Новости

Ребенка забрали из неблагополучной семьи судебные приставы.

Дома строились по муниципальному контракту и в итоге были признаны аварийными.

Девочка пропала в понедельник по пути в школу.

По неподтвержденной информации, ешеход в тяжелом состоянии был экстренно госпитализирован на "скорой".

Совместно с представителями оргкомитета «Россия-2018» позитивно оценили ход реконструкции.

39-летняя екатеринбурженка пропала три дня назад.

Минувшим вечером у маршрутного такси №92 взорвалась шина.

Девушку не могут найти вторые сутки.

Связисты назвали активных пользователей сети 4G среди знаков Зодиака.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Греки и другие

08.09.2011
Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области

Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области.

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут представители 132 национальностей

Интерес к «Планете…»

Уважаемые читатели, вот уже год мы встречаемся с вами в рамках проекта «Планета Южный Урал». Наша задумка о написании живой, человеческой энциклопедии народов Челябинской области была встречена с большим интересом и одобрением. Приятно слышать слова благодарности от представителей национальностей, о которых рассказываем. В редакцию пришло много откликов от обычных читателей и от коллег, что особенно ценно. Одна женщина призналась, что давно ждала появления таких очерков: люди должны понимать, кто они, откуда пришли и кто живет рядом с ними. Другой читатель посчитал, что в материалах о русских есть излишний драматизм. Отзывы поступали не только из Челябинской области, но и из других регионов страны (больше всего - из Башкортостана), а также из-за рубежа - из США, Германии, Казахстана. Мне пришла информация от «Русского общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме». Нас перепечатывают разные сайты и цитируют в российских блогах. Мне присылают дополнения к уже опубликованным очеркам, постараюсь использовать их в книге, которая выйдет после завершения газетных публикаций. Администрация области при составлении программы улучшения имиджа Южного Урала попросила прислать копии полос о разных народах. Мы рады, что они способствуют формированию образа региона, где дружно живут люди разных национальностей.

Сегодня мы начинаем рассказывать о народах, которых меньше тысячи, их условно вносим в категорию «…и другие». Исходя из понимаемого мной вклада в развитие области, в ее культурную копилку, выделяю греков и коми. Другие национальности помещаю в привычном, не очень строгом алфавитном порядке. Еще раз подчеркиваю, что это не временные жители области, а южноуральцы, имеющие российское гражданство. Представители многих работают на рынках. Им не помешала паспортизация торговых рядов, проводившаяся в 2007 году. Мигранты стали более активно получать документы, дающее право работать на рынках.

Греки

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 767 греков. Люди этой национальности в России и в нашей области чувствуют себя достаточно комфортно, поскольку остаются в своей духовной среде. Напомним, православие пришло в Россию из Византийской империи, которая была наследницей Греции. Судя по всему, первые греки появились в Оренбургской губернии, то есть в наших краях, в XVIII веке как торговцы и как военнослужащие.

Самым известным греком Южного Урала наших дней можно уверенно назвать обозревателя «Челябинского рабочего», автора нескольких краеведческих книг Михаила Фонотова. Михаил Саввич понимает, что его фамилия - видоизмененный вариант греческой, но как именовались его предки - Фонотас или Фонотиди, он не знает. Зато все остальное о прошлом своего рода помнит в деталях.

Михаил Фонотов из Донецкой области, на юге которой есть целая цепь греческих сел. В одном из них, в Красной Поляне Великоновоселковского района он и появился на свет 3 августа 1937 года. В детстве говорил на своем языке. И сейчас, приезжая на родину и слыша греческую речь, тоже прибегает к ней. В селе продолжает жить его сестра Елена Саввична. Они вместе вспоминают родителей, Савву Михайловича и Василису Алексеевну. Отец окончил курсы агрономов, работал полеводом. Он пропал без вести на Орловско-Курской дуге. Сыну Михаилу не удалось ничего выяснить о его судьбе. Мама была колхозницей, домохозяйкой.

