Новости

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Южноуральский национальный феномен

26.09.2011
Круглый стол на тему «Межнациональные отношения на Южном Урале» завершает публикацию живой, человеческой энциклопедии народов Челябинской области.

Круглый стол на тему «Межнациональные отношения на Южном Урале» завершает публикацию живой, человеческой энциклопедии народов Челябинской области.

В разговоре участвуют: Луиза Алмаева - кандидат исторических наук, доцент Южно-Уральского профессионального института, академик Международной тюркской академии, первый председатель Ассамблеи народов Челябинской области; Илья Аносов - начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества министерства культуры Челябинской области; Владимир Боже - историк, краевед, создатель Центра историко-культурного наследия Челябинска, его старший научный сотрудник; Равиль Гибадулин - глава Центрального района Челябинска, председатель Ассамблеи народов Челябинской области, кандидат экономических наук, профессор Южно-Уральского государственного университета; Анатолий Лобастов - кандидат культурологи, преподаватель Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Сергей Тимошенко - писатель, краевед, заместитель председателя Челябинского областного фонда культуры, член Петровской академии наук и искусств. Ведет заседание автор цикла «Планета Южный Урал» Лев Лузин.

Проходной двор

Лев Лузин: Для более глубокого понимания вопроса стоит пунктирно напомнить читателям историю заселения Южного Урала.

Владимир Боже: Начиная с каменного века, эта территория была заселена. Памятники того периода сейчас находят не только в области, но даже в Челябинске. То есть здесь постоянно жили люди. Они перемещались, одни племена вытесняли другие, возникала то одна культура, то другая. В старых изданиях пишут об угро-финских народах. Начиная с X века, есть сведения, касающиеся этногенеза, формирования башкирского народа. Позднее рядом находилось Сибирское ханство, татары жили. То есть у нас очень много людей самых разных национальностей. В Челябинске, вплоть до строительства железной дороги, это были преимущественно русские. А к 1916 году перепись населения зафиксировала уже 30 национальностей. Появилось довольно много татарского и башкирского населения - мусульман, тогда они учитывались как конфессиональная группа. Весновский называет пять тысяч мусульман в 1909 году. Другой значительной группой челябинского населения были католики, в основном поляки. Сюда ссылали участников восстания 1863 года в Царстве Польском, позднее в городе оказались поляки, строившие железную дорогу. Появление в Челябинске железнодорожной станции активизировало экономическую жизнь, а это, в свою очередь, стимулировало приток сюда еврейского и татарского населения. До 1913 года Челябинск был уникальным населенным пунктом, через который шло практически все движение в Сибирь и обратно. Многие переселенцы оседали у нас.

Лев Лузин: То есть наш край издревле был каким-то проходным двором народов и цивилизаций. Значит, все мы пришлые люди в этих краях, только кто-то появился раньше, кто-то позже.

Луиза Алмаева: Нет, все-таки финно-угры - раньше всех.

Лев Лузин: А до них?

Луиза Алмаева: Ну, давайте тогда вспомним Аркаим и арийцев. Были эти - пришли и ушли, были другие - тоже ушли. Но мы должны говорить о тех народах, которые никуда не ушли, не пропали в бездне истории, а сохранились, внесли колоссальный вклад в культуру, обычаи и традиции до современного этапа. И здесь необходимо называть три группы народов, которые являются государствообразующими, - финно-угров, тюрков и славян. Они внесли колоссальный вклад в развитие Южного Урала.

Лев Лузин: Получается, что есть коренные народы, а есть…

Луиза Алмаева: …диаспоры.

Лев Лузин: Я был на заседании президиума Ассамблеи народов Челябинской области, они все сидят за одним столом. В том числе - приехавшие за последние 20 лет, после распада СССР.

Равиль Гибадулин: Мы говорили об истории, а современная ситуация другая. У нас только руководитель башкирского народного центра, заместитель курултая башкир области Ралиф Каримов, шутя, говорит: «Вы здесь все пришлые».

Лев Лузин: То есть в гражданском и культурном смыслах мы все без оговорок южноуральцы?

Равиль Гибадулин: Конечно!

