Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Отделка бань и саун - заказать на youdo.com.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Первый главный дирижер

21.11.2011
Одесса-мама подарила миру немало гениальных людей. Именно в этом удивительном городе родился 14 февраля 1909 года первый главный дирижер Челябинской оперы Исидор Зак.

Одесса-мама подарила миру немало гениальных людей. Именно в этом удивительном городе родился 14 февраля 1909 года знаменитый дирижер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ленина, почетный член-корреспондент академии изящных искусств Франции Исидор Зак. Первый главный дирижер Челябинской оперы.

Наверное, не случайно родители дали ему это имя, в переводе с греческого означающее «дар Исиды» - богини плодородия. Творчески урожайной была вся долгая и яркая жизнь Зака, которая закончилась у него на 90-м году.

География биографии

С пяти лет играл на фортепиано. В 13 одаренного мальчика приняли в Одесскую консерваторию. Завершил музыкальное образование в Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по специалности «дирижирование» О профессии оперного дирижера мечтал с детства.

Он еще студент, а ему уже доверили постановку «Виндзорских проказниц» в Ленинградском молодежном театре комической оперы. После окончания консерватории судьба не давала Заку засидеться, бросая по стране. Или он сам стремился к перемене мест, понимая, что так можно приобрести не только профессиональный, но и житейский опыт, без чего не стать хорошим организатором. Слово «дирижер» в переводе с французского - управлять. Чтобы этим овладеть, надо исследовать бытие, научиться понимать людей. Умение воспроизвести на сцене правду жизни впоследствии всегда ставили Заку в заслугу.

- Опера - это мир правдивых чувств, а не правдоподобных ситуаций, - говаривал Исидор Аркадьевич.

Сначала Исидор служил «рядовым» дирижером в Центропосредрабисе (Центральном посредническом бюро по найму и распределению работников искусств), работая в Брянске, Ярославле, Костроме, Самарканде. В конце 30-х и позже - в различных музыкальных коллективах Владивостока, Хабаровска, Куйбышева, Днепропетровска, Алма-Аты, Горького.

Его карьерный взлет на посту уже главного дирижера начался в 1944 году сначала в Новосибирском оперном театре, пять лет спустя - в Львовском оперном, через два года - в Харьковском, еще через три - в Алма-Атинском.

Знаковым городом для него стал Челябинск. Здесь в 1955 году Исидору Заку, музыканту с репутацией признанного мастера, суждено было стать одним из основателей и первым главным дирижером новорожденного театра оперы и балета, которому по его инициативе было присвоено имя М.И. Глинки.

Театр молодых

- Меня увлекает возможность творчества в театре, лишенном каких бы то ни было элементов отрицательной профессиональной и деловой инерции, - говорил он, начиная работать в Челябинске.

Знаменитое «Кадры решают все» было и его организаторским кредо. Он стремился создать такой творческий коллектив, в котором солисты, оркестр и хор должны состоять в основном из молодежи, а «цементом» становятся квалифицированные работники средних лет.

Молодые артисты воспринимали его не только как руководителя, но и как пример для подражания. Валерия Любимчик, ныне инспектор хора, а тогда артистка, вспоминает:

- Исидор Аркадьевич говорил: «Солистов всегда найду. А артистов хора днем с огнем не найдешь - их надо выращивать в своем коллективе». Он относился к нам по-отечески, но при этом всех величал по имени-отчеству. Неимоверно требовательный ко всем, но и к себе тоже. Никогда не опаздывал, не появлялся на сцене в пальто или шапке и другим не позволял. А больше всего не терпел халатного отношения к профессии и лености. Вокалисты и солисты оркестра шли в кабинет главного дирижера, словно на экзамен, чтобы лично ему сдать очередные партии. От каждого он добивался образцового исполнения.

Можно представить волнение коллектива, когда 29 сентября 1956 года на суд публики была вынесена первая премьера - опера «Князь Игорь». Но даже придирчиво настроенные критики высоко оценили постановку. Известный композитор Иван Дзержинский, автор оперы «Тихий Дон», написал, что он «присутствовал при явлении подлинного искусства».

Зак начал работать с фантастической энергией. Его поддержали коллеги: режиссер Дмитрий Смолич, художник Евгений Чемодуров, хормейстер Юрий Борисов. Весь коллектив стал единомышленником главного дирижера. 46-летний Исидор Зак искал особый путь для нового театра.

- Я не за нигилистическое отношение к традициям. Традиции традициям - рознь, я лишь против дурных традиций, - объяснял он свою концепцию.