Уже в зрелом возрасте Михаил узнал, что в Приазовье его предки приехали из Крыма в конце XVIII века. Приазовские степи тогда пустовали, и императрица Екатерина II в ответ на обращение греческого Митрополита Игнатия решила заселить эти земли православным народом. В сентябре 1778 года была организована почти военная операция по переселению греков, которой руководили князь Григорий Потемкин, полководец Александр Суворов и граф Петр Румянцев. Были закуплены тысячи подвод, всех одновременно посадили и вывезли. Всего было переселено 31098 человек. Суворов отправил рапорт: «Вывод крымских христиан кончен». Так в Приазовье появились села Старый Крым, Сартана, Янисоль, Ялта, Урзуф, Мариуполь и другие. Оказавшись в Челябинске, Михаил Саввич обнаружил других людей с такой же фамилией. Один из них - как будто генерал ПВО Фонотов, в свое время очень «секретный». Он из того же села (там вообще много Фонотовых, на мемориале погибших в годы Великой Отечественной войны их около 10 человек). После Челябинска генерала Фонотова перевели в Минск, где он умер.

Дом Миши Фонотова в Красной Поляне был недалеко от кладбища. Бегая там, мальчик видел склеп из полированного мрамора и запомнил фамилию - Балжи. Она принадлежала местным богачам, владевшим заводом, выпускавшим сельскохозяйственную технику. У них были огромные кирпичные дома, которые стали школой, где учился Михаил. После революции род Балжи отдал советской власти свою собственность. В Челябинске М. Фонотов вновь встретил эту фамилию. Михаил Балжи был конструктором танков на ЧТЗ, профессором ЧПИ. Он родился в 1908 году в селе Покровском Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. Его отец, Федор Балжи, владел 300 гектарами земли, имел наемных работников. Михаил Федорович работал на Харьковском тракторном заводе, окончил Харьковский механико-машиностроительный институт.

По разнарядке наркомата был направлен на Челябинский тракторный завод имени Сталина. Он конструировал дизельный трактор С-65, получивший в 1937 году Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Париже. С июля 1940 года стал заместителем начальника специализированного конструкторского бюро по танкам. Участвовал в выпуске первого танка ЧТЗ КВ-1. Под его руководством разработан и произведен облегченный вариант тяжелого танка КВ-1С. 5 июня 1942 года за образцовое выполнение задания Михаил Балжи награжден орденом Красной Звезды. Позже он участвовал в разработке и руководил постановкой на производство нового тяжелого танка - ИС (Иосиф Сталин). За это 5 августа 1944 года награжден орденом Трудового Красного Знамени. Затем Балжи был конструктором знаменитого танка ИС-3, возвышающегося на постаменте на Комсомольской площади Челябинска. Сделав его, он стал конструктором мирового класса, говорят, именно эта машина поставила точку в беспощадной и непрерывной «битве умов» СССР и фашистской Германии. История создания ИС-3 превратилась в легенду.

В августе 1944 года Михаилу Федоровичу впервые за годы войны дали десятидневный отпуск на заводскую дачу на Монахах. Глядя на обычную мыльницу, он подумал: «Вот таким должен быть профиль башни - низкий, слегка приплюснутый, полусферический». Сделал набросок, прервал отпуск, и они пошли к легендарному директору ЧТЗ Исааку Зальцману. Тот принял их ночью. Ничего сразу не сказал: надо было решиться на выпуск новой машины - рискнуть, что-то отложить. И через 10 лет после войны ИС-3 рассматривался в мире как эталон тяжелого танка. В 1956 году американский журнал «Мелитари ревю» писал: «ИС-3 - один из самых мощных современных танков…Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни. Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк». Уже после смерти Михаила Федоровича Балжи (он похоронен в Челябинске, на главной аллее Успенского кладбища) журналист Фонотов встречался с его семьей. Он до сих пор удивляется, как во время тотальной подозрительности к секретным делам конструирования танков и противоздушной обороны могли допустить людей нетитульной национальности, тем более - из богатого рода, как Балжи.

В Челябинске успешно работают дети Михаила Фонотова: Татьяна Гончарова - главный редактор газеты «Призыв», Алексей Фонотов - компьютерный дизайнер еженедельника «Тумба».

