Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Коми и другие

26.09.2011
Журналист Лев Лузин пишет живую, человеческую энциклопедию народов Южного Урала. В алфавитном порядке он рассказывает о национальностях, живущих в Челябинской области

Продолжение. Начало смотрите здесь

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут представители 132 национальностей

Коми

На обширных землях к западу от Северного Урала живут два близкородственных народа, имеющих общее самоназвание коми. Раньше в России их называли зырянами и пермяками. Сейчас зыряне именуются просто коми, их 345 тысяч человек, а пермяки - коми-пермяками, их 152 тысячи. Они заселяли наши края вместе с русскими и удмуртами. По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 267 коми и 498 коми-пермяков.

Коми - народ с удивительно значимой для России историей. Челябинские зыряне мне с гордостью сообщили, что знаменитый Рюрик, которого призвали для правления в нашу страну, погрязшую в распрях и междоусобицах, был по национальности коми. Другие знаменитости этого народа: просветитель Стефан Пермский, основоположник национальной литературы Иван Курбатов, доктор филологических наук Василий Лыткин (стоял у истоков коми-зырянской науки). Питерим Сорокин - социолог, Калистрат Жаков - писатель и ученый, Иван Торопов - писатель. Другие писатели и поэты: М. Лебедев, Г.Федоров, В. Баталов, И. Изъюров, Г. Юшков, Н. Дьяконов. Популярнейший певец Валерий Леонтьев - тоже коми. Всем известны олимпийские чемпионы-лыжники Раиса Сметанина, Василий Рочев, Николай Бажуков.

Основателем и первым председателем челябинского областного центра финно-угорской культуры «Стерх» был коми Федор Захаров. Не удивительно, что там особенно много литературы о культуре и традициях этого народа. Федор Иванович родился в 1927 году в селе Занулье Прилужского района Коми АССР. Окончил Московский инженерно-строительный институт, работал во многих городах СССР, в том числе в Челябинске (был заместителем управляющего трестом «Востокхимзащита»), куда и вернулся, уйдя на пенсию.

- Папа всегда выписывал журнал «Войвыв кодзув» («Северная звезда»), - вспоминает дочь Федора Ивановича Евгения Мискина, тоже инженер-строитель. - Дома мы не говорили на родном языке, но когда ездили в Коми, там он душу отводил, общаясь со своими земляками. Отец его, мой дедушка, погиб в 1941-м. Папа тогда работал в совхозе счетоводом. Он очень хотел отомстить - сжег свое свидетельство о рождении и буквально на коленях упросил выписать дубликат с более ранней датой рождения. В 1944 году фактически в 17 лет попал в армию. Пока учился в школе связистов, пока их эшелон шел на запад, война закончилась. Поезд развернули и отправили на восток, где папа воевал с японцами.

Евгения Мискина рассказала, что они с отцом провели глубокое исследование и нашли своих предков из тех же мест, что Рюрик, это прапрабабушка Доменика, жившая в Швеции в XVIII веке. Ее имя переводится как госпожа (значит, русская Домна - тоже госпожа). А прапрадедушкой был Сидора (ударение на втором слоге). Центр «Стерх» Федор Захаров создавал на большом эмоциональном подъеме, это стало для него делом жизни, формой исполнения долга перед своим народом. Праздники, которые он устраивал, в Челябинске вспоминают с восторгом. На них с удовольствием ходил теперь уже 31-летний внук Федора Ивановича Антон Мискин. А потом, в конце 90-х, многие начали уезжать на свою историческую родину. Федор Захаров ушел из жизни в 2005 году после инфарктов и инсульта…

Но дело его продолжают нынешний председатель «Стерха» Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая библиотекой имени Гашека, в которой располагается организация. Центр ведет большую просветительскую работу среди учеников школ и студентов учебных заведений. В него обращаются пишущие работы о народах Южного Урала. Среди активисток «Стерха» - Фарида Ракина, пенсионерка, коми-пермячка. Но самым известным коми Южного Урала является Сергей Боталов - доктор исторических наук, директор, профессор, директор научного центра УрО РАН. Именно этот ученый написал академические исследования об автохтонных народах Челябинской области. Я благодарен Сергею Геннадьевичу за то, что он поддержал идею цикла «Планета Южный Урал».