Завоевать зрителя и воспитать хороших исполнителей можно только интересным репертуаром. Но каким?

- У оперы все идет от музыки, - говорил дирижер. - Не случайно ее первоначальное название в переводе с итальянского означало «драма в музыке». Музыка - сердце и мозг драмы. В ней все - и философская концепция, и характеристика действующих лиц, и драматические взлеты, и пейзажная живопись.

Исидор Аркадьевич был членом КПСС, только так можно было в ту эпоху занять руководящий пост в любой сфере деятельности. Но он не угодничал перед идеологией социализма. И хотя ставил на первый план «формирование нравственного облика человека», считал, что в этом контексте особенно ценны оперы дореволюционных русских композиторов, а также зарубежная классика.

За свою первую творческую пятилетку в Челябинске он поставил восемь замечательных спектаклей. «Князь Игорь», «Кармен», «Пиковая дама», «Травиата», «Овод», «Снегурочка», «Русалка». В этой череде всемирно известных сюжетов на тему современности был только «Город юности» молодого композитора Григория Шантыря по роману Веры Кетлинской «Мужество».

В период постановки начинающий автор часто приезжал в Челябинск. Он признавал, что создать оперу ему помогли советы Зака, его профессиональные секреты.

В Союзе композиторов СССР состоялось специальное обсуждение этого спектакля, а жюри Всесоюзного театрального фестиваля наградило «Город юности» дипломом. Журнал «Советская музыка» тогда писал: «Коллектив челябинского театра не убоялся первого опуса малоизвестного автора. Этот «риск» оказался оправданным: театр добился успехов, создав современный, жизненно актуальный спектакль». Об этой постановке упоминается и в четвертом томе «Истории русской советской музыки», где Челябинский оперный назван «театром молодых».

За труппой укрепилась слава коллектива-экспериментатора. Так, опера «Брандербуржцы в Чехии» композитора XIX века Бедржиха Сметаны впервые увидела свет в СССР именно на челябинской сцене. На премьеру спектакля в декабре 1963 приехали театральные критики из Москвы и Праги.

В 1966 году Челябинский оперный пригласили на гастроли в Москву - знак признания в высоких музыкальных кругах. Авторитет Зака, уже удостоенного звания народного артиста РСФСР, был чрезвычайно велик.

К тому времени на афишах театра имени Глинки красовались «Аида», «Руслан и Людмила», «Тоска», «Трубадур», «Ромео и Джульетта» и другие названия замечательных спектаклей. При Заке их было поставлено 23. Интерес челябинской публики к опере и балету рос год от года. Театр получил статус одного из ведущих в стране.

Сезон 1967-1968 гг. оказался для Исидора Зака последним. Он вернулся в Новосибирск и снова занял пост главного дирижера. В 1976 году ему присвоено звание народного артиста СССР. Незадолго до своей кончины 17 августа 1998 года челябинский театральный критик Клара Антонова получила от него письмо: «Я продолжаю работать. Правда, не в театре, а в консерватории, где обучаю молодых дирижеров оперному «ремеслу». Человеку очень важно быть востребованным, чувствовать себя нужным. В мои 89 лет мне это пока дано…»

Он дышал вместе с нами

Когда речь заходит о Заке, у Генриетты Денисовой теплеет голос. Об этом человеке у заслуженной артистки РСФСР, в 1955-1985 годах солистки Челябинского театра оперы и балета, очень много воспоминаний. Генриетта Михайловна поделилась некоторыми из них.

- Исидор Аркадьевич сразу же произвел неизгладимое впечатление. Мы познакомились в Москве, куда он приехал подбирать солистов для нового театра в Челябинске. Мы с мужем Володей (В.Я. Курочкин, солист театра в 1955-1970 гг., затем директор. - Л.С.) как раз окончили Московскую консерваторию. Всего двоих с курса нас оставляли в столице. Но мы загорелись идеями Зака, поехали к нему на Южный Урал.

Он был человеком и руководителем высшего класса. Сейчас таких просто нет. Всегда появлялся в театре раньше всех и уходил одним из последних. Был с головой погружен в свое дело. При нем театр был образцовый, порядок - идеальный, даже за кулисами никакого шума-гама.

Первый сезон был репетиционным, мы выступали в театре только с концертами. Репетируем до упада, а главный режиссер Дмитрий Николаевич Смолич (тоже человек высшей пробы) говорит:

- Ну давайте: последний раз и с блеском.