Помимо приазовских греков, на Южном Урале есть выходцы из Грузии. Многие в Челябинске знают предпринимателя Федора Попова. У него есть цех по изготовлению изделий из мрамора и гранита, он готовится открывать магазин верхней меховой одежды. Как оказалось, фамилия предков Попова - Папавиди. В России, кстати, вообще немало греков Поповых - например, бывший мэр Москвы Гавриил Попов. Теперь понятно, что у всех фамилии видоизменены. Знаменитый исследователь Арктики, доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза Иван Папанин - тоже грек! К людям этой исторической и талантливой национальности также относятся: знаменитый испытатель реактивных самолетов Григорий Бахчиванджи. (погиб под Свердловском в 1943 году); легендарная трактористка 30-х годов XX века Паша Ангелина; главный конструктор Харьковского тракторного завода Константин Челпан, придумавший мотор для Т-34 (за свою разработку он получил орден Ленина, а в 1938 году был расстрелян); Владимир Трандафилов - комкор, автор книг о характере операций современных армий, погиб в авиакатастрофе в 1931 году, похоронен у Кремлевской стены. Есть и известные на всю страну Фонотовы: генеральный директор Федерального фонда технологического развития Минпромнауки РФ Андрей Фонотов и научный сотрудник библиотеки имени Ленина Георгий Фонотов.

Все вышеназванные фамилии мне назвал Михаил Фонотов. Он считает себя «безнадежно обрусевшим», но, как видим, невольно отмечает достижения людей своей национальности. У Михаила Савича есть еще один «греческий атавизм» - по праздникам он готовит чир-чир (это такие чебуреки), которые давно по достоинству оценили его родные и друзья. А в один из последних приездов на родину Фонотов записал, как соседка поет греческие песни - грустные, печальные, о трудной судьбе, сиротстве…

Албанцы

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале албанцев нет. Но ко мне пришел челябинец Николай Сафонов и показал свой старый советский паспорт, в котором обозначено, что он албанец. Мало того, Николай Николаевич назвал еще одного албанца - Виталия Гайдаржи, выпускника МВТУ имени Баумана, а ныне пенсионера, живущего в Ленинском районе областного центра. Почему они не попали в списки, неизвестно. Николай Николаевич говорит, что когда приходил переписчик, его не было дома.

Николай Сафонов со своими детьми, дочерью Натальей и сыном Александром

У Николая Сафонова фамилия матери. Его отец - чистокровный албанец Николез Дондони, потом на русский манер стал Николаем Дондоновым. Он родился и вырос в Приазовье, где албанцы появились после известного манифеста Екатерины II, которым императрица приглашала европейские народы переезжать в Россию. Наши герои поселились компактно, образовалось село Георгиевка, в 10 километрах от Азовского моря (сейчас оно находится в Приазовском районе Запорожской области Украины). В нем было дворов 100, албанцы разводили коров, лошадей, сеяли пшеницу, выращивали помидоры, огурцы, подсолнухи. В 1932 году отца и еще несколько человек (некоторых - семьями) сослали на Южный Урал. Николез-Николай женился на Евдокии, русской девушке с Украины (она тоже была репрессирована), жили в Копейске, оба работали на шахте, под землей. Семья ютилась в землянке с крышей из дерна. Когда стало много детей (три сына и три дочери), Евдокия Николаевна начала заниматься только домом. В одной комнате в жуткой тесноте спали восемь человек.

Семья албанцев Дандоновых, Копейск, 50-е годы XX века. Левый в первом ряду - Николай Сафонов

«За что репрессировали отца?» - спрашиваю Н. Сафонова. «Не знаю! - с чувством вины и досадой восклицает он. - Отец никогда не говорил на эту тему!» В те годы маленький Коля отметил, что к ним в гости почему-то все время приходят черные люди. Они были спокойными, добродушными и веселыми, всегда приносили гостинцы. Один из них, Константин Гайдаржи, был другом отца и соседом по Георгиевке (упоминавшийся выше Виталий Гайдаржи - его сын). Отец отлично знал албанский язык, но со своими детьми никогда на нем не разговаривал. Мама сказала Коле, чтобы он не назывался албанцем, иначе в жизни будет так же плохо, как отцу. Но при получении паспорта сын не стал прятать свою национальность. В 1972-м Николез-Николай и Евдокия уехали на родину. В Приазовье отправились и их дети, только Николай остался на Южном Урале. Но он, пока родители были живы, каждый год бывал у них. В Георгиевке Николай полюбил национальные блюда: агни (овощное рагу с мясом) и пэты (лепешки с творогом из тонкого слоеного теста).

