Новости

Спасатели ведут активный поиск любителей подледного лова, которых замело на водоеме.

Двусмысленные плюшевые игрушки могут навредить психике детей, считают пользователи соцсетей.

Извращенцы более семи лет совершали преступления в отношении девочки.

Праздничную акцию проводит МУП «Челябавтотранс» 20 февраля.

На ул. Гагарина столкнулись иномарка и «скорая помощь».

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Крылья для "Бурана"

12.04.2003
Челябинец Юрий Шеффер учил летать первый отечественный челнок

Эльвира КИТАЕВА
Челябинск
Два Юрия
Большинство челябинцев думает: "Наш город далек от космонавтики". Есть в области предприятия, работающие на авиацию и космос. Но чтобы был свой космонавт...

Челябинец Юрий Шеффер учил летать первый отечественный челнок

Эльвира КИТАЕВА

Челябинск

Два Юрия

Большинство челябинцев думает: "Наш город далек от космонавтики". Есть в области предприятия, работающие на авиацию и космос. Но чтобы был свой космонавт...

Между тем в Челябинске учился и жил человек, имевший к космическим полетам прямое отношение. Его имя - Юрий Шеффер, заместитель начальника комплекса Летно-исследовательского института имени Громова, пилот, которого ставили в пример даже бывалым летчикам. Это он вместе со своими товарищами и коллегами поднимал в небо отечественный челнок - корабль многоразового использования "Буран".

Несколько лет назад по заказу телеканала "Культура" был снят документальный фильм "Мир авиации" - о тех, кто писал историю отечественной космонавтики. Его авторы из студии "Крылья России" сюжетно выделили двух героев - Юрия Гагарина, которого знает весь мир, и челябинца Юрия Шеффера, которого не знают в лицо даже в родном городе. Тем не менее у них много общего. Не только стремление к звездам. Они оказались первыми на очень важном отрезке отечественной космонавтики. Один, пилотируя орбитальный корабль, открывал эту звездную страницу. Другой - так распорядилась жизнь - перелистывал ее, управляя с земли самым совершенным летательным аппаратом, который, может быть, вновь станет "бороздить просторы вселенной", но уже в другое, не наше время.

О чем мечтают сегодняшние подростки? Хотят стать бизнесменами, финансистами, депутатами. Юрий Шеффер, вспоминали его учителя Г. Макарова и В. Шестопалова, с начальных классов мечтал летать. Он так и написал в школьном сочинении: "Самая героическая профессия - это профессия летчика". Одноклассники тоже помнят: даже в театральной постановке он играл роль пилота. "Я просто знал, что буду там, наверху", -сказал об этом периоде сам Юрий Шеффер.

"Стану космонавтом"

Его мечта росла, все выше воспаряла над землей. "Стану космонавтом", - заявил он, уже совершая первые полеты на тренировочных самолетах в Челябинском аэроклубе. И никто не удивился и не усомнился, что выйдет все по его жизненному плану. "Юра был не просто одним из равных, - объяснял инструктор авиашколы А. Белоусов. - Он был лучшим".

Закончив с отличием Качинское авиационное училище, Шеффер подал документы в школу летчиков-испытателей, однако подвело немецкое происхождение. Но это его не остановило. Написал письмо председателю Совмина Николаю Косыгину. Какими коридорами и кабинетами возвращался ответ из аппарата правительства - не известно, но его зачислили.

Потом окончил Московский авиационный институт и был направлен в распоряжение ОКБ имени Туполева. Освоил более 60 типов летательных аппаратов - гражданских и военных, больших и малых. Поднимал в небо истребители, стратегические бомбардировщики, гидропланы. Работая в Жуковском, установил 18 мировых рекордов, налетал около 8000 часов. В переводе на "земное измерение" - отработал в воздухе 1000 смен. Это около трех лет воздушного стажа.

Неоднократно бывал в переделках, из которых, казалось, невозможно выйти без потерь. Но выходил. "Не героизм - удел профессии, - переосмыслил летчик свои ранние представления, - а мастерство и знание законов пилотирования".

При испытании аналога ТУ-134, полет которого проходил в сложных метеоусловиях, когда под шасси не видно земли, при заходе на посадку отказали основные приборы пилотажно-навигационного комплекса. Находясь на предельно малой высоте, Шеффер сумел произвести аварийную посадку, сохранив жизнь экипажу. Он вообще был способен почти вслепую сажать любые машины, и это не преувеличение. Отрабатывал посадку даже с зашторенными бортовыми стеклами.