Коми Сергей Боталов

Коми похожи на удмуртов, эти два народа разделились где-то в XII веке. У них много общего в языке, культуре. Только коми более темные - в них больше угорской крови. Зыряне и пермяки, как и удмурты, считают пельмень своим изобретением. Об истории этого народа, его традициях и национальном характере мне увлеченно и даже как-то вдохновенно рассказала Евгения Мискина. В старину коми жили большими семьями, в которых было до четырех поколений. Дома в их деревнях очень интересные. В них все под одной крышей - зимнее и летнее жилье, сеновал, под которым содержится скотина, а не в отдельных сараях, как у русских. Подъезд к сеновалу не со двора, а со стороны огорода. При этом никакие запахи в человеческое жилище не проникают, оно отделено бревенчатой стеной. Все помещения соединял длинный коридор, в каждое - отдельный вход. Мало кто знает, что у коми-зырян раньше всех появились сауны. Причем это были не привычные ныне заведения с сухим паром, а бани по-черному. На самом деле именно они и считаются настоящими саунами!

В центре отдельно стоящего домика лежат камни, возле них разводится костер. Огонь нагревает камни и котел с водой, висящий над ним на цепи, прикрепленной к крюку, вбитому в потолок. А дым выходит в небольшие щели (я в детстве мылся в подобной бане, там главное - не прикасаться к стенам, они покрыты слоем черной сажи). «В те годы вся Европа и Азия не мылись, а коми ходили чистыми, - полушутя говорит Евгения Мискина. - А русские вплоть до XX века, смывали грязь в лоханках и парились в …печках».

Охотники из Коми

Одежду коми шили из холста, сукна, шерсти, кожи и меха. Мужчины носили рубахи-косоворотки с расшитым воротом и рукавами, которые выпускались поверх полосатых штанов. Еще в начале XX века можно было встретить мужские рубахи с вышитым подолом или отделанные узорной тканью. Основу женского костюма составляли рубаха, ее верхнюю часть изготавливали из цветной ткани, а нижнюю - из белого холста. На плечах делались орнаментальные вставки из яркой ткани или вышивали геометрический или цветной узор. Обязательным элементом одежды были пояса. Их носили мужчины и женщины. Ими перепоясывали и легкую летнюю одежду, и меховую зимнюю. К поясам прикрепляли все необходимые человеку предметы: мужчины - топор, нож, огниво, пороховницу, компас; женщины - сумочки, кошельки, расчески. Без пояса человек не появлялся на людях - это считалось неприличным. У коми много плетеных вещей, наиболее известны две: заплечная сумка пестер и наплечная сумка пещорка.

У далеких предков коми ош (медведь) почитался как священное животное, в котором обитал дух предков. И в дальнейшем, уже после принятия православия, верования и обряды народа были связаны с поклонением силам природы, священным деревьям, животным и птицам. Высшее божество - Ен. Большую роль играли колдуны и знахари. Широко известен «Лошадиный праздник» - лошадь в хозяйстве была незаменима, на ней ездили верхом, впрягали в плуг и пахали землю, вывозили с полей урожай и сено. Поэтому ее берегли, любили, совершали над ней особые обряды. Именинами лошадей считался Егорьев день. В этот день их и весь остальной домашний скот приводили к церкви. Разжигали костры, разложив их двумя параллельными рядами. В огонь бросали ветки можжевельника. После окончания церковной службы весь скот прогоняли между рядами костров. Считалось, что только после этого обряда лошадей и коров можно было выпускать на кладбище.

Среди блюд кухни коми есть мясные и молочные, мучные и рыбные, овощные и ягодные, вареные, жареные и печеные. На первое наши герои ели супы: мясные ая шыд, рыбные юква, кислые щи, мучные болтушки. Самым обычным вторым блюдом были каши из ячменной и ржаной муки и крупы рок. Коми пили квас, брагу сюромки из проросшей смеси овса и ржи и пиво сур.

Как сказал поэт Давид Кугультинов, если бы все были такими, как коми, проблем бы в мире просто не осталось. Это очень мирный, дружелюбный народ. Коми - охотники, рыболовы - ни с кем не воевали, им всего хватало для жизни - дичи, мяса, пахотных земель. «Сейчас коми такие же?» - спрашиваю Евгению Мискину. «Они по-прежнему такие, но наша нынешняя жизнь может их испортить. Очень бы этого не хотелось…»

Киргизы

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 604 киргиза. Подавляющее большинство из них появилось в наших краях после распада СССР, когда в экономически слабо развитой республике жить стало тяжело. Многие киргизы торгуют в Челябинске на Восточном рынке (возле цирка). К ним я и отправился в один из августовских выходных 2011 года.