Анатолий Лобастов: Нет, так говорить, наверное, неправильно. Межнациональные отношения надо дифференцировать. Есть отношения между коренными жителями - башкирами, татарами, русскими и так далее, здесь нет проблем. Другое дело - отношения между коренными народами и мигрантами, которые в последнее время прибыли из Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа, Китая и других государств. Они являются представителями иных культур, с которыми диалог не очень хорошо получается. Важно помнить, что русский этнос, как, в общем-то, любой другой, обладает специфическим менталитетом и к не лучшим его качествам следует отнести разобщенность. Мы не обладаем той сплоченностью, которую, например, демонстрируют народы Кавказа, и не способны, как они, самостоятельно отстаивать свои права и интересы, а порой и просто защищать соплеменников от физического насилия. Считаю очень важным, чтобы власть обеспечивала защиту интересов коренного населения Южного Урала.

Лев Лузин: Анатолий Аркадьевич, социологи вашего вуза делали замеры отношения южноуральцев к мигрантам?

Анатолий Лобастов: Да. На вопрос «Кто из мигрантов, по вашему мнению, вызывает большее недовольство населения Челябинской области?» 76,1 процента респондентов ответили, что это представители различных национальностей, нехарактерных для Челябинской области (китайцы, вьетнамцы и т.д.); 22,3 процента - переселенцы из стран СНГ; 16,3 - переселенцы из регионов, входящих в федеральные округа юга России; 12,5 - переселенцы из других регионов РФ и т.д.

Луиза Алмаева: Тут играет роль экономический и даже политический фактор. Как известно, паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Во имя этого мы все и делаем. Мигранты должны уважать коренных жителей того места, куда они приехали. А коренные жители должны понимать мигрантов - каково им. Это составные части культуры межнациональных отношений.

Особый климат

Лев Лузин: Проблемы всегда неизбежны, но опыт работы над очерками о народах области позволяет мне говорить, что на Южном Урале сформировался какой-то особый межнациональный климат.

Сергей Тимошенко: У нас за 500 лет сложилось содружество людей. Это великое культурное достояние. В межнациональных отношениях культура играла и играет определяющую роль. Она дает возможность распахнуть ворота исторической памяти, понять эту сопричастность. Человек, который знает историю и культуру своего края, никогда не будет националистом. Чуть больше 20 лет назад Фонд культуры способствовал созданию национально-культурных центров. И эта работа до сих пор продолжается. Цикл очерков «Планета Южный Урал» - большая ее часть.

Равиль Гибадулин: Это огромная работа.

Луиза Алмаева: Главное в формировании культуры межнациональных отношений - не лозунги «Давайте дружить!», а изучение истории своего этноса и тех, кто рядом. Народы живут во взаимном уважении, когда знают друг о друге. Знают богатую историю, богатую культуру. Я два года подряд со своими студентами проводила научные конференции. Одна была посвящена национальностям Южного Урала, на другой говорили о народах СНГ на территории Челябинской области. На обеих конференциях с удовольствием присутствовали руководители национально-культурных центров, они вручили докладчикам сувениры, подарки, грамоты. По итогам последней студенческой конференции будем издавать сборник статей. Это один из путей.

Функцию просвещения выполнила и газета «Челябинский рабочий». Мои студенты, когда готовили доклады, пользовались вашими публикациями, ссылались на вас, Лев Николаевич. В этих материалах идет очень интересный разговор о вкладе в экономику Южного Урала разных народов. Много имен, мои студенты говорили: «Ой, здорово!» Мы все вместе делаем нашу жизнь. В каждом докладе на студенческой конференции был раздел об участии того или иного этноса в Великой Отечественной войне, называлось количество Героев Советского Союза, награжденных орденами и медалями.

Сергей Тимошенко: Освещение жизни разных народов имеет очень большое значение. У нас есть все возможности - СМИ, вузы. Думаю, надо чаще проводить круглые столы, не стесняться говорить о серьезных проблемах. Главное, чтобы они несли позитивное начало. Я проводил в ЮУрГУ конференцию о толерантности, она вызвала очень большой интерес. Можно говорить и о большой роли наших поэтов и писателей. Они пишут о чем угодно, но только не о родном крае. Надо создавать произведения, которые бы могли раскрыть историю Южного Урала. Но в целом могу сказать, что у нас действительно хороший климат межнациональных отношений.