Экипаж из пяти человек готовился к испытаниям новой модели. Должен был лететь на ней и Шеффер. Но в последний момент поступила другая вводная. Борт взлетел без него, но... не приземлился, команда не справилась с управлением в условиях искусственно созданной катастрофы. "Эх, не было с ними Юры", - мрачно делились друг с другом товарищи. "Каждый считал за честь быть с ним в одном экипаже, - вспоминал брат летчика Валерий Шеффер. - И он очень гордился тем, что ему так верят. Он был беспредельно влюблен в дело, для которого был создан. Земля - не его стихия, он - с неба..."

Здравствуй, Байконур

Его зачисление в отряд космонавтов совпало с началом перестройки. "Я был страшно горд тем, что тоже приблизился к космосу", - признался Шеффер в одном из интервью.

Первую пятерку летчиков-испытателей, которая должна была пройти спецподготовку по программе "Буран", укомплектовали в конце 70-х годов. Но после гибели одного из испытателей было решено приступить к формированию второго состава. Юрия Шеффера зачислили в эту вторую пятерку. Космический челнок "ставили на крыло" на его глазах и при его участии. Пилоты приступили к выполнению своей миссии, стартуя в космос, который начинался для них в 50 километрах от земли. Тогда отрабатывался такой полетный режим, не на самых предельных высотах.

В это время Шеффер впервые на практике посадил самолет ТУ-22 М2 с имитацией захода на полосу по схеме снижения "Бурана". Отмечалось, что его действия открыли новую страницу в пилотировании тяжелых сверхскоростных бомбардировщиков. На завершающем этапе летных испытаний он вновь спас людей, машину и экспериментальный материал, посадив самолет-лабораторию, когда отказала его бортовая автоматика.

Первый орбитальный полет отечественного челнока, как известно, был беспилотным. Комплекс "Энергия - Буран" стартовал с Байконура 15 ноября 1988 года. Шеффер тогда держал руку на дистанционном пульте управления, контролируя поведение машины. Успех окрылил участников программы. Но внутренние проблемы страны, в том числе с финансированием, подрезали крылья одному из самых перспективных космических проектов. Программа была закрыта.

Улица имени...

Шеффер тяжело переживал эту потерю. По распоряжению руководства Летно-исследовательского института имени М. Громова воздушному асу пришлось заниматься коммерческими перевозками. Но более всего он сожалел, что бесценный опыт, накопленный во время испытаний "Бурана", некому передать, а потому новым поколениям испытателей, возможно, многое придется начинать с нуля. Он так и сказал на съемках документального фильма об истории отечественной космонавтики: "Мы подходим к такому моменту, когда связь времен может оборваться. Тогда стране придется ждать второго Гагарина, который опять впервые будет покорять космос". Искренне считал так в конце 90-х, когда еще был жив.

Он навсегда улетел от нас накануне своего 54-летия. Заслуженный летчик-испытатель и Герой России умер внезапно, готовясь к очередному полету. Видимо, на каком-нибудь небесном маршруте срочно понадобился пилот экстра-класса...

Его именем назвали один из самолетов авиакомпании ЛИИ имени Громова. Похоронили в Жуковском. Летчик обрел покой у городской аллеи Славы, где увековечена память героев-испытателей нашей страны. А на малой уральской родине Героя России не знают... Но сам Юрий Шеффер, облетевший по воздуху полсвета, больше всех других мест любил и почитал свой родной Челябинск. Коллеги вспоминали: любой приказ отправляться за Уральский хребет он воспринимал как удачу, за ним были закреплены все полеты в южноуральскую столицу, этих свиданий с домом, родными, друзьями детства его не хотели лишать. Когда "железный занавес" был разрушен, и тысячи российских немцев стали собираться на постоянное место жительства в дальнее зарубежье, он говорил брату: "Не смей уезжать из Челябинска в Германию".

Говорят еще, что Юрий Шеффер любил повторять: "Челябинск будет мною гордиться". Значит, это имело для него значение, хотя подобные слова всегда можно перевести в шутку. Но в глубине души, наверное, он верил в это и хотел этого. Только его посещения не становились событием для большого города. И тогда он, опять-таки вроде несерьезно, замечал, что космонавта Джанибекова встречают в Казахстане почти как национального героя, а он у себя дома - просто прохожий.

Сейчас в челябинской школе N 92, где учился Юрий Шеффер, хотят организовать небольшой музей или, по крайней мере, оформить экспозицию. А родственники его уверены: родившийся и живший в Челябинске Герой России не менее, чем Джон Леннон, заслуживает, чтобы память о нем увековечили в названии одной из улиц.

Комментарии
Комментариев пока нет