Православные российские албанцы ходили по селу в национальных костюмах, женщины - в платочках, вся деревня была ухоженная, утопала в цветах. Она сохранилась еще и потому, что люди жили без паспортов и просто не могли никуда уехать. А затем Николай возвращался в родной уже Челябинск. Он окончил металлургический факультет ЧПИ, многим в городе известен как заместитель директора завода гипсовых изделий, сейчас - предприниматель. У него трое детей: старшая дочь Наталья Карпова - заместитель управляющего банка, сын Александр Сафонов тоже банкир. Младшая дочь, 10-летняя Катя Сафонова, - чернявая красавица. «Ну настоящая албанка, вся в батю!» - восклицает супруга Николая Николаевича.

После нашей встречи Николай Сафонов вновь засобирался в Приазовье: «Хочу, наконец, узнать, почему репрессировали отца». По возвращении обещал мне раскрыть тайну своей семьи…

Аварцы

Аварцы из Магнитогорска - Магомед, Магомед Аминов, Барият, Наида, Сакинат

Самый известный аварец страны - летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. А на Южном Урале 578 человек этой национальности. Рассказать о них мне помогла журналистка Валентина Бычкова.

Врач-терапевт Магомед Аминов долго работал в Карталах, его там хорошо помнят. Сейчас он вместе с женой Сакинат, дочерьми Саидой и Наидой уже много лет живет в Магнитогорске. Их семья образована по аварской традиции. Магомед окончил медицинский вуз и получил распределение в Челябинскую область, ему предстояло работать врачом в посёлке Снежный Карталинского района. Сестры сокрушались, что уедет из Дагестана один. Через несколько дней убедили брата жениться. Составили список незамужних девушек, которых хорошо знали. Магомед посмотрел, оказалось, что знаком со всеми, кроме Сакинат. К ней-то и решили съездить. Девушка очень понравилась. Через неделю была свадьба. Вместе они уже 20 лет.

«Мы с будущим мужем хотя бы видели друг друга перед свадьбой, - говорит Сакинат. - А вот наши друзья Магомет и Барият познакомились непосредственно на ней. Это не помешало им создать крепкую семью». Как оказалось, аварская девочка часто стает невестой в 14-15 лет. Свадьба может быть и через пять лет, и через семь. До нее молодым аварцам запрещены близкие отношения. Можно общаться, но соблюдать дистанцию. А порой невеста и жених вообще не видят друг друга. Всё, что касается семьи, для аварцев свято. У них мало разводов. Разрушить свою семью - значит, разрушить свою жизнь и жизнь своих детей.

«У нас много друзей, мы следуем традициям гостеприимства, - говорит Магомед. - Мы уважаем своих родителей, родных, и наши дети поступают так же». «Со стороны может показаться, что мы достаточно строги в воспитании, - продолжает Сакинат. - Может быть, дочки иногда завидуют своим подружкам, которые идут погулять, потанцевать, возвращаются домой за полночь, но нам этого не говорят. Даже сейчас, когда Саида учится в другом городе, мы в ней уверены - глупостей она не наделает».

Вьетнамцы

Каждый год, как минимум, 300 молодых вьетнамцев приезжают в Россию, чтобы получить высшее образование. На Урале они появились сравнительно недавно. Эмиграция из СРВ в регион началась в конце 80-х годов прошлого века. По межправительственному соглашению десятки тысяч вьетнамцев приезжали в страну, и в том числе на Урал, для работы на предприятиях легкой промышленности. Через некоторое время они ушли в торговлю, чем сейчас и занимаются. Сегодня на Урале и в Западной Сибири около семи тысяч вьетнамцев, в Челябинской области - 350. В Магнитогорске известен скрипач Тхань Буй Конг.