Луиза Алмаева: Все это благодаря колоссальной работе общественных организаций! Межнациональный мир на Южном Урале держится на их энтузиазме, вспомните недавний вернисаж, ведь в парке Гагарина было тесно.

Равиль Гибадулин: Наклониться было невозможно!

Там две площадки рабоотало - центральная и вторая - дома дружбы народов. Там кто только не пел - армяне, азербайджанцы, татары, башкиры. Все с интересом слушали! Таджики сделали плов, у конгресса татар - юрта, у курултая башкир - юрта.

Луиза Алмаева: Одна женщина подошла ко мне и говорит: «Я удивлена, нет ни пьяных лиц, ни какой-то ругани». Все были очарованы праздником!

Равиль Гибадулин: В День города, 3 сентября, на шествии в колонне нашего района шла ассамблея, вузы, предприятия. У оперного театра показывали национальную одежду, таджикский центр культуры в Доме дружбы проводил акцию, а в финале - вернисаж. За эти два дня в городе не совершено ни одного преступления!

Лев Лузин: Все-таки у нас есть какой-то волшебный ключик к этим процессам.

Равиль Гибадулин: У меня давно мысль зреет, что в связи с тем, что пересечение здесь было, исторически сложилась какая-то особая энергетика. Я чувствую, что она другая - особая, южноуральская.

Сергей Тимошенко: Отношения в области характеризуются добротным согласием. И в годы советской власти было интернациональное воспитание, прививали то, что сейчас называется толерантностью. У нас могли анекдоты рассказывать о людях той или иной национальности, но неприязни ни к кому не было и нет. О состоянии межнационального взаимодействия на Южном Урале можно говорить не только по праздникам, это видно и по отношению к историческим памятникам, устному народному творчеству, литературному наследию, по межнациональным бракам и по взаимовлиянию кухонь, порой трудно сказать, где чье блюдо. Это наше достижение, культурное наследие. Его надо сохранять и развивать.

Лев Лузин: У нас возможна ситуация, как на Манежной площади в Москве?

Сергей Тимошенко: Нет! Даже если кто-то сильно будет заинтересован и выделит на это деньги. Конечно, раскачать можно что угодно, но у нас все-таки здоровая база. Однако надо признать, что наша российская власть не совсем грамотно выстраивает политику с мигрантами. Но это больше проблемы столичных городов.

Илья Аносов: Что бы ни происходило в Москве, в пределах Садового кольца, регионы не берут с этого пример. А наш край действительно уникален, это неисчерпаемая тема для историков и философов. Почему в нем нет экстремистов? Потому что они в более крупных мегаполисах, где часто можно жить, не трудясь. А Челябинская область изначально труженица, опорный край державы. Когда люди работают, им не до экстремизма. Тот, кто пытается на Южном Урале возбуждать межнациональные конфликты, оказывается на свету. Резкости у нас не проходят, не воспринимаются.

А где государство?

Владимир Боже: Илья Иванович, а есть ли у нашего государства национальная политика? В 1961 году Никита Сергеевич сказал: мы создаем новую нацию - советский народ. Потом прошло время, и Борис Николаевич сказал совсем другое: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите». Началось движение в эту сторону. А сегодня мы за что выступаем? Мы сохраняем то, что первый президент России говорил или что-то другое - неизвестно.

Луиза Алмаева: Уважаемый президент Путин начал с того, что распустил министерство по делам национальностей. Сейчас, извините за грубость, жареный петух клюнул в одно место (произошли всем известные события), вроде бы они решили создать какую-то структуру по делам национальностей. Но пока ничего непонятно. А раз нет государственной национальной политики, мы, общественные организации, деятели культуры, ученые, должны этим заниматься.

