Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Артист - это интонация

22.04.2003
Ефима Шифрина сцена лечит от недомоганий

Марк РИСКИН
Кыштым
В гримерку кыштымского Дома культуры Шифрин вошел стремительно, оседлал стул, покосился на диктофон и заметил:
- Между прочим, в юности я чуть было не стал вашим коллегой, учился на филфаке и мечтал заняться журналистикой. Но, видно, Бог уберег: Мне много приходилось общаться с корреспондентами. Они при помощи ручки и блокнота такую фигню про меня сочиняли. Диктофон поможет вам быть более точным. Так что задавайте ваши вопросы.

Ефима Шифрина сцена лечит от недомоганий

Марк РИСКИН

Кыштым

В гримерку кыштымского Дома культуры Шифрин вошел стремительно, оседлал стул, покосился на диктофон и заметил:

-- Между прочим, в юности я чуть было не стал вашим коллегой, учился на филфаке и мечтал заняться журналистикой. Но, видно, Бог уберег: Мне много приходилось общаться с корреспондентами. Они при помощи ручки и блокнота такую фигню про меня сочиняли. Диктофон поможет вам быть более точным. Так что задавайте ваши вопросы.

-- Чем же вам так насолили журналисты?

-- Я не запоминаю ту ерунду, что иногда приходится о себе читать. Мне хватает того, что я говорю на сцене, - и так голова забита.

-- Вот одна из сплетен: говорят, что вы были мужем Регины Дубовицкой.

-- И что я должен на это ответить? Давайте скажу, что это неправда.

-- Ваша визитная карточка - голос, неподражаемая интонация. Фразу искусствоведа из монолога " : но наши ученые определили в них диких уток" повторяют многие. Однако звучание она получает только в вашем исполнении. Так же, как и "Але, Люся?"

-- Живописец оставляет в углу картины вензель, столяр ставит авторское клеймо. А почерк артиста определяется интонацией, это харизма любой творческой личности. Я даже иногда говорю, что она моя кормилица. Из моих детских кумиров в памяти остались только те, кто запомнился именно голосом - Раневская, Пельтцер, Бабанова, Жаров, Филиппов. Их никогда ни с кем не спутаешь, их интонацию не возьмешь напрокат. И, тем не менее, раньше я не задумывался о важности интонации. Видимо, с этим родился. Бывают же родовые травмы. Сам никогда свой голос не взращивал, не поливал, не удобрял.

-- И теперь уже вам пытаются подражать?

-- Пародируют многие. Отметились практически все, кто занимается пародией. А подражать - зачем? Что я, герой-челюскинец или Шварценеггер какой?

-- Кстати, о Шварценеггере: Из артистов эстрады, пожалуй, лишь двоим не стыдно обнажить свой торс: вам и Газманову. Вы накачивались для сцены или это необходимо в жизни?

-- Слово-то какое - "накачивался". Это что-то из терминологии станции техобслуживания: накачивают, надувают: Я же просто хочу как можно дольше сохраниться для профессии. Раньше актеры в кинематографе были подтянуты и все трюки выполняли сами. А сейчас не то что не говорят своими голосами, а практически партнерш не видят на съемках, объясняются в любви перед объективом камеры. В постели за тебя старается дублер с рельефной мускулатурой, озвучивает роль человек с бархатным баритоном, в запасе еще и каскадер. Если в кино это как-то годится, то для живого общения со зрителем приходится быть единым во всех лицах: Есть один пожилой актер в нашем жанре, которого я очень люблю и поэтому не назову его имени. Он через пять минут на сцене превращается в потного старичка. Ему приходится после каждого номера менять рубашки.

-- Но вы же сами назвали его старичком.

-- Ну, нет. Причина - в псевдоинтеллигентном подходе к профессии. Такое "правильное" советское разделение: умные люди должны быть в очках и падать на ледовом катке, а сильные работают на заводе и не умеют решать школьных задачек сына. Мне ближе античное понимание человека. Драматург Еврипид в свободное от написания трагедий время участвовал в Олимпийских играх.

-- Вы с детства мечтали о судьбе артиста?

-- Год я учился в Риге, на филфаке Латвийского университета. Но потом, к ужасу своих родителей, отправился в Москву. Они мне только спустя время простили, что я променял хорошую профессию на неясную работу артиста. Для меня это лучшее признание моих способностей. А тогда я трижды пытался, и все безрезультатно, поступить в Щукинское училище. Пришлось учиться в эстрадно-цирковом, потому что решил во что бы то ни стало остаться в столице. Тогда в моей жизни появился Роман Виктюк, на третьем курсе благодаря ему я познакомился с Михаилом Жванецким. На госэкзамене меня заметили Юрий Никулин и Борис Брунов. Им я и обязан тем, что с осени 1978 года стал штатным артистом Москонцерта.

-- Никогда не возникало желания все бросить, сменить профессию? Состояние депрессии так типично для творческих людей. Как вы из нее выходите?

-- Я уж точно не попадал в ЛТП, в наше время не знали, что такое наркотики, не вымещал свои чувства и на старой родительской мебели. Считаю, как бы это скучно ни звучало, единственный способ выйти из тупиковых или стрессовых ситуаций, всевозможных разочарований - это работа. Возникает своего рода эффект гомеопатии - подобное лечится подобным, клин вышибают клином. Сцена лечит меня от недомоганий. От простуды, головной боли - точно. Концентрируешь все силы перед выходом к зрителям, и это помогает. Я вот недавно спину потянул в спортзале - уверен, у вас здесь о боли забуду.