Высокая, статная Гуля отказалась называть фамилию, но охотно рассказала о себе. Она из Оша, в Челябинске уже более 10 лет. На родине работала акушеркой, а здесь возникли проблемы: необходимо аттестоваться, заново обучаться, стажироваться - на все это не хватало времени, надо было кормить семью. Поэтому, как и все, пошла на рынок. Муж ездит и закупает товары (многие из Киргизии - там изготавливают хорошие трикотажные изделия), она продает. Семья снимает квартиру, заработать на покупку своей пока сложно, особенно тяжело было в кризис, когда челябинцы покупали меньше одежды.

Гуля рассказала, что они отмечают все мусульманские праздники, готовят плов, бешбармак, поют свои песни. Дома разговаривают на киргизском, его хорошо знают дети - восьмилетняя Мина и 10-летний Рысбек. Челябинск их семье нравится, только смущает экология. Гуля и ее близкие и дальше собираются жить на Южном Урале. Каких-либо проблем в связи со своей национальностью у них не возникало.

34-летний Эркин Абдуллаев (на фото) приехал в столицу Южного Урала из Джелалабадской области. Живет здесь уже 10 лет, без проблем получил гражданство. У них с женой три дочери. Они ходят в мечеть, отмечают мусульманские праздники и День независимости Киргизии (31 августа). Эркин признался, что Челябинск ему нравится, в городе появилось много друзей, но душа все равно просится на родину…

Китайцы

По некоторым прогнозам, в XXI веке китайцы будут все активнее занимать прилегающие к их перенаселенной стране пространства Сибири. Станет их больше и на Урале. А пока посланцев с юга у нас не очень много. По Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области всего 192 китайца, фактически, конечно, побольше. У кого-то оформлено временное проживание в стране (три года), у других - постоянное. Как сообщила руководитель отдела управления Федеральной миграционной службы Светлана Сенникова, за все время существования новой России ее гражданство на Южном Урале приняли единицы китайцев. Найти кого-то из них через органы я не смог - такую информацию они не могут предоставлять по закону о персональных данных. Тогда решил искать своих героев на рынке.

Представители Поднебесной трудятся в Челябинске на Китайском (Металлургический район) и Восточном (Калининский район) рынках. Мои попытки заговорить с ними не о товарах, а о жизни не увенчались успехом - торговцы отвечали, что по-русски не понимают. Работающая рядом женщина из наших цыган по фамилии Янович пыталась «перевести» соседке «Нине», что я от нее хочу, но та только спрашивала: «Че тако казета?» и отказывалась от общения.

Представители Поднебесной также работают по контракту на Челябинском металлургическом комбинате, но не спешат общаться с местными. Немало китайцев занято в сельской местности Южного Урала. Они выращивают дешевые огурцы и помидоры, в которых, по мнению многих, переизбыток серы и прочей химии. В Еткульском районе местные власти, ссылаясь на незаконный захват земли, даже разрушали их теплицы. Наши герои есть среди студентов филологического факультета ЧелГУ. Как сообщила декан Ирина Карташова, они обучаются по программе «Русский язык как иностранный». Эти молодые ребята активно общаются с другими студентами, но они у нас только учатся, после выпуска уезжают на родину. А южноуральцами становятся в основном торговые работники. Чтобы быстрее обосноваться, они заключают браки, часто фиктивные. Есть пары по типу китаец+русская и наоборот.

Латыши

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в области 449 латышей. «На одном из домов Латвийской улицы в Миассе белеет мраморная доска со словами: «Улица Латвийская названа в честь латышей, рабочих напилочного завода, принимавших активное участие в создании первых партийных и советских органов в Миассе», - рассказывает писатель, краевед Александр Моисеев. - Тогда Миасс называли маленькой Латвией. Латыши были эвакуированы сюда с оборудованием напилочного завода «Саламандра» из Риги в 1915 году, когда город оказался перед угрозой занятия немцами. Среди эвакуированных рабочих были и большевики. Они-то и стали организаторами на миасском заводе большевистской организации и советской власти».