Равиль Гибадулин: Помните, в 90-е годы Аргаяшский и Кунашакский районы заговорили о создании автономного округа на территории Челябинской области. Тогда на полном серьезе об этом заявляли, а власть смотрела на все сквозь пальцы. И очень большая работа была проделана, Луиза Махмутовна возглавляла ассамблею, мы создали конгресс татар. Башкиры заявляли: вы тут все пришлые, это башкирская земля. Когда я стал председателем ассамблеи, позвал их активистов в баню…

Луиза Алмаева: Чего, конечно, я не могла сделать.

Равиль Гибадулин: …и сказал: «Посмотрите, чем мы друг от друга отличаемся?» После парилки и застолья мы вышли, обнимаясь, друзьями. После этого они стали вести себя по-иному. Дело, конечно, не только в бане, управление администрации и все другие стали работать, объяснять, что нельзя так себя вести. А тем, кто сегодня появляется, - таджикам, узбекам и так далее, я, чтоб их не обижать, говорю, что мои родители тоже пришли на эту уральскую землю из Татарстана. Азербайджанцам, армянам и другим советую: «Если вас уральская земля принимает, то соблюдайте традиции и обычаи, которые здесь есть, относитесь к ним с уважением. Тогда все будет хорошо». Они получил гражданство, у многих дети здесь родились, 20 и 30 лет живут. Лапояны, Бодоляны - них уже внуки пошли, и они с удовольствием воспринимают Южный Урал как вторую родину.

Очень много сил пришлось потратить, чтобы посадить рядом руководителей азербайджанского и армянского культурных центров, которые все выясняли отношения по Нагорному Карабаху. В один момент пришлось их экстренно приглашать на заседание президиума ассамблеи. И долго-долго мирить. Мы договорились, что недружественных публикаций на Урале не должно быть. Вы там когда-то воевали, спорили, но сейчас живете здесь, в семье южноуральской.

Поэтому не надо тут всего этого допускать. Может быть вспышка, и за вами другие потянутся. Шла такая тонкая работа, национальный вопрос вообще самый тонкий. Для меня работа в администрации и в ассамблее - небо и земля. На ассамблею уходит больше времени и сил. Тут острожным надо быть, лишнее слово может навредить. Поэтому иногда тихо, незаметно, но работа идет. Если не нагнетать, то все будет нормально.

Илья Аносов: Де факто национальная политика, конечно, есть, если говорить о регионах. Что касается федерального центра, то здесь все сложнее. До какого-то времени у нас было министерство по делам национальностей, потом, как уже говорилось, его упразднили. Наверное, не зря, так как оно не располагало должным бюджетом. И сейчас жесткая вертикаль власти в сфере национальной политики практически отсутствует. Ее реализацией занимается департамент национальных отношений Министерства регионального развития РФ. Он готовит рекомендации по национальной политике и факультативно - по вероисповеданию, взаимодействию с религиозными объединениями. Сегодня это больше функции органов власти субъектов Федерации, нежели федерального центра. Практически во всех регионах есть какой-то орган, с большим или меньшим статусом. В Тюменской области - комитет по делам национальностей, отдельный орган исполнительной власти с 16 штатными работниками. В Оренбургской области - управление в рамках министерства культуры.

Лев Лузин: Москва вам дает какие-то установки?

Илья Аносов: Из Москвы рекомендации есть, но жесткой вертикали власти в вопросах национальной политики нет. Здесь не может быть стандартных, общих подходов, ситуация в разных регионах и республиках разная - историческая, социально-экономическая, миграционная и т.д. В этом году у нас в области национальная политика была выведена на новый уровень - вместо отдела в ГУ по печати создано, как в Оренбурге, управление в министерстве культуры. Сейчас мы готовим предложение, обосновываем необходимость принятия областной целевой программы развития народов Южного Урала. Все это делается с учетом поручения Президента РФ по итогам совещания в Уфе, прошедшего после известных событий на Манежной площади в Москве. Глава государства поручил предпринять необходимые меры для гармонизации межнациональных отношений.

Лев Лузин: Илья Иванович, в чем все-таки содержание национальной политики? Можно ли, к примеру, у нас в области изучить родной язык?

