Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Два года назад в старейшей Челябинской детской школе искусств открылось экспериментальное отделение

25.11.2011
Там учат совсем не так, как мы себе представляем

Там учат совсем не так, как мы себе представляем.

Домашних заданий здесь почти не задают. Хор и сольфеджио совмещены. На элементарном музицировании можно запросто поиграть в жмурки. Промежуточный экзамен проходит в форме концерта для друзей и родителей, а итоговый - как красочно оформленный спектакль. Список чудес можно продолжать.

Все началось с заказа областного министерства культуры. Педагогам ДШИ №1 - одной из лучших музыкальных школ Челябинска - предложили на практике осуществить программы, составленные преподавателями из разных школ искусств Магнитогорска.

Не секрет, что советская музыкальная школа была нацелена прежде всего на подготовку профессиональных музыкантов. Она была первой ступенью в структуре школа-музучилище-консерватория. Но из всех, кто прошел через музыкальную школу, дальше по лестнице поднимались единицы. Так ли уж нужна профессиональная подготовка детям со средними или низкими способностями?

Многие не выдерживают нагрузки и бросают музыкальную школу, хотя по упрощенной программе с удовольствием бы там учились. Вывод напрашивается сам собой: развернуть школу искусств лицом к ребенку и его родителям, дать такое образование, которое помогло бы человеку творчески раскрыться в любой сфере деятельности, какую бы профессию он ни выбрал.

В магнитогорском учебно-методическом центре такую программу и попытались придумать.

Обо всем - или ни о чем?

Директор ДШИ № 1 Зоя Просвирина вспоминает, как все было:

- Два года назад нам предложили участвовать в этом эксперименте. Был июнь, а детей мы набрали и распределили на другие отделения еще в мае. Летом педагоги «переваривали» идею. Было ощущение, что мы не сможем этим заниматься. В программах, составленных преподавателями из разных школ и не опробованных на практике, было много разрозненного и непонятного. 31 августа мы дружно вышли на собрание первоклассников, которые уже были приняты на инструментальное и хоровое отделения. Пытались им описать, как будет здорово на новом отделении, сами еще не зная вообще ничего.

Казалось, сейчас родители восторженно встретят новую идею. Ведь тут и инструмент, и хор, и хореография, и сценическая речь, и ИЗО - все, что нужно для гармоничного развития ребенка! Не тут-то было. Взрослых смутило слово «общеэстетическое» - мол, это все и в то же время ни о чем. Многие из родителей сами окончили музыкальную школу и привели детей, заранее выбрав не только инструмент, но и конкретного педагога. «Переключиться» пожелали только 13 человек. Справедливости ради надо сказать, что эксперимента побаивались не только родители, но и специалисты.

- Сопротивление со стороны профессионалов базировалось на убеждении, что «общеэстетическое» - это скатывание образовательной системы на более простой, чуть ли не на дошкольный уровень и, следовательно, утрата накопленного опыта. Так думала и я, - признается известный челябинский музыковед Татьяна Синецкая.

На деле оказалось, что это не так. Выбранный инструмент ребята действительно осваивают по упрощенной программе, ориентированной, в первую очередь, на домашнее музицирование. Но если есть способности и желание, можно заниматься так же, как на инструментальном
отделении.

Некоторые ребята, например аккордеонистка Оля Чуклина, так и делают. Что же касается общего объема информации - он даже больше, чем в традиционных программах музыкальной школы. Вот предметы, изучаемые на общеэстетическом отделении: игра на инструменте, хоровой ансамбль и сольфеджио, слушание музыки и музыкальная грамота, танец, рисование, развитие речи и, наконец, элементарное музицирование, преподаваемое по знаменитой на весь мир системе Карла Орфа. Чтобы усвоить такое количество предметов, ребята занимаются по два часа каждый день, кроме выходных.

Особо стоит сказать об элементарном музицировании. Методика Карла Орфа в Челябинской области хорошо известна благодаря преподавателю музыки из южноуральской Варны Вячеславу Жилину. Но используют методику Орфа в основном в детских садах, хотя она прекрасно развивает фантазию и чувство ритма не только у малышей и школьников, но даже и у студентов.

Особенность новых программ заключалась еще и в том, что все предметы, насколько это возможно, должны быть связаны друг с другом общей темой. Например, канон - не только в хоре, но и в танце, и в речи. Татьяна Синецкая называет это «межпредметными связями»: «Услышать музыку стиха, увидеть краски в музыке». Педагоги не упускают ни одной возможности навести мостик между разными предметами. Постоянно собираются вместе, устраивают мозговой штурм. Вообще надо сказать, что эксперимент потребовал немалых усилий от участвующих в нем преподавателей.

- Мы искали приемы, - вспоминает Татьяна Шалагинова. - Я, например, закончила консерваторию как дирижер-хоровик, но я не теоретик, не знала, как вести сольфеджио. А в новой программе хор и сольфеджио совмещены. Подходила к теоретикам, спрашивала. И так каждому преподавателю пришлось освоить как бы смежную специальность.

