Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

2 Стенберг 2

20.09.2000
Плакат может быть не только полноправным жанром искусства,  но и образом жизни

Слово с двумя цифрами, вынесенное в название этой статьи, - не компьютерная шифровка, а авторская монограмма Георгия и Владимира Стенбергов, ставших основоположниками советского киноплаката. А он, в свою очередь, с подачи братьев-художников стал неотъемлемой частью советского искусства двадцатых годов. В 1922 году выставку советского киноплаката "на ура" принимают в Италии, неизменный успех сопутствует ей в Германии, Англии, Швейцарии, Чехословакии, Венгрии:
Сегодня мало кто помнит имена братьев Стенбергов. Мы оказались единственными посетителями галереи "Дом Нащокина", в которой в последние дни августа была развернута уникальная экспозиция киноплаката двадцатых годов. Забвение былых кумиров дало нам редкий шанс познакомиться с их творчеством без обычной для столицы толкотни и спешки, поразмышлять о времени, которое само назначает себе главных художников и режиссеров, "утверждает" роли и жанры.

Плакат может быть не только полноправным жанром искусства, но и образом жизни

Слово с двумя цифрами, вынесенное в название этой статьи, - не компьютерная шифровка, а авторская монограмма Георгия и Владимира Стенбергов, ставших основоположниками советского киноплаката. А он, в свою очередь, с подачи братьев-художников стал неотъемлемой частью советского искусства двадцатых годов. В 1922 году выставку советского киноплаката "на ура" принимают в Италии, неизменный успех сопутствует ей в Германии, Англии, Швейцарии, Чехословакии, Венгрии:

Сегодня мало кто помнит имена братьев Стенбергов. Мы оказались единственными посетителями галереи "Дом Нащокина", в которой в последние дни августа была развернута уникальная экспозиция киноплаката двадцатых годов. Забвение былых кумиров дало нам редкий шанс познакомиться с их творчеством без обычной для столицы толкотни и спешки, поразмышлять о времени, которое само назначает себе главных художников и режиссеров, "утверждает" роли и жанры.

Главным жанром середины 20-х годов начала века был плакат. Он был даже больше, чем жанром, - он был образом жизни. Потому что точно соответствовал вкусам и требованиям эпохи. Эпоха, бедная на детали быта и великая в своем стремлении преобразовать мир, требовала того же и от искусства. Подробности жизни, которым так много внимания уделяли художники прошлого, должны были уступить место четкости формулировок и графический ясности сознания нового человека. В конечном итоге именно способность увидеть мир под непривычным углом зрения (чисто кинематографическая черта) и отсутствие деталей дает Стенбергам возможность вычленить главное, придает их киноплакатам монументальность, благодаря которой они становились естественной и оправданной частью городской среды. И конечно, художественным документом времени - категоричного и беспощадного, как эйзенштейновский фильм "Броненосец Потемкин", который организаторы выставки в Доме Нащокина включили фоном к экспозиции братьев Стенбергов. И надо сказать, экран телевизора с классическими кадрами расстрела на одесской лестнице очень стильно вписался в выставку киноплаката 20-х годов. Впору еще раз задуматься о категоричности художника, которая была платой за цельность мировоззрения. Как это ни парадоксально, она разрушается по мере освоения художественным сознанием демократических ценностей:

Август и Владимир Стенберги - дети шведского художника Иоганна Карла Августа, приехавшего в Россию в конце XIX века для оформления Нижегородской ярмарки. После окончания Строгановского училища оба зарекомендовали себя талантливыми театральными художниками, занимались книжной графикой, оформлением массовых зрелищ и даже успели поработать главными художниками Днепростроя. Но подлинная слава ожидала их в области киноплаката. Они сотрудничали с такими известными мастерами, как режиссеры Дзига Вертов, Яков Протазанов, Александр Довженко, оператор Михаил Кауфман, сценаристы Виктор Шкловский и Осип Брик. Благодаря таланту Владимира и Георгия Стенбергов новаторство этих художников было не только адекватно переведено на язык киноплаката. Нередко киноплакат становился совершенно автономным по своей художественной ценности явлением искусства, а фильм - лишь поводом к его созданию.

Заслуга братьев Стенбергов и в том, что они достаточно разнообразно представили советскому кинозрителю зарубежное кино, создав киноплакаты к таким кинофильмам (тогда они назывались кинопьесы или культурфильмы), как "Нетерпимость" Д. Гриффита, "Генерал" Б. Китона, "В сумерках Лондона" Д. Фицмориса, "Ночной экспресс" У. Ланга, "Бандитка" О. Анфель. Железный занавес приоткрылся чуть-чуть, и советский человек ощутил романтику неизвестного для себя мира. Образ этого мира, установившийся на десятилетия, во многом сформировался под влиянием киноплакатов с их миллионной аудиторией. Да, он был чуждым, как того и требовала идеология, но он был и притягательным, и грядущее советское "идолопоклонство" перед Западом - не с тех ли плакатов, на которых танцуют, смеются и страдают персонажи неведомого нам мира?..

В 1933 году Георгий Августович Стенберг погиб в автокатастрофе. Владимир Августович был арестован в 1952 году, а через год после смерти Сталина реабилитирован. В общей сложности братья создали около 400 киноплакатов. Большинство из них хранится в Музее кино.

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск-Москва

Комментарии
Комментариев пока нет