В апреле 17-го на напилочный завод прибыл революционер П. Звейнек. Он выступил перед рабочими напилочного, его поддержали латыши-большевики А. Калнинь, В. Озолинь, О. Янушис. Была образована партийная ячейка. В декабре в Миассе организовали ревком, в него был введен латыш В. Гермак. В тот же день был создан штаб Красной гвардии, в него вошли А. Григор и В. Гермак. В отряд вступило около 200 человек, в основном латыши, командиром был назначен Т. Якубайтис, комиссаром В. Гермак… Судьба отряда Т. Якубайтиса трагична, продолжает А. Моисеев. Военные действия на открывшемся Златоустовском фронте начались 2 июня. Красногвардейские отряды в то утро пытались вернуть Миасс. Бои шли у горы Моховой, прикрывающей город с запада. Прижатые к болоту бойцы дрались до последнего патрона, погибло большинство из них. Попавшие в плен были расстреляны, среди них Яунзем, Лейман, Жебрун, Бредис, Спрогис, Унгур и другие.

Златоустовские подпольщики готовили восстание при подходе Красной армии к городу, но в мае 1919 года подполье разгромили. Было арестовано около 50 человек, четверть из них - латыши. Шестеро - Лексдень, Стефани, Ляговец, Лепенкауск, Брусо и Ремтер - расстреляны по приговору военно-полевого суда. Их имена - на обелиске над братской могилой в центральном сквере Златоуста. «В заключительных сражениях лета 1918 года, когда белые выбили красных с Предуралья, в районе Нязепетровска от полного разгрома красных отрядов спас героизм латышских полков и эстонского батальона, - отмечает А. Моисеев. - Они понесли здесь огромные потери и были выведены на переформирование».

Очень много латышей прибыло на Южный Урал после подписания в августе 1939 года пакта Молотова-Риббентропа. Тогда в наши края вынужденно приехали 18 тысяч прибалтов. Самым известным латышом Южного Урала наших дней можно назвать историка, краеведа, старшего научного сотрудника Центра историко-культурного наследия Челябинска Владимира Боже (на фото). Он родился он в Копейске 14 января 1956 года, в семье латыша Стейгона Боже, проходившего службу в Челябинском танковом училище, и медицинской сестры Эльвиры Эдуардовны, спецпереселенки из поволжских немцев. С именем Владимира Боже связано почти все самое значительное в челябинском краеведении конца XX-начала XXI века. После учебы на историко-филологическом факультете ЧелГУ он работал в областном краеведческом музее. Был инициатором создания Центра историко-культурного наследия Челябинска, долгое время его возглавлял. В. Боже - автор сотен статей в периодических изданиях, коллективных сборниках, энциклопедиях, почетный член Академии российских энциклопедий, награжден почетным знаком Министерства культуры СССР "За отличную работу", медалью Павла Третьякова, как челябинец удостоен звания "Человек года-2000".

Сербы

В области 50 сербов. Люди этой национальности во время Гражданской войны входили в расквартированный в Челябинске добровольческий полк имени майора Благотича. Летом 1919 года они участвовали в военных операциях против Красной армии. Но те люди были временщиками, занесенными в наши края Гражданской войной. А вот Милован Ковачевич стал настоящим южноуральцем, он вошел в энциклопедию области. Наш герой родился 18 марта 1920 года в деревне Градец Подгорицкого уезда княжества Черногория. Участвовал в антифашистском движении Сопротивления. 11 апреля 1942 года был приговорен фашистами к расстрелу, по требованию «четников» (сербских националистов) эта мера была заменена заключением в тюрьму города Подгорицы. Затем Милован попал в концлагерь, откуда сбежал с группой заключенных. Он стал одним из организаторов и руководителей интернационального патриотического отряда в провинции Асколи-Пичено (Средняя Италия). В марте 1946 года Милована направили в Московскую бронетанковую академию. После расстрела группы югославских коммунистов (1949 год) выразил протест против режима И.Б. Тито, отказавшись от югославских наград и гражданства. С 1954 года Ковачевич - на военной кафедре ЧПИ: преподаватель, начальник цикла технической подготовки. Выйдя в отставку, работал на кафедре гусеничных машин. Член совета ветеранов ЮУрГУ, член областного совета ветеранов-партизан. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, 11 медалями, иностранными орденами.

В Челябинске также есть Марк Ристич. Его отец во время событий в Косово попал в плен и пропал. Марк живет с бабушкой Людмилой Александровной Шулеповой, но, к сожалению, их домашний телефон не отвечал...