Дагестанцы

Дегестанец Ханахмед Гюлов

В Челябинске есть Общество дагестанской культуры, его офис расположен на улице 1-й пятилетки. Эта региональная общественная организация создана в 1998 году. Ее учредили Ханахмед Гюлов, Гимбпт Ибрагимов, Рафаил Шахбанов, Абдулла Раджабов, Магомед Шихаминов и другие уроженцы Дагестана. Председателем стал Ханахмед Гюлов, врач областного онкологического диспансера, руководитель Центра фотодинамической терапии и ассистент кафедры онкологии и радиологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования. Отделения общества созданы в восьми городах и районах - там, где живут дагестанцы.

Езиды

Ези́ды - этноконфессиональная группа в составе курдов. Они живут в Ираке, Турции, Армении, России, Грузии, а также в небольшом количестве в Иране, Сирии, Украине. Всего езидов около полутора миллионов. По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 258 езидов, но фактически их больше. Ко мне в редакцию несколько раз заходил студент ЧелГУ Аско Алоян. Он рассказал, что в Челябинске на свадьбы собирается до 300-400 езидов. Люди этой национальности владеют в регионе деревообрабатывающим производством.

В Челябинске проходила презентация альбома, посвященного храму Лалыш - святыне последователей религии езидов. Его хоть раз в жизни должен посетить каждый езид. Человеком этой национальности и веры нельзя стать, им можно только родиться. Челябинские ученые были первыми европейцами, которые провели двое суток в священном храме Лалыш. Согласно преданию, он был сотворен на небесах и спущен на землю ангелами сразу после сотворения мира.

Относительно происхождения езидизма существуют три точки зрения. Первая - он возник из суфийского учения шейха Ади путем смешения его с доисламскими верованиями и христианскими гностическими учениями. Вторая - езидизм имеет основой традиционные доисламские верования курдов, реформированные шейхом Ади. Третья точка зрения заключается в отождествлении езидизма с зороастризмом.

Калмыки

Калмык Петр Агинов

Калмыки-кочевники появились в южноуральских степях в начале XVII века. Они прибыли с востока, оттеснили ногайцев в низовье Волги и стали кочевать в районе рек Орь, Яик, Илек. С тех пор в них много воды утекло. По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 70 калмыков. Самые известные - писатель Михаил Шанбатуев и генерал Петр Агинов. Петр Агинов родился в 1951 году в Красноярском крае в многодетной семье спецпереселенцев. После реабилитации в 1957 году семья вернулась в Ростовскую область. Петр работал механизатором в совхозе, затем окончил Ульяноское танковое училище. Прошел путь от командира взвода до начальника штаба дивизии ДальВО, военкома Челябинской области. Агинов был единственным калмыком - действующим армейским генералом. Тогдашний президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов подарил ему автомобиль. Уйдя в отставку, Петр Филиппович остался жить на Южном Урале.

Карелы

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 128 карелов. Мне позвонила 64-летняя Людмила Журавлева и сообщила, что ее мама - карелка. Она попросила координаты центра финно-угорской культуры «Стерх». К сожалению, от рассказа о себе Людмила Васильевна воздержалась…

Конголезцы

По переписи, конголезцев на Южном Урале нет. Но в Челябинске уже очень многие знают Жака Мафуала. При встрече он с удовольствием рассказал мне о себе. Его полная фамилия - Мафуала Ндала, из Демократической Республики Конго, родился в 1980 году. Мама коммерсантка, отец учитель и предприниматель - у него своя школа, в ДРК это выгодное занятие. Сам Жак по образованию педагог, учитель старших классов. В Конго у учителей нет разделения на предметы, там каждый преподает детям в классе все сразу. Кроме того, наш герой окончил театральный университет: он актер и режиссер. В Южной Африке только в Конго есть такое большое театральное учебное заведение. Многие его преподаватели учились в России, и Жак осваивал систему Станиславского.