Илья Аносов: Наше министерство образования постоянно мониторит ситуацию и создает все для того, чтобы дети татар и башкир могли изучать свой родной язык. Словом, на местах национальная политика в той или иной степени реализуется. Но я считаю, что роль государства, о которой вы все так настойчиво спрашиваете, должна быть не только политической, но и финансовой.

Лев Лузин: Видимо, денег не дают тем, у кого все относительно спокойно, как у нас.

Илья Аносов: Нет, таким путем мы не хотим ничего получать! Когда мы сегодня говорим о межнациональном конфликте на том или ином рынке, о межкультурном конфликте, то прекрасно понимаем, что там денежные интересы и не более того. Межнациональные конфликты - это конфликты между людьми, которые представляют ту или иную нацию и являются носителями ее культуры. Но носители культуры никогда не вступают в межнациональные конфликты.

Равиль Гибадулин: Ни один чиновник вслух об этом не говорит, но между строк можно понять: чем меньше мы будоражим национальный вопрос, тем лучше. Если начнем говорить об этом, некоторые группировки станут его поднимать и выходить со своими проблемами. Илья Иванович правильно сказал, что это конфликты не на религиозной, не на национальной почве, тут сталкиваются интересы каких-то кланов, идет борьба за деньги. Соответствующие службы отслеживают, чтобы не было экстремистских проявлений. Но часто идет «разбор полетов», когда уже что-то произошло. А надо заниматься предупредительными мерами. Это встречи, «круглые столы», как сегодня. Я глубоко убежден: никто никогда не будет никого оскорблять, выступать против человека той или иной национальности, если он знает культуру, людей этого народа. Чем больше я узнаю про армян, тем больше их уважаю. Я сейчас таджикской литературой увлекся - Джами, XV век, великолепные произведения. И когда я с ними встречаюсь и рассказываю, они в шоке. Таджики, которые здесь сегодня торгуют, даже не знают, кто такой Джами. Но им нравится, что мы интересуемся их культурой. Так возникает уважение друг к другу.

Вольнодумцы

Владимир Боже: Недавно я прочитал книгу башкирского историка Акманова, он предъявляет претензии татарскому историку, который неверно, на его взгляд, пишет об антирусских движениях, связанных с колонизацией территории края в конце XVIII века. Каждый автор хочет доказать, что в этом процессе большую роль играл его народ. Акманов предлагает устанавливать памятники вождям этих восстаний не первого уровня, писать о них романы - как в России установили памятник Минину и Пожарскому и т.д. Читая книгу, я понимаю, что человек живет в другом государстве, не в том, что я. Он говорит: предприняли усилия, чтобы в моей стране мой народ был в меньшинстве. То есть он своей страной называет не Россию, а Башкирию. Выходит, у башкир, у которых я неоднократно бывал, с которыми общался, другие ощущения и другое представление. Значит, не отслеживает государство эти процессы. Если есть такая проблема, ее надо, как минимум, обсуждать и пытаться снять остроту. Есть вопрос по Тевкелеву, а в книгах, изданных в Башкортостане, говорится - изначально плоха Оренбургская экспедиция! Получается, все то, что здесь возникло, - против народа, который тут жил. Это полное фиаско политики, которая есть, потому что человек такой текст опубликовал, и он свободно распространяется среди жителей Башкирии и Челябинска. Я ходил на курултай башкир, пытался с ними разговаривать. Когда в XVIII веке башкиры определяли магистральные пути своего развития, были не только противники интеграции Башкирии в состав Российского государства, но и сторонники. Тот же Таймас Шаимов. Почему эти вопросы мы не поднимаем и не решаем?!

Равиль Гибадулин: Эти вольнодумцы пишут все, что хотят, причем ссылаясь на недостоверные источники, по заказу.

Луиза Алмаева: Почвой для любого межнационального конфликта является неудовлетворенность национальных интересов. До поры до времени оно терпит, никто не помнит, кто какой нации, все живут мирно. Национальные чувства настолько глубоки, настолько неисчерпаемы, что не считаться с ними - преступно.

Равиль Гибадулин: Это в крови, в душе.