Финны

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живет 241 финн. В последнее время людей этой национальности в Челябинске появилось немало, в основном они работают в финской компании «Фортум», владеющей энергетическими мощностями региона, то есть приезжают к нам временно. Но в той же энергетической сфере есть коренной южноуралец финской национальности. Знакомьтесь: Михаил Кальвияйнен - заместитель главного инженера ПО «Челябинские городские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала»-«Челябэнерго». Его отец, Калерво Кальвияйнен, во время войны служил в Красной армии, учился на ускоренных офицерских курсах в Ленинграде. Но после приказа Сталина 1942 года об отзыве из действующей армии людей «неблагонадежных» национальностей попал в так называемую трудовую армию, работал на строительстве Челябинского металлургического комбината. Затем женился на русской девушке, у них родилось двое детей - мальчик и девочка. Сестра Людмила фамилию сменила, а Михаил Калервович остается Кальвияйненом. Он известен как высококлассный энергетик, в свободное от работы время зимой любит ходить на лыжах, летом бегает.

Финн Михаил Кальвияйнен

Калерво Матвеевич Кальвияйнен работал геодезистом, последнее место работы проектный институт «Челябгражданпроект». Он ушел из жизни в октябре 2010 года в возрасте 88 лет, так и не побывав в Финляндии. В стране Суоми у него живет друг Суло (Саша). «Как-то он прислал литературу на финском языке и отец потряс меня тем, что смог ее прочитать и понимать содержание», - вспоминает Михаил Калервович. - «А что ты удивляешься, - сказал он, - я же ходил в финскую школу». Юный Калерво тогда жил в селе Юкки Парголовского района Ленинградской области.

Его сыну Михаилу, родившемуся и живущему на Южном Урале, взрослые мудро посоветовали не выпячивать свое происхождение - историю не перепишешь. Каких-то особых национальных черт он в себе не чувствует. Но так получилось, что в Финляндии был уже шесть раз, может быть, еще и потому, что старший сын живет в Санкт-Петербурге, а там до страны Суоми рукой подать. Кальвияйнену на родине предков интересно, любит погулять на природе, пытается изучать язык. А национальные блюда (топленые в печи мясо, овощи) ему не очень понравились. На Южный Урал он возвращается с удовольствием.

У нас в области живут и другие потомки финских трудармейцев. Как рассказывает Михаил Кальвияйнен, с ними активно общался дядя Суло, когда приезжал в гости в Челябинск, на место своей военной молодости…

Эстонцы

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области 504 эстонца Во время Столыпинской аграрной реформы группа людей этой национальности приехала в Верхнеуральский уезд и основала хутор Эстонский. Как отмечает Александр Моисеев, прибалты хорошо хозяйствовали, но не хотели жить коллективно и разъехались. Среди оставшихся - семья Альберта Линзо, он перебрался в город, работал на пивзаводе.

Журналистка Елена Францева рассказывает, что поселок Слава Красноармейского района называли эстонским. После революции на землях бывшего царского офицера у озера Сугояк размещалась коммуна. Затем брошенное хозяйство было передано эстонцам под товарищество по обработке земли. В поселок переехали более десятка эстонских семей из Алтайского края. «Хозяйская сметка, бережливость, работоспособность, присущие эстонцам, помогали хозяйству год от года набирать силу, - продолжает Елена Францева. - Оно обзаводилось техникой, были построены птичник, свиноферма, коровник, картофелехранилище, обустроена пасека: Колхозная мельница, вспоминают, молола муку всему району. Открывшаяся в Славе начальная школа учила всех окрестных детишек». Эстонцы хранили традиции и обычаи своих предков. В колхозе даже построили цех, который освоил выпуск черепицы.

После заключения СССР пакта Молотова-Риббентропа эстонское население Южного Урала выросло. В Великую Отечественную войну среди эвакуированных прибалтов были в основном эстонцы. Они снова появились в Верхнеуральском районе, в поселке Эстонском. Как рассказывает Александр Моисеев, эстонки в рыбацкой бригаде на озерах Бугодак научили местных вытапливать из потрохов, которые выбрасывали, рыбий жир: «В войну и голодное послевоенье на нем жарили, им спасали от истощения-дистрофии и малокровия».

