Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Уральский тяжеловоз

24.04.2003
Зеркало для телескопа, наблюдающего "космических монстров", перевозили на челябинском прицепе

Евгений КИТАЕВ
Челябинск

Недавно "Российская газета" сообщила, что большой азимутальный телескоп Российской академии наук, установленный в горах Кавказа, возле станции Зеленчукская, приступил к изучению одного из самых загадочных явлений Вселенной - гамма-барстеров, или иначе "космических монстров". Так астрономы называют источники гамма-излучения гигантских звезд. Они представляют собой самые мощные энергетические объекты Вселенной, ибо излучают энергии больше, чем несколько миллионов звезд целой галактики. Используя шестиметровое зеркало телескопа астрофизической лаборатории РАН, ученые хотят понять, что происходило во Вселенной миллиарды лет назад.
После этой публикации в редакцию "Челябинского рабочего" позвонил бывший директор Челябинского завода автотракторных прицепов (ныне "Уралавтоприцеп") Анатолий Воробьев.

Зеркало для телескопа, наблюдающего "космических монстров", перевозили на челябинском прицепе

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Недавно "Российская газета" сообщила, что большой азимутальный телескоп Российской академии наук, установленный в горах Кавказа, возле станции Зеленчукская, приступил к изучению одного из самых загадочных явлений Вселенной - гамма-барстеров, или иначе "космических монстров". Так астрономы называют источники гамма-излучения гигантских звезд. Они представляют собой самые мощные энергетические объекты Вселенной, ибо излучают энергии больше, чем несколько миллионов звезд целой галактики. Используя шестиметровое зеркало телескопа астрофизической лаборатории РАН, ученые хотят понять, что происходило во Вселенной миллиарды лет назад.

После этой публикации в редакцию "Челябинского рабочего" позвонил бывший директор Челябинского завода автотракторных прицепов (ныне "Уралавтоприцеп") Анатолий Воробьев.

-- А вы знаете, - спросил он, - что платформу для перевозки зеркала этого телескопа спроектировали и изготовили на нашем предприятии? Выходит, к нынешнему событию мы тоже причастны.

Наш завод специализировался на изготовлении сверхтяжелых прицепов. В середине 60-х годов, когда он получил задание "поработать на астрономов", за его плечами уже была сборка 120-тонника. Но для зеркала телескопа требовалась платформа других габаритов и устойчивости. Проектированием ее занялось конструкторское бюро, которое возглавлял Евгений Максимович Оконешников. Несколько месяцев спустя чертежи передали в экспериментальный цех. Это была веха в истории предприятия.

Само зеркало делали в Ленинграде. По технологии только остывать оно должно около двух лет, при этом выдерживается специальный термический режим, чтобы на его поверхности не появлялись микротрещины. Транспортировка этого уникального изделия также требовала особой деликатности. Для гигантской чаши приготовили специальный контейнер, заполненный ртутью (чтобы зеркало меньше "болталось" внутри). Прицеп для перевозки такого груза нужен был идеальной ровности. В металле подобную поверхность создать сложно, поэтому настил выполнили из дерева, учитывая, что максимальный прогиб платформы под грузом не должен превышать трех миллиметров.

Вроде бы все предусмотрели заводские специалисты. Однако сопровождать зеркало телескопа отправилась специально сформированная группа. Возглавил ее сам разработчик - конструктор Оконешников, а в помощь ему выделили двух высококвалифицированных слесарей.

До Ростова зеркало телескопа "путешествовало" по воде. Потом с баржи его перегрузили на челябинский прицеп, и кортеж направился дальше. До станции Зеленчукская дорога ровная. Транспортных неожиданностей здесь быть не могло. Длина платформы - 21 метр, но маршрут следования участники экспедиции тщательно изучили. Направления движения выбирались с тем расчетом, чтобы избегать резких поворотов. Сложнее было, когда дорога пошла в горы. Платформу тянул за собой мощный тягач - "Ураган". Сзади с опущенным ножом следовал бульдозер: если бы этот автопоезд начал соскальзывать вниз, уткнулся б в "лопату". Когда угол наклона горной трассы увеличился еще больше, вместо бульдозера поставили второй "Ураган", начавший подталкивать прицеп сзади.

Зеркало довезли без чрезвычайных происшествий. Следующий этап - выгрузка, монтаж. Но это уже другая история. Челябинский прицеп выполнил свою миссию. Следы его, однако, затем потерялись. Для каких целей использовался еще? Этого не знаю. Но с тех пор я несколько раз посещал обсерваторию. Отдыхая в Кисловодске, просил знакомых отвезти меня туда. Любовался грандиозным сооружением, с удовольствием отмечая, что наши специалисты не ударили в грязь лицом и доказали: не хуже зарубежных коллег способны решать сложные, нестандартные задачи.

Комментарии
Комментариев пока нет