжден солидной премией «Супернацбест».

До встречи с ним мы успели прочитать почти всю его колумнистику, посмотреть телепередачи с нашим гостем: «Семейный альбом», «Моя хата с краю», «НТВшники» и т.д. На школьном сайте, в читательском разделе Ex Libris, прошло обсуждение его рассказов. Развернулась острейшая дискуссия. За две недели на сайте - 767 комментариев и просмотров! Когда писатель прибыл в лицей и провел на одном дыхании пять уроков, мы как будто «с родней повидались»…

Следующий учебный год начнем читательской конференцией «Большая книга». В октябре должно состояться знакомство с лауреатами этой премии - писателями Павлом Басинским, Алексеем Варламовым и сценаристом, режиссером, соведущей передачи «Школа злословия» Авдотьей Смирновой. На лето дети получили задание: прочитать рассказы этих авторов, познакомиться с их творчеством. А на форуме Тины Канделаки я встретилась с писателем и журналистом Дмитрием Быковым. Он тоже заявил о своем желании к нам приехать.

Высоцкого спеть слабо?

- Говорят, раньше с детьми было легче, чем сегодня. Теперь они много знают, обо всем имеют свое мнение. Это так?

- Не думаю, что раньше дети были мягкие и пушистые. Они всегда разные. Гладкие и шероховатые, прилежные и не очень, открытые и замкнутые… Главное, любить всех детей. На урок прихожу с неизменной фразой: «Я вас люблю!» Кстати, эти слова, только с местоимением «тебя», крупными буквами написаны на одном из зданий в школьном дворе.

Иногда ученики, конечно, впадают в протестный экстаз, и надо вовремя их понять, не учинить никчемные разборки.

Однажды прихожу весной на урок к девятиклассникам и вижу: девочки покрасили волосы в яркие цвета, у кого-то вместо косичек - разноцветные павлиньи перья, на руках - перчатки без пальцев, на груди - цепи-цепочки, бусы размером в страусиное яйцо, в уши-губы-нос - по сережке. Мальчики, как рокеры, с гитарами. Впечатление такое, что все идут на кастинг сериала «Школа».

- А как же дресс-код! - напоминаю.

- Да вы не обращайте на нас внимания. Занимайтесь лучше со своими примерными 11-классниками, а мы уж как-нибудь сами разберемся со своим внешним видом, - отмахиваются от меня юные расстриги.

Застыв, проглатываю всеобщее нахальство. И иду к главному гитаристу, громко требуя:

«Играй же на разрыв аорты,

С кошачьей головой во рту!

Три черта было, ты - четвертый,

Последний, чудный черт в цвету!»

- Это как? - опешил парень.

- А вот так! Споешь «Кони привередливые» Владимира Высоцкого - вместо урока устроим музыкальный час.

- Не-а-а, - отвечает.- Я только «Группу крови» Цоя могу.

В общем, спели мы Цоя, Шевчука, Расторгуева и еще кого-то, про которого я, увы, не знаю. В конце урока вижу: сидят передо мной не раскрашенные павлины, а обычные нормальные дети.

Потом мои гитаристы нашли цитируемые мною строки Мандельштама. Так «протест» и свели на нет.

Что касается информационной продвинутости детей, так ведь и у учителя сегодня в арсенале не только указка, учебник, мел, но и широкие просторы Интернета.

И тогда не лондонский бунт, а русский...

- Когда профессия учителя, на ваш взгляд, станет уважаемой и престижной?

- Буду сотой, тысячной, миллионной, но отвечу: когда труд учителя будет достойно оплачиваться. Учитель должен получать не мизерное жалованье, а такое, чтобы мог купить, хотя бы в кредит, жилье, машину, отложить на образование детей, раз в год съездить отдохнуть и полечиться, навестить родных…

А та прибавка в 30 процентов, которую обещает правительство, никоим образом не улучшит его материальное положение. Больно смотреть на семейные учительские пары, которые платят за съемную квартиру больше, нежели получают зарплаты. Выживают, как могут, но не уходят из школы: работают по призванию. Разве они не заслуживают уважения?

А каким мы видим образ учителя на экране ТВ? Либо это монстр, хапуга, либо жалкое существо. На протяжении двух десятилетий учительство, как постмодерн, оказалось в фокусе опустошения, пародий, негативных настроений. Какое уж тут уважение!

Надо, чтобы на школьную среду вновь обратили свое внимание писатели, журналисты, режиссеры и показали обществу учителя-интеллигента, учителя-интеллектуала. Все мы помним фильм «Доживем до понедельника». Где подобные сейчас? Пока же у нас проекты, инновации, модернизация - «слова-слова-слова».

- Есть ли будущее у российского образования, по вашему мнению?

- Надеюсь, что есть, если образование будет доступным, бесплатным для всех и для каждого, если государство финансово обеспечит не просто стандарт, а качество. Ведь в чем феномен финского образования, где очень высокие результаты? Там бесплатные обучение, школьное питание, школьные автобусы… Расходы легли на плечи государства и муниципалитетов. Школы при этом автономны. Мы тоже сейчас переходим на автономию. И что наблюдаем? Школе открыли коммерческие шлюзы. Хочешь изучить второй-третий язык - плати, хорошо подготовиться к ЕГЭ - то же самое, а если бассейн с соляной шахтой нужен - вывернись наизнанку. Вот так появляются учреждения, где понты определяют уровень образования.

Все мы видели сюжет о московской школе, где директор устроил рай на земле для себя и своих воспитанников за счет взносов родителей. И что удивительно, мамы и папы отчаянно за него вступились. В отдельно взятом учебном заведении (сколько таких!) проявилась главная мифологема общества: заплатил - получишь все, нет - пошел вон, на обочину жизни! А ведь помимо правовой есть еще и моральная автономия, которую я понимаю как степень ответственности школы за качественное образование для всех по их способностям. Задача школы в этом направлении - не отсеивать имущих от неимущих, а сократить разрыв между богатыми и бедными. Боюсь, извращенное понимание автономии неминуемо приведет к платному образованию и, как результат, появлению большой армии социальных аутсайдеров. И тогда, не приведи Бог, видеть не лондонский бунт, а русский…

Комментарии
Не все платное в школе - проявление рвачества со стороны педагогов. Есть содержательные моменты, которые не признаются госстандартами в качестве необходимых, но на самом деле необходимы подрастающему поколению. Например, медиаобразование. Как оно может существовать в таком случае в обычной школе? Особенно если основано на проектной технологии, а таким оно и должно быть?! Только на платной основе. Это расплата семей за близорукость чиновников от образования.
Ирина
05.09.2011 16:32:54