В списке Героев Советского Союза, ушедших на фронт из Челябинской области, два эстонца. Хелена Кульман работала в колхозе «Ленинский путь» Нязепетровского района, воевала в медсанбате эстонского корпуса, как разведчица была направлена во вражеский тыл в Эстонию, где ее арестовали и расстреляли. Имя Хелены Кульман носят улицы в Нязепетровске и селе Ункурда. Якоб Кундер ушел в армию из Варненского района. Лейтенант Кундер командовал стрелковым взводом в эстонском корпусе, 18 марта 1945 года он повторил подвиг Александра Матросова.

После войны молодые эстонцы приезжали в южноуральский край поднимать целину. В пору перестройки, когда Эстония обрела независимость, большинство наших героев вернулось на берега Балтики. Слава, ставшая сначала отделением совхоза Лазурненский, превратилась в дачный поселок (челябинцы охотно покупали в этом красивом месте дома, оставляемые эстонцами на берегу Сугояка). Но уехали не все. «В Лазурненской школе (в Славе школы давно нет) я познакомилась с двумя старшеклассниками, - продолжает Елена Францева. - Лена Киборсеп рассказала, что бабушки-эстонки еще не так давно собирались летом на берегу, общались, вязали, пели песни». Коллега вспоминает, что в детстве отдыхала в Славе и подружилась с девочкой по имени Метта. Она попыталась ее найти: «В школе мы встретились с Меттой из Славы. Но оказалось, что это другая Мета - преподаватель изобразительного искусства Метта Боргер. Увы, знакомая мне Метта тоже покинула Урал».

Якуты

В области 56 якутов. Самый заметный - магнитогорец Михаил Сафронов (на фото). Он родился в 1942 году. Его отец Федот Григорьевич, был профессором, преподавателем истории в университете. Мама Татьяна Алексеевна в том же вузе читала курс психологии. В 1959 году Михаил окончил школу, у него, как у многих якутских парней, было желание попасть на «большую землю». На республику давали путевки в разные вузы страны. Экзамены сдавали в Якутске, потом предложили на выбор пять вузов. Они с отцом выбрали Магнитогорский горно-металлургический институт. После учебы Михаил Сафронов стал инженером-металлургом по доменному производству. Он получил открепление (Москва передумала строить в Якутии горно-металлургический комбинат) и остался в городе сталеваров, где у него все сложилось успешно. Дослужился от инженера до директора по строительству ОАО «ММК», защитил кандидатскую диссертацию. В 1992 году стал вице-президентом хоккейного клуба "Металлург". В январе 2001 года был избран председателем Магнитогорского городского Собрания депутатов второго созыва. В городском Собрании третьего созыва работает в комиссиях по бюджету и городскому хозяйству. Михаил Федотович - почетный гражданин города, заслуженный строитель РФ, кавалер Ордена Дружбы.

Связи с родиной Сафронов не теряет - там могилы родителей, два брата. Минувшим летом полтора месяца гостил в Якутске. Сейчас готовит соглашение между одной магнитогорской фирмой и правительством Якутии о внедрении инновационных технологий. Взаимодействует с первым вице-премьером правительства республики. Происхождение помогает Михаилу Федотовичу найти взаимопонимание. Якут Сафронов, несмотря на годы жизни в суровом южноуральском городе, остался самим собой. «Якутия и все якутское всегда в моем сердце», - признался мне Михаил Федотович. Он охотно играет на самозвучащем язычковом музыкальном инструменте хамуз (более известное название - варган, от слова орган либо от древнеславянского варга - рот, уста). Сафронов брал его в Австралию, Новую Зеландию, США и другие страны мира. Михаил Федотович - очень разносторонний и творческий человек. Он любит играть в хоккей, баскетбол, футбол, волейбол, кататься на лыжах, в свое время стал кандидатом в мастера спорта по фехтованию. Записывает музыкальные диски. Выпустил толстый сборник стихов, пародий, эссе и дружеских шаржей. У Сафронова много друзей. Однажды, отправляясь к нему на новоселье, один из них пошутил: «Идем новую ярангу обмывать».

P.S. Мы закончили публиковать очерки о народах Челябинской области. В редакции прошел круглый стол по проблемам межнациональных отношений на Южном Урале. Отчет с него станет последним материалом нашего цикла.

Комментарии
непонятно,почему по некоторым цивилизованым и выдающим
ся народностям Лузин поверхностно пробежался
а иным посвятил громадный объем текста
русич
17.10.2011 11:41:21