-- Когда смотришь "Аншлаг", то артисты выглядят дружной единой командой. Это действительно так? Вы можете приоткрыть завесу над отношениями?

-- Не знаю, над чем ее приоткрывать, я уже давно не снимаюсь в "Аншлаге". Не знаю, в каких отношениях нынешняя команда, но смею предположить, что в тех же, когда были мы, - славных, приятельских. Сценки, конечно, моделировались, может, даже с некоторым перехлестом. Но я дал себе слово: не говорить негатива о проектах, из которых ушел. Иначе получается, как в некоторых звездных семьях после распада: уже все все забыли, а шлейф разборок искусственно тиражируется. Даже делают вид, что сценический успех дуэта обусловлен не любовью и пониманием, а вечным противоборством, поединком дарований.

-- Вы добровольно покинули "Аншлаг"? Или были созданы предпосылки:

-- Ушел, как это делают многие артисты, которым как бы уже и нечего там делать. Я вам клянусь, что меня никогда ниоткуда не выгоняли. Знаете, как однажды Раневская ответила Завадскому на репетиции? Она отличалась довольно строптивым характером. Он единственный, кто мог сделать ей замечание. И однажды, не выдержав ее очередного опоздания, закричал, теряя самообладание: "Вон из театра!" Надо быть Раневской, чтобы достойно на такое ответить. И она, не повышая голоса, парировала: "Вон из искусства!" Меня ни из театра, ни из искусства не выгоняли. Как только приходило понимание, что то, что я делаю, превращается в обязанность, я тут же уходил. Меня, кстати, всегда умиляет выражение "супружеские обязанности". Как можно называть таинство между супругами обязанностью? Если это обязанность, то для чего этот брак к несчастью обоих?

-- Мы не хотели касаться этой стороны вашей жизни, но вы сами начали тему. Супружеские обязанности вам знакомы из собственного опыта? Насколько печален был этот опыт? Ведь вы до сих пор не женаты.

-- Знаю ли я что-то о супружеских обязанностях? Еще никто из журналистов не спрашивал меня об этом на пороге моего 50-летия. Ну, вы даете! И к чему эти намеки - до сих пор не женат. Что, существует какой-то рубеж, после которого быть холостяком неприлично? Я живу так, как для себя выбираю. Если серьезно, то в природе нет человека без пары. Так Бог повелел, так он укомплектовал свой ковчег. Каждой твари должно быть по паре. Своей я еще не нашел.

-- Недавно по одному из телеканалов Михаил Задорнов вновь пустился в рассуждения по поводу политики США в отношении Ирака. Не обошлось и без напоминания зрителям, что именно он демонстративно перечеркнул американскую визу в своем загранпаспорте. У вас тоже есть такая виза?

-- Я ее очень берегу и надеюсь, что она мне еще не раз пригодится. Я не поеду выступать к Бушу в Белый дом и думаю, что он об этом меня не попросит. Но помимо президента в Америке есть немало людей, которые во мне нуждаются. Это мои бесконечные родственники, мои многочисленные зрители, мои любимые города. Я не настолько политизирован, чтобы в знак протеста вычеркивать из жизни возможность общения с теми, кто меня ждет. Если заносит руководство страны, то мое мнение об Америке все равно останется прежним: она мне нравится. И, извините, чья бы корова мычала, но только не наша. Поезжайте, посмотрите на разрушенный Грозный, побывайте в российской глубинке, не оправившейся после очередных перестроек и экономических революций. Может, тогда в нас останется меньше запала для критики.

-- А вам часто удается выбираться за пределы Садового кольца, за которым, по утверждению москвичей, совсем другая Россия?

-- Это моя работа. Внутри кольца у нас только Театр эстрады и концертный зал "Россия". Свой хлеб я зарабатываю, гастролируя не только по стране, но и по всему глобусу. Глубинка - это моя родина. Моего отца в 40-м году сослали на Колыму. Его осудили по статье "контрреволюционная деятельность" и дали 17 лет лагерей. Его обвиняли в том, что он якобы через связного пересылал стратегически важные данные в Польшу (родители родом из белорусского городка Орша). Какие важные данные могли быть у счетовода артели... А за двадцать лет работы на сцене я объездил не только всю нашу страну, но и полмира.

-- Считается, что самой въедливой публикой для юмориста-сатирика являются одесситы. Были ли на ваших гастролях чрезвычайно "трудные" залы?

-- Въедливой публики на моих концертах не может быть по определению. Билет стоит немалых денег. И решаются заплатить за него те, кому я нужен, кому я дорог или просто нравлюсь. Экзаменовать или тестировать меня никто не приходит. Бессмысленное это удовольствие. Все равно, что, желая обмануть кондуктора, вы покупаете билет в оба конца и не едете. А насчет Одессы - там действительно интересная публика. Но они скорее не критики, а собеседники.

-- Вам жизнь сильно подпортил так называемый "пятый пункт"?

-- Вы думаете, из-за этого я сменил настоящее имя Нахим на Ефима? Вовсе не потому. Просто у Нахима нет уменьшительной формы, а друзья звали меня Фимой. Так и получился Ефим. Что касается пункта: Пожалуй, вы правы: Если бы не он, то я появился бы на телевидении лет на десять раньше.

-- Расскажите о каком-нибудь казусе, розыгрыше, авторство которого принадлежит вашим коллегам.

-- У меня на сцене ничего интересного не происходит. Вот, может, у вас поскользнусь или текст забуду. Мне мама всегда говорила: "Как ты можешь всю эту глупость запоминать?"

Комментарии
Комментариев пока нет