Луиза Алмаева: Конечно! В мире сейчас происходят бурные процессы, которые сопротивляются глобализации. Есть теория четвертого мира. На планете пять тысяч этносов. Вы не представляете, что они делают по теории Гумилева, чтобы сохранить биосферу, свое этническое, национальное. Это два противоречащих процесса - глобализация и борьба за сохранение своего этнического, самобытного. Это все надо мониторить и как-то регулировать.

Мы - евразийцы

Лев Лузин: Можем ли мы складывать свою региональную идентичность на базе стабильных межнациональных отношений, того богатства народов, которое у нас есть? Можем ли сформулировать, кто такие южноуральцы в широком культурном контексте?

Луиза Алмаева: Совместная жизнь многих народов создала южноуральский национальный феномен. Нас объединяет любовь к многоцветию, богатству культур.

Владимир Боже: Это, безусловно, может быть фишкой региона. Культура народов заселяющих город и область многообразна, и это перспектива нашего развития. Мы можем быть интересны этим друг другу и гостям края. Такие моменты надо поддерживать и развивать. Было бы интересно посмотреть на какие-то музейные этнографические экспозиции, связанные с тем или иным этносом. Воссоздать не в рамках областного музея в центре Челябинска, а, скажем, где-нибудь на северо-западе города башкирскую или мордовскую деревню, с праздниками, материальной культурой народов.

Сергей Тимошенко: Ну, конечно, у нас есть идентичность. В советское время, когда говорили об уральцах, все отмечали, что они честные, хорошие и достойны доверия.

Луиза Алмаева: Гостеприимные, великодушные.

Владимир Боже: Открытые.

Сергей Тимошенко: Причем это гостеприимство не показное. Тут сплав социокультурного порядка. Это особенность южноуральской идентичности, наше большое достижение и большая ценность.

Луиза Алмаева: Еще не забывайте, что мы центр Евразии. В этом богатство, уникальность Южного Урала. Мы - хребет Евразии. Народы Азии и Европы тут сталкивались, смешивались.

Лев Лузин: Университет в столице Казахстана Астане носит имя Льва Гумилева. Перед нашим «круглым столом» я разговаривал с председателем областного фонда культуры Кириллом Алексеевичем Шишовым, он считает, что в Челябинске давно пора издавать журнал «Евразия», который был бы общим для наших стран. Необходимость евразийства понимают люди культуры, но эта идея среди политиков не востребована.

Луиза Алмаева: Евразийство могло бы стать фактором нашего регионального усиления. Но сейчас евразийская суть не нужна, она противоречит нынешней модели нашего государства.

Сергей Тимошенко: Американцы завидуют нам. Были разработки, что в связи с катаклизмами 2012 года надо пространства Урала и Сибири занять. Это будет своеобразный спасительный ковчег. Вот где мы живем!

Луиза Алмаева: Есть наука астросоциология, я в Москве курсы проходила. По их теории, на Земле есть некие космогенные зоны. То есть наиболее благополучные, это Алтай и Южный Урал.

Равиль Гибадулин: Я с удовольствием повторяю: у нас хорошая энергетика. Все увлеклись материальным, экономическим, а фундаментом все-таки является культура.

Анатолий Лобастов: Тут вспоминали Гумилева, автора теории пассионарности. Коллеги, как вы считаете, на какой фазе пассионарности мы сейчас находимся?

Илья Аносов: Надо по ВВП смотреть или на бюджет,

особенно военный, там сразу виден пик пассионарности.

Луиза Алмаева: Нельзя сказать однозначно. Вот татары пика своей пассионарности уже давно достигли. Башкиры еще движутся к нему, этим и объяснятся их активность.

Лев Лузин: Вы что-то не говорите о пассионарности русских.