Уже далеко за полночь, а мы «в последний раз и с блеском». И хоть бы кто пикнул. Увлеченные творческим процессом, мы работали взахлеб.

При всей своей интеллигентности Исидор Аркадьевич не любил, когда ему противоречили. Он считал, что знает значительно больше. Так оно и было. Блестяще разбирался не только в музыкальной теме, он был человеком редкой эрудиции, владел несколькими языками.

Его манера дирижировать притягивала: все просто, понятно, логично. За пультом он становился для артистов другом и помощником. Он словно дышал вместе с нами. Оркестр никогда не заглушал певца. Критики писали, что дирижерская воля каким-то чудесным образом передавалась оркестрантам и вокалистам. Да особых чудес и не было. Слаженность - результат кропотливой работы на репетициях.

Однажды на репетиции Зак в гневе сломал дирижерскую палочку, взял вторую - и ее та же участь постигла. Так он выразил свой гнев, что-то ему не понравилось в исполнении. А он всегда добивался, чтобы артист великолепно знал партитуру и полностью входил в образ героя.

Но мог и похохмить. Когда кто-то сфальшивит на репетиции, он всегда говорил:

- Слушайте, вы случайно не из Крыжополя?

Мы думали: он так ругается, посылает в этот самый Крыжополь. Только позже узнала, что этот город существует реально.

Помню такой случай. Мой муж отлично спел партию Ерошки в «Князе Игоре» на открытии театра. Его стали приглашать в Кировский театр. А принципиальный Зак говорит:

- Что ж, если вас туда примут, я буду рад. Но если вы поедете, и они вас не возьмут, учтите: у нас вы тоже работать не будете.

Мы и не стали рисковать. Работать с таким, как он, - счастье. И он любил музыкальных людей.

Спектакли у нас ставились такие, которые нигде больше не шли. Григорий Шантырь привез «Два капитана» - замечательная опера получилась. Исполнители работали с удовольствием, у меня тоже хорошая партия была, даже диплом за нее получила. Зак был широкого размаха человек. И советских композиторов он прекрасно понимал, ставя жизненные спектакли, и классику тоже.

Благодаря его авторитету и профессиональным связям, мы много ездили на гастроли. В Иркутск раз семь, в Оренбург раз шесть, в Магнитку ездили два раза. Были в Омске, Томске, Барнауле, Москве.

По праздникам Исидор Аркадьевич приглашал к себе домой несколько супружеских пар, с которыми общался теснее. Мы с мужем попали в этот круг. Хотя не могу сказать, что нас с ним связывали дружеские отношения. Он не был открытым человеком.

Жил он с семьей около кинотеатра Пушкина. Какие это были вечера! Много говорили, в основном о театре, дискутировали, шутили. В Челябинске он ощущал себя комфортно. И вдруг узнаем о его отъезде в Новосибирск. Может, одной из причин стало то, что к тому времени у нас уже не работали ни Смолич, ни Чемодуров. Зак лишился опоры на таких же деятельных людей, как он. Когда уехал и он, в театре стало скучно и грустно.

«А еще горячность и резкость…»

Сергей Иванович Чадов, заведующий музеем театра имени М. Глинки, точнее говоря, хранитель театральной истории, предоставил возможность познакомиться с некоторыми документами, которые наследники Исидора Зака, по сей день живущие в Новосибирске, любезно передали в Челябинск.

В большой коробке много именных грамот, дипломов, приветственных адресов. Театральные афиши и программки, которые Зак, видимо, хранил как вещественную память о значимых для него событиях.

Справка от 19 ноября 1929 г.: «Дана гр-ну Заку И.А. в том, что он поступил в 1925 в консерваторию на дирижерское отделение исполнительского факультета Ленинградской консерватории и в 1928 г. сдал выпускной зачет по специальности».

Удостоверение, выданное ему в 1933 г. Средне-волжской краевой госоперой: «Заку И.А. доверяется заключение договоров по приглашению работников в оперу».

Благодарность от шефской комиссии Куйбышевского дома Красной армии Заку, «сумевшему создать настоящую деловую обстановку в таком ценном мероприятии по повышению культурного уровня начальственного состава и членов их семей, как концерт из цикла «Музыкальное образование».

Там же, в Куйбышеве, в 1936 году «за высокие показатели и активную работу в частях РККА и НКВД по военно-шефской работе» Исидора Зака премировали ценным подарком - портфелем. Говорят, он не расставался с ним до последних дней.

