Новости

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Падчерица, которая была Золушкой

20.09.2000

Хулимый уже не менее десятилетия постмодернизм оказался той ложбинкой, где более или менее охотно нашли место многие театры кукол из представленных на нашем фестивале. И там, где режиссеры быстрее перестали комплексовать по поводу пресловутой постмодернистской вторичности, уже успели получить удовольствие. А кое-кто - и пойти дальше.
Игорь Ларин поставил в магнитогорском "Буратино" спектакль "Конек-Горбунок". Вряд ли ему достанется Гран-при, но при всей настороженности критиков эта работа примечательна.

Хулимый уже не менее десятилетия постмодернизм оказался той ложбинкой, где более или менее охотно нашли место многие театры кукол из представленных на нашем фестивале. И там, где режиссеры быстрее перестали комплексовать по поводу пресловутой постмодернистской вторичности, уже успели получить удовольствие. А кое-кто - и пойти дальше.

Игорь Ларин поставил в магнитогорском "Буратино" спектакль "Конек-Горбунок". Вряд ли ему достанется Гран-при, но при всей настороженности критиков эта работа примечательна. Ларин, позиционирующий себя как большой специалист по скоморошьему театру, обезопасил себя тем, что сделал многоуровневый спектакль. Один из основополагающих критериев постмодернистской эстетики как раз и состоит в плюрализме восприятия одного и того же текста. Жене - цветы, детям - мороженое, короче говоря. Яркая, динамичная, прямолинейно шутовская постановка "оприходует" любой культпоход. С другой стороны, затеянная Лариным эквилибристика с первоисточником спектакля (тут и скомороший театр, и мифический для публики довоенный Брянский ТЮЗ, и сценическая редакция, сделанная из сценария знаменитого фильма А.Роу) обязана нейтрализовать всяких критиков. А продвинутый зритель (какие нашлись и на фесте) непременно вспомнит "главного зоофила" страны Олега Кулика, глядя на вполне эротические взаимоотношения Иванушки и Горбунка. Претензии членов жюри к Ларину как к искусному имитатору, "без души" использующему замечательную магнитогорскую труппу, таким образом, верны лишь отчасти. Умение манипулировать структурами, из которых ушли "настоящее" содержание, идеи и прочие шестидесятнические радости, теперь вполне может трактоваться как режиссерский замысел. В конце концов, режиссеры - сегодня самый большой дефицит в театре кукол.

Отсутствие режиссера, между прочим, сказалось в потрясающем по красоте спектакле "Соловей", поставленном в Екатеринбургском театре кукол. Очевидна нарциссическая прелесть того, что сделал художник Андрей Ефимов ("Золотая маска" за оформление "Картинок с выставки"), он же автор постановки. Изящное погружение в "китайскую сказку", написанную европейским мизантропом Андерсеном, приравняло содержание спектакля к самодостаточной каллиграфии иероглифа. Ефимов превратил минусы в плюсы: трепетность конструкции стала самым сильным местом спектакля, но отнюдь не душевные или идейные вибрации.

А вот другая работа этого же театра, напротив, написана широкими мазками в эстетике шоу. "Свет ликующий" (режиссер Владимир Гаранин, художник Анатолий Шубин), жанр которого обозначен просто как "Праздник Рождества Христова", тоже своего рода постмодернистский проект. Хотя бы потому, что сделан театром вместе с Екатеринбургским Епархиальным управлением РПЦ. Дальше - больше: невиданная световая партитура, обильная сценография и совершенно неортодоксальные куклы:

Самым удачным постмодернистским проектом можно признать "Красную шапочку" Александра Заболотного, поставленную им в Оренбургском областном театре кукол. Негромкий этот спектакль оказался на редкость уравновешенным пастишем по поводу театральной, и шире - литературной, условности. Проницаемость культурных систем доведена здесь до логического парадокса. Две сказки Шарля Перро - "Кот в сапогах" и "Красная шапочка" - превратились в сиамского близнеца, но не уродливого и страшного, а остроумного и веселого. Вещь по-своему, зато без натяжек, внятна как детям, так и испорченным культурой взрослым. Это обстоятельство, помноженное на вкусную игру и продуманность всего - от кукол до решения сценического пространства, делает эту работу минимально раздражающей, а значит, главным претендентом на Гран-при.

Другим претендентом на главный приз фестиваля является и премьера Челябинского областного театра кукол "История болезни". И тоже не обошлось без постмодернистских призраков. Главный режиссер театра Александр Борок сделал очень умную, временами непростую для зрителя "с улицы" фантазию на тему актерской самоидентификации. Себе в соавторы Борок взял почти три десятка классиков, так или иначе описавших актерские "ломки". "История болезни", думается, знаковая вещь для нашего театра. С одной стороны, преемственность. В новой работе используется "ноу-хау" "Черного театра", когда внимательное вдумчивое чтение хрестоматии приводило к настоящим открытиям. С другой стороны, кажется, куклы вновь становятся у нас не просто востребованными (для спектакля было сделано около десятка новых), но принципиально важным художественным элементом. Актер, играющий актера, чтобы показать, что весь мир есть театр, - это плоско и неубедительно. Другое дело - кукла, дающая и нужную степень отстранения, и готовая объять необъятное.

Мы перечислили наиболее интересные спектакли, которые, по нашим прогнозам, непременно должны быть отмечены основными призами фестиваля. Напомним, однако, что сегодня свой вердикт вынесут сразу три жюри: критиков, прессы и зрителей. И еще неизвестно, какое из них главнее.

Айвар ВАЛЕЕВ

Комментарии
Комментариев пока нет