Луиза Алмаева: Русские - сборная разных народов, в этом их сила. У русских нет чувства самосохранения, они никогда не думали о выживаемости, сбережении своей нации. Пассионарность этот народ не заботила! Сейчас русские спохватились, но их проблемы связаны не с потерей языка, идентичности, а с потерей духовности - это тема отдельного разговора. А вообще теория пассионарности немножко спорная. Когда Гумилев ее писал, он, как и Маркс, не мог предвидеть, какую модернизацию проведет капитализм. Если бы Маркс сейчас проснулся, как в детской сказке, он бы сразу спросил: «А где капитализм?» Нет его, капитализма, при котором он создал свою теорию! Точно так же Гумилев не мог даже предвидеть, что глобальные межнациональные процессы будут такими…

Лев Лузин: Наша общая задача - их видеть, понимать и вести себя так, чтобы не нарушить климат, энергетику Южного Урала. Всем большое спасибо!

Послесловие автора

Вот и закончилось наше «путешествие» по планете Южный Урал. Но эта тема меня не отпускает. Да и народов, о которых не рассказал, еще очень много. Так что до встречи!

Комментарии
А что Башкир не пригласили? Как то странно, сидят обсуждают межнацотношения, некоторые с сарказмом, а коренных не позвали.
И
27.09.2011 18:10:02
Да уж.Лев Лузин хорошие статьи писал в своей энциклопедии,а башкир не пригласил.Некрасиво вышло..
А
28.09.2011 11:21:50
Эта Алмаева так уверенно говорит о финно-уграх, которые якобы жили здесь до башкир. Разве она не знает что горшки и черепки не говорят и никак не могут рассказать о языке и нации изготовивших их людей. Поэтому археологи найденное именуют безликими "культурами".
Раис
29.09.2011 06:19:34
В.Боже:"живет в другом государстве, не в том, что я."
Действительно, если бы у меня в паспорте, на моем родном языке было бы написано, что гражданин этой Великой страны, я был бы более чем уверен, что живем в одном государстве.
Но увы, изьяли эти страницы с паспортов. Если бы возрождалось и Башкирское войско тоже, а не только Оренбургское... Если бы в школах изучалось не только родной язык, но все обучение велось бы на родном языке... Если бы указатели на дорогах области были и на языке коренного населения тоже, как на территории проживания лужицких сербов... На сайте губернатора области нет ни единого упоминания о башкирах, возвеличивается палач Тевкелев, даже на этот круглый стол не соизволили пригласить.
Ir
29.09.2011 12:50:23
Почитал, очень смешно, "кандидаты наук" собрались. О каких коренных народах вы там говорите? Татары пришли сюда после того как разрушили Казанское ханство, русские в 18 веке начали приходить, финно-угры были вытеснены или ассимилированы башкирами. Единственный коренной народ на Урале БАШКИРЫ, мы здесь самые коренные, древнее нас только динозавры. О какой южно-уральской дружбе они говорят!? Когда я иду по городу и везде развешан этот вонючий "тевкелев"
Мин
03.10.2011 15:41:43
Мин,а что Вам плохого сделали первопоселенцы,они трудились,рожали,умирали,не убивали же башкир,народ кочевой,а русские на месте выстраивали город.А когда были столкновения - то жертвы были и с той,и с другой стороны.Никакой агрессии у русских к башкирам нет.Конечно,вот наплыв таджиков,узбеков и т.д.Этот винегрет чересчур,искуственно созданная ситуация,подмена населения,также активно происходило и в СССР.Нет,русский народ никогда не имел колонизаторских идей,они и до аляски дошли,везде осваивали земли,сами гибли от тяжёлой жизни.
смолина
12.11.2011 20:09:51
Странные рассуждения у этих "историков"-"пришли, ушли проходной двор". Чушь какая-то. Индоиранцы, гунны. мадьяры, тюрки и т.д. всё это то, из чего складывался башкирский народ.
Ir
04.10.2011 17:22:38
ПРИМИТИВ. и ложь.популисткие грезы.
буду краток
17.10.2011 11:35:26
А ещё казаки были - геноцид был,а теперь без покаяния,хитите создать межнац.центр,нет,господа,на крови ничего не получится.Сейчас теже силы организуют троцкисткий вариант.Все рассуждения на поверхности,вопро гораздо глубже.Пока коммунисты,неотроцкисты,либералы не отпустят свои когти с израненного тела,в частности Южного Урала,ничего у господ статьи не получится.
татьяна
12.11.2011 20:30:27