Автор и конголезцы Жак Мафуала и Фабрис Мунганга

В 2004 году он прилетел в Москву, работал во Французском клубе. «Этот клуб организует преподавание французского языка нетрадиционными, оригинальными методами, в том числе через театр, песни», - рассказывает Жак. В 2005-м приехал в Челябинск на семинар “Прорыв” (тренинг для людей, желающих стать успешными в жизни). Жак решил остаться, чтобы база московского Французского клуба была и в Челябинске. К тому же его пригласили на работу в ресторан «Джамбо». Конголезец удивительно быстро освоил русский, тут помогли театральные способности, профессиональное умение воспроизводить звуки. За шесть лет Жак много чего успел. Женился на русской девушке Марии, у них растет дочь Жаннет. В этом году получил российский паспорт. Но самое главное - он востребован как артист, продюсер и общественный деятель. А тут одной экзотической внешности мало, требуется талант.

Жака пригласили на телеканал СТС-Челябинск вести рубрику “Прогноз погоды”. Он создал музыкальную шоу-группу “Килиманджаро”. Сначала их было двое: Жак и его соотечественник Тели Осонго. Выступали за гроши в кафешке “Поднебесная” на Кировке. Потом к ним присоединилась студентка ЮУрГУ Ольга Штыкова. В репертуаре группы африканская этническая музыка, танцы, шоу на барабанах, популярные мелодии, например, музыка “Бони М”. Группа поет и русские народные песни. «Килиманджаро» можно увидеть и услышать на открытых площадках, в клубах, ресторанах, на банкетах, свадьбах. В другие города Урала и Сибири ребят приглашают на Дни города, молодежи. Группа так востребована, что Жак создал уже второй состав.

Мафуала зарегистрировал французский культурный центр и стал его председателем. Не смущает ли его, что не жил во Франции? Нет, отвечает Жак, главное, что он из франкофонной страны. В Челябинске есть настоящий француз - шеф-повар ресторана «Бад гаштайн» Николя, у них полное взаимопонимание. Их культурный центр проводит фестивали французской песни на базе педуниверситета. На первый приезжали певцы и группы из городов области, а также из Перми и Екатеринбурга. Жак раз в месяц собирает любителей французской песни в кафе «Аппетит» на улице Энтузиастов. Сначала кто-то выступает, а затем каждый может взять в руки свободный микрофон и спеть, рассказать что-нибудь интересное. Есть также клуб, в котором можно выучить язык за круглым столом. Жак планирует показ и обсуждение французских фильмов.

Конголезец уже давно не обращает внимания на то, что на него оборачиваются прохожие. С хулиганами встречался, но чего-то серьезного не происходило - наш герой умеет находить общий язык с самыми разными людьми. У него в Челябинске много друзей, но при этом Жак не спешит называть россиян толерантными людьми. Зимой он надевает шубу и шапку-ушанку, не прочь выпить водки, но скучает по своей родине, где не может часто бывать из-за большого расстояния. Недавно съездил в Киншасу (столица Демократического Конго), привез оттуда семена африканского шпината, зелени, салатов. Теперь они растут на даче. Жену Марию Жак научил готовить национальное блюдо фуфу - это каша из муки растения маньоко, похожего на картошку. Она очень вкусная и сытная.

Второй конголезец, которого вы видите на главном снимке, - Фабрис Мунганга, он недавно приехал из Киншасы. Этот музыкант в стиле регги будет солистом новой группы. Во время нашей встречи Фабрис лишь обаятельно улыбался и сказал короткое: «Я по-русски пока чуть-чуть».

P.S. «В догонку» сообщаем, что на букву «у» у нас еще есть: удэгейцы (4 человека), уйгуры (101). На «ф»: финны (241), финны-ингерманланды (1), французы (11). На «х»: хакасы (35), ханты (38), хемшилы (2). На «ц» - цахуры (22). На «ч»: черкесы (32), чехи (42), чуванцы (2), чукчи (14), чулымцы (1). На «ш»: шорцы (19). На «э»: эвенки (5), эскимосы (3), эстонцы (504). На «ю» : юкагиры (2). На «я»: якуты (56), японцы (3). Лица других национальностей (706). Лица, не указавшие национальность в переписном листе (8576).

(Продолжение следует)

Комментарии
Комментариев пока нет