Гудошники и жмурки

Детей-гудошников все хоровики боятся как огня. Гудошник не поет мелодию, а стойко гудит один и тот же звук. Обычно учитель говорит: «Сейчас все поют, а Петя и Маша помолчат». От комплекса неполноценности, заложенного на таких уроках, Пете и Маше потом долго придется избавляться.

- С некоторых пор я перестала бояться слова «гудошник», - говорит Татьяна Шалагинова. - Мне, наоборот, стало интересно работать с такими детьми.

Вместо традиционного «помолчи» Татьяна Александровна предлагает: «Сейчас ты будешь принцессой внутреннего слуха, а все остальные - твоими придворными». Принцесса молча открывает рот, слушая поющих детей, и вскоре начинает правильно петь сама.

Результаты впечатляют. На первом занятии петь могли только трое из тринадцати человек. Через четыре месяца «стойких гудошников» осталось четверо. Сейчас поют все, причем на два голоса.

Одна девочка, Ева Бузуева, поступила в московскую студию «Непоседы».

- У меня даже хоровые дети не умеют многого из того, что умеют сейчас эти, - признается Татьяна Александровна. - Вот такая у них хватка.

На орф-уроке Нины Украинцевой творятся странные, на первый взгляд, вещи. Вот она предлагает поиграть в колокольчики-бубенцы и завязывает одной девочке глаза. Стоящие в кругу передают колокольчик по часовой стрелке. Вдруг Ваня Щербинин, единственный в этой группе мальчишка, пускает бубенец в обратную сторону. Оживление, шутки, смех. Вот она, креативность! Орф-педагогика воспитывает свободу мышления, незацикленность, умение перестроиться. Ритм они воспринимают через движение и речь.

- Традиционная педагогика подражательна, - считает Нина Петровна. - Мы сразу маленьких детей начинаем обучать, по-русски говоря, натаскивать. Нужно идти не от интеллекта, давая теоретические выкладки, а от природы ребенка. Вот он танцевал и вдруг остановился - сердцем почувствовал, что такое пауза.

Заказ есть, а финансирования нет

Разумеется, в эксперименте не обошлось без сложностей. Причина большинства из них в том, что общеэстетическое отделение - одно на всю школу. Невозможно разбить детей на группы в зависимости от того, кто в какую смену учится в общеобразовательной школе. А большинство занятий - коллективные. Начинают заниматься в седьмом часу вечера, а это для ребенка поздновато.

О результатах эксперимента говорить пока рано, ведь он продолжается. И все же было много радостных моментов.

- В мае на областном семинаре мы показали спектакль и наши уроки 60 преподавателям, - вспоминает Зоя Просвирина. - Нам не поверили, что это обычные, не отобранные специально для эксперимента, дети.

А вот что ответили родители на вопрос, как изменился ваш ребенок: стал больше читать, появилась уверенность в собственных силах, способность к концентрации внимания, исправилась осанка.

Любопытно, что, оценивая результаты, педагоги ведут как бы «двойную бухгалтерию»: одну оценку (объективную) ставят в свой журнал, другую - ребенку. Вторая оценка показывает, какой результат он показал в сравнении с самим собой.

Знать объективный результат детям, по убеждению завуча Светланы Шишовой, курирующей эксперимент, вовсе необязательно. У многих развитие происходит скачкообразно: поначалу кажется, что ребенок стоит на месте, а он, оказывается, просто вбирает в себя информацию или сильно зажат. Вот тут плохая оценка может отбить всякое желание к учебе. Резкий скачок вперед обязательно произойдет, надо просто иметь терпение.

Будущее у общеэстетического отделения есть.

- Сначала мы думали: отучим этих детей пять лет и тогда наберем первый класс, - признается Зоя Просвирина. - А нам намекнули, что новый набор нужно делать уже в следующем году.

И вот тут возникает вопрос: если это заказ министерства культуры и областного учебно-методического центра, то должно быть и финансирование. Хотя бы на премии педагогам, которые все свободное время отдают подготовке к экспериментальным урокам.

И еще одна мечта есть у коллектива первой детской школы искусств, которую высказала и Татьяна Синецкая. В 2020 году школе, первой не только по номеру, но и по качеству обучения, исполнится сто лет. А ютится она на первом этаже жилого дома, площадей катастрофически не хватает. Хорошо бы построить для нее отдельное здание.

Комментарии
да детям нужно время для обучения - за 5 минут никто не научится
Yura
27.11.2011 10:21:59
Раз уж начали это... подавать как новаторство и достижение, чтоб мой намек понятней был, предлагаю внедрить описанный в статье передовой опыт и открыть эстетические отделения во всех университетах - существует огромная категория митрофанушек и их родителей, которым нужен только диплом - зачем их парить всякой вышкой, сопроматом, да и еще оценками расстраивать...
pale
27.11.2011 19:03:59
В ДШИ №1 помимо эстетического,эксперимаетального отделения есть и профессиональное. Очень сильное. В музыкальные школы (это не секрет) давно набирают детей с весьма скромными музыкальными данными. Но дети и особенно родители хотят обучить детей музыке. Вот такая программа общекультурного направления и называется эстетической. Детям это действительно нравится. А останется ли это отделение к сентябрю 2013 года? Вот это вопрос к управлению культуры.
Ирина
06.06.2012 07:28:50