Трогательны старые черно-белые фотографии из разных периодов его жизни, начиная с далеких 20-х годов прошлого века. На обороте некоторых снимков сделаны надписи его четким каллиграфическим почерком: «Дочка Леночка», «С внуком Илюшей после первого совместного концерта», «Постановка балета «13 роз», 1956 г., с артистами балета. Композитор Бертрам справа от Зака», «Неаполь, рыбаки, 1960 г.».

Целая стопка поздравлений с личными и государственными юбилеями. Среди них - от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Коллектив Челябинского электродного завода поздравил Зака с его 50-летием и 30-летием театральной деятельности:

«Вы связали свое имя с рождением в нашем городе оперного театра, слушатели которого высоко ценят ваши заслуги и желают дальнейших творческих успехов в деле культурного роста нашего советского человека».

Много официальных характеристик, повод для которых - чаще всего ходатайства на представлении Исидора Аркадьевича к наградам и званиям. Но, видимо, не эта, которая заканчивается словами: «К недостаткам Зака относятся некоторая горячность и резкость в обращении с работниками».

В других же его характеризуют так: «Честный, принципиальный коммунист, высококвалифицированный музыкант, серьезный руководитель театра».

В 1957 году в Москву из Челябинска ушло ходатайство о присвоении Заку звания народного артиста РСФСР. В производственной характеристике директор театра оперы и балета Артемьев и секретарь партбюро Окунев писали о нем:

«Является высококультурным музыкантом, прекрасно знающим музыкальную литературу, обладает хорошей музыкальной памятью и хорошим вкусом. Крупный дирижер-организатор. В сравнительно короткий срок им были подобраны интересные творческие кадры, основное ядро театра - молодежь, с которой тов. Зак ведет большую педагогическую работу. Работая по совместительству в филармонии, Зак значительно поднял уровень симфонических концертов в городе. Зак использует свой опыт и умение в общественной работе, его консультации и указания благотворно сказываются на деятельности многих городских самодеятельных коллективов».

А далее - строки из характеристики на представление Заку звания народного артиста СССР: «Музыкант высокого дарования, умелый организатор творческого процесса. По официальному признанию, театр оперы и балета имени Глинки является своеобразной творческой лабораторией по созданию советской оперы и балета. Зак много делает по пропаганде среди трудящихся Челябинска лучших произведений симфонической музыки, много времени отдает участию в работе общественных организаций театра и города. Неоднократно избирался членом Челябинского горкома КПСС и членом партбюро театра».

Звание народного Зак получил уже в Новосибирске, где работал до последних дней и умер 16 августа 1998 года.

Он - целая эпоха

Солисты, дирижеры, артисты оркестра театра имени Глинки считали его своим наставником. В 2001 году в Челябинске открылся I международный фестиваль дирижеров имени Зака, идея проекта принадлежала последователю маэстро, заслуженному деятелю искусств России Сергею Ферулеву.

- Ему наш театр обязан своей биографией, творчеством, жизнью, - объяснил свой порыв Сергей Владимирович.

В фестивале участвовал всемирно известный дирижер Фуат Мансуров. Он единственный в прямом смысле ученик Исидора Аркадьевича, окончил его класс в Алма-Атинской консерватории. Отзывается о своем учителе как о лучшем оперном дирижере советского периода, глубоко знавшем этот жанр профессионале.

- Как-то он мне сказал: «Если вам неизвестен хотя бы один термин в партитуре, вы не имеете права вставать за пульт», - вспоминал Фуат Шакирович. - Его слова запали в душу. Всякий раз, готовясь к репетиции, я перелопачивал гору литературы. Когда профессор Московской консерватории Лео Гинзбург пригласил к нему в аспирантуру, моя осведомленность оказалась неожиданно высокой.

Внук Зака Илья Коновалов не пошел по стопам деда. Но из него получился отличный скрипач. С триумфом гастролирует по всему миру. Он и с Башметом выступал, и с Кацем, и с Дорой Шварцберг, и с Мишей Майским. Страсть порыва - это то, что объединяет наследника со знаменитым дедом.

«Целой эпохой в дирижировании, дирижером-титаном» называл Зака один ведущих теноров мира оперный певец Владимир Галузин, работавший с ним в начале своей карьеры.

…В золотом фонде Челябинской картинной галереи хранится живописный портрет Зака кисти Василия Неясова. Таким он и запомнился тем, кто его знал: одухотворенный, погруженный в музыку, в творчество.

Комментарии
Комментариев пока нет